Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В МАЛЫХ ГРУППАХ РАЗНОГО ПОРЯДКА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В МАЛЫХ ГРУППАХ РАЗНОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Совместная деятельность / субъектность / субъектные качества / критерии субъектности. / Joint activity / subjectivity / subjective qualities / subjectivity criteria.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевцев Н. Н.

Изучение социально-психологических аспектов формирования групповой субъектности в малых группах разного порядка позволяет экспериментальным путем решить задачу создания высокоорганизованных коллективов, способных выполнять поставленные задачи на высоком уровне результативности, в том числе и в напряженных, стрессовых условиях. В статье представлены результаты применения практической работы по развитию субъектности и субъектных качеств в учебных и производственных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котелевцев Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GROUP SUBJECTITY IN SMALL GROUPS OF DIFFERENT ORDER

The study of the socio-psychological aspects of the formation of group subjectivity in small groups of different orders allows us to experimentally solve the problem of creating highly organized teams capable of performing tasks at a high level of performance, including intense, stressful conditions. The article presents the results of the application of practical work on the development of subjectivity and subjective qualities in educational and production groups.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В МАЛЫХ ГРУППАХ РАЗНОГО ПОРЯДКА»

УДК 159.9.075

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В МАЛЫХ ГРУППАХ РАЗНОГО ПОРЯДКА

© 2022 Н. Н. Котелевцев

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

e-mail: apv-78@yandex.ru

Курский государственный университет

Изучение социально-психологических аспектов формирования групповой субъектности в малых группах разного порядка позволяет экспериментальным путем решить задачу создания высокоорганизованных коллективов, способных выполнять поставленные задачи на высоком уровне результативности, в том числе и в напряженных, стрессовых условиях. В статье представлены результаты применения практической работы по развитию субъектности и субъектных качеств в учебных и производственных группах.

Ключевые слова: совместная деятельность, субъектность, субъектные качества, критерии субъектности.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GROUP

SUBJECTITY IN SMALL GROUPS OF DIFFERENT ORDER

© 2022 N. A. Kotelevtsev

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy e-mail: apv-78@yandex.ru

Kursk State University

The study of the socio-psychological aspects of the formation of group subjectivity in small groups of different orders allows us to experimentally solve the problem of creating highly organized teams capable of performing tasks at a high level of performance, including intense, stressful conditions. The article presents the results of the application of practical work on the development of subjectivity and subjective qualities in educational and production groups.

Keywords: joint activity, subjectivity, subjective qualities, subjectivity criteria.

В настоящее время всё большую значимость обретает проблема формирования таких групп и коллективов, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи на высоком уровне, показывая общую согласованность действий, принимаемых решений, и преодолевать трудные (в том числе и экстремальные) ситуации. В психологии изучение групповой субъектности имеет широкую представленность, что обусловливается необходимостью поиска путей формирования субъектных качеств в группах разного порядка. При этом можно говорить о неоднозначности проявления субъектности и субъектных качеств, так как перед исследователями стоит преодоление парадоксального постулата о том, является ли субъектность временной характеристикой группы или человека (возникающей и исчезающей при определённых условиях) или же

выступает устойчивым показателем высшей степени приспособленности к направленно изменяющимся условиям осуществления активности [4].

В рамках нашего грантового исследования, проводимого в 2019-2020 гг. при поддержке РФФИ (19-013-00016 А, по договору № 19-013-00016\19), ставился вопрос о возможностях применения параметрической концепции развития групп и технологий создания развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому, А.С. Чернышеву в условиях взаимодействия с малыми группами разного порядка, с целью формирования субъектных качеств.

