Научная статья на тему 'Использование традиций коллективной взаимопомощи русского народа при построении учебно-воспитательной интернет-системы'

Использование традиций коллективной взаимопомощи русского народа при построении учебно-воспитательной интернет-системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-СИСТЕМА / ДУХОВНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / РУССКИЙ / РОССИЯ / TRAINING / EDUCATION / INTERNET-SYSTEM / SPIRITUALITY / TRADITIONS / RUSSIAN / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицын Владимир Анатольевич

Уточняется структура и задачи учебно-воспитательной интернет-системы, основанной на отечественных духовных и историко-культурных традициях. Рассматриваются пути использования традиций коллективной взаимопомощи русского народа при построении учебно-воспитательной интернет-системы. Показано, что использование этих традиций будет содействовать повышению эффективности образования и воспитания в информационную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian people collective mutual aid traditions using at construction specified the teaching and educational Internet system

The structure and tasks the teaching and educational Internet-system based on domestic spiritual and historical and cultural traditions is specified. Ways of Russian people collective mutual aid traditions using are considered at construction specified the teaching and educational Internet system. It is shown using of these traditions will promote increase of the formation and education efficiency during an information epoch.

Текст научной работы на тему «Использование традиций коллективной взаимопомощи русского народа при построении учебно-воспитательной интернет-системы»

В. А. Птицын

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ РУССКОГО НАРОДА ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ-СИСТЕМЫ

Уточняется структура и задачи учебно-воспитательной интернет-системы, основанной на отечественных духовных и историко-культурных традициях. Рассматриваются пути использования традиций коллективной взаимопомощи русского народа при построении учебно-воспитательной интернет-системы. Показано, что использование этих традиций будет содействовать повышению эффективности образования и воспитания в информационную эпоху.

Ключевые слова: обучение, воспитание, интернет-система, духовность, традиции, русский, Россия

The structure and tasks the teaching and educational Internet-system based on domestic spiritual and historical and cultural traditions is specified. Ways of Russian people collective mutual aid traditions using are considered at construction specified the teaching and educational Internet system. It is shown using of these traditions will promote increase of the formation and education efficiency during an information epoch.

Keywords: training, education, Internet-system, spirituality, traditions, Russian, Russia

Проблемы воспитания молодежи, порождаемые информационной эпохой

В период перехода в информационную эпоху происходят многие качественные изменения в жизни общества. Вследствие глобализации «многие традиционные национальные и этнические культуры претерпевают существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными» [4, с. 145]. С учетом необходимости выработки позитивной альтернативы отмеченной выше негативной тенденции мы сформулировали противоречия становления информационного общества в России с точки зрения воспитания молодежи:

- между тенденцией глобализации, которую несет информационное общество и в первую очередь сеть Интернет и необходимостью патриотического и духовного воспитания детей и молодежи в соответствии с традициями России;

- между необходимостью ускоренного и широкого внедрения в российское образование компьютерных сетей с учетом вызовов наступающей информационной эпохи и значительной не готовностью российского сектора Интернета организовать и направить в нужное русло информационные и образовательные воспитательные потоки.

- между угрозой возникновения различных форм интернет-зависимости, отвлечения от проблем реального мира, создающими помехи для воспитания и социализации ребенка, и возможностями интернет-систем создавать частичную замену историко-культурных молодежных сред в их родной местности [7, с. 44].

Учебно-воспитательная интернет-система: задачи и структура

Выработке позитивной альтернативы отмеченной выше негативной тенденции может содействовать комплекс мер как в реальном мире, так и в интернет-пространстве [7]. В сети Интернет целесообразно создать учебно-воспитательную интернет-систему (УВИ-

систему), которая будет решать комплекс задач. Во-первых, содействовать обучению участников УВИ-сис-темы компьютерным наукам и компьютерному творчеству. Во-вторых, способствовать духовному и патриотическому воспитанию своих пользователей в русле отечественных духовных и историко-культурных традиций. В-третьих, обучать и содействовать межпредметному и межтерриториальному взаимодействию участников УВИ-системы как в учебно-научной, так и в учебно-творческой деятельности; налаживать взаимодействие участников системы, преимущественно занимающихся естественными/гуманитарными науками или художественным творчеством во всем многообразии его проявления. В-четвертых, будет выполнять интегрирующую функцию - привнесение духовности в учебно-научную деятельность.

