УДК 371.01 ББК 74.262
ИСТИФОДАИ Камолова Муаззам Файзуллоевна, дотсенти кафедраи
ТА ЪЛИМИ методикаи таълими забон ва адабиёти русии МДТ «ДДХ
ПРОБЛЕМАВЙ ба номи академик Б.Гафуров»
ХАНГОМИ ОМУЗИШИ Бойтемиров Рустам Мавлонович, сармуаллими
ЦАХРАМОНИ АДАБЙДАР кафедраи адабиётируси ва хориции МДТ «ДДХ ба номи
ДАРСХОИ АДАБИЁТ академик Б.Гафуров» (Тоцикистон, Хуцанд)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Камолова Муаззам Файзуллоевна, доцент кафедры
ТЕХНОЛОГИИ методики преподавания русского языка и литературы
ПРОБЛЕМНОГО ГОУ «ХГУ имени академика Б.Гафурова»
ОБУЧЕНИЯ (Таджикистан, Худжанд)
ПРИ ИЗУЧЕНИИ Бойтемиров Рустам Мавлонович, старший
ЛИТЕРА ТУРНОГО преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы
ГЕРОЯ НА УРОКАХ ГОУ «ХГУ имени академика Б.Гафурова»
ЛИТЕРАТУРЫ (Таджикистан, Худжанд)
THE USAGE OF Kamolova Muazzam Fayzulloevna, Associate Professor of
TECHNOLOGY OF the department of methods of teaching Russian language and
PROBLEMA TIC literature under the SEI «KS U named after acad. B.
TUITION IN THE COURSE Gafurov», (Tajikistan, Khujand),
OF STUDY OF Boytemirov Rustam Mavlonovich, senior lecturer of the
A LITERARY HERO AT department of Russian and foreign literature under the SEI
LITERA TURE «KS U named after acad. B. Gafurov»
LESSONS (Tajikistan, Khujand), E-mail:[email protected]и
Вожа^ои калиди: таълими проблемави, цацрамони адаби, дарси адабиёт, цобилияти эцоди, технологиями муосири таълим
Дар мацола сухан дар бораи истифодаи усули таълими проблемави дар дарсцои адабиёт цини омузиши цацрамони бадеи меравад, ки ба дарки образи тасвир мусоидат намуда, цамзамон таъсири циссии онро цифз мекунад. Усули проблемавии таълим цангоми омузиши цацрамони асари бадеи, дар мисоли образи Герасим аз цикояи "Муму"-и И. С. Тургенев нишон дода мешавад. Цайд карда мешавад, ки сатц ва моцияти таълими проблемави бо цадафцои педагогии омузиш муайян карда шуда, ба пешрафти донишцуён вобаста аст. Тазаккур меравад, ки истифодаи усули проблемави дар дарсцои адабиёт ба тарбияи шахсияти фаъол ва эцодии хонандагон мусоидат карда, ба тарбияи маънави ва эстетикии онцо таъсири назаррас мерасонад. Таъкид мешавад, ки таълими проблемави шаклцои анъанавии таълимро истисно намекунад ва ба миён овардани цолати проблемави танцо шакли ягонаи дарс нест. Ба назари муаллифон, истифодаи усулцои гуногуни таълими проблемави дар цамгирои бо дигар шаклцои таълим ба рушди цамацонибаи талабагон мусоидат мекунад.
Ключевые слова: проблемное обучение, литературный герой, урок литературы, творческая способность, современные технологии обучения
В статье рассматривается вопрос об использовании проблемного метода на уроках литературы при анализе литературного героя, который помогает проникнуть в глубину образа и одновременно сохранить его эмоциональное воздействие. Представлены приёмы проблемного метода при изучении образа героя на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Указывается, что уровень и характер проблемного обучения определяется педагогическими целями обучения и зависит от развития учеников. Отмечается, что использование проблемного обучения на уроках литературы будет способствовать воспитанию активной и творческой личности, существенно повлияет на нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Подчеркивается, что проблемное обучение не исключает традиционных форм преподавания, а проблемные ситуации не являются единственной формой урока. По мнению авторов, применение различных приемов проблемного обучения в интеграции с другими формами преподавания способствует всестороннему развитию учащегося.
