Научная статья на тему 'Копирование живописи как метод исследования: на примере студенческой практики в государственном историческом музее'

Копирование живописи как метод исследования: на примере студенческой практики в государственном историческом музее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. СУРИКОВА / КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ / КОПИРОВАНИЕ / THE MOSCOW STATE ART ACADEMIC INSTITUTE NAMED AFTER V. I. SURIKOV / THE STATE HISTORY MUSEUM / THE RUSSIAN STATE HUMANITIES UNIVERSITY / DEPARTMENT OF RESTORATION / RESEARCH METHODS / OLD RUSSIAN PAINTING / COPYING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харлова Марина Львовна

В статье затрагиваются вопросы эволюции методов изучения древнерусской живописи. На примере современного проекта Государственного Исторического музея и кафедр реставрации Российского государственного гуманитарного университета и Московского государственного художественного академического института им. Сурикова рассматриваются перспективы научного сотрудничества музея и высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Харлова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Copying as a method of study of painting. Operational research experience of the student's internship at the State Historical Museum

This article considers evolution of Old Russian painting study methods. Prospects of scientific collaboration between a museum and academic establishments are examined by the example of a modern project, undertaken by the State History Museum, Restoration Department at the Russian Humanities State University and the Surikov University.

Текст научной работы на тему «Копирование живописи как метод исследования: на примере студенческой практики в государственном историческом музее»

Харлова М. Л.

КОПИРОВАНИЕ ЖИВОПИСИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

В июне - июле 2009 г. в отделе древнерусской живописи Г осударственного Исторического музея проводились исследования и копирование иконостаса Никитского (южного) придела церкви Троицы в Никитниках (Москва). К работе были привлечены студенты монументального и реставрационного отделения МГХАИ им. Сурикова (руководитель -М. Л. Харлова). Одной из задач летней практики стало комплексное изучение технологии живописи чиновых икон южного иконостаса церкви. Выбор именно этого уникального объекта связан с тем, что сам архитектурно-живописный ансамбль церкви был создан в середине XVII века1, когда в русской культуре активизировались поиски нетривиальных форм и решений для воплощения новых этических и эстетических взглядов2. Исследователь иконографии и стилистики церкви Троицы в Никитниках Е. С. Овчинникова предположила, что к работе над главным и южным иконостасами (1657 - 1668 гг.) были привлечены участники храмовой росписи: И. Владимиров, Я. Казанец, Г. Кондратьев3 и С. Ушаков4, которые принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов.5 Однако анализ техники и технологии иконописи этого уникального комплекса оставался за пределами внимания ученых до лета 2009 г.

1. Методы лабораторного анализа. Современная методика исследования и копирования живописи была разработана специалистами Российского научно-исследовательского инсти-

1 Церковь Троицы в Никитниках и ее южный придел были сооружены на месте сгоревшего деревянного храма «Никиты на Глинищах». Поэтому южный придел ц. Троицы назван Никитским, а одна из старейших икон деревянного храма - житийная икона «Никита-воин с 14 клеймами» была вложена Темежевым в ц. Троицы в 1579 г. Эта икона находилась в южном иконостасе храма.

2 Лучшим примером эволюции русской иконы является образ «Богоматери Владимирской» («Насаждение древа Государства Российского»), созданный С. Ушаковым. В верхней части иконы помещено изображение Владимирской Богоматери. Вокруг, на ветвях древа Российского государства, в овальных медальонах располагаются изображения князей, государей российских и русских святых. Внизу представлена кремлевская стена, за ней - Успенский собор. У подножия собора — князь Иван Калита, собиратель русских земель, и митрополит Петр, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поливают растущее древо Русского государства. В сюжетном замысле этой иконы заметно преобладает светское начало над церковным (портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны с малолетними сыновьями Алексеем Алексеевичем и Федором Алексеевичем).

3 Иконописцы Яков Казанец и Гавриила Кондратьев, по-видимому, были авторами иконы «Богоматерь Благодатное небо» из местного ряда.

4 ОвчинниковаЕ. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

5 И. Владимиров принимал участие в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора.

тута культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева6, Г осударственного Исторического музея и Российского государственного гуманитарного университета. Прежде всего, было проведено предварительное визуальное исследование состояния и техники авторской живописи, внимательно изучены иконы праотеческого, пророческого, праздничного и апо-

7

стольского ярусов иконостаса, в том числе, техника личного и доличного письма , техника золочения и серебрения. Также были определены границы позднейших реставрационных вмешательств. Другим методом исследования стал отбор проб левкаса и красочных слоев с наиболее важных фрагментов икон, включающих разные колера и оттенки живописи. Была определена стратиграфия красочных слоев, изучен состав пигментов и связующего, цветных лаков, а также подготовительный состав под золото или серебро. Был выяснен состав прописей, внесенных при разновременной реставрации, а также роль минеральных и органических пигментов живописи при составлении колеров.

Анализ проб был проведен микрохимическим и петрографическим методами, использовались микроскопы МБС-10 (х 30-60) и МБИ-8 (х 300). Для петрографического анализа проб были приготовлены постоянные иммерсионные препараты образцов в канадском бальзаме, которые исследовались с помощью сканирующего электронного микроскопа в сочетании с рентгеноспектральным анализом. Количественный анализ состава образцов был проведен на электронном микроскопе JSM-5300 (Япония), оснащенном спектрометром Link ISIS (Великобритания). Для анализа связующих материалов был использован метод гистохимического окрашивания проб на протеины и липиды. Для проведения исследования технологии иконописи чиновых икон были изъяты около 200 образцов левкаса, красочных слоев, лаков и металлизированных покрытий - серебра, золота, которыми щедро декорированы иконы. Пробы были взяты с чиновых икон всех ярусов: праотеческо-го, пророческого, праздничного и апостольского. Образцы включали многослойную живопись личного и доличного, пейзажа, архитектуры, фоновых частей, в том числе грунты, лаки, металл и подложки.

