способность педагога обуздывать себя от давления на обучающихся. Соответственно у обучающегося удовлетворяется потребность в признании своей личности, что обусловливает создание условия для проявления его активности.
Список литературы
1. Дубровина И.В. Психологические аспекты психического здоровья детей и школьников // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ИЦ «Академия», 1997.
2. Митина Л.М. Система «Наука - образование - профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе ХХ1 века. Сборник статей «Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход» / Под общ.ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 559 с. [Электронное издание], РиНц. С. 5 - 12. http://www.pirao.ru/ upload/iblock/ 0eb/ SBORNIK_ PI_RAO_2019_2.pdf
3. Панов В.И. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) / Под.ред. М.О. Мдивани. М.: Изд-во «Перо», 2017.
4. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с. (С. 116-117).
5. Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопси-хологическая модель / Под ред. В. И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2018. С.61-88. ISBN 978-5-4469-1367-1.
6. Sunnatova R.I. Teacher's Communicative Skills Generating 'Subject - Subject' Interaction [Электронноеиздание] International Conference on Psychology and Education. - Volume XLIX. - November 2018,pp. 659-664https://www.futureacademy.org.uk/ publication/epsbs/ ICPE2018EpSBS/ https://elibrary.ru/item.asp?id=36441098
УДК 159.9.07
ЭКОПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ СУБЪЕКТОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ68 Хомутова О.М.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие субъектности и субъектных качеств, описываются признаки и влияние совместной деятельности на формирование субъектности учебных групп. Проводится анализ изучения субъектности студенческих групп дефектологического факультета. Представлена деятельность кружка проекта «Psy-Laboratorium» по формированию субъектности и ее характеристик. Обозначены дальнейшие перспективы научного исследования.
Ключевые слова: субъектность, совместная деятельность, развивающая социальная
среда.
ECOPSYCHOLOGY OF TRAINING GROUP DEVELOPMENT BY THE SUBJECT OF JOINT ACTIVITY, COMMUNICATION AND RELATIONS
Khomutova O.M.
Kursk State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
68 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00016.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
Abstract. The article considers the concept of subject and subject qualities, describes the signs and impact of joint activities on the formation of subject matter of training groups. Analysis of study of subjects of student groups of defectology faculty is carried out. The activities of the Psy-Laboratory project circle on the formation of subjectivity and its characteristics are presented. Further prospects for scientific research are outlined.
Keywords: subjectivity, joint activities, developing social environment.
Одной из главных задач российского образования заключается в том, чтобы в стране произошло формирование социально активного поколения, способного проявлять активность, инициативу и творчество в развитии собственного жизненного пути и благополучия страны. Это задаче отвечает качество субъектности - способность быть ответственным за свои решения, деятельность и результаты [1].
В своей работе, мы используем следующее определение субъектности определяя это понятие как психологическое качество «...индивида (или группы), которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием» [4].
В процессе проявления субъектных качеств индивид способен не только достигать целей и решать задачи, формируемые для него обществом, но и менять окружающую среду. Субъектность способствует эффективной адаптации к быстро меняющимся условиям действительности и проявлению более успешной ориентации в напряженной деятельности.
По нашему мнению, достижение субъектности индивидом возможно через совместную деятельность в коллективе. К основным признакам совместной деятельности: относятся наличие единой цели для участников, общей мотивации, разделения единого процесса деятельности на взаимосвязанные компоненты, согласованной индивидуальной деятельности участников группы, строгая иерархичность и последовательность операции в соответствии с заранее намеченным планом, управления и единого конечного результата [5].
С точки зрения К.М. Гайдар, при этом особенности деятельности индивидуальной приобретают качественно своеобразное содержание, актуализируются такие психологические новообразования, которых не имеет деятельность, выполняемая человеком в одиночку. К их числу можно отнести совместность, порождаемую взаимосвязью и взаимозависимостью включенных в общую деятельность индивидов; объединение и согласование индивидуальных деятельностей, в результате чего получаемый группой результат превышает тот, который мог бы достичь каждый индивидуальный исполнитель; формирование из объединения людей группового субъекта деятельности, иными словами, проявление субъектного потенциала группы. Социально-психологические условия, способствующие формированию учебной группы как субъекта совместной деятельности включают целенаправленное формирование направленности учебной группы на совместную активность, проявляющуюся в разных видах групповой деятельности; осознание участниками учебной группы социально-психологических особенностей группы как субъекта совместной деятельности; повышение уровня деловых отношений в учебной группе; приобретение учащимися опыта совместной деятельности; актуализация и развитие рефлексии как у участников группы, так и у группы в целом, направленной на более ясное сознание того, что служит факторами, объединяющими ее в единый субъект деятельности [1].