Рассмотрим, каким образом в такой УВИ-системе могут быть востребованы традиции коллективной взаимопомощи русского народа. Чтобы определить механизмы их использования, предварительно уточним понятие УВИ-системы, лежащей в русле православной и русской национальной традиции и увязанной с традициями светской педагогики. Эта УВИ-система может быть звеном более широкой системы, организующей практическое взаимодействие в конкретных делах на благо России с иными УВИ-системами, ориентированными на другие традиционные религии.

В структуру рассматриваемой УВИ-системы могут входить:

1) пользователи УВИ-системы, состав которых будет рассмотрен ниже;

2) информационно-организационные центры: тематически специализированные учебно-воспитательные сайты, формулирующие основные учебно-исследовательские и учебно-творческие задания и проекты, собирающие информацию о ходе реализации проектов и конкурсов, а также социальные сети, помогающие наладить прямое взаимодействие участников УВИ-системы;

19

3) специализированные сайты дистанционного обучения, содействующие обучению школьников и молодежи студенческого возраста в условиях информатизации образования, помогающие участникам УВИ-системы углубить свои знания в области информатики, компьютерного творчества, межпредметной кооперации;

4) автономные звенья системы: сайты и другие формы проявления интернет-активности различных групп участников системы - высших и средних учебных заведений различного профиля и статуса, семей и - индивидуально - школьников, студентов, преподавателей, других заинтересованных в работе системы людей и организаций. Данные автономные звенья могут решать под своим углом зрения и со своей спецификой одну или несколько задач, предлагаемых сайтами, упомянутыми в пунктах 2 и 3, а также выдвигать свои проекты.

Содействие учебно-исследовательской и учебнотворческой деятельности школьников и студенческой молодежи в области компьютерных наук следует осуществлять путем реализации различных форм дистанционного обучения, предоставления возможности пользователям системы получать необходимую информацию, знакомиться с учебными материалами, участвовать в сетевых проектах и конкурсах. Духовное и патриотическое воспитательное воздействие должно соответствовать учебным, учебно-исследовательским и учебно-творческим задачам; формированию визуальной, мультимедийной среды УВИ-системы; ориентации участников УВИ-системы на деятельность не только в виртуальном мире, но и на позитивную созидательную деятельности в реальном мире на благо России.

Аудитория участников рассматриваемой УВИ-сис-темы достаточно широка: школьники, студенты, преподаватели средних и высших учебных заведений, семьи, специалисты в области компьютерных и гуманитарных наук, художественного творчества. Эффективность УВИ-системы будет возрастать по мере того, как ее участники будут учиться работать как единое целое, радоваться успехам друг друга, помогать друг другу, осуществлять добрые дела на благо России в реальном мире.

Уточнение понятия духовных ценностей, духовные ориентиры УВИ-системы

Необходимо конкретизировать, что понимается в данной статье под духовными ценностями и духовным воспитанием с учетом необходимости синтезировать практическое взаимодействие светской и религиозной педагогик. Поскольку это отдельная философская проблема и «единого мнения на этот счет достичь трудно по многим причинам» [5, с. 34], с нашей точки зрения целесообразно в данной работе базироваться на принципах, содержащихся в программе нового экспериментального предмета для средних школ «Основы религиозных культур и светской этики», явившимся компро-

миссом длительных общественных дискуссий. Идеи этого предмета представляется возможным расширить и на молодежь студенческого возраста. Как известно, в соответствии с указом Президента Российской Федерации школам нескольких регионов предлагается организовать экспериментальное преподавание детям по выбору одного из курсов: основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культуры, основы культуры всех мировых религий, основы светской этики. При этом учебники по основам духовной культуры той или иной религии было предложено разработать представителям соответствующих религиозных организаций. Во время общественной дискуссии отмечались как положительные, так и отрицательные стороны данного предмета. Наиболее существенным нам представляется констатация того, что раздельное преподавание основ религиозных культур может способствовать разделению детей в школе по религиозному принципу, которое неизбежно трансформируется в аналогичное разделение и в обществе в целом. Поэтому целесообразно в синтезируемой УВИ-системе наряду с дифференциацией по религиозным критериям ввести и весомые интеграционные механизмы, реализуемые в процессе практического взаимодействия.

Выработка рекомендаций к УВИ-системе представляется неизбежно компромиссной, поскольку православная и светская педагогики имеют различные определения таких базовых понятий, как воспитание и образование, и, следовательно, различные формулировки их целей и задач [2; 3]. Несмотря на эти теоретические различия, можно сформулировать лежащую в практической плоскости базовую организационную рекомендацию к синтезируемой УВИ-системе, определяющую ее целевую аудиторию: система должна быть сориентирована как на государственные (светские) учебные заведения, так и на религиозные, а также на семьи, имеющие различный духовный и педагогический опыт. Синтезируемая УВИ-система должна допускать многовариантное участие в ее проектах, выполняя роль мостика сотрудничества и взаимообога-щения государственных и православных учебных заведений, различных семей.

