УДК 159.92.
Михайлова А. А.
магистрант ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Научный руководитель: Николаева И. А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО УлГПУ им. И. Н. Ульянова г. Ульяновск, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
Аннотация:
В статье дано теоретическое обоснование использования театрализованной деятельности для коррекции речи и эмоционально-волевой сферы у детей 6 - 7 лет. Приводятся результаты практической апробации театрализованной деятельности для коррекционно-развивающей работы в этом направлении. Описаны результаты эксперимента.
Ключевые слова:
Театрализованная деятельность, коррекционно-развивающая работа, саморегуляция, произвольность, подготовительная группа, эмоционально-волевая сфера, коррекция, развитие речи.
Особое место в работе с детьми занимает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность, как правило, осуществляется в дошкольном образовательном учреждении - в целях речевого и эмоционального развития младших дошкольников по ФГОС. Эти занятия помогают развитию не только речи, но и коммуникативных умений ребёнка, формируют грамотный разговор и логическое мышление [13].
В ходе театрализованной деятельности реализуется несколько целей.
1. Развитие устойчивого внутреннего интереса к театрализованной деятельности
2. Расширение активного словаря детей и активизация пассивного словаря.
3. Совершенствуется, развивается диалогическая речь, грамматика, лексика, и ребёнок обучается самостоятельности в ходе активного взаимодействия с персонажами и игрушками.
4. Развивается эмоционально-волевая сфера: обогащается запас представлений об эмоциях, формируется самоконтроль в виду необходимости следования сценарию [2].
Для развития речи в возрасте 6 - 7 лет могут использоваться различные средства. Используются как традиционные методы развития речи, такие как беседа, художественное чтение, рассказы, экскурсия, знакомство с окружающей средой, так и методы, получившие распространение относительно недавно -это уроки-наблюдения, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованные представления. Это разнообразие направлено на то, чтобы максимально полно охватить мир ребёнка, и самому с разных сторон помочь ему в развитии речевой активности. Младшие дошкольники уже наряду с распространенной дидактической игрой способны самостоятельно играть. И для этого используются творческие игры: игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованные представления и так далее [10].
Именно театрализованная деятельность способна оказать комплексное воздействие на фонетику, лексику, связанность речи, грамматику и расширяет возможности ребенка по использованию словарного запаса. Игра выступает формой совместной деятельности с ребёнком и виды театрализованной деятельности, игры связанные с театральной деятельностью и другие формы театрализованной активности задействуют самостоятельность детей [17].
Самое главное театрализованная деятельность оказывает комплексное воздействие на произношение, на лексику и грамматику, связанность речи, и побуждают ребенка использовать новые слова. Так как речь ребенка содержит пассивный и активный словарь, театрализованная игра призвана оживить пассивный запас речи, побудить ребенка к его активному использованию. Зачастую пассивный словарь занимает намного больше места, чем активный, и театрализованная деятельность побуждает
переводить слова из пассивной речи в активную. Кроме того театрализованные игры и другие формы театрализованной деятельности связаны с тем насколько ребёнок мотивирован, насколько у него развит интерес к взаимодействию, способен увлекаться и способен к самодеятельности [4].
Театрализованная игра и театрализованная деятельность в целом как никакая другая вносит разнообразие в жизнь младшего дошкольника. В ходе театрализованной деятельности оказывается коррекционное воздействие на ребенка. Параллельно с положительными эмоциями которые он получает реализуется принцип обучения в игре, то есть ребенок одновременно и учится и играет [8].
Театрализованная деятельность - это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой [10].
Одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе можно строить в следующей последовательности: сначала сам воспитатель проигрывает предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагает детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, можно предлагать игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.
Театрализованная деятельность позволяет эффективно корректировать эмоционально-волевую сферу детей в возрасте 6 - 7 лет. Это обусловлено тем, что сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, а по достижению 6-7 лет данный вид деятельности находится в зоне актуального развития. Это позволяет эффективно использовать ее ресурсы - данный вид деятельности не является трудным для детей. Сформированный субъект деятельности позволяет эффективно перевоплощаться в различные роли, принимая свойственные им паттерны поведения и эмоционального реагирования, выстраивая линию своего поведения согласно изученному сценарию [18].
Театрализованная деятельность позволяет эффективно преодолевать следующие особенности поведения:
1. Замкнутость - трудности в реализации коммуникативной деятельности нивелируются в театрализованной деятельности: использование слов из сценария облегчает воспроизведение речи, снимает блоки, обусловленные невротизацией личности.
2. Агрессивность - включенность в коллективную деятельность развивает мотивацию сотрудничества, нивелирует проявления социальной дезадаптации.
