ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙ ОДНОЙ КАРТИНЫ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Надежда Фроловна Батькина,
учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ № 45, г. Н. Новгород
в статье подробно описан Алгоритм приёма «музей одной картины» на уроках русского языка.
• «музей одной картины» • эстетическое и духовно-нравственное воспитание учеников
• изучение различных видов придаточных в сложноподчинённом предложении в 9-м классе
Одним из условий расширения образовательного пространства, необходимого для развития современных учащихся, может стать музейная педагогика. Её использование должно быть направлено на эстетическое и духовно-нравственное воспитание учеников, на формирование их гражданской идентичности [1, 6], на развитие их коммуникативной компетентности и способности интерпретировать различные виды искусства, в том числе на уроках русского языка и литературы [2, 3, 4, 7, 8].
Среди технологий музейной педагогики, которые постоянно используются мною в учебной и внеурочной деятельности, особое место занимает «музей одной картины». Этот приём возник на основе знакомства с реально существующими музеями.
В Пензе есть музей одной картины им. Г.В. Мясникова, который был создан в 1983 году. За время существования музея его посетило около четырёхсот тысяч человек, экспонировались такие картины, как «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н. Ге, «Сватовство майора» П.А. Федотова, «Корабельная роща» И.И. Шишкина, «Ковёр-самолёт» В.М. Васнецова, «Портрет молодой женщины» Тициана и другие.
Есть музей одной картины и в Нижнем Новгороде: в Нижегородском государственном художественном музее в специально выстроенном зале установлено огромное (площадью более сорока квадратных метров) полотно К.Е. Маковского
«Воззвание Минина к нижегородцам», одно из самых знаменитых патриотических произведений России.
Для «экскурсии» по музею одной картины произведения отбираются с помощью и при содействии самих учащихся.
Приём «музей одной картины» привлекателен тем, что, во-первых, позволяет рассматривать как картины, так и произведения художественных промыслов; во-вторых, даёт возможность всмотреться в отдельные детали картины, увидеть за ними мысли и чувства художника; в-третьих, побуждает учащихся к собственному творчеству, прежде всего словесному.
В разные годы и с разными классами в этом своеобразном музее мы знакомились с такими картины, как «Масленица» Б.М. Кустодиева, «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Первый снег» А.А. Пластова, многие картины В.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина и др. [9]. Главное отличие этого приёма от других форм работы с картиной - детальное изучение одного произведения в течение достаточно длительного времени, когда репродукция находится в классе. Возможно обращение к её содержанию и изобразительным средствам до занятия, на котором она будет рассматриваться.
Особенности данного приёма заключаются также и в том, что он имеет определённую форму организации (сочетание групповой и парной работы, индивидуальных самостоятельных заданий) и определённый алго-
ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А
ритм, включающий в себя спланированные
последовательные действия.
• Выбор картины. Подготовка учителя к экспозиции произведения в музее одной картины предполагает чёткую постановку целей в зависимости от того, с каким содержанием и с какими видами работы будет в дальнейшем связан анализ картины. Например, при изучении имён прилагательных наиболее эффективными являются пейзажи и портреты, при изучении глаголов - сюжетные произведения, для работы над пониманием архаизмов и историзмов - картины на исторические темы. Для учащихся подготовка может состоять в выполнении индивидуальных или дифференцированных заданий (изучение биографии художника, его творчества, истории создания картины, её судьбы).
• Показ картины. Использование приёма «музей одной картины» требует приближения к обстановке музея, что предполагает возможность более пристального рассматривания картины с разных точек зрения, а значит, перемещения учащихся по классу. Как правило, для показа используются компьютерные технологии, например виртуальная экскурсия, увеличение фрагментов картины.
• Рассказ о художнике и его картине. Как правило, рассказ подготовлен одним-двумя учащимися.
• Рассматривание и анализ картины вместе с учителем изобразительного искусства. Составление учащимися «копилки» вопросов, связанных с картиной.
• Выделение ключевых слов и словосочетаний. Этот вид работы может быть вариативным: ключевые слова выбираются из предложенных учителем, подбираются самими учащимися, предлагаются учителем в форме словарного диктанта или записи на доске.
• Знакомство с искусствоведческими или специально созданными опорными текстами, на основе которых может идти работа, связанная с информационным поиском, в том числе касающаяся и изобразительных средств картины.
• «Моё впечатление». Сравнение картины со сходными по теме музыкальными и литературными произведениями, которые учащиеся подбирают самостоятель-
но. Выделение двух-трёх фрагментов картины для более детального их рассматривания (этот приём легко использовать с помощью компьютера). • Творческая работа учащихся. В качестве таких работ могут выступать устные и письменные сочинения, рецензии, отзывы, групповые и индивидуальные проекты, компьютерные презентации и т.п.