Организационную базовую рекомендацию необходимо дополнить формулировкой духовных ориентиров, для создания ими основы внутреннего единства участников УВИ-системы, общей платформы на которой смогут сотрудничать различные учебные заведения и семьи, принимающие эти ориентиры при самом широком разбросе во мнениях и подходах к частным проблемам. Такие духовные ориентиры были сформулированы нами в программе «Помоги памятникам России» [6]. Представляется возможным записать духовные ориентиры УВИ-системы, опираясь на данную работу, добавив комментарии и уточнения.

1. Жизненосное значение Православия для России при безусловном уважении религиозных традиций других вероисповеданий [Там же, с. 12]. До всех

20

участников УВИ-системы должно доводиться на основе объективного исторического подхода особое значение Русской православной церкви в истории России и ее культуры.

2. Центральное значение русской культуры на многонациональном древе российской культуры, взаимное обогащение национальных культур народов России. Глубокое осознание того, что русская культура обеспечила полнокровное развитие всех национальных культур народов России, содействовала построению государства Российского, должно последовательно прививаться участникам УВИ-системы [6, с. 12].

3. Тысячелетняя история России - живая связь времен [Там же]. Глубокие исторические знания помогут участникам УВИ-системы полюбить свою Родину и выбрать верный жизненный путь.

4. Доброе сотрудничество всех народов на благо Великой России имеет основополагающее значение для становления российской культуры и государственности [Там же]. Поэтому в УВИ-системе предусмотрены звенья межрегионального, межнационального и межрелигиозного сотрудничества участников УВИ-системы в практических делах в реальном мире на благо России.

Надо отметить, что сформулированные духовные ориентиры преимущественно историко-культурные. Поскольку синтезируемая УВИ-система должна допускать многовариантное участие в ее проектах, одни участники системы (государственные учебные заведения) смогут осуществлять свою работу, оставаясь в рамках историко-культурного подхода, вкладывая в понятие духовности светское понимание. Другие участники (религиозные учебные заведения) и заинтересованные семьи смогут строить свою работу, исходя из абсолютной истинности православия, вкладывая в понятие духовности религиозное содержание. При этом необходимо учитывать, что само участие в деятельности УВИ-системы должно способствовать духовному росту как учащихся, так и их взрослых наставников.

Проект «Моя православная Родина» как одно из звеньев УВИ-системы

Первым шагом практического создания предлагаемой УВИ-системы стал разработанный и реализованный нами в 2006-2007 гг. интернет-конкурс детского компьютерного творчества «Моя православная Родина» [8]. Структура и результаты конкурса рассмотрены в статье [9]. В основу конкурса легли проекты автора, осуществленные в различных образовательных учреждениях [10; 11].

На втором этапе реализации проекта «Моя православная Родина» предполагается расширить его на студенческую аудиторию, использовать рекомендации к УВИ-системе, стоящей на позициях патриотизма и православия и являющейся альтернативой западноориентированной интернет-активности, разработанные автором на основе достижений православной педагоги-

ки и психологии, кратко изложенные в работе «Учебновоспитательная интернет-система как один из инструментов обучения информатике и воспитания детей в информационную эпоху» [7]. Главная из этих рекомендаций: проекты УВИ-системы должны ориентировать участников не только на позитивное творчество в виртуальном мире, но и на конкретные добрые дела в реальном мире. Именно это может стать общим объединяющим делом участников различно религиозно ориентированных подсистем единой УВИ-системы.

Также представляется целесообразным при построении УВИ-системы использовать традиции коллективной взаимопомощи русского народа, поскольку они имеют прямые выходы не только на сотрудничество в виртуальном мире, но и на конкретные благие дела в реальном мире.

Использование традиций помочей при построении УВИ-системы

М. М. Громыко отличает как форму коллективной взаимопомощи русского народа помочи, они были повсеместно распространены в России вплоть до начала ХХ в. [1]. В 2010 г. нам довелось услышать сообщение от татарского крестьянина с использованием этого термина о коллективной взаимопомощи крестьян в середине ХХ в. в одном из сел Саратовской области. Можно судить о глубине и повсеместности традиции помочей, сохранившей свои отголоски даже в XXI в., а также о взаимообогащении культур народов России. Помочи были разных видов.