Key words: problematic education, literary hero, literature lesson, creative ability, modern teaching technologies
The article dwells on the issue concerned with the usage of problematic method at literature lessons while analyzing the literary hero, which helps to penetrate the depth of the image and at the same time preserve its emotional impact. The authors of the article adduce the methods of the problematic one when studying the image of the hero using the example of the image of Gerasim out of the story entitled "Mumu" by I. S. Turgenev's. It is underscored that the level and character of problem-based learning is determined by the pedagogical goals of learning and depends on the development of students. It is noted that resorting to problematic teaching at literature lessons will promote the upbringing of an active and creative personality, and will significantly affect both the moral and aesthetic education of students. They lay an emphasis upon the idea that the former does not exclude traditional forms of teaching, and problematic situations are not the only form of the lesson. In conformity with the authorsл opinion, the usage of various methods towards problem-based learning in integration with other forms of teaching promote the comprehensive development of the student.
Коренные изменения, которые происходят в жизни нашего общества, требуют от сферы образования также больших изменений. В системе образования пересматриваются традиционные формы и содержание обучения, изменяются взаимоотношения учитель -ученик, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения. Сегодня перед школой стоят другие цели и задачи, чем раньше. Одна из таких задач - активизация процесса обучения, т.е. всестороннее развитие личности, укрепление связи обучения с жизнью, создание системы творческих задач с целью развития творческого мышления и побуждение учеников к выполнению самостоятельной работы.
Современный учитель находится в поиске новых способов интенсификации и активизации обучения, которые помогут учителю развивать способность учащихся к творчеству, способность применять имеющиеся знания в непредвиденных жизненных ситуациях с целью самостоятельного решения существующей проблемы.
Один из способов мотивирования учеников к самостоятельному действию является технология проблемного обучения.
Проблемное обучение - это один из способов усвоения сложного материала, которое достигается путем поиска верного решения учениками и которое ведет их к развитию творческого мышления.
Процесс проблемного обучения строится на выявлении существенных связей, познаваемых в отдельных проблемных ситуациях. Проблемная ситуация в свою очередь строится на основе выявления сложной задачи, сопоставления различных точек зрения, поиска верного решения и доказательства его справедливости(1, 3)
В данной статье, мы хотим рассмотреть использование проблемного метода обучения на уроках литературы при изучении литературного героя. Литература как учебный предмет имеет свои особенности и требует от учителя выбора специальных способов и приёмов изучения художественного произведения.
«Познание литературного произведения, - недаром пишет В.Г.Маранцман, - процесс наиболее индивидуальный в сравнении с постижением других школьных предметов. Освоение литературы читателем во многих отношениях столь же индивидуально, как и литературное творчество»(1, 9).
Анализ литературного героя является самым распространенным видом работы на уроках литературы. Обычно беседа о литературном герое начинается с вопросов: Назовите главного героя. Кто он такой? Как описана его внешность? Расскажите о его характере.
Такое изучение образа - персонажа помогает понять героя, оказывает влияние на их нравственность, но не формирует умение анализировать характер, сопоставить с другим литературным героем.
Следующий приём, используемый учителями, - это характеристика героя учениками. Учащиеся средних классов, не понимая сложной связи между эпизодами произведения, не смогут проанализировать поведение, мысли, чувства героев, выявить мотивы поступков. Поэтому на уроках в средних классах преждевременны развернутые характеристики, но уже доступна работа над тем, какими предстают герои в отдельных сценах, с возможным использованием творческих заданий и проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация в средних классах может строиться на особенностях восприятия учащихся, отношений к литературному герою, различных точек зрения на изучаемый материал.
Остановимся на конкретном примере - рассказе «Муму» И.С. Тургенева. Это произведение стало хрестоматийным и прочно вошло в школьную программу.
