Научная статья на тему 'Использование технологии модульного обучения для оптимизации и индивидуализации процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе'

Использование технологии модульного обучения для оптимизации и индивидуализации процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / TECHNOLOGY OF MODULAR TRAINING / DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковская Э. Н.

В статье рассматривается технология модульного обучения как инструмент для создания индивидуальной образовательной траектории на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии модульного обучения для оптимизации и индивидуализации процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе»

Маковская Э.Н. ©

К.п.н., доцент кафедры «Лингвистика»

Калужский филиал «Московского государственного технического университета имени

Н.Э. Баумана»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается технология модульного обучения как инструмент для создания индивидуальной образовательной траектории на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: технология модульного обучения, дифференциация и индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория.

Keywords: the technology of modular training, differentiation and individualization of training, individual educational trajectory.

Необходимость удовлетворения профессиональных и личностно-значимых потребностей специалистов с высшим образованием в области владения иностранным языком привела к осознанию необходимости оптимизации и индивидуализации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки в целом и уточнению целей обучения в частности. Эти цели могут носить как общий характер (социальный заказ на специалиста, способного эффективно применять иноязычные умения в межнациональном общении), так и частный (иноязычный курс подготовки с учетом потребностей конкретной целевой группы обучаемых, практическое занятие).

Переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки и реализации ФГОСов создает необходимость реализовать принцип индивидуального подхода к обучению студента. Одним из основных инструментов индивидуализации обучения на данный момент считается система e-learning, но степень автоматизации и информатизации вузов зачастую не позволяет воплотить принцип индивидуализации в жизнь. Часто под понятием индивидуализации подразумевается лишь набор вариативных и факультативных дисциплин. Но такой подход не позволяет студенту самостоятельно формировать свою образовательную траекторию и не оправдывает ни общие, ни частные цели обучения.

В этот переходный период на помощь приходят современные педагогические технологии, в частности, технология модульного обучения. Она организует, структурирует и наполняет содержанием индивидуальную образовательную траектория студента.

Традиционная система образования ограничивает возможности подготовки специалиста, в совершенстве владеющего иностранным языком. Кроме того, время, отводимое государственным стандартом для практических занятий чрезвычайно мало, и не позволяет в полной мере выпускнику втуза овладеть коммуникативной иноязычной компетенцией. Часов, отводимых для иностранного языка, с трудом хватает для овладения основами технического перевода.

Оптимизация и индивидуализация обучения, а также активизация самостоятельной работы студентов на основе профессиональной мотивации легли в основу разработки модульно-личностной технологии обучения иностранным языкам в техническом вузе.

© Маковская Э.Н., 2015 г.

Смысл термина «модульная технология» связан с двумя понятиями: «модуль» (лат. modulus) - единица меры, функциональный узел и «технология» (греч. techne - искусство, мастерство и logos - умение). Таким образом, под модульной технологией следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» -профессионально приобретаемым знаниям, умениям и навыкам, которые выполняются студентами более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов.

В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не работает. По своему содержанию - это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с изучаемой темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле всё измеряется, всё оценивается: задание, работа, посещение студентом занятия, стартовый, промежуточный и итоговый уровень студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как и в программированном обучении, в модульном обучении тоже все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

Отобранный перечень основных понятий, навыков и умений по каждому модулю обязательно доводится до сведения студентов. Они должны знать свой тезаурус (т. е. круг знаний, умений и навыков), выставляемые оценки или количеством баллов в соответствии с заданной в модуле количественной мерой оценки качества усвоения учебного материала.

На основании тезауруса составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после его изучения.

Весь курс обучения может содержать разное количество модулей. Домашнее чтение на иностранном языке литературы по специальности, написание реферата или выполнение лабораторных работ представляют собой самостоятельные модули, которые выполняются в течение всего семестра.

При разработке технологии модульного обучения иностранному языку в техническом вузе важно, чтобы каждый модуль давал совершенно определенные грамматические, лексические и фонетические знания, формировал необходимые будущему инженеру коммуникативные иноязычные умения и развивал тем самым рефлексию и творческие способности студентов.

После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель проводит анализ изучения модуля и дает студентам необходимые рекомендации.

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей, поэтому при определении общей оценки по курсу результаты зачетного рейтинга складываются из результатов рейтинга каждого модуля. Студенты могут повысить модульные оценки только в течение семестра, так как на экзамене они повышению не подлежат. При проведении итогового контроля экзамена вопросы должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля.

Итак, модульное обучение - это четкая технология обучения, базирующаяся на научно обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно в традиционном обучении, а рейтинговая оценка обученности студента позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество его языковой подготовки.

К достоинствам технологии модульного обучения относятся:

• динамичность обучения, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей;

• формулирование целей в терминах методов деятельности и способов действий студентов и разделение их на циклы познания и циклы других видов деятельности;

• дифференциация и индивидуализация обучения на основе многократного повторения диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности будущих специалистов;

• осознанность перспективы обучения каждым студентом (начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента - описание частной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы);

• законченность материала в модулях, интеграция разных видов и форм обучения обеспечивают каждому студенту достижение поставленных задач и стимулируют творческий подход к учению;

• активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

• интенсивное и углубленное изучение материала за счет концентрации часов дисциплины в короткий промежуток времени;

• включение рефлексии во все этапы модульного обучения, начиная с целеполагания и кончая оценкой результатов;

• применение современных педагогических технологий и углубленных тренингов за счет сосредоточения часов занятий одной дисциплины.

Модульное обучение на уроках иностранного языка носит межпредметный и интегративный характер. Условия для интеграции предметных знаний складываются, прежде всего, в предметной области «иностранный язык и культура», включая широкий аспект лингвострановедения, лингвокультуроведения, межкультурной компетенции. В других предметных областях изучаемый иностранный язык может выступать как средство информационной, так и учебно-познавательной деятельности. Перевод научно-технических текстов, работа с иностранными научно-техническими периодическими изданиями, охват иностранных источников при написании рефератов и других научно-исследовательских работ по специальности, подготовка аннотаций и предварительная защита дипломных проектов на иностранном языке позволяет реализовать интеграцию как педагогический принцип обновления содержания обучения иностранным языкам. Преобразование всех компонентов содержания обучения дает возможность обеспечить непрерывный процесс профессионально личностного развития студента и его последующую социальную и профессиональную адаптацию и устойчивость.

Использование данной технологии на практике свидетельствует о том, что она позволяет преподавателю определить значимые цели профессиональной подготовки студентов, а затем оптимизировать и индивидуализировать стратегию достижения поставленной цели.

Литература

1. Полякова Т. Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: Монография / Т.Ю. Полякова. - М.: МАДИ, 2010. - 382 с.

2. Маковская Э.Н. Профессионально-личностная подготовка студентов технического вуза средствами иностранного языка Канд. дисс., Калуга. 2004.

3. Felder R.M., Brent R., "Understanding Student Differences." J. Engr. Education, 94(1), 57-72 (2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.