Научная статья на тему 'Использование студентами художественно-графического факультета теоретических знаний в области свойств красок в работе над живописными этюдами'

Использование студентами художественно-графического факультета теоретических знаний в области свойств красок в работе над живописными этюдами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЖИВОПИСЬ / ПИГМЕНТЫ / КРАСКИ / ПАЛИТРА / СТУДЕНТЫ / COLOR / PAINTING / PIGMENTS / PAINTS / PALLET / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурманская Д. Ю.

Данная статья посвящена проблемам преподавания живописи на художественно-графическом факультете. Она содержит ряд рекомендаций для педагогов-живописцев по восполнению характерных пробелов в знаниях студентов в области свойств и особенностей красок. Дается классификация красок по их происхождению и химическим свойствам. Предлагается наиболее удобный вариант составления палитры из особо устойчивых и допускающих соединения красок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW THE STUDENTS OF ART- GRAPHICAL FAULTY CAN USE THEIR THEORETICAL KNOWLEDGE IN COLOR PROPERTIES IN CREATION PICTURESQUE ETUDES

This article devote to problems of teaching painting on the lessons in art-graphical faculty. It contains some recommendations for teacher-painters, how compensate for the deficiency in students knowledge in paint properties and features. This article presented classification of paints by its genesis and chemical properties. It brings the most userfriendly version of color box with inconvertible and compatible paints.

Текст научной работы на тему «Использование студентами художественно-графического факультета теоретических знаний в области свойств красок в работе над живописными этюдами»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Д.Ю. ФУРМАНСКАЯ, аспирант, кафедры декоративно-прикладного

искусства и технической графики Орловского государственного университета

Тел. (4862) 71-37-98

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ СВОЙСТВ КРАСОК В РАБОТЕ НАД ЖИВОПИСНЫМИ ЭТЮДАМИ

Данная статья посвящена проблемам преподавания живописи на художественно-графическом факультете. Она содержит ряд рекомендаций для педа-гогов-живописцев по восполнению характерных пробелов в знаниях студентов в области свойств и особенностей красок. Дается классификация красок по их происхождению и химическим свойствам. Предлагается наиболее удобный вариант составления палитры из особо устойчивых и допускающих соединения красок.

Ключевые слова: цвет, живопись, пигменты, краски, палитра, студенты.

Цвет всегда играл решающую роль в восприятии мира человеком. В пристрастии к определенным цветам отражаются личность человека, его вкусы и психологические особенности. Особенно ярко это прослеживается в творчестве художников, ведь цвет — одно из основных художественных средств живописи. С помощью цвета художник может передать свое настроение, отношение к изображаемому, мысли и переживания, он как бы беседует со зрителем. Чем лучше художник умеет оперировать цветом, тем лучше он владеет и самой живописью.

В живописи цвет реализуется с помощью красок. Цветовым началом или материалом, несущим цвет любой краски, является пигмент — цветной порошок минерального либо органического происхождения или искусственно приготовленный химическим путем.

Красочный или, как чаще говорят, живописный слой — это основной элемент картины, ее смысл и содержание. Именно на этой стадии технологического процесса создания картины живописец соединяет свои идеи, материал и технические приемы. Единство этих трех компонентов и является в конечном счете признаком мастерства, определяющим художественный уровень законченного произведения и позволяющим считать его шедевром или заурядной поделкой.

Профессиональным обучением живописи занимаются высшие учебные заведения художественного профиля. Одним из таких учебных заведений является художественно-графический факультет. Как и у любого другого факультета и отделения, у него есть свой специфический круг дисциплин, которые составляют его специализацию и отличают данный факультет от других. На художественно-графическом факультете это такие творческие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, различные виды декоративно-прикладного искусства. Их изучение требует от студента определенных технических навыков в работе с художественными материалами, развитой фантазии и творческого мышления.

Живопись как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в профессио-

© Д.Ю. Фурманская

нальной подготовке студентов. Это одна из самых сложных творческих дисциплин на художественнографическом факультете, так как помимо практического опыта работы с художественными материалами она требует нестандартного цветовос-приятия и знания основных законов цвето-воз-душной перспективы и освещения. Осмысленная работа с цветом, пожалуй, самая большая сложность в работе как студента, так и опытного художника. Поэтому на сегодняшний день обучение живописи на художественно-графическом факультете почти невозможно без элементарных теоретических знаний о цвете.