Для изучения заявленного феномена формирования субъектности малых групп нами в качестве респондентов были выделены четыре возрастные группы респондентов, разделённые на возрастные категории:

• первая возрастная категория - 8 учебных классов (6-9 классы) школ города Курска и Курской области, в дальнейшем получившие следующие кодовые обозначения: 6 классы - ГСШ 1, ГСШ 2, 7 классы - ГБШ 1, ГБШ 2, 8 классы - ГДШ 1, ГДШ 2, 9 классы - ГДШ 3, ГДШ 4;

• вторая возрастная категория - 6 групп первых курсов учреждений СПО города Курска, получившие следующие кодовые обозначения: КГПК 1, КГПК 2, КАТК 1, КАТК 2, КПК 1, КПК 2;

• третья возрастная категория - обучающиеся, осваивающие высшее образование (бакалавриат) (6 групп 1-4 курсов), получившие следующие кодовые обозначения: группы первого курса - ГДФ 1-1, ГДФ 2-1, группы второго курса - ГДФ 3-2, ГДФ 4-2, группы третьего курса - ГДФ 5-3, ГДФ 6-3;

• четвёртая возрастная категория - молодёжные трудовые коллективы (2 группы), получившие следующие обозначения: Прибор 1 и Прибор 2. Данная категория нами была взята для сравнения показателей с другими экспериментальными группами.

По нашему предположению, проявление субъектных качеств в указанных группах будет продуктивным при целенаправленном развитии общего уровня социально-психологической зрелости группы, за счет включения в более активную среду социального взаимодействия, искусственно обогащенную различными видами форм организации совместной деятельности. Для этого в качестве ключевых задач нами были выделены: определение уровня развития группы; определение степени включенности каждого индивида; изучение степени сближения показателей индивидуального и группового сознания; целенаправленное обогащение спектра совместной деятельности в исследуемых группах.

Для решения заявленных задач на базе каждой образовательной организации реализовывался проект «Рзу-ЬаЬогаШгшш», представляющий собой цикл мастер-классов, тренингов, кейс-занятий, направленных на формирование общей психологической грамотности респондентов, расширение набора их социальных компетенций, включение в более содержательные виды совместной деятельности, что выступало стимулом направленного развития как внутригруппового, так и межгруппового взаимодействия. Комплекс всех заданий для групп, условно разделялся на научно-познавательные (направленные на психологическое просвещение обучающихся, расширение их кругозора, формирование новых социально значимых компетенций, развитие лидерских качеств, умения действовать в конфликтных и напряженных ситуациях) и активно-действенные (комплекс мероприятий, направленных на актуализацию новых видов взаимодействия, совместной деятельности, расширения поведенческих паттернов, моделирование ситуаций взаимодействия, соревнования и т.д.).

В ходе первичной диагностики, до включения исследуемых групп в работу проекта «Psy-Laboratorшm», нами были отмечены количественные и качественные показатели, отражающие степень формирования субъектности как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В 98% случаев отмечалось отсутствие в группах респондентов умения выстраивать продуктивное взаимодействие; общая низкая согласованность взаимодействия; низкие и недостаточные умения организации продуктивного коммуникативного взаимодействия; присутствие повышенной конфликтности; проявление неорганизованного лидерства; значительное снижение индивидуальной и групповой продуктивности в условиях напряженных и стрессовых ситуаций.

Реализация работы проекта «Psy-Laboratorium» с исследуемыми группами осуществлялась в период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г. По результатам реализации данной работы нами были получены качественно-количественные данные, отражающие общую положительную динамику развития субъектных качеств, что можно представить более детально.

В качестве основных диагностических методик для изучения общего уровня развития исследуемых групп, степени их согласованности и готовности к осуществлению совместной деятельности использовались классические методики Курской психологической школы:

• карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников Л.И. Уманского и А.С. Чернышева;

• аппаратурная методика «Арка», позволяющая изучить степень готовности к осуществлению совместной деятельности, уровень психологической зрелости группы

[3].

В качестве эталонного времени для осуществления экспериментально-практических проб на приборе-модели «Арка» нами использовался усреднённый результат групп-коллективов высокого порядка, который составил 21 секунду.

Среди исследуемых групп первой возрастной категории нами были получены заметные положительные сдвиги в развитии коэффициента эффективности совместной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Показатель динамических изменений коэффициента эффективности деятельности групп L (0,05^<1.0), до включения в работу проекта и после (школы)

Как видно из рисунка 1, у 100% групп по результатам реализации нашего проекта, отмечается заметное улучшение в показателе коэффициента эффективности совместной деятельности, что говорит об общем развитии социально-психологической зрелости данных групп. Отметим, что на качественном уровне такие изменения носят существенный характер: среди обучающихся проявление конфликтных ситуаций и конфликтного поведения снизилось (до 1-2 случаев в месяц, в то время как в начале исследования данный показатель достигал 1-2 случая в неделю); отмечается преобладание положительного эмоционального фона; в группах появилась более структурированная система межличностной коммуникации, распределение ролей членов группы (с учетом индивидуальных и групповых потребностей).

