Научная статья на тему 'Использование технологий Web 2. 0 в преподавании английского языка'

Использование технологий Web 2. 0 в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 / СЕТЕВОЙ БЛОГ / ВИКИ / ПОДКАСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаева А. М.

В статье рассматриваются возможности использования сервисов WEB 2.0 – блогов, вики, подкастов – при формировании профессиональных компетенций в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологий Web 2. 0 в преподавании английского языка»

Список литературы:

1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. - 1988. -№ 3. - С. 41-47.

2. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 176 с.

3. Дзюина Е.В. Игровые уроки на английском языке. - М.: ВАКО, 2010. -154 с.

4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 14-16.

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Хайбулаева А.М.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В статье рассматриваются возможности использования сервисов WEB 2.0 - блогов, вики, подкастов - при формировании профессиональных компетенций в процессе обучения английскому языку.

Ключевые слова технологии WEB 2.0, сетевой блог, вики, подкасты.

Развитие информационных технологий и все более широкое их внедрение в повседневную жизнь привело к образованию новых способов использования Интернета. В настоящее время во многих странах наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое предъявляет новые требования к уровню образования и владения профессиональными компетенциями. Интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды, появление новых интернет-технологий, менее дорогих в использовании, высокоскоростных и ресурсосберегающих, обеспечивают доступ к новейшим образовательным ресурсам неограниченному числу пользователей одновременно. Одним из способов обес-

* Доцент кафедры Английской филологии, кандидат филологических наук.

печения доступа и создания таких ресурсов являются технологии Web 2.0, которые сейчас напоминают объемную картотеку знаний с привлечением пользователей из разных уголков мира. Однако в процессе обучения иностранным языкам данные технологии не являются только способом предоставления информации, они также предполагают сотрудничество заинтересованных пользователей, т.е. преподавателей и обучающихся, в образовании информационно-коммуникативных ресурсов. Интегрирование средств информационных и коммуникационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов факультетов иностранных языков позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

- формировать умение работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами;

- совершенствовать навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

- формировать умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний;

- развивать способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- совершенствовать умение работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

- формировать у студентов определенный уровень информационной компетентности, которая предполагает использование информационных технологий при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности;

- совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных файлов сети Интернет разной степени сложности и разных жанров;

- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов, найденных в сети Интернет, и совершенствовать умения письменной речи;

- знакомиться с профессиональными знаниями в соответствующих отраслях;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности на занятиях на основе использования аутентичных материалов, обсуждения острых проблем;

- формировать навыки образования и самообразования, переходить от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным формам обучения.

Из всего богатства видов учебного сервиса технологий WEB 2.0 наиболее эффективны в обучении иностранным языкам, на наш взгляд, вики, блог и подкасты.

Вики может использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней. Например, по завершении некоторого курса студенты применяют полученные знания на практике и с помощью вики-ресурса собирают новые идеи, описания интересных решений и т.д., имеющие отношения к курсу. В дальнейшем они могут быть учтены в новой модификации курса или сами составят самостоятельный учебный контент. Вики - хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы.

Подкасты могут использоваться преподавателями для распространения среди студентов аудио- и видеозаписей курсов или комментариев по учебной программе. Часто практикуется и создание подкастов самими студентами, что позволяет им не только формировать аудиторию для обсуждения учебных задач, но и развивать свои навыки подкастинга. Основными преимуществами подкастов являются аутентичность, актуальность, многока-нальность восприятия, мобильность технического устройства, используемого для воспроизведения, интерактивность [1].

Блог или сетевой дневник - самый распространенный вид социального сервиса представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала. Блоги могут быть разных видов, но все обладают двумя устойчивыми характеристиками: социальностью и интерактивностью [2].

Для наполнения контента блога используются ресурсы и сайты Goog-le.doc, Soundcloud, Slideshare, Youtube и др. Для удобства использования обучающие материалы распределены по ярлыкам в соответствии с тематикой и видом учебной деятельности.

Текстовые файлы создаются при помощи сервиса Google.doc и могут содержать контенты, созданные самим преподавателем: тестовые задания, методические рекомендации, лекционный материал и др., равно как художественные или публицистические тексты для дополнительного чтения. Удобной формой размещения текстовой информации служит также публикация соответствующих ссылок. Таким образом достигается своевременный и беспрепятственный доступ к учебной информации, что очень эффективно для занятий по прессе или домашнему чтению.

