Научная статья на тему 'Образ-представление как основа развития когнитивного пространства личности'

Образ-представление как основа развития когнитивного пространства личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / КОГНИТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СЕМАНТИКА ЯЗЫКА / IMAGE / COGNITIVE SPACE / SYNTAX OF THE COMPOSITE SENTENCE / EMOTIONAL SPHERE / LANGUAGE SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сысолятина Анна Андреевна

В статье обосновывается продуктивность использования когнитивно-семантического подхода к обучению синтаксису. Образ-представление рассматривается как основной компонент развития когнитивного пространства личности. Показывается, как концепты, полученные в ходе эмоциональных переживаний, перекодируются с помощью языковых единиц разных уровней на вербальный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image as the Basis of a Person's Cognitive Space Development

The author grounds the efficiency of cognitive-semantic method in teaching syntax. The image is considered as the main component of a person's cognitive space development. It is shown how the emotional sphere concepts are translated into verbal language by means of units belonging to different linguistic levels

Текст научной работы на тему «Образ-представление как основа развития когнитивного пространства личности»

УДК 371.3

А. А. Сысолятина

ОБРАЗ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается продуктивность использования когнитивно-семантического подхода к обучению синтаксису. Образ-представление рассматривается как основной компонент развития когнитивного пространства личности. Показывается, как концепты, полученные в ходе эмоциональных переживаний, перекодируются с помощью языковых единиц разных уровней на вербальный язык.

The author grounds the efficiency of cognitive-semantic method in teaching syntax. The image is considered as the main component of a person's cognitive space development. It is shown how the emotional sphere concepts are translated into verbal language by means of units belonging to different linguistic levels.

Ключевые слова: образ-представление, когнитивное пространство, синтаксис сложного предложения, эмоциональная сфера, семантика языка.

Keywords: image, cognitive space, syntax of the composite sentence, emotional sphere, language semantics.

Школьное лингвистическое образование на современном этапе ориентировано на ведущую роль «человеческого фактора в языке».

В современной методике обучения существуют разнообразные методы обучения - «упорядоченная деятельность педагога и детей, активизирующая процесс восприятия, понимания и вербализации последними эмоциональных состояний» и приёмов как «части метода» [1].

В выборе метода подачи материала на уроках обучения синтаксису мы опираемся на следующее суждение А. Р. Лурия: «...кодирование речевого сообщения проходит сложный путь от мысли к развёрнутому высказыванию. Он начинается с возникновения мотива, рождающего потребность что-то передать другому человеку; потребность воплощается в замысле, или мысли, которая представляет собой лишь самую общую схему сообщения. С помощью механизма внутренней речи мысль и её внутреннее построение перекодируется в глубинно-синтаксическую структуру будущего высказывания, которая далее превращается в поверхностно-синтаксическую структуру и, наконец, в линейно упорядоченное развёрнутое высказывание» [2].

Учебный процесс по изучению синтаксиса строим таким образом, чтобы учащиеся смогли

© Сысолятина А. А., 2010

всецело ощутить сложность процесса порождения «линейно упорядоченного развёрнутого высказывания», имели возможность в ходе собственного эксперимента наблюдать следующие этапы: чувственного восприятия и мышления (осуществляющиеся без языковой опоры через наши органы чувств в форме ощущений, восприятий, представлений); этап абстрактного (логического) мышления. Для реализации последнего учащимся необходимо подобрать соответствующие формы языка.

Считаем наиболее эффективным использование когнитивно-семантического подхода на уроках русского языка. Название подчёркивает основное направление исследования - соотношение концептосферы личности с семантикой языка. Данный подход соответствует ходу исследования «от образа (концепта) к языку», от наглядно-образных представлений.

Сложноподчиненное предложение, как и любое другое, представляет собой единство содержания и грамматической формы. Но, по утверждению Г. А. Золотовой, «синтаксические средства языка призваны служить потребностям смысла, нельзя не видеть неотделимое участие семантики в единицах всех ступеней синтаксиса. В отношении синтаксиса можно утверждать, что семантическое не только не противостоит грамматическому, но составляет его неотъемлемый компонент» [3].

Изучение сложноподчинённого предложения как синтаксической единицы особого уровня должно строиться с опорой на смысловой аспект -образ, который лежит в основе мысли, высказывания. Языковая единица является формой реализации образа-представления.

