Научная статья на тему 'Использование технических средств обучения иностранным языкам'

Использование технических средств обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2448
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко В. И.

Данная работа выполнена при частичной финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-06163а). Писаренко В.И. Использование технических средств обучения иностранным языкам // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 2. Рассмотрена концепция информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Определено понятие современного образовательного пространства вуза. Проведен анализ существующих определений и классификаций средств обучения. Сформулированы требования, обеспечивающие оптимальное использование технических средств обучения. Дано авторское определение современных технических средств обучения, выделены их функции и дидактические особенности, сформулированы дидактические принципы использования видеоматериалов в учебном процессе. Библиогр. 9 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технических средств обучения иностранным языкам»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 80.001.85

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© 2006 г. В.И. Писаренко

Современная концепция обучения связана с понятием информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Это объясняется тем, что стратегические цели, пути и этапы развития общества совпадают с общими направлениями информатизации общества в целом, а следовательно, и системы образования как его органической части [1]. Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатики характеризует в современном мире уровень развития государства.

Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. Взаимодействие с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство и потребление информации становятся основными видами деятельности. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах образования и воспитания, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях [2].

Информатизация - это система следующих взаимосвязанных и взаимозависимых процессов [3]: 1) информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами; 2) познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до

функционирования общечеловеческих институтов; 3) материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Система образования выполняет социальный заказ и выступает как объект управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком - внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [4]. Исходя из этого сформулируем две первоочередные задачи, следующие из требования информатизации высшего образования на новом этапе развития общества. Первая - повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения, используемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств, т.е. создание в вузе специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей поступательному развитию информационного взаимодействия между студентом и преподавателем на основе использования современных технологий обучения. Вторая задача, на наш взгляд, состоит в приведении используемых технологий, методов и методик обучения в соответствие с требованиями постоянно изменяющегося современного образовательного пространства вуза.

Современное образовательное пространство представляет собой единый организм, объединяющий образовательные системы разного типа и уровня, различающиеся по философским и культурным тра-

дициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Аналогичным образом можно определить образовательное пространство вуза как единый организм, объединяющий разнообразные образовательные системы по дисциплинам, овладение которыми лежит в основе формирования специалиста-профессионала, а также разноуровневое целеполагание, методы и технологии обучения.

В рамках образовательного пространства конкретного вуза в соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. осуществляет информационно-предметное обеспечение изучения дисциплины. Под словосочетанием «информационно -предметное обеспечение» Д.В. Чернилевский предлагает понимать, во-первых, средства, которые содержат в себе и способствуют передаче студентам информации, определенной целями обучения; во-вторых, все материальные средства, которые используются в учебных целях и которые способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки [2]. Под средствами обучения следует понимать все материалы, все орудия учебного процесса, благодаря которым поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий [5]. Единой классификации средств обучения на данный момент не существует. Например, Д.В. Чернилевский предлагает дифференцировать учебники и другие печатные текстовые средства; простые визуальные средства; механические визуальные средства; аудиальные средства; аудиовизуальные средства; средства, автоматизирующие процесс обучения. П.И. Пидкасистый определяет средства обучения как материальный или идеальный объект, который используется педагогом или обучаемым для усвоения новых знаний [6]. Этот же автор предлагает классификацию средств обучения по составу объектов, согласно которой все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. Материальные средства обучения - это те материальные объекты, которые применяются в учебном процессе. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют обучаемые и педагоги для усвоения новых знаний. Под средствами обучения понимают также материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности обучаемых и управления этой деятельностью [7].

К средствам обучения предъявляются следующие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное использование потенциала ТСО в учебном процессе: функциональные - способность обеспечивать необходимые режимы работы; педагогические -соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебного процесса, которые соответствуют современным педагогическим и методическим требованиям; эргономические - удобство и

безопасность эксплуатации; минимизация операций при подготовке к работе; эстетические - гармония формы, целостность композиции; экономические -относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

В методике обучения иностранным языкам А.Н. Щукин рассматривает средства обучения как комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению иностранному языку и деятельность обучаемых по овладению языком. Данный автор предлагает выделять: средства обучения для преподавателя, для обучаемых, а также аудиовизуальные и технические средства. Главное назначение средств обучения - оптимизировать, насколько это оказывается возможным, учебный процесс, создать ярко выраженную иллюзию приобщения к языковой среде [8].

В структуру понятия средство обучения входит техническое устройство, с помощью которого можно продемонстрировать информацию на соответствующем носителе. Нам представляется, что определение и классификация ТСО должны основываться на рассмотрении обучения как процесса управления познавательной деятельностью обучаемых. Такой подход основан, прежде всего, на деятельностной теории учения и трактовке управления процессом обучения как системой реализации целей обучения [5, 9, 10]. Обобщая все вышесказанное, сформулируем определение технических средств обучения. Технические средства обучения представляют собой совокупность технических устройств и дидактических материалов, обеспечивающую циркуляцию информации на всех этапах учебного процесса. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы, различные мультимедийные средства.

Четко классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Предлагается нечеткая классификация, в которой группы могут изменяться в зависимости от решения конкретной дидактической задачи. Данное выше определение позволяет далее предложить классификацию ТСО в зависимости от того, какой из каналов совершенствуется с помощью технических средств в ходе циркуляции информации: информационные технические средства, осуществляющие прямую передачу информации; контролирующие технические средства, обеспечивающие обратную передачу информации; управляющие технические средства, позволяющие организовывать

цикл управления ходом учебного процесса; дополнительные технические средства, включающие приспособления, приборы, инструменты, использующиеся для совершенствования работы преподавателя, обучаемого и их взаимодействия в ходе обучения.

