ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Наталья Анатольевна Зеленская, заведующая библиотекой МБОУ «СОШ № 36», г. Норильск, Красноярский край, [email protected]
• критическое мышление школьников • осмысленное чтение • информация, работа с текстом • технология «<Чтение с остановками»
Главной целью обучения чтению на современном этапе является адаптация людей в современных информационных условиях, умение работать с различными видами текстовой информации и использовать чтение для самообразования и саморазвития. А для этого необходимо научиться получать информацию, критически её оценивать, уметь применять как в учёбе, так и в жизни. Умение учиться не дано личности изначально, т.к. оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но основы его закладываются в юности. К сожалению, снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео- и компьютерную информацию становятся чрезвычайно острой проблемой для развития учащихся, способных принимать взвешенные и компетентные решения. Вместе с тем в современном мире увеличиваются количество потоков информации и объём самой информации.
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, ещё в начале XX века известные педагоги писали о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание, заставить его критически отнестись к своим мыслям...». Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, самостоятельно находит ответы на вопросы, выделяет в тексте противоречия. Критическое мышление помогает учащимся и в решении личных повседневных проблем.
Сравнительно недавно я познакомилась с основами стратегии развития критического мышления средствами чтения и письма, которая называется «Чтение с остановками». Начав применять её на уроках, я всё больше убеждалась в её эффективности и понимала, что она открывает новые возможности для современной работы библиотекаря. А одна из основных задач школьной библиотеки — это приобщение детей к книге и чтению.
К сожалению, следует признать, что в реальной действительности мы имеем дело с детьми, которые не только не умеют критически мыслить, но всё меньше и неохотней читают. Если раньше никогда не возникало проблем при проведении литературных игр и викторин, посвящённых жизни и творчеству известных детских писателей, то сейчас познания школьников 1-6 классов ограничиваются лишь знаниями сказок.
Так чем могут помочь библиотекарю занятия с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП)?
Во-первых, с помощью этой технологии можно заинтересовать учащихся книгой, привлечь их к осмысленному чтению, а содержание этого занятия может стать и первым шагом для пробуждения интереса к чтению как к процессу. А во-вторых, можно успешно провести «замену» на уроке литературы, что тоже немаловажно.
Для уроков чтения я стараюсь подобрать произведения, которые заставляли бы де-
ищ.......шт.......шш
тей думать, размышлять. Мы читаем о взаимоотношениях подростков, об отношении к старшим, животным, природе.
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ». Стратегия может использоваться как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Я предпочитаю детям читать.
Этот приём, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что комментированное чтение и чтение с остановками преследуют разные цели. С помощью первого приёма выясняются непонятные моменты текста, а второй приём ставит своей целью развитие навыков медленного, вдумчивого чтения; формирование средствами чтения мышления более высокого уровня — критического мышления. Используя этот приём, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста, выделяем главное, стараемся найти и решить проблему.
Материалом для использования приёма «Чтение с остановками» служит повествовательный текст, который:
• не должен быть знаком учащимся;
• должен обладать динамичным сюжетом (в произведении необходима интрига, которая чаще всего достигается использованием автором приёма «эффекта обманутого ожидания»);
• должен иметь небольшой объём (не превышать 5-7 стр.)
Текст заранее делится на части (делить необходимо исходя из логики построения произведения); отмечаются остановки, которых должно быть не более 5-6, чтобы учащиеся могли увидеть произведение в полном объёме и понять взаимосвязь частей. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Для реализации идеи вдумчивого чтения в технологии используются такие методические приёмы, которые позволяют воспринимать информацию активно, т. е. во время этих остановок задаются вопросы, побуждающие школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что нет,
и объясняют свои ответы. Использование этого приёма открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека.
Работа с каждым фрагментом текста происходит в три этапа, которые отражают базовую модель технологи РКМЧП: вызов — реализация смысла — рефлексия.