Использование технологии включения респондентов в социально улучшенные условия направленной активности позволило группам совершить «восхождение» в уровне развития групповой субъектности, тем самым активизируя процесс сближения индивидуального и группового сознания (проникновение ценностной структуры группы в личность, и тенденция к трансформации индивидуальной ценностной структуры личности под требования высокоорганизованного социума).

Положительные динамические сдвиги отмечались нами и в исследуемых группах второй возрастной категории (6 групп первых курсов учреждений СПО). Так, среди экспериментальных учебных групп обучающихся, осваивающих среднее профессиональное образование, можно выделить следующую тенденцию:

• у 83,33 % групп отмечается значительное увеличение степени единства психологического настроя на деятельность (что отражается в увеличении коэффициента эффективности совместной деятельности). Данная тенденция отражает развитие внутригрупповых процессов.

• 16,67 % групп также показывает положительную динамику, но, в отличие от остальных, среди данных респондентов изначально отмечалась высокая степень развития исследуемых показателей, что в последующем благодаря экспериментально-практической работе выступило детерминантой становления субъектных качеств на групповом и индивидуальном уровнях (см. рис. 2.).

Рис. 2. Показатель динамических изменений коэффициента эффективности деятельности групп L (0,05^<1.0) до включения в работу проекта и после (СПО)

Заметим, что в группах обучающихся осваивающих среднее профессиональное образование (рис. 2), наряду с развитием согласованности и взаимозависимости индивидов (что наблюдается и в первой возрастной категории экспериментальных групп), отмечается также превалирование кооперативного взаимодействия (взаимоподдержка за пределами экспериментальной ситуации, присутствие неформальных микрогрупп, объединяющих усилия для достижения общегруппового результата).

Отличительное своеобразие развития субъектных качеств отмечается в третьей возрастной категории экспериментальных групп:

• У 16,67 % присутствует отрицательная динамика изменения степени единства психологического настроя на совместную деятельность, что выражается в изначально высоком коэффициенте эффективности деятельностного компонента группы, в то время как после реализации нашей программы, заметен регресс с разницей в 0,12. Данную ситуацию мы объясняем тем, что, с одной стороны, разработанная нами программа включения группы в развивающую социальную среду оказалась недостаточной, а с другой стороны, на фоне ограничений связанных с пандемией короновируса COVID 19 в данной группе не удалось эффективно наладить удалённое взаимодействие среди участников (обучающиеся общались только на тренинговых занятиях и в ходе своей основной образовательной деятельности, в то время как в свободное время контакты друг с другом не поддерживали в связи с большой удалённостью друг от друга и низким доступом к сети Интернет).

• У 83,33 % групп отмечается значительное увеличение степени единства психологического настроя на деятельность. В данных группах основная программа включения в развивающие социальные условия была реализована до введения ограничений, связанных с пандемией короновируса COVID 19, что нашло своё отражение в стремлении обучающихся к активизации своего взаимодействия друг с другом как в ходе обучения и тренинговых мероприятий, так и в своё свободное время (а в период ограничений, связанных с пандемией короновируса COVID 19, такое взаимодействие осуществлялось с помощью интерактивных платформ групповой работы) (см. рис. 3).

ГДФ1-1 ГДФ 2-1 ГДФ 3-2 ГДФ4-2 ГДФ 5-3 ГДФ 6-3

Рис. 3. Показатель динамических изменений коэффициента эффективности деятельности групп L (0,05^<1.0) до включения в работу проекта и после (вуз)

Положительная тенденция в развитии степени единства психологического настроя на деятельность присутствует и в четвертой возрастной группе испытуемых.