Большинство молодых людей, начинающих серьезное изучение живописи в рамках художественно-графического факультета, как правило, приобретают основные знания о свойствах красок на практических занятиях по живописи и композиции. Однако немногие при этом пользуются справочной литературой, стремясь дополнить свои практические навыки теоретическими познаниями в области цвета. Между тем для выхода на более высокий уровень живописной практики и совершенствования имеющихся творческих способностей очень важно иметь определенные познания свойств и особенностей красок. Именно теоретические знания позволят избежать многих практических проблем, возникающих у студентов на занятиях по живописи.

Возможно, для восполнения подобных пробелов в знаниях студентов будет достаточно и нескольких вводных лекций перед началом работы с масляными красками, переход к которым всегда вызывает много сложностей. В дальнейшем информация, полученная на этих лекциях, должна быть дополнена практическими упражнениями, основанными на свойствах красок и пигментов. Эти упражнения очень важны для преодоления разрыва между словами и их практическим воплощением, свойственного всем техническим дисциплинам. Содержание подобных лекций-бесед должно быть кратким, но строго научным и максимально информативным.

Следует упомянуть об основных свойствах, которые необходимо знать студенту для эффективной работы на занятиях по живописи. Это цветовой тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон — особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый). Светлота отличает более светлый цвет от более темного. Насыщенность характеризует интенсивность цветового тона. Также особое внимание следует уделить различным свойствам красок и пигментов, из которых их делают. Перечислим некоторые из них.

Прежде всего следует сказать, что пигменты — цветовая основа всех красок. При смешивании с растворителями (водой, маслами, яичным желтком, мелом) они дают различные виды материалов для изобразительного искусства: акварель, масляную краску, темперу, пастель. Практическая ценность пигмента определяется чистотой тона, устойчивостью к свету, кроющей способностью. Чем однороднее частицы пигмента, тем лучше их оптические и технологические свойства.

С точки зрения оптических свойств краски и пигменты принято делить на две категории — прозрачные и непрозрачные или лессировочные и кроющие. Эти свойства красок прекрасно знали уже в классической древности. Кроющие краски совершенно скрывают грунт или нижележащие слои краски. Лессировочные создают новые цветовые отношения. В традиционной академической живописи первыми выполнялся подмалевок, вторыми вели последующие прописки. Этот эффект свойствен всем краскам, но особенно масляным. На этом свойстве красок основаны два вида живописного письма: лессировочное и корпусное.

Корпусное письмо — технический прием в живописи, главным образом масляной, при котором живопись выполняется густыми пастозными мазками. Красочный слой при таком письме получается непрозрачным, рельефным по фактуре, что создает дополнительные художественные впечатления1.

Лессировочное письмо — более длительная по времени техника работы, так как каждый следующий слой лессировок нужно накладывать на просохший слой краски, чтобы они не смешивались2.

Краска может быть кроющей как за счет отражения света, так и за счет его поглощения. Например, белила являются кроющими, так как в сильной степени отражают падающий на них свет, а все черные пигменты обладают тем же качеством за счет того, что в сильной степени поглощают свет, прежде чем он дойдет до нижележащего слоя. Не следует смешивать кроющую способность пигмента и интенсивность цвета. Если пигмент обладает большой интенсивностью цвета, то самое небольшое его количество может придать окраску белому пигменту.

По своему происхождению пигменты делятся на естественные (минерального, растительного или животного происхождения) и искусственные, получаемые химическими способами. Последние отличаются большей яркостью и легкостью закрепления на основе.

Минеральные пигменты — неорганические красящие вещества, получаемые из минералов и руд,

т. н. земляные, или натуральные (мел, охра, сурик, графит), или искусственные: белила, ультрамарин, сажа и др. Процесс их приготовления сводился обычно к обогащению природного сырья путем отделения посторонних примесей (механическое дробление) и последующему перетиранию оставшегося продукта с водой до получения пигментных частиц необходимого размера. Иногда прибегают к прокаливанию некоторых минеральных пигментов до достижения ими другого цвета3.

Пигменты растительного происхождения (шафран, краплак, индиго и другие) получали путем их извлечения из различных частей — листьев, цветов, корней и коры некоторых растений. Осуществлялось это обычно двумя путями. Первый путь — кипячение или вымачивание содержащихся в растениях красящих веществ и последующее их осаждение в виде тонкого порошка на минеральную основу, например глинозем или мел. Второй путь — обжиг (виноградной черной и т. п.)4.

Пигменты животного происхождения механически извлекали из различных органов некоторых животных организмов (кармин, кошениль, пурпур) или получали их обжигом (жженая кость, слоновая кость)5.

Данная классификация красок по их происхождению необходима для понимания студентами их химических свойств. Ведь даже в работе над учебными живописными этюдами необходимо глубокое понимание свойств красок и процесса образования цвета их смесей. Студенту нужно знать и те смеси красок, которые не допускаются технологией живописи, так как меняют свой цвет по прошествии определенного времени. Перечислим самые распространенные ошибки при смешивании красок в масляной живописи.

