Научная статья на тему 'Теоретические основы использования мультимедийных методов при обучении общей биологии в среднем профессиональном образовании'

Теоретические основы использования мультимедийных методов при обучении общей биологии в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринь О.А.

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся. Совместными усилиями работников сферы образования, ученых, программистов, производителей мультимедийных средств обучения и преподавателей-практиков создается новая информационная образовательная среда, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к содержанию образования, методам и технологиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы использования мультимедийных методов при обучении общей биологии в среднем профессиональном образовании»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 57

О.А.Гринь

Преподаватель биологии г.Кореновск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся. Совместными усилиями работников сферы образования, ученых, программистов, производителей мультимедийных средств обучения и преподавателей-практиков создается новая информационная образовательная среда, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к содержанию образования, методам и технологиям обучения.

Ключевые слова Мультимедиа технологии, мультимедиа, технология, медиа.

Важную роль в современном профессиональном образование в техникуме для преподавателей составляет использование новых информационных технологий, которые помогают им повысить знание и умение учащихся и эффективность выполнения ими любых практических задач и лабораторных заданий.

Главное значение термина «мультимедиа» - это калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi - много и media - среда), этот термин в науку ввел профессор Гузеев В.В [6].

Важно понимать, что, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько значений этого слова, приведем несколько примеров значения термина мультимедиа разных профессоров и ученых:

• Бордовская Н.В говорила, что мультимедиа-это технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; [3].

• Дворецкая А.В писала, что мультимедиа -это информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; [8].

Пригожих В.А считал, что средства и технологии мультимедиа обеспечивают вероятность интенсификации профессионального обучения и увеличение мотивации учащихся к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как [13]:

«манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией; контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов; деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения); дискретная подача аудиовизуальной информации; тонирование изображения; фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»; многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом -текст); демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа», можно принимать, что это спектр информационных технологий, принимающий различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Селевко Г. К считал, что мультимедиа способствует [4]:

Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и информационных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

технологий; повышению мотивации учащихся к учению; развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых; развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого Фельдман И. Д. относил к числу преимуществ использования мультимедиа в профессиональном образовании несколько разных функций [8]:

Одновременное использование нескольких разных каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в техникуме и колледже затруднительно или невозможно выполнить в условиях пары; визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов; визуализация объектов и процессов микро- и макромиров; возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащихся.

Проведенный учеными О. Л. Колпаков, В. П. Жуланова, В. Н. Борздун, Е. О. Казадаева. проведя теоретический анализ позволил им выявить, что мультимедийные средства - это самый эффективный способ для представления учебного материала по биологии, т.к. при их применение задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала с помощью мультимедийных средств сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся [7].

К числу аппаратных мультимедиа-средств относятся акустические системы (колонки), звуковая карта (плата) компьютера, микрофон, специальная компьютерная видеокамера и, возможно, джойстик. Все эти приборы являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания и специального ознакомления. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование [9].

Булычева М.А. говорил, что больший интерес могут представлять специализированные средства мультимедиа, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в группе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов [5].

Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность. К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Эти модели представляют звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создают иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени [4].

В настоящее время разработанная нами методика использования средств мультимедиа в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

образовательном процессе по биологии проходит проверку в условиях педагогического эксперимента [7].

Невозможно представить современный образовательный процесс без использования информационно-коммуникативных технологий. Все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, кино) для достижения педагогических целей относятся к информационным образовательным технологиям. В эпоху информатизации большинства сфер деятельности человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе [6].

В настоящее время уже стало очевидным, что без использования информационных технологий в техникуме и колледже нам не обойтись. Главное при использовании электронных учебников необходимо важное - это условие соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на вред здоровью ребенка.

Здоровье сберегающим технологиям отводится важное место в преподавании любого предмета, а тем более, биологии. Но еще больше внимания должно уделяться формированию здорового образа жизни учащихся [10].

