Научная статья на тему 'Использование технологий мультимедиа в сфере образования'

Использование технологий мультимедиа в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличева Феруза Бешимовна

В статье говорится о том, что использование в сфере образования технологии мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышения мотивации к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологий мультимедиа в сфере образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой,

кафедра языков,

Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о том, что использование в сфере образования технологии мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышения мотивации к учению.

Ключевые слова: технологии мультимедиа, интенсификация обучения, компьютерные программные средства.

Современное общество способно накапливать информацию и передавать её от поколения к поколению. Все эти информационные процессы и технологии полностью распространяются и на понятие мультимедиа.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

В переводе с английского multimedia - многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, аудио, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет [1].

Понятие мультимедиа, с одной стороны, тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технологии мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Мультимедиа-технологии и соответствующие средства информатизации образования развиваются очень быстро. Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как: «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией; многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст); демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм) и т.д.

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении существенно возрастает роль иллюстраций. Необходимость иллюстрирования приводит к тому, что теперь все средства информатизации обучения должны быть использованы для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому.

Таким образом, наличие и внедрение в сферу образования средств мультимедиа способствует появлению соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей. Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых обучающиеся, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения.

Список литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИДЕИ ФУЗИОНИЗМА Гойибназарова Г.Н.

Гойибназарова Гулнора Норматовна - доцент, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена применению идеи фузионизма при изучении курса геометрии. Рассматриваются возможности развития пространственных представлений в преподавании геометрии с применением идеи фузионизма. Ключевые слова: преподавание геометрии, фузионизм, планиметрия, стереометрия, пространственное воображение.

О фузионистском подходе к изложению школьного курса геометрии, как об одном из эффективных, говорят многие ученые. Современный опыт преподавания показывает, что большинство детей физиологически и психологически не готовы к восприятию геометрии в аксиоматическом изложении. Многие из них не понимают истинного назначения аксиом, а перегружать учебник аксиомами, равно как и громоздкими теоремами, для того, чтобы дети заучивали, не понимая их, значит, отпугивать учеников от математики, разрушать их позитивное любопытство, вызванное внешними эффектами. Конечно, в курсе геометрии общеобразовательной школы должны быть какие-то аксиомы и теоремы, но их изложение должно быть доступным для осознания всеми учащимися. Самое важное, изначально он должен быть пространственным, в его построении должен быть учтен весь педагогический опыт, накопленный человечеством за многие века [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.