3. Пассивность - театрализованная деятельность выполняется при руководстве со стороны взрослого, который побуждает активность детей, тем самым, нивелируя проявления пассивности [20].
В ходе театрализованной деятельности осуществляется эстетическое развитие детей. Это позволяет эффективно снимать проявления дезадаптации, устранять отрицательные эмоциональные состояний, что создает благоприятный фон для осуществления образовательных и воспитательных процессов. Таким образом, происходит развитие эмоционально-волевой сферы - эстетическое развитие позволяет гармонизировать данную сферу, изменяя эмоциональный фон в сторону улучшения.
Методы и методики исследования. Использована психодиагностическая методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Общение ребенка с окружающими людьми является одним из главных факторов развития его речи. Данная методика позволяет выявить умения:
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным;
2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным; называть действия (глаголы), связанные с движением;
3) употреблять обобщающие слова;
4) понимать противоположные значения слов;
5) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы;
6) согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
7) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Методика «Выкладывание фигур». Используется для диагностики волевой сферы личности ребенка: в ходе выполнения заданий методики, ребенку необходимо проявлять усидчивость, волевым усилием направлять свою активность, ориентируясь на инструкции экспериментатора.
Методика «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Проективная методика позволяет диагностировать эмоциональную сферу детей, дифференцируя уровень их тревожности согласно следующим показателям: высокий, средний и низкий уровень тревожности.
В связной речи ребенка методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной позволяет определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет.
Результаты эмпирического исследования отражены на в таблице 1:
Таблица 1
Распределение результатов диагностики речевого развития на констатирующем этапе эксперимента
Количество человек уровень баллы
6 (27%) 1 (высокий) 63 - 48
10 (46%) 2 (средний) 47 - 31
6 (27%) 3 (низкий) от 30
В таблице отражено количество получивших по итогам эмпирического исследования различные уровни развития речи. Визуально представим соотношение в процентах на рисунке 1.
27%
27%
46%
П1 уровень П2 уровень Ш уровень
Рисунок 1 - Распределение детей по уровням в процентах на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, в начале исследования была проведена диагностика развития речи детей в возрасте 6-7 лет. Затем было организовано в ходе педагогического процесса согласно ФГОС ДО в ДОУ театрализованная деятельность, основанная на потребности у детей в общении, в эмоциональном отреагировании, в игре. Положительным эффектом должно было стать развитие речи ребенка.
Рассмотрим результаты, полученные по каждому измеряемому параметру на констатирующем этапе эксперимента
Наглядным образом распределение результатов по диагностике звуковой культуры речи изображено на диаграмме (Рисунок 2).
□ средним
□ низкий
констатирующим этап
Рисунок 2 - Развитие звуковой культуры речи до проведения эксперимента
Из результатов видно, что большая часть детей обладает высоким уровнем развития звуковой культуры речи, но высока доля и тех детей, у кого этот показатель низкий.
Показатели грамматических основ речи также показывают эту неравномерность - дети в основном находятся либо на высоком, либо на низком уровне развития грамматических основ речи. Данная особенность может быть обусловлена тем, что с детьми нет целенаправленного развития грамматического строя речи путем усвоения готовых грамматических конструкций в ходе домашнего чтения и чтения.
□ высокий
□ средний
□ низкий
констатирующий этап
Рисунок 3 - Развитие грамматических основ речи до проведения эксперимента
Далее оценим результаты по третьему заданию по итогам констатирующего этапа эксперимента. Наглядно представлено, что у детей младшего дошкольного возраста в нашей выборке также наблюдается неравномерность - детей с высоким и низким уровнем словарного запас больше, чем со средним (Рисунок
4).
□ высокий
□ средний
□ низкий
констатирующий этап
Рисунок 4 - Развитие словарного запаса речи до проведения эксперимента
Развитие связной речи младшего дошкольника показывает аналогичную тенденцию - с низким и высоким уровнем детей больше, чем со средним уровнем (Рисунок 5). Это может быть обусловлено отсутствием целенаправленной работы по развитию данного показателя, а также может результатом проявления индивидуальных особенностей и особенностей воспитания.
□ высокий
□ средний
□ низкий
констатирующий этап
Рисунок 5 - Результаты изучения волевой сферы испытуемых
Согласно рис.5 у испытуемых преобладает средний уровень развития волевой сферы. Большинство из детей усидчиво выполняли задание экспериментатора, редко отвлекались. Но также в выборке присутствовали испытуемые, которые проявляли полезависимое поведение - часто отвлекались на посторонние стимулы. Данный контингент испытуемых проявил низкий уровень развития волевой сферы.