Например, рубрика Home reading сетевого блога English4you содержит текстовые файлы с заданиями к рассказам Дж. Сэлинджера из сборника «Nine stories». Помимо традиционных лексических упражнений студентам предложены виды работ, направленные на формирование и развитие лин-гвострановедческих и общекультурных компетенций. Аудиозаписи рассказов, а также их экранные версии, которые представлены в блоге, способствуют закреплению навыков аудиального восприятия англоязычной речи. Работа по домашнему чтению построена так, что все задания студенты по-

лучают исключительно в сетевом блоге преподавателя. В процессе поиска аудио- и видео-файлов по теме, создания презентаций активно участвуют сами студенты, что помогает им овладеть инновационными технологиями, повышает компьютерную грамотность. В качестве результата этой работы возможно создание мультимедийного учебного пособия по домашнему чтению.

Тема Presentation создана с целью демонстрации результатов внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Здесь размещены презентации студентов, подготовленные ими к занятиям. Все презентации выполнены студентами самостоятельно, представлены и обсуждены в группах. Для создания презентаций использовались компьютерные программы PowerPoint и Moviemaker. Следует отметить, что размещение презентаций в Интернете способствует повышению мотивации, развитию более добросовестного и скрупулезного подхода к выполнению задания, а также появлению здоровой конкуренции в группе и между группами, тем более что студентам предложено комментировать и оценивать работы своих товарищей с целью отобрать лучшие из них. Размещение презентаций, созданных в формате PowerPoint, осуществляется при помощи сайта Slideshare (www.slideshare.com).

Аудиофайлы, собранные в рубрике Listening comprehension, являются материалом для самостоятельной работы студентов. Прослушивание и воспроизведение англоязычных текстов направлено, с одной стороны, на развитие и закрепление аудио-навыков учащихся, но, с другой стороны, по своему содержанию, тексты подобраны таким образом, чтобы направлять и координировать познавательную деятельность студентов, так как в них излагаются основные принципы, методы и приемы изучения иностранных языков. В создании аудиотеки использовались материалы подкаст: http://www.lingq.com. Для размещения аудиофайлов используются ресурсы сайта Soundcloud (www.so-undcloud.com).

В целях внедрения инновационных технологий совместно с творческим коллективом факультета иностранных языков Дагестанского государственного университета был также разработан телекоммуникационный проект: Tourism in Dagestan, который по замыслу должен стать Интернет-путеводителем по Дагестану для англоговорящих иностранцев. Одной из основных задач проекта является создание позитивного имиджа Дагестана в глазах мирового сообщества. Авторами материалов, размещенных на страницах этого проекта, являются студенты, что не только способствует формированию профессиональных компетенций учащихся, но им будит в них интерес к родному краю, прививает любовь к родине, и является, таким образом, инструментом патриотического воспитания.

Опыт внедрения технологий WEB 2.0 показал, что Интернет-технологии являются эффективным инструментом формирования компетенций учащихся в области профессиональной деятельности, способствуют повышению мотивации, развивают умение адекватно оценивать результаты дея-

тельности всей группы в целом и каждого в отдельности, включая свою собственную работу, помогают учащимся адаптироваться к будущей профессиональной деятельности и реалиям современного мира.

Список литературы:

1. Ковальская Е.П. Подкастинг как средство интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped33.html.

2. Магомедова М.М. Использование сервиса WEB 2.0 в обучении письменной речи французского языка на начальном этапе // Языки народов мира и Российской Федерации. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2013. - С. 135-138.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Харланова Т.П.*

Средняя общеобразовательная школа № 12 Астраханская область, Ахтубинский район, пос. Верхний Баскунчак

Одной из важных целей обучения является развитие коммуникативной компетентности. Наиболее эффективным средством достижения этой цели - организации речевой деятельности адекватно ситуации общения, - является ролевая игра.

Ключевые слова коммуникативность, ролевая игра, навыки общения.

Развитие коммуникативной компетентности является одной из важных целей обучения. Именно эта цель - научить учащихся организовывать речевую деятельность адекватно ситуации общения - стоит перед учителем иностранного языка. Наиболее эффективным средством развития коммуникативной компетентности является ролевая игра.

«Ролевая игра определяется некоторыми авторами как спонтанное поведение обучающихся, его реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации» [1]. Ту же мысль высказывает и другой методист (D. Byrne): он определяет ролевую игру как прием, при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из ее участников. По мнению большинства методистов ролевая игра, которая обычно основывается на решении проблемы,

* Учитель иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.