модели по отношению нечеткой эквивалентности нечетких ситуаций. Множество S представляет собой фактор-множество множества S по отношению нечеткой эквивалентности п, то есть S3= S/п и содержит наименьшее число возможных нечетких ситуаций, каждая из которых помечена единственной меткой yj. Функционирование модели фь эквивалентно функционированию исходной модели ф. На практике первоначально построенная модель ф, как правило, содержит неточности , . при построении и работе с моделью фь.
Следующим этапом совершенствования модели базы знаний является переход от ее канонической формы фь к нечеткому эпиморфному образу [4]. Этот этап предполагает сжатие нечеткого отношения фь в образ существе нно меньшей размерности без потери нечеткого смысла преобразования, выражая главную суть в более сжатой форме.
Использование подхода к построению нечеткой базы знаний, в результате которого математически корректно осуществляется сжатие исходного нечеткого графа в его нечеткий эпиморфный образ, в котором выполняется ускоренный логический вывод на основе распознавания нечетких эталонных ситуаций, позволяет проводить качественный мониторинг в системе открытого образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мелихов AM., Берштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. - М.: Наука, 1990. - 272 с.
2. Заде Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. - М.: Математика сегодня, 1974. - С. 5-49.
3. Захиреет ВТ., Попов В.П., Каркшценко AM., Заграй НМ. Международпая аккредитация в ABET как основа академической мобильности. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -28 с.
4. Мелихова (ХА., Мелихов AM. Проектирование базы знаний интеллектуальной системы назначения лекарственных средств народной медицины. - М.: Новости искусственного интеллекта, 1997, №1. - С. 136-149.
..
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
. -
менной концепции обучения иностранным языкам с использованием технических
.
Современная концепция обучения связана с понятием информационнотехнологического обеспечения учебного процесса. Это объясняется тем, что стра-, -
ниями информатизации общества в целом, а, следовательно, и системы образования как его органической части [1].
Система образования выполняет социальный заказ и выступает как объект управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осу, , и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на го-
сударственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под “ информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально, -тем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком - внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на
, -ских технологий, базирующихся на этих средствах” [1].
Исходя из этого, сформулируем две первоочередные задачи, следующие из требования информатизации высшего образования. Первая - повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения, используемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств, т.е. создание в вузе специ-
- , поступательному развитию информационного взаимодействия между студентом и преподавателем на основе использования современных технологий обучения. Вторая задача, на наш взгляд, состоит в приведении используемых технологий, методов и методик обучения в соответствие с требованиями постоянно изменяющегося современного образовательного пространства вуза.
Технические средства обучения в современном образовательном пространстве. Под средствами обучения иностранным языкам следует понимать все , , обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий [2]. П.И.Пидкасистый определяет средства обучения как материальный или идеальный объект, который используется педагогом или обучаемым для усвоения новых знаний [3]. Под средствами обучения понимают также материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности обучаемых и управления этой деятельностью [4]. Главное назначение средств обучения - оптимизировать, насколько это , ,
приобщения к языковой среде. Н.И. Гез предлагает рассматривать средство обучения как средство-материал и средство-орудие обучения [2]. Такая дифференциация, считает Н.И. Гез, помогает лучше осознать структурные компоненты
,
.
Все средства на основе учета их общих дидактических возможностей целесообразно разделить на две большие группы: 1) традиционные (нетехнические) средства обучения и 2) современные технические средства обучения. В пределах каждой из групп в зависимости от канала поступления речевой информации име-.
, , , -цесс восприятия и переработки речевой информации вовлекаются слух и зрение. Это обусловливает функционирование либо зрительного, либо слухового канала поступления речевой информации, а в нашем случае - и первого, и второго одно.
В структуру понятия средство обучения входит еще один элемент: техническое устройство - аппарат, с помощью которого можно продемонстрировать на соответствующем носителе информацию.