Приведём пример использования приёма «музей одной картины» на уроке русского языка при изучении различных видов придаточных в сложноподчинённом предложении в 9 классе.
Цель: выработать умения составлять сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных и употреблять их в связной речи на основе анализа картины.
Картина: И.И. Шишкин «Рожь».
Ход урока. На уроке использованы карточки со стихотворениями, подходящими к содержанию картины. (С. Иконников «Русь», И. Шаферан «...Ни вблизи, ни вдали»).
1. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня в музее одной картины -полотно Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Художник пишет красками, мы же попробуем перевести то, что он хотел сказать, с языка красок на язык слов. И эти слова, словосочетания, предложения станут сочинением-миниатюрой. Особая задача - увидеть, как сложноподчинённые предложения будут работать в нашей речи, какую роль они играют в тексте.
2. Словарный диктант.
Выделение ключевых слов и словосочетаний для описания картины.
Безбрежное золотое море ржи;
Безбрежная ширь ;
Русское раздолье, бескрайние поля;
Уходящая вдаль дорога ;
Голубизна бездонного неба ;
Необъятные просторы;
Радостно бьётся сердце;
Как могучие богатыри, смотрят на дозоре;
Расстилаются необъятные просторы;
Очаровывать.
3. Рассказ о художнике.
Учащийся: Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - непревзойдённый поэт и знаток русского пейзажа. Родился в 1832 году на Каме, в небольшом городе Елабуге. С детства всю красоту родного края он хотел показать на бумаге. В 1856 году поступил в Петербургскую Академию художеств, стажировался за границей, в Италии. В 1870 году стал членом «Товарищества художников-передвижников». Шишкин глубоко любил родную природу, одухотворял её: порой кажется, что на его полотнах деревья, трава или кусты по-настоящему живые.
В 1878 году закончил работу над своим великолепным произведением «Рожь». Эта картина выражает величие и мощь неброской русской природы. Долгое время для многих детей она была символом Родины - её репродукция украшала учебник «Родная речь».
Когда смотришь на картины И.И. Шишкина, кажется, веет на тебя раздольём русских полей, свежим дыханием леса. Недаром его работами восхищаются во все времена. Мастер известен такими картинами, как «Корабельная роща», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком», «Старые липы», «Зима», «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя...» и др. Большой популярностью пользуются его произведения и у наших современников.
4. Работа над контекстуальными синонимами.
• Художник - мастер кисти - И.И. Шишкин.
• Рисует - изображает - показывает - создаёт.
• Картина - произведение изобразительного искусства - полотно - произведение живописи.
5. Беседа по картине.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж? Какими средствами художник передаёт настроение, созданное картиной? (В картине преобладают тёплые тона, яркие краски.) Используя слова и словосочетания словарного диктанта или самостоятельно составьте первое предложение с
придаточным изъяснительным или придаточным определительным. (Картина наполнена солнцем, которое отражается в золоте спелых колосьев. Картина вызывает чувство гордости за бесконечные просторы российской земли и за труд людей, которые делают её прекрасней.)
Какую сторону русской природы И.И. Шишкин показал в своей картине? (Раздолье, ширь, величие, бескрайнее поле ржи.) На эскизе картины «Рожь» сохранились торопливо набросанные слова автора: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство».
Как можно сказать об этом, используя сложноподчинённые предложения с придаточным места? (Всюду, куда ни бросишь взгляд, простирается бескрайнее поле ржи.) Какое определение, кроме «бескрайние», подходит для описания полей? (Беспредельная, безбрежная ширь.)
Какие краски выбрал художник, чтобы нарисовать поле? Подберите синонимы к слову «жёлтый». (Золотой, золотистый, медовый, лимонный, янтарный, цвет солнечных лучей.)
Какой образ возникает, когда смотришь на поле? (Образ моря.) Почему? Как можно оформить эту мысль с помощью сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным? (Ветер колышет рожь, и кажется, что по безбрежному золотому морю ходят волны.)
Почему даль кажется нам бескрайней? Как это передаёт художник? (Уходящей вдаль дорогой.) Расскажите об этой дороге, используя сложноподчинённые предложения с придаточными места. (Дорога, извиваясь среди высокой ржи, теряется у самого горизонта, где поле сливается с небом.)
Что можно сказать о небе и месте, которое оно занимает на картине? С какой целью И.И. Шишкин нарисовал сосны? Как он показал зрителю эти деревья? (Это крепкие и сильные деревья, своими верхушками они словно упираются в небо.) Составьте о небе и соснах сложноподчинённые предложения с придаточными определительными или цели. (Могучие сосны, которые поднимаются почти до неба, словно олицетво-
ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А
ряют собой былинных богатырей земли русской. Чтобы подчеркнуть величие, широту пейзажа, необъятный простор полей и создать контраст со светлым золотом ржи и голубизной неба, художник изобразил на картине величественные тёмно-зелёные сосны.)
