Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / КОЛЛЕКТИВ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPING SOCIAL ENVIRONMENT / ORGANIZATION / SUBJECTIVITY / GROUP SUBJECT / TEAM / JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевцев Н.А.

Статья посвящена проблеме применения технологий построения развивающей социальной среды по Л. И. Уманскому и А. С. Чернышеву в образовательной практике. Особое внимание уделяется описанию механизмов данной работы. В проведенном автором исследовании показано, как использование ключевых понятий параметрической концепции групп и технологий построения развивающей социальной среды оказывает влияние на развитие социально-психологической зрелости учебных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TECHNOLOGIES FOR BUILDING A DEVELOPING SOCIAL ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL PRACTICE IN THE CONTEXT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of using technologies for building a developing social environment according to L. I. Umansky and A. S. Chernysheva in educational practice. Special attention is paid to the description of the mechanisms for constructing a developing social environment. In the study conducted by the author, it is shown how the use of key concepts of the parametric concept of groups and technologies for building a developing social environment influences the development of the socio-psychological maturity of study groups.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Ратмайр, Р. Прагматика извинения / Р. Ратмайр. — М. : Языки славянской культуры, 2003. — 272 с.

8. Седов, К. Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Речевая агрессия в современной культуре. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2005. — С. 32—41.

9. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия / Ю. В. Щербинина. — М. : Едиториал УРСС, 2006. — 360 с.

10. Щербинина, Ю. В. Русский язык: речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю. В. Щербинина. — М. : Флинта : Наука, 2004. — 224 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. А. КОТЕЛЕВЦЕВ, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики КГУ (Курск) apv-78@yandex.ru

Статья посвящена проблеме применения технологий построения развивающей социальной среды по Л. И. Уманскому и А. С. Чернышеву в образовательной практике. Особое внимание уделяется описанию механизмов данной работы. В проведенном автором исследовании показано, как использование ключевых понятий параметрической концепции групп и технологий построения развивающей социальной среды оказывает влияние на развитие социально-психологической зрелости учебных групп.

The article is devoted to the problem of using technologies for building a developing social environment according to L. I. Umansky and A. S. Chernysheva in educational practice. Special attention is paid to the description of the mechanisms for constructing a developing social environment. In the study conducted by the author, it is shown how the use of key concepts of the parametric concept of groups and technologies for building a developing social environment influences the development of the socio-psychological maturity of study groups.

Ключевые слова: развивающая социальная среда, организованность, субъектность, групповой субъект, коллектив, совместная деятельность

Key words: developing social environment, organization, subjectivity, group subject, team, joint activity

Социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, актуализируют тенденцию использования в образовательной практике социально-психологических технологий обучения и воспитания. Такие техно-

логии, с одной стороны, должны задействовать весь имеющийся у обучающихся личностный потенциал, тем самым помогая строить образовательный процесс согласно классическим педагогическим принципам, а с другой — стимулировать

По нашему мнению, наиболее перспективным путем развития субъектных качеств на всех уровнях (личностном и групповом) является использование технологий построения развивающей социальной среды по Уманскому и Чернышеву.

совместную деятельность обучающихся таким образом, чтобы не только образовывать и воспитывать, но и формировать субъектные качества, на фоне которых развиваются педагогически и психологически значимые компетенции учащихся. По нашему мнению, наиболее перспективным путем развития субъектных качеств на всех уровнях (личностном и групповом) является использование технологий построения развивающей социальной среды по Л. И. Уманскому и А. С. Чернышеву [3]. Так как мы работаем в рамках Курской психологической школы Уманского—Чернышева, то заявленное проблемное поле рассматривается с ключевых позиций параметрической концепции и субъектно-деятельностного подхода, что не исключает наличия иных мнений и представлений по данной теме.

Согласно концепции Л. И. Уманского и А. С. Чернышева развитие группы происходит в континууме от диффузной группы до группы-коллектива (или антиколлектива) [4; 5]. Когда она достигает высшей точки развития (становится субъектом совместной деятельности), в ее психологической структуре в полной мере реализуются такие параметры, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность [1].