Урок изучения образа Герасима может носить проблемный характер. Учитель, анализируя произведение, приводит учеников к тому, чтобы они сами сформулировали вопрос: Почему Герасим утопил Муму, а не взял с собой в деревню? В этом случае учителю необходимо определить важность и ценность поставленного вопроса, определить, насколько ученики готовы ответить на вопрос и наметить основные этапы его решения, подготовить ребят к пониманию главного в Герасиме, духовного роста героя, изменений, которые с ним происходят. Определяется и место урока в системе изучения рассказа: после чтения рассказа и выяснения общего характера произведения.
На уроке учитель нацеливает учеников на поиск ответа на выдвигаемый ими вопрос, но ученики без помощи учителя не могут дать полный ответ. Положение затрудняется и тем, что невозможно предложить только один эпизод, который позволил бы ученикам найти правильное решение.
В этом случае учитель готовит серию вопросов, постепенно приводящих учеников к правильному ответу:
1.Почему Герасим решил сам утопить собачку?
2.Когда он решил уйти в деревню?
3.Почему после гибели Муму Герасим не захотел оставаться у барыни?
Отвечая на вопросы, ученики перечитывают отдельные страницы рассказа и вспоминают, как сломала барыня жизнь Герасима и как он безропотно сносил её жестокость. В ходе беседы ученики начинают понимать, что гибель Муму была последней каплей, переполнившей чашу терпения Герасима. Он не мог болше оставаться в доме у барыни, хотя знал, что его могут наказать. Герасим больше не может быть покорным рабом. Ему больно, что единственная привязанность уничтожена, но он чувствует, как в нем расправляется человек, и поэтому с несокрушимой отвагой идёт в деревню.
В приведенном примере не приходится говорить о полной самостоятельности учеников в решении проблемного вопроса, но все же путём поиска они нашли ответ.
Не всегда на уроках изучения литературного героя можно организовывать проблемную ситуацию. При изучении произведения, где поступки героев ясны ученикам и оценка персонажа правильная, нет необходимости создавать проблемную ситуацию. В таких случаях необходимо давать задания, требующие проникновения в чувства, мысли, поступки героев. Так ученики вживаются в образ. Ведь без эмоциональной реакции, без яркого представления образа героя в значительной степени теряют смысл рассуждения и выводы учеников.
Проникнуть в глубину образа и одновременно сохранить его эмоциональное воздействие помогают также приёмы, развивающие образное видение: словесное рисование, ученические рисунки. Задание нарисовать героя, обстановку, в которой он действует, больше помогает ученикам проникнуть в особенности характера, чем устное словесное рисование.
На завершающем, итоговом этапе изучения образа-персонажа ученикам предлагаются письменные работы, в основном в виде изложения- пересказа, иногда в виде краткого сочинения.
Названные задания имеют для учеников проблемный характер, так как они требуют от них работы воображения, глубоких размышлений, творческих усилий.
Таким образом, уровень и характер проблемного обучения определяется педагогическими целями обучения и зависит от развития учеников. Проблемное обучение не исключает традиционных форм преподавания, а проблемные ситуации не являются единственной формой урока. В интеграции с другими формами преподавания проблемное обучение способствует всестороннему развитию учащегося.
Использование проблемного обучения на уроках литературы будет способствовать воспитанию активной и творческой личности, существенно повлияет на нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маранцман,В.Г.Проблемное изучение литературного произведения в школе:пособие для учителей /В.Г.Маранцман, Т.В. Чирковская. - М.: Просвещение, 1977.- 206с.
2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М.Матюшкин.- М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
3. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе/М.И.Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
4. Рез,З.Я.Изучение литературного произведения в школе как процесс /З.Я. Рез//Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.-197с.
REFERENCES:
1. Maransman,V.G.Problematic Study of a Literary Production at School: manual for teachers / V.G. Maransman, T.V. Chirkovskaya. - M.:Enlightenment, 1977.- 206 p.
2. Matyushkin, A.M. Problematic Situations in Thinking and Learning /A.M.Matyushkin.- M .: Pedagogy, 1972. - 168 p.
3. Makhmutov,M.I.Organization of Problematic Tuition at School /M.I.Makhmutov. - M.: Enlightenment, 1977. - 240 p.
4. Res, Z.Ya. The Study of Literary Production at School as a Process /Z.Ya. Res//Lectures on the methodology of teaching literature. - L., 1976. -197р.