, -вываться на рассмотрении обучения как процесса управления познавательной дея. , , теории учения и кибернетической трактовке управления процессом обучения как системой реализации целей обучения [2,5,6]. Обобщая все вышесказанное, сформулируем собственное определение технических средств обучения. Технические средства обучения представляют собой совокупность технических устройств и дидактических материалов, обеспечивающую циркуляцию информации на всех этапах учебного процесса. Данное определение позволяет далее предложить классификацию ТСО в зависимости от того, какой из каналов совершенствуется с помощью технических средств в ходе циркуляции информации.
• Информационные технтеские средства, осуществляющие прямую пе-
.
• Контролирующие технтеские средства, обеспечивающие обратную пе-
.
• ,
управления ходом учебного процесса.
• Дополнительные технтеские средства, включающие приспособления, , , -
, .
Использование аудиовизуальных технологий связано, прежде всего, с информационными техническими средствами, основной задачей использования которых является предъявление учебной информации. Эти средства логично разделить на группы на основе каналов, которые используются для восприятия информации. Выделяются следующие группы: 1) аудиосредства; 2) визуальные средства; 3) .
Формы предъявления информации. Указанная классификация позволяет выделить три формы предъявления информации, восприятие которых происходит в процессе использования технических средств обучения: фонограмма, фотограмма и видеофонограмма. Этим самым устраняется часто имевшее место смешение ряда понятий, из-за чего методическое средство нередко отождествляли с техническим устройством или с физическим носителем учебной информации.
Видеофонограмма представляет собой комбинацию фонограммы с видеограммой [6]. Фонограмма, по М.В. Ляховицкому, это - звукозапись, которая используется при обучении иностранным языкам как учебное пособие независимо от того, на каком физическом носителе она представлена [6]. Под видеограммой те же авторы понимают визуальный сюжет или отдельный визуальный образ, пред-, - -ных материалов [6]. Основная роль видеограммы при обучении иностранным языкам состоит в том, что с ее помощью в сферу переработки учебной информации включаются зрительные анализаторы, которые, в конечном счете, значительно усиливают пропускную способность и аналитические возможности слухового ка.
Главным, что отличает видеофонограмму от других учебных средств, явля-
, , , -
чаемого в воспроизводимые события, вызывает соответствующие эмоции, которые способствуют более полному запоминанию учебного материала [5]. Как аудиовизуальное учебное средство видеофонограмма выполняет следующие дидактические функции [6]:
• ;
• - -ции нового фонетического, лексического и грамматического материала;
• -
коммуникативного или коммуникативного говорения;
;
• -
;
• обеспечивает достаточно э ффективную обратную связь, с помощью которой осуществляется рациональное управление учебным процессом;
• -кативной компетенции по иностранному языку;
• -
;
• .
Применение всех указанных средств обучения связано с использованием , , , кодоскопы, фильмоскопы, магнитофоны, видеомагнитофоны и другие [5,6].
На основе изучения и анализа теоретических и практических исследований были сформулированы следующие предпосылки, обеспечивающие успех в работе с применением технических устройств:
•
;
• ,
ТС к работе должна осуществляться заранее;
• ,
которая заключается в постановке конкретной и обязательно мотивированной задачи; студент должен четко представлять себе, какие операции будут им выполнены и какой результат необходимо получить;
• знание и учет технических и учебных возможностей ТС, что подразумевает понимание того, для каких учебных целей применение данных ТС является
;
• -
фикой обратной связи и повышенной опорой на самоконтроль обучаемых; в наибольшей мере это относится к закономерностям, связанным с особенностями памяти и запоминания материала;
• ; в процессе обучения иностранным языкам означает, что ТС используются только на заранее запланированных участках структуры учебного процесса. Кроме того, случайное применение ТС отрицательно влияет на весь комплекс учебной работы. Сущность этого влияния проявляется в том, что нарушается функционирование комплекса как единого целого, как системы, составные части которой взаимосвязаны и взаимообусловлены и подчиняются единому режиму работы.
Соблюдение описанных организационных предпосылок успешного применения технических средств в учебном процессе по иностранным языкам обеспечит эффективность учебного процесса только в том случае, если указанные формы будут наполнены соответствующим содержанием, отвечающим всем методическим .
Экспериментальные исследования. Экспериментальное исследование использования технических средств в обучении иностранным языкам проводилось в группах 1 и 2 курсов Таганрогского государственного радиотехнического универ.