Именно определение и изучение степени развития тех или иных параметров и позволяют выявить общий уровень развития группы в упомянутом континууме. Рассмотрим данные групповые параметры более подробно.

3 По мнению Л. И Уманского и А. С. Чернышева, направленность группы — это показатель социальной ценности имеющихся в ней мотивов, целей, норм, организующих групповое сознание. Направленность неразрывно связана с формированием у группы морально-нравствен-

ных эталонов, в основе которых лежат общие цели деятельности, нравственно-этические установки, что позволяет группе оказывать значительное влияние на степень эффективности выполняемой деятельности, а также способствует нравственному развитию не только ее членов, но и других групп [3].

3 Организованность как показатель способности группы к самоуправлению дает возможность в ситуациях неопределенности или напряженности выстраивать такие внутренние и внешние процессы взаимодействия, которые помогают достичь конкретного результата в решении поставленной перед группой задачи [3].

3 Подготовленность рассматривается как способность группы и каждого включенного в нее члена быстро и эффективно войти в конкретный вид деятельности, учитывая ее общие сложность, форму, креативность и т. д.

3 Интеллектуальная коммуникативность — это способность членов группы найти общий язык, установить модель эффективных внутригрупповых взаимоотношений в ходе реализации процесса межличностного восприятия [3; 5].

3 Эмоциональная коммуникативность включает все возникающие внутригруп-повые эмоциональные связи, определяет процессы общего настроя группы на деятельность и характеризуется преобладающим эмоциональным климатом [2].

3 Волевая коммуникативность — не только умение и способность группы преодолевать трудности в ходе выполнения совместной деятельности, но и ее определенная стрессоустойчивость, позволяющая сохранять надежность и целостность внутренней структуры в ситуациях экстремальной или напряженной деятельности [3].

Указанные выше свойства и параметры группы формируются при ее включении в развивающую социальную среду. По А. С. Чернышеву, «развивающая социальная среда — это социум, отличающийся от обычной среды более высоки-

ми по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания» [3, с. 28]. Согласно концепции Уманского—Чернышева для создания развивающей социальной среды необходимо актуализировать ряд механизмов.

3 Создать условия, позволяющие сформировать высокий уровень мотивации. Данный механизм реализуется через включение обучающихся в социально активное и полезное молодежное движение и приобщение таким образом членов группы к более высоким (по сравнению с обычными условиями жизнедеятельности) жизненным идеалам, нравственным ценностям и целям. В этих условиях у учащихся появляется возможность познавать свое «я», основываясь не только на имеющейся внутренней позиции, но и на мнениях других, а также на сформированных общегрупповых ценностях.

3 Включить педагогов в условия жизнедеятельности группы. Согласно данной позиции необходимо организовать такое взаимодействие между обучающимися и преподавателями, чтобы оно не ограничивалось декларативной формой. Педагоги в этом случае должны выступать своеобразным коллективом единомышленников, сотрудничающим с другими группами, включенными в развивающую социальную среду. Для многих групп высокоорганизованный коллектив преподавателей становится своеобразным эталоном развития.

3 Организовать повышенный темпо-ритм общей деятельности. Коллективные действия группы должны совершаться в более высоком темпе, чтобы можно было использовать различные формы совместной деятельности (как на внутригруппо-вом, так и на межгрупповом уровнях). По сравнению с обычными условиями в такой среде уровень организованности коллектива значительно повышается, так как необходимость деятельности в более

высоком темпе приводит членов группы к поиску наиболее оптимальных стратегий решения поставленных задач.

3 Ввести правила и нормы организационного порядка. Правила и нормы жизнедеятельности группы представляются в виде своеобразных традиций. При их разработке необходимо участие самих обучающихся, тем самым у них создается чувство сопричастности к нормотворчеству. Перспективным представляется создание индивидуализированных эмблем команд, девизов, гимна и общей атрибутики, выражающей индивидуальность как каждого члена группы, так и самого коллектива.