На фоне изначально достаточно низкого уровня развития степени единства психологического настроя на выполнение совместной деятельности (Прибор 1 - 0,4, Прибор 2 - 0,25) отмечаются существенные положительные динамические сдвиги (после реализации проекта коэффициент эффективности деятельности в группах составил: Прибор 1 - 0,94, Прибор 2 - 0,79), что, наряду с развитием общей социально-психологической зрелости группы, нашло своё отражение в увеличении уровня производительности трудовых коллективов (допускалось меньшее количество ошибок в рабочем процессе, произошла самоорганизация процессов эффективной коммуникации и логистики между членами коллектива, уточнились и перераспределились производственные роли, общий психоэмоциональный фон расположился в диапазоне от положительно-приподнятого

до положительно-мотивирующего). В группах произошла самоорганизация традиций. Так, каждый коллектив разработал свой ритуал утреннего приветствия своих членов, активно внедрились карты настроения (отражающие психологическое состояние члена группы в течение дня/недели), произошло создание эффективной системы интерактивного взаимодействия в системе Discord©.

Таким образом, анализируя полученные данные в исследуемых группах всех четырёх возрастных категорий мы установили, что в большинстве случаев включение групп в более социально -обогащенную среду, расширение опыта применения различных форм организации совместной деятельности оказывает положительное воздействие на формирование субъектных качеств, проявляющихся как на уровне суждений, так и в рамках реализации непосредственной ведущей деятельности.

В рамках изучения показателей социально-психологической зрелости исследуемых групп мы стремились к расширению веера совместной активности (реализуемой на внутригрупповом и межгрупповом уровнях). Следует отметить тот факт, что направленная совместная активность может выступать как постоянная характеристика активности группы, так и ситуационно представленная [Брушлинский 2003].

Исходя из вышесказанного, в контексте создания развивающих социальных условий для экспериментальных групп четырёх возрастных категорий нами в их жизнедеятельность внедрялись различные элементы моделирования ФОСД, с целью обучения членов групп эффективным методам внутригрупповой и межгрупповой коммуникации и взаимодействия, что в конечном итоге нашло своё отражение в показателе развития степени социально-психологической зрелости.

Анализируя количественно-качественные показатели динамики изменения данного показателя в процессе экспериментального исследования, мы отметили следующие тенденции.

• 36,36 % групп имели низкий уровень социально-психологической зрелости до включения в условия развивающей социальной среды, что проявлялось в неспособности к эффективной самоорганизации собственной деятельности. Как следствие -преобладание ситуативно-деловой формы общения с большой частотой проявления конфликтных ситуаций. После включения в экспериментальную программу групп с показателем «низкий уровень» выявлено не было.

• В 50 % исследуемых групп до начала реализации проекта отмечался уровень состояния социально-психологической зрелости «ниже среднего», впоследствии групп таким показателем нами выявлено не было.

• У 9,09 % групп на начало нашего исследования был выявлен «средний» показатель состояния социально-психологической зрелости, в то время как после реализации программы создания развивающих социальных условий и социального обучения данный показатель увеличился до 40,91%.

• У 4,55 % испытуемых до включения в проект наблюдался показатель состояния социально-психологической зрелости «выше среднего», а после реализации экспериментального исследования количество групп-участников с таким показателем возросло до 45,45%.

• До включения в проект среди групп испытуемых показатель «высокий» наблюдался у 4,55 %, а после реализации проектного исследования данный показатель проявился у 13,64 % групп испытуемых.

• Также отметим, что в одном случае у группы третьей возрастной категории ГДФ 5-3 отмечается тенденция снижения уровня социально-психологической зрелости по количественному показателю, что отражает динамику изменений, описанных нами ранее для данной группы. Такое явление, как мы уже упоминали, объясняем тем, что разработанная нами программа включения группы в условия расширения поведенческой активности и группового взаимодействия оказалась недостаточной, а с другой стороны, на фоне ограничений, связанных с пандемией короновируса COVID 19, в данной группе не удалось эффективно наладить удалённое взаимодействие среди участников.

Анализируя полученные данные по степени развития показателей социально-психологической зрелости, мы можем говорить о том, что для большей части экспериментальных групп четырех возрастных категорий внесённые нами изменения в условия жизнедеятельности и взаимодействия оказались достаточными (имеют положительную динамику как на качественном, так и на количественном уровнях).