Основным показателем эффективности использования средств обучения является уровень обученности студентов данному предмету, для иностранного языка это - уровень сформированное™ коммуникативной компетенции студентов.
Результаты деятельности студентов рассматривались в двух планах: объективном и субъективном.
Под объективным планом деятельности понимается качественное изменение уровня сформированное™ коммуникативной компетенции по сравнению с исход, -.
, .
второго годов обучения было проведено тестирование, результаты которого позволили нам произвести измерение уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов.
За единицу измерения уровня сформированное™ коммуникативной компетенции принимаем коэффициент усвоения (КУ), который рассчитывается по методике, предложенной Д. А. Новиковым [7 ]:
о = т, (1)
к
где О - коэффициент усвоения; т - число правильных ответов; к - число возмож-. -петенции по истечении первого года обучения были использованы тесты по фран-, . контрольной и экспериментальной группах по окончании I и II годов обучения представлены в таблице 1.
1
Год Формирования группы Вид группы КУ I года обучен. КУ II года обучен.
1 2000-2001 Контрольная 0,64 0,71
Эксперимент. 0,8 0,8
2 2001-2002 Контрольная 0,62 0,73
Эксперимент. 0,78 0,81
3 2002-2003 Контрольная 0,62 0,69
Эксперимент. 0,79 0,8
4 2003-2004 Контрольная 0,64 0,73
Эксперимент. 0,79 0,81
Анализ данных опытного обучения, проведенного в 2000-2001, 2001-2002, 2002-2003 и 2003-2004 учебных годах, в объективном плане деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1.
обучения свидетельствует о том, что предлагаемая программа как в контрольной, так и в экспериментальной группах усвоена.
2. -ментальных группах выше, чем в контрольных группах, в экспериментальных группах равен 0,78 - 0,81, в контрольных группах - 0,62 - 0,73. По окончании I года обучения коэффициент усвоения выше в экспериментальных группах, чем в контрольных в среднем на на 0,16; по окончании II года обучения - на 0,09.
3. -ному увеличению коэффициента усвоения, что выражается в качественном повышении уровня сформированное™ коммуникативной компетенции студентов. Уровень сформированное™ коммуникативной компетенции по окончании II года обучения выше, чем по окончании I года - в контрольной группе в среднем на 0,085, в экспериментальной - на
0,015, однако, установленное повышение незначительно.
4. -тивной компетенции доказывает необходимость совершенствования методики использования видеоматериалов в учебном процессе.
Уровень сформированное™ коммуникативной компетенции студентов является косвенным показателем удовлетворенности методикой преподавания ино.
и экспериментальной групп в субъективном плане был вычислен индекс удовлетворенности методикой преподавания иностранного языка в этих группах.
Под субъективным планом деятельности понимается удовлетворенность в процессе изучения иностранного языка, а, следовательно, активизация внутреннеорганизованной и формирование внешнеорганизованной мотивации.
Индекс удовлетворенности рассчитывался по методике, описанной
Н.В.Кузьминой и модифицированной А.А.Реаном [8]. Согласно этой методике, индекс удовлетворенности рассчитывается по формуле
у = а(+1) + Ь(+0,5) + с(0) + а(-0,5) + е(-1), (2)
N
где У - индекс удовлетворенности; N - количество участников эксперимента; а -
1; Ь - 2; с -
вариантов ответа 3 и 6; d - количество вариантов ответа 4; е - количество вариантов ответа 5. Данные сравнительного анализа индекса удовлетворенности методикой преподавания иностранного языка (ИЯ) в условиях сочетания традиционных методов обучения с использованием видеоматериалов по годам обучения представлены
2.
2
Г руппа Индекс удовлетворенности методикой
1 2000-2001 + 0, 667
2 2001-2002 + 0, 727
3 2002-2003 + 0, 625
4 2003-2004 + 0, 808
5 Средний ИУ + 0, 707
При сравнении индекса удовлетворенности методикой преподавания ИЯ в вузе по годам следует отметить:
1. Студенты, изучавшие ИЯ в вузе в указанных группах, удовлетворены методикой преподавания ИЯ. Как видно из таблицы, средний индекс удовлетворенности является величиной положительной.