3 Актуализировать и внедрить в жизнедеятельность группы большое количество форм совместной активности. Для создания данного условия следует учитывать тот факт, что большая часть коллективных мероприятий должна совершаться в «пространственной зоне видимости» каждого члена группы (и других групп). По Уманскому—Чернышеву, такой «веер» совместной деятельности способствует формированию субъектных качеств на индивидуальном и групповом уровнях, что проявляется в раскрытии внутреннего личностного потенциала индивида и группы [4].

3 Раскрыть потенциал каждого члена группы. Следует организовать такие формы совместной деятельности, которые позволяют актуализировать способности каждого члена группы на фоне реализации имеющихся внутренних потребностей и интересов к конкретным видам деятельности (учебной, спортивной, игровой, творческой и т. д.).

3 Создать условия напряженности и экстремальности в совместной деятельности. Высокие темп и ритм проводимых мероприятий (что наиболее полноценно реализуется при организации профильных

Следует организовать такие формы совместной деятельности, которые позволяют актуализировать способности каждого члена группы на фоне реализации имеющихся внутренних потребностей и интересов к конкретным видам деятельности.

В школе был создан клуб «Персей», целью которого стала помощь в организации и проведении воспитательных и спортивных мероприятий с элементами создания развивающей социальной среды.

смен в детских оздоровительных лагерях), с одной стороны, требуют от участников большей организованности, ответственности и активности, а с другой — позволяют научиться действовать в усложненных условиях. В этом случае ограниченное время на подготовку, недостаточные материальные ресурсы и необходимость публичного представления результатов деятельности способствуют переходу группы на более высокий уровень развития [3]. Отметим, что важной является обязательная поддержка педагога и руководителя коллектива.

В образовательной практике мы совместно с психологами Беловской средней общеобразовательной школы Белов-ского района Курской области внесли в жизнедеятельность обучающихся 10-х классов изменения, которые соотносятся с ключевыми принципами построения развивающей социальной среды по Уман-скому—Чернышеву. В школе был создан клуб «Персей», основной целью которого стала помощь в организации и проведении воспитательных и спортивных мероприятий внутришкольного уровня с элементами создания развивающей социальной среды. Занятия в клубе проводились с сентября по декабрь 2018 года два раза в неделю. В ходе таких занятий двум группам предлагалось участвовать в различных видах совместной деятельности: спортивных эстафетах, творческих вечерах, интеллектуальных соревнованиях, разработке мероприятий школы и т. д. Группы выступали в качестве организаторов и участников проводимых мероприятий. Отличительной особенностью данного клуба являлось то, что коллектив педагогов также должен был участвовать во всех видах совместной активности, демонстрируя высокую организованность. Результаты вышеозначенной деятельности выносились на общешкольный уровень, что позволяло про-

верить эффективность работы команд в условиях соревнования. В исследовании приняли участие 53 старшеклассника — 32 девушки и 21 юноша.

По нашему мнению, внедрение такого вида деятельности в воспитательный и педагогический процесс способствует развитию личностных качеств обучающихся, формированию умения работы в коллективе, способности принимать решения в напряженных ситуациях, развивает навыки социального взаимодействия на предметном и коммуникативном уровнях.

В качестве диагностического инструментария, позволяющего изучить уровень развития группы, мы использовали:

3 карту-схему Л. И. Уманского и А. С. Чернышева психолого-педагогической характеристики группы школьников, позволяющую через изучение мнений и представлений определить уровень социально-психологической зрелости группы, а также степень включенности каждого члена группы [1];

3 аппаратурную методику «Арка», разработанную группой сотрудников под руководством А. С. Чернышева, с помощью которой определяется степень социально-психологической зрелости группы и настроя ее членов на совместную деятельность [4].