Нельзя, например, смешивать ультрамарин, красную киноварь, кадмий (краски, содержащие серу) с красками медного происхождения (некоторыми зелеными и другими). Такие смеси чернеют. Очень быстро изменяется цинковая желтая в смесях со свинцовыми и цинковыми белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтом. Свинцовые белила изменяются, если их смешивать с медными красками, с литопоном и суриком. Смесь лазури с киноварью изменяется в тоне. Марсы, изумрудная зеленая и свинцовые белила меняют цвет в смеси с краплаком 6.

Чтобы гарантировать прочность цвета красочных смесей и тем обеспечить сохранность живописи, целесообразно составить для себя палитру из наиболее устойчивых и допускающих соединения красок, избегая при этом излишнего их разнообразия. В такую палитру рекомендуется вклю-

чить: цинковые белила, кадмии всех оттенков, охры натуральные, жженые, английскую красную, все марсы, умбры, сиены, краплак, кобальты голубые и зеленые, ультрамарин синий и зеленый, изумрудную зеленую, жженую кость (или иную черную краску, кроме сажи) 7.

Эта палитра достаточно широкая не только для работы студента, но и для полноценного творчества состоявшегося художника, пополнять ее или менять краски нужно с большой осторожностью.

Особо следует сказать об искусственных, химических красках. К искусственно приготовляемым пигментам и получаемым химическим путем относятся ярь-медянка, александрийская фритта, синяя смальта и другие. Известны также пигменты, которые получали как в виде минерального сырья, так и готовили искусственным путем, — свинцовые белила, ртутная киноварь, азурит и другие. Восемнадцатый век открыл эпоху массового создания искусственных пигментов. С 70-х годов этого столетия они стали появляться один за другим. Целая серия совершенно оригинальных пигментов была разработана химиками XIX столетия. Изобретение анилиновых красителей и приготовление имитаций наиболее редких и ценных красок наводнили рынок невиданным количеством необыкновенно красивых, но несветостойких красок. Современная промышленность выпускает искусственные краски в весьма обширном ассортименте. Натуральные краски становятся редкостью среди обширного выбора их имитаций.

Современные студенты все чаще отдают предпочтение имитациям, чем натуральным краскам, во многом из-за их доступности. Последствием этого являются снижение художественного уровня учебных работ и их плохая сохранность при дальнейшем хранении и экспонировании. Поэтому одной из целей педагогов-живописцев художественно-графического факультета должна стать не только помощь в грамотном составлении своей палитры, но и помощь студентам в выборе наиболее качественных художественных материалов среди всего предлагаемого разнообразия.

Умелое и грамотное применение свойств красок делает занятия по живописи и композиции более эффективными, развивает творческое мышление студентов, делает их рисунки и этюды более цельными в колористическом отношении. Наглядный показ педагогом и практическое выполнение студентами упражнений по смешению различных видов красок делают дальнейшую работу над обя-

зательными живописными заданиями осмысленной. Практическое освоение двух основных способов работы над живописным произведением (корпусного и лессировочного письма) стимулирует творческую активность и разнообразит живописные приемы учащихся. Таким образом, изу-

чение студентами художественно-графического факультета теоретических основ работы с красками стимулирует у них интерес к живописи, помогает им перейти на новую ступень творческого развития, дает им возможность развить свои природные дарования.

Примечания

1 Чернецова Е.М. Искусство. Словарь-справочник. — Стр. 222.

2 Там же. Стр. 257.

3 Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. Стр. 139 -140.

4 Там же. Стр. 140.

5 Там же. Стр. 140.

6 Алексеев С.С. О цвете и красках. Стр. 38-39.

7 Там же. Стр. 39.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. О цвете и красках. — М.: Искусство, 1964.

2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. — М.: Изобразительное искусство, 1982.

3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1985.

4. Чернецова Е.М. Искусство. Словарь-справочник. — М.: Эксмо, 2002.

D.Y. FYRMANSKAYA

HOW THE STUDENTS OF ART- GRAPHICAL FAULTY CAN USE THEIR THEORETICAL KNOWLEDGE IN COLOR PROPERTIES IN CREATION PICTURESQUE ETUDES

This article devote to problems of teaching painting on the lessons in art-graphical faculty. It contains some recommendations for teacher-painters, how compensate for the deficiency in students knowledge in paint properties and features. This article presented classification of paints by its genesis and chemical properties. It brings the most userfriendly version of color box with inconvertible and compatible paints.

Key words: color, painting, pigments, paints, pallet, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.