По данным Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева помимо опосредованно-сти взаимоотношений членов группы совместной деятельностью, выделяют такие качественные критерии развития и социальной зрелости группового субъекта как: нравственная направленность, подготовленность, организационное единство, психологическую коммуникативность (интеллектуальное, эмоциональное, волевое единство). Цели и задачи совместной деятельности рассматриваются в качестве первостепенных интегрирующих группу факторов.
Приближаясь к уровню коллектива важными «новообразованиями» группового субъекта является эталонизация и формирование идентичности группы [8].
В типологической концепции А. Л. Журавлева выделены три главные характеристики субъектности: взаимосвязанность и взаимозависимость членов группы, способность группы проявлять формы совместной активности, групповая саморефлексивность, поочередное развитие которых соотнесено с уровнями развития субъектности группы. Для первого уровня доминирующим признаком является взаимозависимость и взаимосвязанность членов группы, которая выражается в совокупности ценностных ориентаций индивидов, а также оценочных суждений, личностных предпочтений членов группы, адресованных друг другу. Преобладание в «профиле» субъектности группы этой характеристики отличается следующими особенностями: а) формируется состояние предактивности - и в этом главное отличие от теорий коллектива, поскольку для авторов стратометрической и параметрической концепций наиболее значимой остается цель совместной деятельности, возникающая как бы изначально, а взаимосвязанность и взаимозависимость становится результатом опыта совместной деятельности группы; б) взаимосвязанность и взаимозависимость становится основой для автономности, целостности, своеобразия группы, появления надындивидуальных феноменов и свойств, присущих малой группе как системе [3].
Другой характеристикой и критерием перехода группового субъекта на более высокий уровень развития, по мнению А. Л. Журавлева, является способность проявлять различные формы совместной активности по отношению к различным социальным объектам, а именно: реагировать и принимать вызовы социальной ситуации жизнедеятельности, выполнять цели и задачи, поставленные более широкой организацией, а также выступать инициатором собственной активности, направленной на преобразование действительности, сохраняя необходимую долю автономности и согласованности [2; 3]. По мнению автора данной концепции, равно как и большинства отечественных ученых, способность проявлять формы совместной активности является главным критерием определения малой группы в качестве субъекта. Подчеркнем, что такие формы активности не исчерпываются совместной деятельностью, а включают в себя и общение, групповое поведение, совместные действия, групповое отношение, внутригрупповые и межгрупповые отношения [2].
Для изучения социально-психологических условий формирования субъектности учебных групп, нами были было организовано исследование со студентами Курского государственного университета, дефектологического факультета 1-4 курсов (6 групп), обучающимися по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) Логопедия детей и взрослых, Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья, Образование детей с интеллектуальными нарушениями.
В качестве диагностического инструментария, позволяющего изучить уровень развития студенческой группы, мы использовали: карту-схему психолого-педагогической характеристики группы Л.И. Уманского и А. С. Чернышева, позволяющую, через изучение мнений и представлений, определить уровень социально-психологической зрелости группы, а также степень включенности каждого члена группы. Карта-схема состоит из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор конкретных качеств, характеризующих интегративные свойства группы. Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет [6]; аппаратурную методику «Арка», разработанную группой сотрудников под руководством А. С. Чернышева, которая позволяет определить степень социально-психологической зрелости группы и настроя ее членов на совместную деятельность. Прибор представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки. Исследуемой группе предъявляется инструкция, в которой объясняется устройство прибора, правила сборки, ставится задача. Сборка «Арки» настолько технически проста и в тоже время своеобразна, что в процессе сборки почти полностью нивелируются любые специальные технические умения и навыки (техническая подготовленность), кроме социально-психологической подготовленности. Для работы со стандартной «Аркой» в условиях лаборатории необходимо иметь стол. Также необходим
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
секундомер. Кроме фиксации времени, затраченного группой на сборку «Арки», ведется протокольная запись процесса выполнения задачи [7].
В результате эксперимента, нами были получены данные, свидетельствующие о состоянии уровня развития субъектности и субъектных качеств в экспериментальных группах. Так, мы установили, что в исследуемых группах на начальном этапе отмечалось:
• низкий уровень развития согласованности действий;
• низкий уровень совместной активности;
• снижение процессов внутригрупповой коммуникации;
• высокая частота проявления конфликтных ситуаций;
• отсутствие саморефлексивности группы;
• отсутствие четкого руководства (хаотичное лидерство);
• снижение результативности действий в условиях напряженной и экстремальной деятельности.
