Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ / КРИМИНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крегель Алексей Павлович

Публикация посвящена теоретическим основам тестирования как критерия оценки достижения заданного уровня освоения компетенций обучающихся. Автор статьи высказывает личное мнение о преимуществах и недостатках тестирования по сравнению с другими, ставшими традиционными формами контроля знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе обучения. Он высказывает свою точку зрения, в силу каких объективных обстоятельств, причин и условий, в каких случаях необходимо прибегать к тестированию как критерию оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TESTS AS A CRITERION FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

The publication is devoted to the theoretical foundations of testing as a criterion for assessing the achievement of a given level of mastering the competencies of students. The author of the article expresses his personal opinion about the advantages and disadvantages of testing in comparison with other forms of control of knowledge, skills and abilities acquired during the training that have become traditional forms. In the presented article, the author of the publication expresses his point of view due to what objective circumstances, causes and conditions at the present stage, in what cases it is necessary and necessary to use and resort to testing as a criterion for assessing the quality of education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 34.39+37.032

Крегель Алексей Павлович

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: kregelj .ap@amur.ru Kregel Aleksei Pavlovich Amur State University Blagoveschensk, Russia E-mail: kregelj .ap@amur.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

USING TESTS AS A CRITERION FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация. Публикация посвящена теоретическим основам тестирования как критерия оценки достижения заданного уровня освоения компетенций обучающихся. Автор статьи высказывает личное мнение о преимуществах и недостатках тестирования по сравнению с другими, ставшими традиционными формами контроля знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе обучения. Он высказывает свою точку зрения, в силу каких объективных обстоятельств, причин и условий, в каких случаях необходимо прибегать к тестированию как критерию оценки качества образования.

Abstract. The publication is devoted to the theoretical foundations of testing as a criterion for assessing the achievement of a given level of mastering the competencies of students. The author of the article expresses his personal opinion about the advantages and disadvantages of testing in comparison with other forms of control of knowledge, skills and abilities acquired during the training that have become traditional forms. In the presented article, the author of the publication expresses his point of view due to what objective circumstances, causes and conditions at the present stage, in what cases it is necessary and necessary to use and resort to testing as a criterion for assessing the quality of education.

Ключевые слова: тест, тестовые задания, тестирование, результативность, решение тестовых заданий, криминалистика.

Key words: test, test tasks, testing, performance, solution of test tasks, forensic science.

DOI: 10.22250/20730268_2022_96_52

На современном этапе развития общества стратегической целью высшего образования должно стать формирование нового поколения молодых людей, способных быстро осваивать, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, а самое главное - использовать их в дальнейшей практической деятельности.

Представленная статья будет интересной и актуальной не только для будущих юристов, но и для всех обучающихся в АмГУ студентов, так как речь будет идти о вопросах использования тестов в образовательной среде.

Автор статьи не ставит своей задачей детально и подробно останавливаться на истории развития, источниках информации, на широком спектре мнений относительно понятия «тест», «тестирование» и на других вопросах, не относящихся непосредственно к теме статьи.

Одной из форм оценки качества образования, измерения уровня полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков, наряду с выполнением курсовых и контрольных работ, сдачей зачетов и экзаменов в традиционном виде, является решение тестовых заданий. Таким образом, результаты тестирования служат оценочным средством сформированности различных видов компетенций по шкале оценивания, которая изложена в фонде оценочных средств по каждой дисциплине, в том числе по криминалистике.

Актуальность использования тестов как критерия оценки качества образования на современном этапе очень высока. Это связано в первую очередь с неоднократными вспышками пандемии ко-ронавируса СОУГО-19 во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Амурской области. Студенты АмГУ были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения. Это, естественно, сказывается на качестве образования, на уровне освоения дисциплины. На сегодняшний день на выручку студентам и преподавателям приходят тесты и тестовые задания, позволяющие оценить уровень и качество знаний.

Учитывая узкую прикладную цель данной статьи, прежде всего обозначим объекты нашего исследования. Что же такое тест и тестирование? Сегодня эти термины используются не только в образовательной среде как критерий оценки качества образования, позволяющий объективно оценить структуру и измерить уровень полученных знаний, умений и навыков испытуемого. Упрощенное понятие теста - это простой выбор одного правильного ответа из числа предложенных к тестовому заданию, которое по своей сути является вопросом. Тест должен содержать достаточное количество заданий, которые позволили бы объективно и сравнительно точно определить структуру и уровень подготовленности проходящего тестирование. Главная цель использования тестов в образовательной среде - качественно оценить и измерить уровень полученных знаний, умений и навыков. Таким образом, тест представляет собой краткие, ограниченные во времени испытания как метод диагностики уровня, структуры и степени сформированности компетенций обучающихся.

Тестирование - научно обоснованный процесс испытания, проверки и измерения (с помощью тестов) интересующего критерия оценивания результатов обучения, оно применяется для определения соответствия предмета испытания заданным требованиям. Таким образом, будем придерживаться мнения, что тест - это средство, а тестирование - процесс проверки и проведения испытания.

В настоящее время термин «тест», как уже отмечалось, встречается довольно часто и в других областях жизнедеятельности человека, далеких от образования. В зависимости от области использования существуют следующие виды тестов:

тесты достижений, интеллекта, развития;

специальные тесты, позволяющие определить профессиональную пригодность и функциональные возможности личности;

клинические экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;

медицинские, в том числе ПЦР-тесты на коронавирус СОУГО-19, штамм «Омикрон» и др.