2. Общий индекс удовлетворенности имеет тенденцию к повышению, хотя в 98-99 уч.г. он снизился на 0,102, а в 99-00 уч.г. повысился на 0,183.
3. Общий рост индекса удовлетворенности за 4 года в экспериментальной группе составил 0,14.
Величина общего индекса удовлетворенности, однако, не несет в себе информацию относительно причин удовлетворенности или неудовлетворенности методикой преподавания ИЯ в вузе. Для их выявления была использована методика полярных профилей, описанная А.А.Реаном [8]. С целью выявления причин удовлетворенности методикой преподавания ИЯ в вузе в условиях применения видео, , -, , .
Анкета имела следующее содержание:
Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся Вашего отношения к применению в учебном процессе видеоматериалов (ВМ). Ваши ответы будут использованы только в научных целях. Почти ко всем вопросам предложены возможные варианты ответов. Обведите кружочком или подчеркните номера тех ответов, которые Вы выбрали в качестве ответа на вопрос или допишите нуж-, .
1. Оцените уровень Вашего интереса к иностранному языку’, который Вы изучаете в настоящее время. Высшая степень уровня - 5; низшая - 0. Обведите кружочком выбранную Вами цифру.
0, 1, 2, 3, 4, 5
2. Нравятся ли Вам занятия, проводимые с использованием видеоматериалов (ВМ)?
1.
2. ,
3.
4. ,
5.
6. Ничего не могу сказать.
3. ?
Что привлекает Что не привлекает
1. Использование ВМ в учебном процессе интенсифицирует его 1. Использование ВМ загромождает учебный процесс
2. Работа с ВМ требует творческого отношения к .материалу 2. - вий для творческого отношения к .материалу
3. Имеется возможность контролировать слуховое восприятие зрительным 3. - ровать слуховое восприятие зрительным
4. ВМ дают более полную и системати- 4. ВМ не дают информации об
Что привлекает Что не привлекает
ческую картину уровня знаний, умений и навыков, чем другие средства обучения уровне знаний, умений и навыков
5. - культурной компетенции 5. Не способствуют формированию социо-^льтурной компетенции
6. ВМ дают возможность научиться работать самостоятельно с различными источниками информации 6. ВМ не дают возможность научиться работать самостоятельно с различными источниками информации
7. ВМ дают возможность для со- вер-шенствования коммуникативной компетенции, т.к. создают ситуативную основу для общения 7. ВМ не дают ситуативную основ}’ для общения и сужают работу только в рамках увиденного
4. Хотели бы Вы учиться по традиционной системе (без использования ВМ)?
1) да 2) нет 3) не знаю
5. Хотели бы Вы, чтобы в учебном процессе использовались ВМ?
1) да 2) нет 3) не знаю
По каждому пункту шкалы были вычислены коэффициенты значимости. Коэффициент значимости рассчитывается по следующей формуле:
к = т^, (3)
зн N
где т - число положительных ответов; V - число отрицательных ответов; N
- число участников опытного обучения. При обсчете результатов, был определен коэффициент значимости по каждому пункту шкалы по группам, а затем средний коэффициент значимости по каждому пункту. Была составлена сводная таблица 3 коэффициента значимости по всем пунктам анкеты для всех экспериментальных .
3
Уч.г. - во студентов 1 2 3 4 5 6 7
1 2000-2001 29 +0,56 -0,33 +1 -0,11 +1 +1 +1
2 2001-2002 31 +0,45 +0,64 +0,82 -0,45 +1 +1 +1
3 2002-2003 32 +0,83 +0,5 +0,5 +0,33 +1 +1 +0,83
4 2003-2004 33 +0,85 +0,85 -0,08 +0,85 +1 +1 +1
5 Средн +0,67 +0,41 +0,56 +0,15 +1 +1 +0,96
Анализируя графики и сводную таблицу, можно сделать следующие выводы:
1. -пользованием в учебном процессе видеоматериалов. Все средние значения являются положительными величинами.
2.