Можно ли сравнить эти сосны с богатырями? Используйте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным. (Вековые тёмно-зелёные сосны высятся среди золотого поля ржи, точно могучие богатыри на дозоре охраняют границы русской земли.)
Как вы думаете, для чего мастер кисти изобразил величавое море ржи? Ответьте, используя сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. (Мастер кисти показал на своём полотне, как богата наша земля и как щедро она платит за труд.)
Вы правильно говорили о том, что в своей картине автор показал величие и могущество, щедрость русской земли, красоту её природы. Но художник сумел передать и тонкую красоту, задушевность русского пейзажа. Как это можно доказать? (На обочине дороги и во ржи - скромные полевые цветы.) С какой целью, на ваш взгляд, изобразил их художник? (Они делают пейзаж более мягким, задушевным.) Оформите эту мысль с помощью сложноподчинённого предложения с придаточным цели. (Чтобы сделать пейзаж более мягким, задушевным, художник рисует голубые васильки, белые ромашки, незатейливые лютики. )
6. Подведение итогов работы с картиной.
Учитель: Как мы закончим нашу работу? Подберите несколько слов, передающих ваше настроение (красота, гордость, великолепие, восхищение, радость, восторг). Выскажите своё отношение к художнику и его картине с помощью сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным или другим видом придаточных предложений по вашему усмотрению. (Я считаю, что картина И.И. Шишкина «<Рожь» - гимн величавой красоте русской природы, гимн человеческому труду. )
7. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры.
Учитель: Какой эпиграф вы хотели бы взять к своей работе? (Ответы детей.) Представьте, что текст будет состоять только из сложноподчинённых предложений. Можно ли считать такой текст удачным? (Нет, сложноподчинённые предложения не должны перенасыщать текст.)
8. Написание сочинения-миниатюры.
При работе над сочинением-миниатюрой учащиеся могут придерживаться плана, который записан на доске. Но специальная работа над составлением плана не проводится, так как время урока ограничено.
Использование приёма «Музей одной картины» - только одна из возможных форм работы с произведениями изобразительного искусства.
Многолетний педагогический опыт убеждает в необходимости использования картин на уроках русского языка, литературы, развития речи, во внеурочной деятельности. Рассматривание и анализ репродукций произведений живописи дают возможность для более глубокого осмысления учебного содержания, расширяют эстетический кругозор учащихся, создают условия для их личностного развития.
Занятия, на которых проводится работа с картиной, фрагментом музыкального произведения, изделиями народных промыслов, надолго запоминаются ученикам, ведь подлинные произведения искусства способны затронуть человеческое сердце, учат видеть красоту в окружающем мире. После подобных занятий учащиеся с удовольствием посещают художественные выставки, музеи и концерты, делятся друг с другом впечатлениями об увиденном.
Как показывает практика, общение с прекрасным посредством использования приёма «музей одной картины» служит средством выработки у детей навыков выразительной речи, обогащает лексику, развивает умения рассуждать, вести диалог.
Впоследствии старшеклассники смогут самостоятельно высказывать своё мнение
о предмете искусства, аргументировать точку зрения, определять для себя эстетические нормы и ценности. Такая работа помогает ученикам практическим путём усвоить сведения искусствоведческого характера и, что особенно важно, формирует ценностное отношение к произведениям искусства, к окружающему миру и к самому себе. □
Литература
1. Бондарева И.И. Курс «Образ и мысль» в начальной школе: программа, методические рекомендации / И.И. Бондарева, Н.Г. Молодцова, С.К.Тивикова. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 60 с.
2. Борщевская М.Ю. Обращение к произведениям живописи как способ развития метафорического мышления на уроках литературы / М.Ю. Борщевская // Нижегородское образование. - 2015. -№ 1. - С. 47-54.
3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2008. - 220 с.
7.
Интерпретирование произведений искусства как учебная деятельность в школе: Коллективная монография / сост. и на-учн. ред. Шамрей Л.В. и Шутан М.И. -Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.- 282 с. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практики обучения 5-7 классов: книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991.
Приятелева М.К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. -2017. - № 4. - С.40-46 . Фирсова А.М. Урок в музее: язык как фактор социокультурной коммуникации в музейной образовательной среде / А.М. Фирсова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 2 (7). -С. 64-69.
Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка / Л.А. Ходякова. - М.: Просвещение,2008. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках / Н.С. Шер. - М.: Детская литература, 1995. - 396 с.