В рамках когнитивно-семантического подхода при изучении синтаксиса сложного предложения происходит формирование умений точно выражать свои мысли посредством правильно выбранных структурных форм предложения и необходимых языковых средств, а также понимать смысл высказывания, предложения, порожденных собеседником.

Е. Н. Азначеева в статье «Когнитивное моделирование в институционном дискурсе» пишет следующее: «Понимание возникает в результате внутреннего диалога между воспринимаемой речью и индивидуальной картиной мира воспринимающего, посредством перевода на язык внутреннего кода...» [4].

Таким образом, задачей речемыслительной деятельности является необходимость согласовать новую реальность с уже имеющимся опытом. Человек может осознанно воспринимать только то, что сформировалось и зафиксировалось в структуре его памяти как субъективный опыт, таким образом, чувственное переживание

А. А. Сысолятина. Образ-представление как основа развития когнитивного пространства личности

служит своеобразным маркером для считывания информации о событиях из памяти [5].

Задача учителя-словесника - расширить кон-цептосферу ученика, обогатить её различными образами-представлениями, которые впоследствии помогут ученику чётко выражать свои мысли и понимать воспринимаемую речь (устную, письменную) в полном объёме её содержания.

Когнитивное пространство школьника представляет собой взаимодействие образов-представлений и языковых единиц, с помощью которых образы-представления обозначаются.

Учителю для создания когнитивной структуры в сознании ученика необходимо соблюдать диалектическое единство рациональной и чувственной форм мышления.

Организовываем образовательный процесс таким образом, «чтобы на первом этапе ученик имел возможность воспринимать мир на предметно-образной, чувственной основе, а на втором - сохранять эти конкретные образы с помощью языка» [6].

Обращение к эмоциональной сфере учащихся посредством анализа произведений искусства, воспоминаний и личных переживаний способствует возникновению определённых образов-представлений, которые соотносятся с собственными чувствами, вызванными общением с художественным произведением, с друзьями, с самим собой и т. д. Эмоциональные переживания порождают потребность передать образы собеседнику или читателю, эта потребность оформляется в мысль, которая с помощью языковых единиц перекодируется на вербальный язык.

В связи с этим на уроке необходимо показать многообразие языковых форм для выражения одной и той же мысли, несущих определенный смысл.

В группе наглядных методов обучения И. О. Карелина выделяет «рассматривание» (рассматривание репродукций картин, иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий). В качестве приёмов работы использует семантическую оценку эмоционального состояния; подбор описания ситуации воспринимаемому состоянию; вербальную фиксацию признаков с опорой на изображение.

Приведём некоторые варианты работы на основе образного мышления школьников с наглядно-образной опорой. Обратимся к видеоролику на тему «Православные храмы». Каждое изображение храма России на слайде несёт в себе эмоциональный образ. Организуем учебный процесс таким образом, чтобы в ходе просмотра у каждого ученика выстроилась индивидуальная «когнитивная стратегия» [7]. Представим диалог учителя и ученика после просмотра видеоролика.

Учитель: Какие образы возникают в башем представлении после первого знакомства с данным видеорядом?

Ученик: Купола; крест; вера; святыня; Россия.

Учитель: Выберите храм, наиболее понравившийся вам. Подберите слова, характеризующие этот храм.

Ученик: Большой, красивый, великолепный, мощный, хрупкий, нежный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий, веселый.

Учитель: Какими словосочетаниями можно охарактеризовать внешний вид храма?

Ученик: Золотые купола, мощные врата, белые стены...

Учитель: Опишите настроение иллюстрации с помощью простых предложений.

Ученик: Я вижу светлый, воздушный храм Божий.

Учитель: Опишите более объёмно картину. С этой целью лучше использовать сложноподчинённые предложения.

Ученик: (1) Я вижу, что голубой небосвод отражается в золоте куполов; (2) Мне нравится, как лучи солнца нежно омывают золотые купола храма.

Обратим внимание на то, что в реплике (1) подчинительный союз что указывает на изъяснительные отношения, придаточная часть указывает на содержание визуально-чувственного процесса, а в реплике (2) союзное слово как вводит придаточную часть, указывает на значение дополнения и несёт добавочное значение образа действия.

Анализируя образы храмов, представленные на иллюстрациях, школьники получают возможность создать свой целостный образ картины, домыслить кадры, предшествующие моменту, изображённому на фотографии, и представить следующий кадр. Результатом такого задания станет индивидуальная картина, которую учащиеся создадут посредствам языковых единиц разного уровня. В основе текста сложноподчинённые предложения с различными типами отношений и средствами связи.