Карта-схема Л. И. Уманского и А. С. Чернышева психолого-педагогической характеристики группы школьников состоит из опросных листов, представляющих собой перечень характеристик, отражающих наиболее существенные свойства изучаемой группы. Используя оценочную шкалу, испытуемый должен оценить степень выраженности одного из двух полярных суждений («5» — качество проявляется постоянно и очень сильно, «4» — проявляется постоянно, но не так сильно, «3» — почти не проявляется, «2» — проявляется противоположное отрицательное качество, «1»—сильно проявляется противоположное отрицательное качество). Карта-схема позволяет изучить такие параметры развития группы, как направ-

ленность активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат. Для определения коэффициента показателя уровня социально-психологической зрелости группы по итогам проведенного опроса подсчи-тывается х-среднее и полученный результат переводится в проценты (где интервал 0—22 % — низкий уровень, 23— 37 % — ниже среднего, 38—56 % — средний, 57—72 % — выше среднего, 73— 85 % — достаточно высокий, 86—100 % — высокий) [3; 5]

Прибор-модель «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки, состоящую из 27 элементов, соединяющихся друг с другом в строгой последовательности, и предназначена для выполнения практической совместной деятельности по ее сборке группой от 2 до 20 человек. Аппаратурная методика «Арка» позволяет через определение коэффициента эффективности деятельности группы изучить особенности протекания внутригрупповых процессов, общую степень социально-психологической зрелости группы, настрой ее членов на совместную деятельность, степень мотивации, а также согласованность взаимодействия членов группы в ходе выполнения совместной деятельности. Экспериментатор фиксирует такие показатели взаимодействия, как сотрудничество, конкуренция, конфликт, степень ориентированности членов группы на совместную деятельность в условиях моделирования, динамику лидерства и особенности его проявления в группе, общий стиль внутри-группового взаимодействия. При выполнении экспериментальных проб в группе начинают ярко проявляться социально-психологические процессы (коммуникативные, эмоционально-волевые и т. д.). Экспериментальная проба представляет собой сбор модели арки группой на время (засекается экспериментатором), после чего на основании проведенных зафиксированных данных рассчитывается коэффициент эффективности деятельности

группы L по формуле L = __, (где Т0 — эталонное время для сбора «Арки», Т— время выполнения экспериментальной пробы группой) [5]. Более подробно о том, как проводится работа с прибором-моделью «Арка», можно ознакомиться в научных работах С. В. Са-рычева и А. С. Чернышева [2]. Заметим, что в нашем исследовании данный метод применялся для диагностического изучения уровня развития коллектива (социально-психологической зрелости) в ходе экспериментальной работы в условиях естественного формирующего эксперимента. «Арка» позволяет изучить процессы формирования коллектива и особенности внутригруппового взаимодействия не на уровне мнений членов группы, а в ходе моделирования совместной деятельности.

Психодиагностическое исследование проводилось дважды: до изменения условий жизнедеятельности групп (сентябрь 2018 года) и после включения групп в условия развивающей социальной среды (январь 2019 года). Были получены следующие результаты.

3 В обеих группах испытуемых наблюдаются устойчивые качественные и количественные изменения. Так, коэффициент показателя уровня социально-психологической зрелости группы до изменения условий составил в первой группе — 21,3 %, во второй — 19,4 %, — что соответствует низкому уровню развития; после изменения условий коэффициенты показателей повысились: 57,3 % в первой группе и 62,4 % во второй. Эти данные свидетельствуют о том, что общий уровень социально-психологической зрелости изученных групп соответствует показателю «выше среднего». На качественном уровне отмечаются повышение общей активности их членов, преобладание положительного эмоционального микроклимата, активизация учебной деятельности,

Аппаратурная методика «Арка» позволяет изучить особенности протекания внутригрупповых процессов, общую степень социально-психологической зрелости группы, настрой ее членов на совместную деятельность.

увеличение сплоченности участников групп.

3 Экспериментальное изучение степени единства психологического настроя на совместную деятельность также проводилось дважды (до изменения условий и после).

Уровень развития групповой мотивации на совместную деятельность опреде-

ляет степень согласованности действий членов группы, отражает уровень ее организованности и может служить показателем общей степени ее развития: чем ближе коэффициент эффективности деятельности группы L к 1, тем выше степень единства психологического настроя группы на реализацию совместной активности (см. таблицу).