Другими критериями предлагаемой классификации ТСО являются: функциональное назначение; принцип устройства и работы; форма обучения; логика работы; характер воздействия на органы чувств; характер предъявления информации. По функциональному назначению ТСО разделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют комбинированные ТСО, совмещающие функции различного назначения. По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звуко-технические, электронные и комбинированные. По форме обучения выделяют технические устройства индивидуального и группового пользования. По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи. По характеру воздействия на органы чувств различают аудиосредства, видеосредства и аудиовизуальные ТСО. В соответствии с характером предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Функции ТСО в учебном процессе многообразны. Выделение их достаточно условно, поскольку они являются взаимодополняющими и взаимообусловленными. Однако их учет необходим для рациональной организации учебного процесса. Выделим следующие функции ТСО: коммуникативная, функция обеспечения циркуляции информации; контролирующая, обеспечивающая реализацию всех этапов учебного процесса - презентацию материала, тренировку, закрепление, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов; кумулятивная, т. е. накопление, докумен-тализация и систематизация учебной и учебно-методической информации, создание фоно- и видео-тек, накопление, сохранение и передача информации с помощью современных информационных технологий; научно-исследовательская, т.е. получение с помощью ТСО информации, которая далее будет использоваться с исследовательской целью педагогом или обучаемыми.

ТСО обладают следующими дидактическими особенностями: информационная насыщенность; возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; показ изучаемых явлений в развитии, динамике; реальность отображения действительности; выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Использование современных технологий обучения связано, прежде всего, с информационными техническими средствами, основной задачей использования которых является предъявление учебной информации. Эти средства логично разделить на группы на основе каналов, которые используются для восприятия информации. Выделяются следующие группы: 1) аудио-средства; 2) визуальные средства; 3) аудиовизуальные средства.

Указанная классификация позволяет выделить три формы предъявления информации, восприятие которых происходит в процессе использования технических средств в ходе обучения иностранным языкам: фонограмма, фотограмма и видеофонограмма. Видеофонограмма представляет собой комбинацию фонограммы с видеограммой [10]. Фонограмма, по М.В. Ляховицкому, это - звукозапись, которая используется при обучении иностранным языкам как учебное пособие независимо от того, на каком физическом носителе она представлена [10]. Под видео-граммой те же авторы понимают визуальный сюжет или отдельный визуальный образ, представленный на стандартной фото-, кино- или видеопленке для диа-проекции учебных материалов [10]. Основная роль видеограммы при обучении иностранным языкам состоит в том, что с ее помощью в сферу переработки учебной информации включаются зрительные анализаторы, которые, в конечном счете, значительно усиливают пропускную способность и аналитические возможности слухового канала.

Главным, что отличает видеофонограмму от других учебных средств, является то, что, наряду с выдачей учебной информации, она косвенно включает обучаемого в воспроизводимые события, вызывает соответствующие эмоции, которые способствуют более полному запоминанию учебного материала [9]. Как аудиовизуальное учебное средство при обучении иностранным языкам видеофонограмма выполняет следующие дидактические функции: служит источником информации; организует и направляет восприятие; рационализирует формы преподнесения учебной информации; повышает степень наглядности, конкретизирует понятия, явления события, создает зрительную или зрительно-слуховую опору в процессе презентации нового фонетического, лексического и грамматического материала; обеспечивает требуемую ситуативную основу для организации условно-коммуникативного или коммуникативного говорения; является средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний; создает все необходимые условия для результативной аудиторной работы студентов; обеспечивает достаточно эффективную обратную связь, с помощью которой осуществляется рациональное управление учебным процессом; служит одним из средств контроля уровня сформирован-ности коммуникативной компетенции по иностранному языку; способствует формированию навыков внешнего и внутреннего самоконтроля студентов; иллюстрирует связь теории с практикой; повышает мотивацию и усиливает интерес обучаемых; создает и

поддерживает эмоциональный фон в обучении; создает условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и логики обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономит учебное время, энергию преподавателя и студентов за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа обучения; является средством активизации всех видов познавательной деятельности и учебной работы в аудитории.

При отборе видеоматериалов для использования в учебном процессе по иностранному языку в вузе необходимо соблюдать следующие принципы: 1) необходимость и достаточность содержания видеоматериала в целом или его частей для реализации практической цели обучения; 2) доступность смыслового содержания видеоматериала в целом и его частей для усвоения; 3) соответствие языкового содержания видеоматериала уровню языковой подготовки студентов; 4) аутентичность; 5) качественность звукового и художественного оформления; 6) соответствие жанровых особенностей содержания видеоматериала учебным целям; 7) соответствие содержания видеоматериала интересам студента; 8) актуальность тематики видеоматериала; 9) соответствие социокультурного содержания видеоматериала цели формирования социокультурной компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Соблюдение указанных принципов при отборе видеоматериалов для дальнейшего использования обеспечит максимально эффективное обучение.

Эффективность технических средств обучения определяется их соответствием конкретным учебным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации работы преподавателя и

студентов, материально-техническим условиям и возможностям. В этом случае реальностью станут слова С. Френе, который сказал: «Мы должны сделать человека хозяином, а не рабом знаний и технических достижений, чтобы он овладел ими и подчинил их себе».

Данная работа выполнена при частичной финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-06163а)

Литература

1. Вербицкая Л.А., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Высшее образование в России. 2001. № 3. C. 8-11.

2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

4. Ершов А.П. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1986.

5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.

6. Пидкасистый П.И. Методологические проблемы разработки педагогических технологий // Народное образование в XXI веке. М., 2001. С. 3-4.

7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогиче-

скую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М., 1999.

8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для преподавателей и студентов. М., 2004.

9. Ляховицкий М.В., Кошман Н.М. Технические средства в обучении иностранным языкам: Пособие для учителей. М., 1981.

Таганрогский государственный радиотехнический университет 25 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.