Существует несколько вариантов тестовых заданий. Все тестовые задания принято делить на две группы - закрытого и открытого типа:

тестовые задания закрытого типа, для которых характерна множественность выбора, т.е. каждый вопрос содержит множественность ответов, из которых нужно выбрать один или несколько правильных;

тестовые задания открытого типа, когда на каждый вопрос необходимо предложить свой вариант ответа. При этом студент может дополнить либо предложить свой вариант ответа, дописать, исправить слово или словосочетание. Для тестовых заданий открытого типа характерно свободное изложение, дополнения и т.п.

При изучении дисциплины «Криминалистика» [1], а это юридическая наука о закономерностях сбора, исследования, оценки и использования следов, предметов, объектов и доказательств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, разработаны и действуют тестовые задания закрытого типа по отдельным темам: например, «Теория криминалистической идентификации и диагностики», «Судебное оружеведение», «Тактика осмотра места происшествия» и др.; тесты к разделам криминалистики: «Общие положения криминалистики», «Криминалистическая техника», «Криминалистическая тактика». Разработаны тестовые задания и по всему курсу дисциплины. Перечисленные тесты могут быть использованы как критерий оценивания результатов обучения при промежуточной и итоговой аттестациях [2].

В сравнении с другими, традиционными формами контроля знаний тестирование имеет не только преимущества, но и недостатки.

Приведем основные преимущества:

1. Тестирование - более лояльный и справедливый метод, оно ставит всех студентов в равные условия как в процессе контроля знаний, так и оценивания достижений заданного уровня освоения компетенций.

2. Это более мягкий инструмент оценивания, когда используются единая процедура и единые критерии оценки, что приводит к снижению, а порой и к исключению предэкзаменационного нервного напряжения и страха.

3. В процессе оценивания практически исключается субъективизм преподавателя.

4. С экономической точки зрения тестирование и затраты на проведение теста значительно ниже, чем при использовании традиционных форм контроля результатов (письменный или устный контроль). Затраты времени при тестировании вдвое меньше, чем при письменном или устном экзамене [3].

К основным недостаткам тестирования как критерия качества образования относятся:

1. Отсутствие прямого общения, контакта и взаимодействия преподавателя со студентами. Даже при необходимости невозможно задать дополнительные, уточняющие, проверяющие и контрольные вопросы в целях объективной оценки результатов обучения.

2. Полученные в результате тестирования данные, хотя и включают информацию о пробелах в знаниях по конкретным темам и разделам дисциплины, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

3. Использование тестов и тестовых заданий не позволяет объективно оценить полученный в ходе обучения уровень качества образования.

4. Широта охвата тем тестовыми заданиями тестовых заданий по различным темам и разделам дисциплины имеет и обратную сторону. У студентов при тестировании нет достаточного количества времени для обдумывания и сколько-нибудь глубокого анализа темы.

5. При тестировании присутствует элемент случайности, т.е. угадывание правильного ответа возможно даже на сложный вопрос. Это искажает результаты теста и его оценку.

Результативность решения тестовых заданий зависит от: качества образования и усвоения учебного материала, достижения заданного уровня освоения компетенций; качества самого теста и предложенных ответов; количества тестовых заданий и предложенных ответов; времени, отведенного на решение тестовых заданий; количества вопросов, на которые был дан правильный ответ, и т.д. [4].

Подводя итог изложенному, следует сказать, что в настоящее время тестирование становится неотъемлемой, органической частью современного образовательного процесса, оно позволяет без субъективизма оценить уровень и качество полученного образования, а также судить о достижении заданного уровня освоения компетенций.

Несмотря на то, что решение тестовых заданий является эффективной и объективной формой

оценивания результатов обучения, у тестирования как формы контроля знаний, умений и навыков отмечается ряд недостатков, о которых не следует забывать. Нельзя поэтому отказываться от устоявшихся, традиционных форм обучения - лекций, практических, лабораторных занятий, интерактивных форм обучения и т.д.

В силу объективных причин в Российской Федерации с 2020 г. студентов стали переводить на дистанционное обучение, так называемый «дистант». Живое, активное, непосредственное общение преподавателя со студентами в рамках образовательного процесса уходит на второй план, и преподаватели вынуждены по не зависящим от них обстоятельствам использовать тестирование как важный критерий оценки достижения заданного уровня освоения компетенций.

1. Криминалистика: учебник для вузов / А.Г. Филиппов [и др.]; под ред. А.Г. Филиппова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 466 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01638-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/468333.

2. Кузнецов, В.В. Методика профессионального обучения: учебник и практикум для вузов - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Юрайт, 2022. - 136 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08553-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490919 (дата обращения: 22.04.2022).

3. Горелик, А.П. От компетенций в образовании к компетентности в профессиональной деятельности (на примере Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации) // Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 28 апреля 2016 г.) / под общ. ред. О.Д. Жука; отв. сост. А.П. Горелик; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2016. - С. 55-62.

4. Яловой, О.А. К вопросу об особенностях преподавания криминалистики // Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 28 апреля 2016 г.) / под общ. ред. О.Д. Жука; отв. сост. А.П. Горелик; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. -М., 2016. - С. 199-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.