Основной Основной Основной Основной Основной Основной
констатирующий этап
Рисунок 6 - Уровень тревожности
Почти половина детей имела средний уровень тревожности. Данный уровень не препятствует эффективному обучению и воспитанию, но у отдельных детей могут иметь место предпосылки для развития высокого уровня тревожности.
Выполнив поставленные в ходе исследования задачи, мы сможем оценить результативность работы педагога - психолога по развитию речи детей. Если результаты повторного измерения речевого развития будут значимо выше по сравнению с замерами на констатирующем этапе эксперимента, то мы можем сделать вывод, что наша работа принесла пользу, и является результативной и может быть рекомендована к использованию.
По результатам эмпирического исследования подтвердилась гипотеза исследования: в речевом и эмоциональном и волевом развитии детей в возрасте 6 - 7 лет преобладает средний и низкий уровень. Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 704 с.
2. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. 2-е изд., испр. М.: Вентиана-Граф, 2020. 176 с.
3. Аванесова, В. Н. Некоторые вопросы теории и практики воспитания детей в малокомплсктных дошкольных учреждениях / В. Н. Аванесова // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 19-24.
4. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. М.: Просвещение, 1968. 190 с.
5. Алексеева М.М. Обучение правильному звукопроизношению детей от 3 до 5 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук /М. М. Алексеева. М., 2018. 21с.
6. Арушанова А.Г. Методика обследования речевого развития / А. Г. Арушанова, Т. М. Юртайкина // Дошкольное воспитание. 2019. №7. С. 25-29.
7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет: Методическое пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 272 с.
8. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей младшего и среднего дошкольного возраста : автореф. канд. пед. наук / Г. Н. Бавыкина. Л.: ЛГУ, 1977. 20 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. М. : Просвещение, 2014. 288 с.
10. Вовчик-Блакитная Е.А. Некоторые условия взаимодействия дошкольников разного возраста / Е.А. Вовчик-Блакитная // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых / под ред. Н. Н. Поддъякова Г Г. Кравцова. М., 2015. С. 43-47.
11. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста : книга для воспитателя дет. сада / под ред. Г. Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. М.: Просвещение, 2017. 160 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь : собр. соч. в 6-ти т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2011. 471 с.
14. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары: ЧГУ, 2020. 92 с.
15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада : книга для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1989. 111 с.
16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет /младшая разновозрастная группа/: книга для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова. М.: ЛитМО, 2019. 127 с.
© Михайлова А. А., 2021
УДК1
Прупес М.В.
Магистрант
Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ), г.
Архангельск, рФ Харькова О.А.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЛУЧАЯ
Аннотация
Депрессия, аффективные расстройства, причины появления депрессивного состояния, психоанализ, теория Зигмунда Фрейда, Карла Абрахама и Мэлани Кляйн, анализ индивидуального случая, дедуктивный контент-анализ.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что депрессия в настоящее время является одним их самых распространенных психических расстройств, от которого страдает более 264 млн. человек в мире из всех возрастных групп [5]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, которая охватила все человечество. Уже сегодня это самое распространенное заболевание, которым страдают женщины. Женщины депрессией заболевают в два раза чаще, чем мужчины (20-26 процентов против 8-12 процентов, соответственно) [17]. Пятьдесят процентов лиц, страдающих депрессией, не обращаются за медицинской помощью, а из оставшихся пятидесяти - только 25-30 процентов попадают на прием к психиатру. Примерно от 45 до 60 процентов всех самоубийств на планете совершают больные депрессией.
Довольно часто молодые женщины ведут дневники, которые могут стать валидным материалом для изучения причин появления депрессии, и тем самым помогут в разработке мероприятий и рекомендаций по профилактике депрессивных состояний и, как следствие, суицида.
В связи с вышеизложенным, создание работы, где предпринимается попытка рассмотрения депрессии через призму исследования индивидуального случая, представляется крайне актуальной.
Целью данного исследования явилось изучение причин появления депрессивного состояния на основе анализа индивидуального случая.
Исследовательский вопрос, поставленный в настоящей работе: Каковы причины появления депрессии?
Материал и методы исследования. Метод сбора данных послужило публикованный дневник [12]. Метод анализа - дедуктивный контент-анализ. В проводимом исследовании тестировалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, а также его последователей Карла Абрахама и Мелани Кляйн. Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и его последователей причинами появления депрессивного состояния являются: утрата объекта (воображаемого или реального); фиксация на оральной стадии психосексуального развития; психические детские травмы; появление в семье второго ребёнка; неудовлетворённая потребность в любви и сильнейшая фиксация на объекте любви и привязанности, а также концентрация негативных чувств, связанных с утратой объекта, на себе;