1. «Поочередная помочь всей общиной всем общинникам... в основных сельскохозяйственных работах... Такие помочи проводились многими (если не всеми) членами общины последовательно у каждого из участников по определенному виду работ» [Там же, с. 37]. Крестьяне считали для себя нравственной обязанностью участвовать в поочередных помочах. Крестьянин, принявший у себя поочередную помочь, был обязан отработать на помочах тем крестьянам, которые работали у него.

2. Второй вид помочей осуществлялся по решению общинного схода, признававшего необходимым произвести работы «в хозяйстве лишь одного из общинников, оказавшегося по той или иной причине в исключительно неблагоприятных условиях» [Там же]. Крестьяне считали нравственной обязанностью участвовать в таких помочах, уклонявшийся от работ по той или иной причине, осуждался миром. А потому мало кто не участвовал в них. Отработок от тех, кому помогли на таких помочах, не требовалось.

3. «Третий тип - помочи, затеваемые по своей инициативе одним хозяином» [Там же]. В этих помочах участвовали по приглашению хозяина, согласие не было нравственно обязательным. После таких помочей хозяин осуществлял своеобразную расплату с помощниками - угощением, предоставлением своих лошадей для катания и т. д.

21

Первый из описанных видов помочей - наиболее древний, третий - хронологически наиболее близок к современности. Именно о третьем виде помочей мы слышали в 2010 г. в Саратовской области. Все виды помочей имели празднично-фольклорную составляющую, при этом «не было четкой грани между трудовой и праздничной частью помочей» [1, с. Зб].

При рассмотрении вопроса о том, каким образом использовать опыт помочей в построении УВИ-системы, необходимо отметить, что все виды помочей не были в чистом виде бескорыстным трудом или православным трудничеством в помощь православной святыне во славу Божию. Они имели социально-бытовую составляющую. Действительно, помочи первого вида - форма взаимной поддержки. При участии в помочах второго вида каждый из крестьян понимал, что и сам может оказаться в тяжелом положении, когда потребуется экстренная помощь мира, к тому же по существовавшим традициям он считал себя нравственно обязанным участвовать в помочи, одобряемой общественным мнением. Кроме того, все виды помочей проводились на глазах у всего мира, где, как известно, «и смерть красна». То есть помочи не являлись христианской помощью ближнему, которую православие учит делать без огласки, лучше всего тайно, чтобы не поощрять личную гордость - источник всех других грехов. В этом аспекте помочи можно рассматривать как подготовительный этап к христианской помощи ближнему. Действительно, общественная среда, в которой люди участвуют в помочах, является значительно более благоприятной для возрастания людей до христианской помощи ближнему, чем общественная среда, основанная на установке «человек человеку волк».

С учетом вышесказанного представляется необходимым вводить в УВИ-систему элементы традиционных помочей с учетом структуры данной системы и состава ее участников, имеющих много принципиальных отличий от членов сельской общины, закончившей свое существование в начале XX в., а также современных реалий общественной жизни. Необходимо отметить, что община и помочи отстоят от начала XXI в. не столь далеко исторически, поскольку община получила новую видоизмененную жизнь в колхозах и совхозах, а помочи - в субботниках и воскресниках, просуществовавших до конца XX в.

При использовании опыта помочей в УВИ-сис-теме целесообразно реализовать на практике их особенности, а именно: необходимо предусмотреть механизмы отработки принятой помощи. Но такую отработку целесообразно сделать не обязательной (как в традиционных помочах), а желательной, чтобы в меньшей степени противоречить христианской помощи ближнему и развивать традиции бескорыстного труда на благо Родины, сложившиеся в XX в. Следует обеспечить публичность оказания такой помощи и поощрение оказания помощи со стороны

УВИ-системы (некий аналог общественного мнения общины). Кроме того, целесообразно подумать о механизмах введения праздничности в процесс оказания помощи. Учитывая специфику сети Интернет, введение праздничности в сам процесс оказания помощи представляется проблематичным. Однако завершать некоторые этапы оказания помощи теми или иными формами праздничности представляется вполне возможным, что, кстати, тоже будет соответствовать традиции крестьянских помочей, которые всегда заканчивались праздником.