возможностью формирования социокультурной компетенции (средний К3=1), с возможностью научиться работать самостоятельно с различными источниками ин-
( =1),
компетенции на основе широкой тематики, предлагаемой видеоматериалами (средний К3=0,958). Это говорит о том, что именно указанные аспекты и направления работы реализуются наиболее успешно, по мнению студентов.
3. -
териалов студенты отмечали отсутствие условий для творческого отношения к материалу (средний К3= 0,412), а также отсутствие корректировочного воздействия со стороны преподавателя (средний К3=0,154) и отсутствие немедленной информации об уровне сформированное™ коммуникативной компетенции. Это означает, что данные аспекты при работе с видеоматериалами разработаны недостаточно.
Сравнительный анализ данных (см. таблицу 3) позволил нам сделать сле-:
1. , 2000-2004 , -
то дикой обучения иностранному языку в вузе.
2.
является тот факт, что студенты испытывают недостаток в общении с преподавателем, не могут сразу получить его объяснения и оценки их деятельности. Несмотря
,
, -
.
3. -
виях применения видеоматериалов отрицательную оценку этих двух положений мы считаем вполне правомерной и обоснованной, так как:
• под влиянием оценочных воздействий преподавателя у студента формируется такие важные и сложные качества как самооценка и уровень притязаний, которые необходимо корректировать. В процессе работы с видеоматериалами влияние личности преподавателя несколько снижается, в связи с этим преподаватель должен активно включаться в учебный процесс и сочетать работу с видеоматериалами с такими методами воздействия, как убеждение, эмоциональ-
, -ную и на афферентно-волевую сферу, то есть на личность в целом. Проанализировав выборку студентов, отметивших в качестве отрицательного фактора отсутствие информации об уровне сформированное™ коммуникативной компетенции, было обнаружено, что «сильные» студенты с уже сложившимся определенным уровнем притязаний не удовлетворены двоичной оценкой “верно”, “не верно”. Их интересует уровень сформированное™ компетенции. Из этого следует вывод о том, что коммуникативный компонент в деятельности преподавателя приобретает особое значение. Преподаватель должен таким образом организовать занятие и установить такие отношения со студентами, чтобы вызвать у них доверие, сопереживание в совместной деятельности, привлечь их к новому методу работы, оценить их деятельность.
• При работе с видео материалами студенты, прежде всего, настроены на восприятие информации и только при получении соответствующих заданий предпринимают попытку творческого отношения к воспринимаемой информации. В процессе работы с видеоматериалами преподавателю необходимо настраивать студентов на активное восприятие любой информации и формировать у них навык творческого восприятия материала.
Анализ коэффициентов значимости позволяет выявить следующие причины роста общего индекса удовлетворенности методикой преподавания ИЯ в вузе с
:
1. -
нове широкой тематики, предоставляемой видеоматериалами.
2. , -ляют возможность давать максимальное количество учебной информации.
3. , повышает эффективность восприятия.
4. , -
няющими друг друга.
5. .
Заключение. Проблема средств обучения остается одной из дискуссионных в методике и педагогике. Современная концепция обучения с использованием технических средств разрабатывается в соответствии с общими тенденциями развития современного образовательного пространства и связана, прежде всего, с необходимостью обеспечения эффективной циркуляции информации в ходе обучения. Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод о положительном отношении студентов к обучению с использованием аудиовизуальных технологий и достаточно высоком уровне усвоения учебного материала. Требуют дальнейшей разработки различные аспекты реализации аудиовизуальных технологий, связанные с формами предъявления информации и различными когнитивными .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вербицкая Л.А., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Высшее образование в России. 2001. № 3. - С. 8-11.
2. . ., . ., . . . -кам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 372 с.
3. Пидкасистый П.Н. Методологические проблемы разработки педагогических технологий // Народное образование в XXI веке. - М.: МПУ, 2001. - С. 3-4.
4. Мижериков В.А., Ермоленко ММ. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
6. Ляховицкий М.В., Кошман Н.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
7. Новиков ДА. Статистические методы в педагогических исследованиях. — М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 .
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
О.И. Овчаренко, А.Б. Клименко ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена крупная государственная проблема — создание информационной среды единого образовательного пространства, основой которой, несомненно, являются информационные образовательные среды (ИОС) образовательных учреждений.