Рассмотрев видеоряд с иллюстрациями православных храмов и попробовав описать внешний вид архитектурных сооружений, ребята могут столкнуться с проблемой специфической лексики церковной архитектуры.

В продолжение тематики православной архитектуры интересен урок развития речи о слове-образе «купол».

На уроке ребята знакомятся с классификацией названий куполов по различным критериям и самостоятельно заполняют таблицу по предложенным критериям (см. табл.).

Далее ученики записывают и называют языковые единицы, обозначающие действия, относящиеся к куполу.

Название куполов православных храмов

По месту расположения По материалу По конструкции, по форме По размеру

Алтарный Железный Восьмигранный Большой

Церковный Каменный Луковицеобразный Высокий

Купол Соборный Кирпичный Облегчённый Низкий

Металлический Пологий и т. д. Огромный

Чугунный

Остеклённый

Ср.: реставрация купола, возведение купола; купол дал трещину, уносится (в небо), возвышается, покоится, замыкает (какое-либо пространство), символизирует, применяется, опирается.

Затем учащиеся дополняют получившиеся простые предложения придаточными предложениями со значением места, времени.

Ср. выполнение этого задания одним из учащихся. Высоко в небе, где безустанно парят перелётные птицы, купол дал трещину.

Учащиеся наблюдают, как отдельные образы-представления и ключевые слова обрастают добавочным, субъективным значением и принимают вид целостной картины.

По утверждению Е. Н. Азначеевой, с позиции порождения смысла в сознании реципиентов можно выделить два типа когнитивных моделей: «с преимущественной коммуникативно-прагматической и преимущественно семантической ориентацией». Семантически ориентированная модель реализует концепты, отражающие картину мира личности или социальной группы [8].

Обращаясь на уроках русского языка к извечным вопросам и понятиям, мы ориентируемся на архетипические представления, заложенные в памяти человека. Восстановление полноценного глубокого образа происходит с помощью актуализации соответствующих концептов и структурных отношений, способствующих порождению личностного смысла. Характер архетипичских представлений зависит от личностных факторов.

Так при обращении к проблеме испытания в качестве чувственной опоры может быть принят текст художественного произведения, например «Телеграмма», «Повесть о Петре и Февронии»; иллюстративный ряд; личный жизненный опыт учащихся.

Приведём один из вариантов работы.

Учитель: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас слово «испытание».

Ученик: Проверка, горе, трудности, судьба.

Учитель: Подберите синонимы.

Ученик: Искушение, проверка, невзгоды.

Учитель: Что такое испытание для вас? Запишите словосочетания.

Ученик: Испытание судьбы, испытание любовью, тяжёлое испытание, испытание приборов, испытание экзаменом.

Учитель: Напишите сочинение-эссе на тему 4Самое сложное испытание, которое я вынес в своей жизни» или «Что такое испытание?». В сочинении используйте сложноподчинённые предложения с различными типами придаточных.

Таким образом, при изучении синтаксиса сложного предложения главным ориентиром для учащихся является семантика высказывания, а не только его форма и отдельные составляющие, а также коммуникативные условия речи. Значимы и основные принципы структурирования высказывания, определяющие выбор концепта: иерархическая упорядоченность; неслучайность компонентов, проявляющаяся в лексико-семантичес-кой и ментальной мотивированности, а также социокультурная многоаспектность.

Примечания

1. Карелина И. О. Психолого-педагогические условия развития у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний. Ярославль: ЯГПУ, 2008. С. 17.

2. Кривоносов А. Т. Вербальная и авербальная коммуникация // Проблемы вербальной коммуникации и представления знаний: материалы Всерос. науч. конф. Иркутск: ИГЛУ, 1998. С. 99.

3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. С. 19.

4. Азначеева Е. Н. Когнитивное моделирование в институционном дискурсе // Дискурс: функционально-прагматический и когнитивный аспекты / под ред. Е. Н. Азначеевой. Челябинск, 2008. С. 116.

5. Карелина И. О. Указ. соч.

6. Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведчес-кий подход. Киров, 2008. С. 47.

7. Салахова А. Г. Исследование коммуникативных стратегий в институциональной коммуникации // Дискурс: функционально-прагматический и когнитивный аспекты / под ред. Е. Н. Азначеевой. Челябинск, 2008. С. 69.

8. Азначеева Е. Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.