Из трех упомянутых видов помочей наиболее легко реализовать в УВИ-системе третий вид. Действительно, возможно создать форум, на котором каждый из индивидуальных или коллективных участников УВИ-системы запрашивал бы ту или иную форму помощи, сообщал бы о своих возможностях ответной помощи. Конкретные формы реализации помочей первого и второго видов тоже целесообразно предусматривать для УВИ-системы в целом или ее отдельных звеньев.

Введение механизмов помочей в УВИ-систему наряду с воспитательным эффектом, заключающимся в участии членов УВИ-системы в конкретных делах взаимопомощи, будет иметь и положительный обучающий эффект. Во время проведения крестьянских помочей «вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколенной трансмиссии производственные приемы и навыки, происходил обмен опытом, эмпирическими знаниями и наблюдениями. На помочах устраивались состязания по конкретным видам труда, выделялись наиболее умелые. Как место коллективных работ, помочи играли роль в формировании репутаций в трудовом их аспекте... Для крестьянской молодежи любого трудового возраста помочи были одной из форм общения» [1, с. бЗ]. Все перечисленные позитивные стороны традиционных крестьянских помочей должны быть перенесены в УВИ-систему. Они могут стать важной составляющей образования в условиях информатизации, реализуемого УВИ-системой. Действительно, реализация механизмов помочей в УВИ-сис-теме будет способствовать следующему:

- наладить обмен знаниями и опытом выполнения тех или иных работ, ведения тех или иных исследований, творческих приемов между участниками УВИ-системы;

- ввести элементы состязательности с поощрением наиболее умелых. Однако при реализации данного пункта необходимо помнить о том, что для УВИ-сис-темы состязание - это не главное, а главным является взаимопомощь и умение радоваться успехам других;

- формировать репутации участников УВИ-сис-темы не только на основе их труда над своими проектами, но также на основе их умения оказывать помощь другим участникам УВИ-системы;

- организовывать общение участников УВИ-сис-темы из разных земель России на основе совместной работы и взаимопомощи;

22

- открыть дополнительные интересные возможности при оказании помощи со стороны студентов -участников УВИ-системы школьникам.

Основной воспитательный смысл введения в УВИ-систему помочей - возвращение этого понятия в сознание и практическую жизнь молодежи, противостояние идеологии эгоизма и индивидуализма, наглядное доказательство того, что коллективный

труд на благое дело - это многовековая традиция русского народа, развивающаяся исторически.

Реализация рассмотренных идей в практике построения УВИ-системы и других проектов, имеющих схожие цели, может внести свой вклад в развитие российского интернет-пространства, ориентированного на традиционные духовные и историко-культурные ценности народов России.

1. Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М. М. Громыко. - М.: Наука, 1986 - 274 с.

2. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика / С. Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2004 - 194 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007 - 522 с.

4. Колин, К. К. Философские проблемы информатики / К. К. Колин - М.: Бином, 2010 - 264 с.

5. Сиземская, И. Н. Идеи воспитания в русской философии XIX - начала XX в. / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова. - М.: РОССПЭН, 2004 - 270 с.

6. Птицын, В. А. Программа «Помоги памятникам России» / В. А. Птицын // «Помоги памятникам России». - [Б. м.], 1995 - 68 с.

7. Птицын, В. А. Учебно-воспитательная интернет-система как один из инструментов обучения информатике и воспитания детей в информационную эпоху / В. А. Птицын // Материалы XX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк, 2009. - С. 44-46.

8. Птицын, В. А. Сайт «Интернет-конкурс детского компьютерного творчества “Моя православная Родина”» [Электронный ресурс] / В. А. Птицын. - Режим доступа: www.myrussia.orthodoxy.ru (15.01.2011).

9. Птицын, В. А. Практическая реализация на Интернет-конкурсе детского компьютерного творчества «Моя православная Родина» комплексного подхода к обучению компьютерным наукам и духовному воспитанию молодежи с использованием информационных технологий / В. А. Птицын // Информационные технологии в общем образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. Ч. 2. - Саранск: АНО «ИТО»: СарИПКиПРО, 2010 - С. 103-106.

10. Птицын, В. А. Реализация проекта компьютерных реконструкций исторического облика российских городов и сел на сайте детского конкурса компьютерного творчества «Моя православная Родина» / В. А. Птицын // Информационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Архангельск: АНО «ИТО»: АО ИППК РО, 2010. - С. 202-206.

11. Птицын, В. А. Реализация комплексной методики обучения компьютерным наукам и воспитания в проекте «Мое родное Подмосковье» / В. А. Птицын // Информационные технологии в образовании: междунар. конф. Ч. 1. - М.: МИРЭА, 2010. - С. 63-67.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.