Выводы. Исходя из проделанной работы, следует отметить, что становление субъектности и субъектных качеств на групповом и индивидуальном уровнях является сложным, многогранным и системным процессом, позволяющим как группе, так и отдельным её индивидам выстраивать систему продуктивного взаимодействия на внутреннем (внутригрупповом) и внешнем (межгрупповом) уровнях, расширять личностный и групповой потенциал, эффективно решать поставленные задачи, выступая тем самым критериями качественно-количественного состояния проявления субъектности и субъектных качеств.

По результатам проведенного экспериментально-практического исследования, нам удалось провести уточнение разработанных нами ранее положений о классификации групп субъектов в рамках параметрической концепции Л.И. Уманского и А.С. Чернышева [2]. Нами выделяются следующие группы, отличающиеся по степени проявления субъектных качеств.

• Группы - собственно субъекты. Характеризуются преобладанием мажорного настроения, согласованности действий участников группы, высоким уровнем взаимной поддержки и общей устойчивостью степени эффективности выполнения совместной деятельности (в том числе и в условиях напряженной и экстремальной деятельности).

Отличительные особенности таких групп:

- преобладание «высокого» уровня социально-психологической зрелости, в редких случаях оно может быть представлено крайними границами показателя «выше среднего» (80-85%);

- отмечается положительная динамика уровня развития степени единства психологического настроя на выполнение совместной деятельности (где коэффициент эффективности деятельности группы находится в интервале от 0,79 до 1);

- высокая степень сближения показателей индивидуального и группового сознания;

- преобладание в 97 % случаев совместно-взаимозависимой формы организации совместной деятельности (далее ФОСД).

На качественном уровне такие группы отличаются высокой структурой внутренней организации, умением самостоятельно находить эффективную модель

решения проблемной ситуации или задачи (даже в условиях напряженной или экстремальной деятельности), стремление к активному межгрупповому взаимодействию, четкое понимание значимости своего положения в статусно-позиционной структуре естественной среды жизнедеятельности.

• Группы - потенциальные субъекты - это такие коллективы, в которых также отмечается преобладание положительного эмоционального фона в ходе реализации совместной деятельности, но частота возникающих конфликтных ситуаций выше, чем у групп собственно субъектов. Тем не менее данные группы стремятся к мирному урегулированию конфликтов, тем самым, не оказывая значительного влияния на структуру группы и психологическое состояние участников. В таких группах:

- показатель социально-психологической зрелости «выше среднего» в начальных границах (70-79%);

- отмечается положительная динамика уровня развития степени единства психологического настроя на выполнение совместной деятельности (где коэффициент эффективности деятельности группы находится в интервале от 0,50 до 78);

- средняя степень сближения показателей индивидуального и группового сознания;

- преобладание в 80 % случаев совместно-взаимозависимой ФОСД, в остальных случаях наблюдается совместно-последовательный вид ФОСД.

На качественном уровне такие группы отличаются достаточной структурой внутренней организации, умением находить эффективную модель решения проблемной ситуации или задачи (в том числе в условиях напряженной или экстремальной деятельности, хотя в процессе поиска таких путей решения могут возникать незначительные конфликты). Группы охотно включаются в межгрупповое взаимодействие, наибольший потенциал группы раскрывается в процессе соревнования или работы «на рекорд». Представление о положении своей группы в статусно-позиционной структуре естественной среды жизнедеятельности достаточное, но среди мнений членов таких групп просматривается стремление к уточнению и трансформации.

• Группы - ситуационные субъекты отличаются тем, что субъектные качества в таких группах проявляются ситуационно, частота конфликтных ситуаций достаточно высокая, не всегда членам группы удаётся найти эффективное решение таких конфликтов. В таких группах:

- показатель социально-психологической зрелости может быть изначально в пределах от «выше среднего» до «высокого», но в процессе жизнедеятельности может отмечаться его снижение до «среднего», реже «ниже среднего» уровня;

- динамика уровня развития степени единства психологического настроя на выполнение совместной деятельности положительная, но незначительная (коэффициент эффективности деятельности группы находится в интервале от 0,34 до 0,49);

- средняя степень сближения показателей индивидуального и группового сознания с тенденцией отдаления при возникновении ситуаций напряженности и конфликтности;

- использование эффективных форм организации совместной деятельности также носит ситуационный характер, в некоторых случаях преобладает совместно-взаимозависимый вид, в некоторых - совместно-последовательный, иногда может быть использован и совместно-индивидуальный. Четкой стратегии применения эффективных видов ФОСД такие группы в 75 % не имеют.

