Научная статья на тему 'Геометрическое образование с позиций идей фузионизма'

Геометрическое образование с позиций идей фузионизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ / TEACHING GEOMETRY / ФУЗИОНИЗМ / ПЛАНИМЕТРИЯ / СТЕРЕОМЕТРИЯ / STEREOMETRY / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / SPATIAL IMAGINATION / FUZIONIZM / PLANIMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойибназарова Гулнора Норматовна /., Суванова Мунира Тулкин Кизи

Эта статья посвящается геометрическому образованию с позиций идей фузионизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гойибназарова Гулнора Норматовна /., Суванова Мунира Тулкин Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геометрическое образование с позиций идей фузионизма»

Геометрическое образование с позиций идей фузионизма Гойибназарова Г. Н.1, Суванова М. Т.2

1Гойибназарова Гулнора Норматовна / Goyibnazarova Gulnora Normatovna - доцент; 2Суванова Мунира Тулкин кизи / Suvanova Munira Tulkin kizi - студент магистратуры, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящается геометрическому образованию с позиций идей фузионизма.

Abstract: this article is dedicated to the stages of development of the idea of fuzionizm in stadying geometry.

Ключевые слова: преподавание геометрии, фузионизм, планиметрия, стереометрия, пространственное воображение.

Keywords: teaching geometry, fuzionizm, planimetry, stereometry, spatial imagination.

В современных условиях основными педагогическими идеями являются идеи гуманизации, гуманитаризации и демократизации, которые закладываются в основу новых приоритетов образования.

В русле этих идей возможна разработка концепции школьного математического образования. В качестве основной задачи можно выдвинуть «переориентацию методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной функции».

Основными задачами преподавания геометрии в школе являются:

1) изучение пространственных форм;

2) развитие пространственного воображения;

3) воспитания правильного логического мышления;

4) привитие практических навыков, включая сюда и умение решать различные геометрические задачи теоретического характера, так и умение применять свои знания к решению вопросов практики.

Остановимся на одном из вопросов - это фузионизм в преподавании геометрии.

В педагогике фузионизм рассматривается как совместное преподавание различных школьных предметов. В методике преподавания математики фузионизмом называют слитное преподавание нескольких разделов математики: алгебры и геометрии, планиметрии и стереометрии [1].

В настоящее время в систематическом курсе геометрии проводится разделение на планиметрию и стереометрию. Чем можно объяснить этот факт раздельного изучения в школе и средне-специальных заведениях планиметрии и стереометрии, хотя фактически мы и наши дети живем в пространстве, дети играют с пространственными объектами?

Такое деление в некоторых отношениях нельзя не признать удобным: оно позволяет мало подготовленному ученику на первых моментах, заниматься более простыми вопросами «плоской» геометрии, что облегчает усвоение материала и подготавливает к изучению более сложных вопросов курса - вопросов стереометрии.

Однако многие математики не согласились с этими доводами и предложили совместное изложение материала геометрии плоскости и пространства.

Фузионизм, неоднократно и горячо пропагандировавшийся многими крупными геометрами, обыкновенно страдал тем недостатком, что в нем нарушалась система изложения материала и происходила некоторая путаница в логическом ходе курса геометрии. Должно быть обращено внимание на то, чтобы знания, полученные в курсе планиметрии, нашли, возможно, полное применение при изучении стереометрии, так,

например, полезно рассматривать свойства многоугольников как граней многогранников, свойства окружностей как сечений шара и других тел вращения и т.п.

При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что мы видим и изображаем на чертеже плоские фигуры в этом случае искаженными, т.е. имеющими иную форму, отличную от их действительной формы. Нельзя пройти мимо этого обстоятельства. Наоборот, по многим причинам следует уделить такому «преобразованию» фигур должное внимание. Учащимся надо объяснить, как получается проективный чертёж пространственной фигуры».

Таким образом, существующее в настоящее время чёткое разделение на планиметрию и стереометрию является одной из причин слабого развития учащихся пространственного воображения.

Казалось бы, фузионизм позволяет устранить этот недостаток, однако при допущении возможности этого сразу же возникают другие методические трудности. В частности, весь курс геометрии предстал бы перед учащимся более сложным, чем при отдельном изучении планиметрии и стереометрии; пришлось бы рассеивать их внимание по двум направлениям - фактам на плоскости и в пространстве, что вряд ли будет способствовать чёткому уяснению изучаемого материала, скорее всего приведет к путанице в представлениях учащихся, особенно на первых порах обучения, в результате которой, положение может оказаться хуже, чем сейчас: учащиеся не усвоят достаточно прочно ни планиметрию, ни стереометрию.

В последние годы интерес к проблеме использования фузионизма в преподавании геометрии не ослабевает.

Направления фузионизма в преподавании геометрии в школе могут быть следующими:

1) Пропедевтика систематического курса геометрии (5-6 классы).

2) Взаимосвязанное изучение свойств плоских и пространственных фигур в систематическом курсе геометрии.

3) Решение планиметрических задач на многогранниках.

4) Аналогии в планиметрии и стереометрии.

Таким образом, идея фузионизма в геометрии возникла из недр самой геометрии, была обусловлена задачами преподавания одной из самых образных, живых и практических наук, особенно в школе. «Неиспорченный» мозг ребенка способен понимать многое, даже то, что кажется взрослому непостижимым. Все мы знаем, что детские впечатления - самые сильные и прочные впечатления, они порою остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому создание ярких, довольно «трудных», развивающих учебников, например, по геометрии, необходимо как на начальной ступени обучения, так и в средних и старших классах, при этом нельзя забывать о возрастных и психических особенностях детей, их наклонностях.

Литература

1. Гойибназарова Г. Н., Парпиева Н. Т. О наиболее эффективных методах обучения

математике с использованием ИОР // Проблемы педагогики. 2016. № 3 (14). С. 14-15.

2. Капаева Н. В. Школьное геометрическое образование с позиции идей фузионизма.

- Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. - С. 234-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.