В экспериментальных группах наблюдается изменение уровня субъектности в зависимости от курса: на 1-2 курсах уровень субъектности и проявления субъектных качеств ниже, чем на 3-4 курсах. Данные результаты могут быть связаны с тем, что 1-2 курсы в процессе получения высшего образования на данном этапе нацелены на адаптацию к образовательной организации, учебному процессу и в этот период происходит поиск личности своего места в формируемых межличностных отношениях. Обучающиеся 3-4 курса - это группы прошедшие определенные этапы в своем развитии и в настоящее время они преследуют задачи профессионального самоопределения и поиска профессиональной реализации, этапы адаптации к университету, факультету, учебному процессу являются завершенными.
Для реализации естественного-формирующего эксперимента, нами в жизнедеятельность групп внесены некоторые изменения, которые напрямую соотносятся с основными позициями концепции построения развивающей социальной среды по Л.И. Уманскому-А.С. Чернышеву. На базе дефектологического факультета Курского государственного университет, были созданы психологические кружки проекта «Р8у-ЬаЬога1;огшт», в рамках которого, проходит социальное обучение, психологическое просвещение обучающихся, а также, организовываются специальные мероприятия, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия и согласованности действий. Встречи в кружке проекта «Р8у-ЬаЬога1;огшт» проводились один раз в неделю, в течение 8 месяцев.
Занятия разделены на два типа: научно-познавательные и активно-действенные:
- научно-познавательные включают в себя широкий список тем, частично дублирующих тематику по дисциплине «Психология», но представляющую углубленную составляющую, посвященную основным психическим свойствам человека, особенностям его познания и взаимодействия с другими, характеристикам и этапам развития группы как субъекта деятельности. Такие занятия состоят из двух этапов: познавательный компонент (рассказ о сложных явлениях в научно-популярной форме (30 -35 минут) и практический компонент (проведение элементарных психологических опытов по теме занятия, решение ситуационных задач, демонстрация видео- и аудиофайлов, чтение и анализ фрагментов художественных и научно-популярных произведений для большего и лучшего понимания (35 -30 минут);
- активно-действенные занятия, представляют из себя мини тренинги, в которых группы включаются в новые виды совместной деятельности, моделируют различные ситуации, научаются активному взаимодействию друг с другом, в рамках решения поставленных задач. В рамках данных занятий активно применяются игровые технологии, интерактивные вилы деятельности. Такие занятия занимают около 50 -60 минут.
В ходе занятий, обучающимся предлагается участвовать в различных видах совместной деятельности, в результате чего, члены групп не только вовлекаются как участники, но и как организаторы мероприятий. По нашему мнению, внедрение такого вида деятельности в воспитательный и педагогический процесс, способствует: развитию личностных качеств обучающихся; формированию умения работать в коллективе, способности принимать решения в
напряженных ситуациях; развивает навыки социального взаимодействия на предметном и коммуникативном уровнях. Важным, при организации такой работы, является соблюдение условия разно плановости совместной деятельности.
Уже на промежуточном этапе, анализируя данные первичной диагностики и наблюдения за группами в процессе реализации естественного-формирующего эксперимента, мы можем говорить о том, что использование технологий построения развивающей социальной среды по Л. И. Уманскому -А. С. Чернышеву в образовательной практике способствует формированию таких коллективов, которые становятся самостоятельными субъектами деятельности, общения и отношений. Следует отметить, что предложенный нами вариант внедрения, в образовательную практику, технологий построения развивающих сред в рамках осуществления работы с обучающимися, в первую очередь оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств обучающихся, а так же, способствует развитию социально значимых практических компетенций, что может оказывать влияние на степень успешности в учебной и профессиональной деятельности. Тем не менее, требуется проведение более продолжительной научно-исследовательской работы в рамках реализации проекта.
Список литературы
1. Гайдар К.М. Развитие субъектности учебной группы в совместной деятельности: экспериментальный подход // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 3. С. 151-154.
2. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. № 30(5). С. 72-80.
3. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / ред. В.Н. Дружинин и др. М: Академ. проект, 2000. С. 133-151.
4. Котелевцев Н.А. Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области) // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - № 4 (48). - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://scientific-notes.ru/pdf/053-041.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
5. Организационная психология / под общ. ред. Е. И. Рогова. М.: Издательство Юрайт, 2017.
6. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. А. С. Чернышева. М.: Издательство Юрайт, 2018.
7. Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования // Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал / Ред. И.В. Дубровина. 2009. №1 (18) январь-март 2009. С. 112-118.
8. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ parametricheskaya- teoriya-kollektiva-istoriya-sozdaniya-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 15.01.2020).