Изучение уровня развития эффективности совместной деятельности

на приборе-модели »Арка»

Экспериментальная проба Коэффициент эффективности деятельности группы L (0,05 < I. < 1,0)

Группа 1 Группа 2

до после до после

В обычных условиях 0,29 0,67 0,31 0,73

С отсчетом времени через 5 секунд (моделирует стрессовую ситуацию) 0,22 0,74 0,22 0,75

С фиксацией ведущей руки 0,48 0,68 0,35 0,76

Сборка «Арки» 0,37 0,72 0,28 0,78

Сборка в особо мотивированных условиях (на рекорд) 0,42 0,84 0,52 0,88

Мы сравнили полученные данные коэффициента эффективности деятельности с помощью парного /-критерия Стью-дента. Для первой группы он оказался равен 7,176, для второй группы —14,285, в то время как критическое значение /-критерия Стьюдента при числе степеней свободы (1) равном 4 составляет 2,776 (для обеих групп). Отсюда, поскольку /-наблюдаемое больше /-критического, можно сделать вывод о том, что выявленные изменения изучаемого признака являются статистически значимыми.

Как видно из представленных в таблице результатов, в обеих группах отмечается положительная динамика изменения степени единства психологического настроя группы на реализацию совместной активности. Такие изменения на качественном уровне отражаются в том, что члены групп приобретают способность к поиску эффективных решений в условиях напряженной деятельности; умение решать возникающие конфликтные ситуа-

ции (в условиях коммуникативного взаимодействия); учатся сохранять положительный психологический климат (даже в ситуациях неопределенности и напряженности); проявляют более высокий уровень согласованности мнений; овладевают лидерскими и организаторскими компетенциями.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно говорить о том, что изменения, наблюдающиеся на уровне организованности, социально-психологической зрелости группы и в ее настрое на совместную деятельность, оказались достаточными. Тем самым использование технологий построения развивающей социальной среды по Уманскому— Чернышеву в образовательной практике способствует формированию таких коллективов, которые становятся самостоятельными субъектами деятельности, общения и отношений. А формирование субъектных качеств в рамках образовательной организации эффективной стра-

тегии педагогического взаимодействия позволяет выработать общую для педагогов и учащихся цель деятельности с единой стратегией ее достижения; создать положительный психологический настрой в классе; организовать эффективное взаимодействие как на уровне «ученик — ученик», так и на уровнях «педагог — ученик» и «педагог — класс»; развивать умение преодолевать трудности в процессе освоения новых знаний и универсальных учебных действий.

Следует отметить, что предложенный нами вариант внедрения в образовательную практику технологий построения раз-

вивающих сред в рамках осуществления внеклассной работы с обучающимися в первую очередь оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств школьников, а также способствует формированию социально значимых практических компетенций, что может влиять на степень успешности в учебной деятельности.

В перспективе мы планируем изучение возможностей применения технологий построения развивающих сред для повышения эффективности учебной деятельности (на индивидуальном и групповом уровнях).

ЛИТЕРАТУРА _

1. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. А. С. Чернышева. — М. : Юрайт, 2018. — 159 с.

2. Сарычев, С. В. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования / С. В. Сарычев, А. С. Чернышев // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 1 (18). — С. 112—118.

3. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев, В. И. Скурятин. — Воронеж : Кварта, 2007. — 210 с.

4. Уманский, Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив /Л. И. Уманский //Уманский Л. И. Избранные труды. — Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — 208 с.

5. Чернынмев, А. С. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, С. В. Сарычев. — М. : ИП РАН, 2005. — 190 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

н. г. МОЛОДЦОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МПГУ (Москва) n201270@mail.ru

В данной статье рассматриваются особенности подготовки педагогов к реализации принципа индивидуализации обучения в условиях специально созданного курса «Психологические практики в индивидуализации образования». Описываются методы, способы и направления формирования готовности педагогов к личностно ориентированному взаимодействию с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.