Владение информационными технологиями - одна из компетенций преподавателей биологии. Совершенствуются и технические информационные средства. В педагогической работе преподавателям всегда нужно использовать информационные средства, для того чтобы, повышать качества обучения, развития познавательного интереса к предмету [11].

Использование компьютера на уроке биологии развивает интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать; учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы;

Учебно-информационные: работать с источником информации. Использование информационных технологий меняет положение преподавателей на парах. Преподаватель выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся и как консультант.

Использование интернет источников повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению и улучшает качество знаний и успеваемость учащихся. Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания. Таким образом, использование информационных компьютерных технологии в процессе профессионального обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), увеличивает качество обучения, облегчает работу на парах. [13]. Список использованной литературы:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. - 2006, № 3. - 60 с.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде //Школьные технологии. - 2007, № 6. -60 с.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.: Питер, 2009.-350 с.

4. Бредихин В.Н., Панина Г.Н., Румянцев И.А. Смирнов В.А., Соломин В.П Пути подготовки учителей к использованию в обучении новых информационных технологий // Педагогическая информатика. - 2006, № 3. -60 с.

5. Булычева М. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. - 2008, №16 (авг.) -60 с.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М., Центр «Педагогический поиск». - 2005.-305 с.

7. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. - 2005, № 3. 56 с.

8. Информационные технологии в начальном образовании. // Школьные технологии. - 2009, № 6.

9. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Педагогическое Общество России. - М., 2007.

10.Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии : учебное пособие для вузов / А.И.Никишов. - М.: Колосс, 2007. - 303 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

11. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании. - 2006, № 6. -90 с.

12.Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. - 2008, № 5.-45 с.

13. Пригожих В.А. Компьютерные технологии в обучении биологии: Рабочая программа дисциплины. -Красноярск: КрасГУ, 2009. -203 с.

© Гринь О.А., 2016

УДК 574.24 : 575.224.46.044

В.И. Крюков,

д.б.н., профессор А.Л. Климов, аспирант Н.В. Красова,

аспирант ИНИИЦ, ОрёлГАУ, г. Орёл, Российская Федерация

ИНДУКЦИЯ МИКРОЯДЕР В ЭРИТРОЦИТАХ КАРПА ИОНАМИ ШЕСТИВАЛЕНТНОГО ХРОМА

Аннотация

Исследованы частоты возникновения микроядер и других ядерных аномалий в эритроцитах карпов после 24- часового пребывания рыб в воде, содержащей ионы хрома (VI) в концентрациях 0,001, 0,05, 0,10, 0,15, 0,20, 0,25 и 0,40 мг/л. Установлено статистически достоверное увеличение частоты микроядер с концентрации 0,20 мг/л. Суммарная частота всех аномалий ядер отличалась статистически достоверно от контрольного варианта уже при концентрации хрома 0,001 мг/л.

Ключевые слова Рыбы, карп, хром, бихромат калия, мутагенез, микроядра.

Введение

Важной проблемой экологии является загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами. Предприятия различных отраслей промышленности загрязняют окружающую среду практически всеми известными в настоящее время металлами. Многие из них обладают мутагенной, канцерогенной и тератогенной активностью. Экологи уделяли большое внимание миграции в трофических сетях, накоплению и токсическим свойствам тяжёлых металлов. Генетические эффекты тяжёлых металлов изучены значительно слабее. Не всегда понятны механизмы индукции мутаций ионами металлов. До сих пор не разработана общая теория мутагенности металлов. Не изучены отдалённые последствия хронического воздействия их повышенных концентраций. Поэтому анализ генетических эффектов острого и хронического воздействий тяжёлых металлов представляется очень актуальным. Эти проблемы интенсивно исследуют, особенно с точки зрения их опасности для человека. Вместе с тем, ряд созологических и микроэволюционных проблем техногенного загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами остаются неизученными.

Целью наших исследований является изучение генетических эффектов острого и хронического воздействия солей тяжёлых металлов на живые организмы различного уровня эволюционного развития. В данном сообщении изложены результаты исследования 24-часового воздействия на рыб различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.