1. Этап вызова. Способствует тому, чтобы читатель настроился на процесс чтения, поставил перед собой конкретные цели, заинтересовался именно предложенным произведением. На данном этапе идёт самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме: «Что я знаю?»; «Что это значит для меня?»; «Зачем мне это нужно?»; «Для чего я буду читать этот текст?»; «Какую конкретно информацию я хочу почерпнуть из него?» Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведёт аналогию с фольклорными текстами, а кто-то — с событиями своей жизни. Здесь, на этой стадии, я знакомлю детей с личностью автора, останавливаюсь на тех моментах биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь; рассказываю о своём личном опыте знакомства с этой книгой. Этот этап характеризуется рассуждениями: опираясь лишь на заглавие текста и информацию об авторе, дети должны предположить, о чём будет текст: почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Вступление должно быть не слишком длинным — не более трёх-четырёх минут.
2. Этап реализации смысла, осмысление. Теперь начинается самое интересное: выделяем в тексте заранее 5-6 остановок; читаем его небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Помогут в этом следующие вопросы:
• Что заставило героя поступить именно так?
• Как дальше будут разворачиваться события?
• Какие чувства вызвал этот отрывок текста?
• Что будет дальше и почему?
• Какие ваши ожидания подтвердились?
• Что было неожиданным?
Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. После первой или второй остановки можно использовать приём «Дерево предсказаний». На «стрелочках» — линиях соединения — школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста, составляя таблицу.
Можно предложить дописать свой прогноз дальнейшего развития сюжета, но в данном случае мы не дочитываем текст до конца, предоставляя право каждому проявить свою фантазию, своё авторское видение окончания произведения:
• Как вы думаете, чем закончится рассказ?
• Как бы вы закончили его?
• Что будет с героем после событий рассказа?
Неважно, что предположения учащихся могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик начинает вдумчиво относиться к тексту произведения, и оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем).
После того как все ребята высказали свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, читаю окончание текста, т.е. авторскую позицию.
3. Этап рефлексии, заключительная беседа. Рефлексия в данном случае понимается
как «встраивание» нового опыта, новых знаний в собственную систему личностных смыслов. Говоря проще, третий этап направлен на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
После окончания работы с текстом предлагаю учащимся на выбор две-четыре цитаты или пословицы, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям необходимо выбрать одну из них — какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту — и написать небольшое эссе (сочинение-размышление), обосновывающее выбор. Именно на этом этапе учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую они получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему. Именно на стадии рефлексии возрастает роль письма, способствующего организации процесса размышления.
Авторы технологии отмечают, что в процессе письма нередко «на бумаге оказываются совершенно неожиданные идеи», то есть письмо помогает человеку не только разобраться в материале и поразмышлять о прочитанном, но и создавать новые гипотезы. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, выбор пословиц, творческие работы, рисунок. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Занятия с использованием технологии РКМЧП проходят интересно, живо, дети активно участвуют в работе, а самое главное — их можно заинтересовать книгой. Наблюдая за учениками во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Всё это, на мой взгляд, и есть основные признаки качественного вдумчивого чтения. □
ищ.......шт.......шш
ЛИТЕРАТУРА
1. Букатов В.М. Чтение: кто медленней?// Классное руководство и воспитание школьников. — 2007, № 4. — С. 8-10.
2. Громова О. А потом?: Методика чтения с остановками и «разбор полётов» читающих библиотекарей // Библиотека в школе. — 2006, № 19. — С. 5-7.
3. Гусева В.П. У тебя есть дом?: Урок по произведениям русских писателей второй половины ХХ века // Библиотека в школе. — 2008, № 6. — С. 12-17.
4. Гусева В.П. Через горку: Что и как мы будем читать вместе с мамами // Библиотека в школе. — 2005, № 4. — С. 20-22.
5. Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке: стратегия «Чтение с остановками». — М.: Чистые пруды, 2010. — 31 с. — (Библиотечка «Первого сентября» серия «Библиотека в школе». Вып. 32).
6. Степанькова О.Н. Трудные вопросы для вдумчивых читателей: размышления над книгой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» // Библиотека в школе. — 2008, № 6. — С. 8-11.