На качественном уровне в таких группах отмечается наличие неустойчивой системы внутренней организационной структуры (роли между членами группы могут передаваться без учета индивидуальных способностей). При столкновении группы

с ситуациями в экстремальных или напряженных условиях (за счет отсутствия четкой структуры организации и стратегии применения эффективных видов ФОСД) в 87,5 % случаев происходит процесс дезорганизации членов группы на фоне возрастающего количества конфликтных ситуаций, отмечается снижение психологического климата и эмоционального фона. Четкого представления о своей группе в статусно-позиционной структуре естественной среды жизнедеятельности не имеется.

• Группы-пред-субъекты - это такие группы, в которых проявление становления субъектных качеств находится на начальном этапе и активизируется за счет включения в направленную совместную активность, частота возникновения конфликтных ситуаций может лежать в пределах от средней до высокой, в то время как «критичность» таких конфликтов имеет низкий уровень влияния на группу. В таких группах:

- показатель социально-психологической зрелости может быть изначально в пределах от «ниже среднего» до «среднего уровня;

- динамика уровня развития степени единства психологического настроя на выполнение совместной деятельности положительная (коэффициент эффективности деятельности группы находится в интервале от 0,23 до 0,49);

- низкая степень сближения показателей индивидуального и группового сознания;

- в таких группах отмечается превалирование ФОСД в следующем континууме: в 29 % случаев использование совместно-индивидуальной ФОСД, в 46 % - совместно-распределенной, в остальных случаях отмечается стремление групп к самоорганизации собственной деятельности или по типу совместно-последовательной или совместно-взаимозависимой организации деятельности.

На качественном уровне такие группы находятся в поиске устойчивой и эффективной внутренней структуры самоорганизации (при должном внешнем руководстве и в условиях развивающей социальной среды, потенциал группы раскрывается). Ситуации напряжённой деятельности выступают активатором развития группы, психологический фон может быть неустойчивым (от подавленно-пассивного до положительно-активного). В ситуациях соперничества группа проявляет свои потенциальные возможности, но в условиях постоянных проигрышей и недостижения поставленных целей может деградировать. По сути, группы-пред-субъекты - это начальная стадия развития субъектности.

Таким образом, после включения экспериментальных групп четырёх возрастных категорий в активную среду социального взаимодействия, искусственно обогащенную различными видами форм организации совместной деятельности:

• 40,91 % - группы-пред-субъекты;

• 36,36 % - группы - потенциальные субъекты;

• 18,18 % - группы - собственно субъекты;

• 4,55 % - группы - ситуационные субъекты.

Мы можем констатировать, что в рамках проведенного нами исследования происходит постепенное становление групп как субъектов совместной деятельности, развитие субъектных качеств. Тем не менее следует отметить, что, в зависимости от достигнутого уровня развития субъектности, и степень устойчивости проявления субъектных качеств в условиях обычной жизнедеятельности различается, в спектре от высокой (в группах - собственно субъектах) до нестабильной (группы-пред-субъекты).

Библиографический список

1. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. - Москва, 2003. - 272 с.

2. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под общей редакцией А. С. Чернышева. -Москва: Юрайт, 2018. - 159 с.

3. Сарычев, С. В. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования / С. В. Сарычев, А. С. Чернышев // Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал / редактор И.В. Дубровина. - 2009. - №1 (18) (январь-март). - С. 112-118.

4. Селезнева М. В. Сравнительный анализ понятий «Субъект» и «Субъектность» в зарубежной психологии / М. В. Селезнева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - №2. - С. 47-53.

5. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев, В. И. Скурятин. - 2-е изд., испр. и доп. -Воронеж: Кварта, 2007. - 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.