2. Исследование техники и технологии иконописи икон южного иконостаса церкви Троицы в Никитниках. Чиновые иконы пятиярусного иконостаса тябловой конструкции8 расположены вплотную, без разделительных колонок. В центре верхнего яруса помещена икона «Бог Саваоф», по бокам от нее - изображения праотцев. Четвертый пророческий ярус иконостаса центрирован иконой «Богоматерь на троне с младенцем». В третьем ярусе изображены праздники9. Нижний ярус занимает апостольский чин, в центре которого помеще-

6 Отчет по договорной работе № 18-НП-09 «Технико-технологическое исследование живописи 22 икон Никитского придела ц. Троицы в Никитниках». Заказчик - Федеральное государственное учреждение культуры ГИМ. Научный руководитель - заведующая сектором, к.х.н. В. Н. Ярош. Москва - 2009. Исполнители: Корнюкова Л. А., ст.н.с. ГИМ, Магазина Л. О., м.н.с. ГИМ и другие.

7 Сравнение приемов «личного» и «доличного» в иконах разных ярусов поможет исследователям выявить индивидуальные приемы и технику иконописи разных мастеров.

8 Древнейшая конструкция из поперечных брусьев, между которыми вставлены иконы. Наружная поверхность тябел с накладным деревянным орнаментом позолочена. Верхняя часть иконостаса - XVII в., нижняя часть -XVIII в. Верхний (праотеческий) ряд икон с кокошниковыми завершениями укреплен с небольшим наклоном.

9 «Встреча с самарянкой», «Преполовение», «Сошествие Святого Духа», «Вход в Иерусалим», «Исцеление слепого», «Исцеление расслабленного», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Жены мироносицы» и другие.

на икона «Спас в силах». В местном ряду расположены две наиболее значимые иконы -«Богоматерь Благодатное небо» (до 1648 г.) и «Вседержитель на троне», создание которой приписывают Иосифу Владимирову и датируют 1660 г. Иконостас южного придела, который был родовой усыпальницей Никитниковых, носит патрональный характер. Так, в нижней части иконы «Богоматерь Благодатное небо» на фоне горок выписаны фигуры двух коленопреклоненных преподобных в коричневых мантиях, обращенных своими взорами к Богоматери. Это патрональные святые строителя церкви Григория Никитникова и его сына Андрея - Г еоргий Хозевит и Андрей Критский10.

Технология подготовки основы икон и левкаса традиционна. Доски из дуба, липы и лиственных пород древесины склеены в щит и скреплены шпонками. Визуальное исследование икон в лабораторных условиях позволило оценить сохранность авторской живописи и ее богатую палитру. Технология приготовления смесевых колеров достаточно сложна, в ней использованы не только цвет отдельных пигментов, но варьируются такие характеристики, как помол (крупный, средний, мелкий, очень мелкий), продуманы соотношения каждой фракции и фазы пигмента. Минеральные смеси дополнены органическими пигментами, обладающими интенсивным цветом. Широко использованы цветные лаки - розовые, малиновые, сиреневые, желтые, коричневые - на смоляном или масляно-смоляном связующем. В составе цветных лаков есть краплаки, баканы, резенат меди. В результате исследований были получены следующие данные:

1. Левкас всех икон приготовлен на основе мела и животного клея. Верхний слой левкаса выровнен и шлифован под живопись. 2. Иконопись выполнена в смешанной технике: нижние слои - яичная темпера, верхние слои - лессировки цветными лаками, приготовленными на смоляном и масляно-смоляном связующем. Большинство красок в иконах - смесе-вые, представляют собой смеси одного-двух основных хроматических пигментов с примесями пигментов дополнительных цветов. 3. В орнаментации икон широко использовано сусальное золото: на фоне, в ассисте архитектуры, одежд, престолов и т.д. Авторское золото сохранилось лишь фрагментарно, например, в иконе «Пророк Захария» обнаружены остатки двойника, которые перекрыты белилами, охрой и перезолочены. Там же на изображении сапога сохранилось авторское листовое золото, тонированное малиновым лаком. 4. Сусальное золото и серебро положены на тонкий слой розовой подложки, включающей киноварь, охру, органический красный пигмент, либо цветные лаки (малиновый, розовый). Все пигменты тонкого помола, толщина слоев подготовок не превышает 10 - 15 мкм. 5. В ряде случаев авторское металлизированное покрытие представляет собой двойник: нижний слой -серебро, поверх которого - золото. 6. Основным синим пигментом является азурит искусственного приготовления. Чистый азурит в виде крупных кристаллов есть в «Распятии», на изображении неба, в иконе «Богоотец Иоаким» - на складках плаща. В большинстве образцов азурит присутствует в смеси с разными пигментами, чаще - в смеси с охрой и киноварью в составе зеленых красок разных оттенков. 7. Краски зеленых цветов можно разделить

10 По иконографии и стилю икону датируют 40-ми годами XVII в. Богоматерь изображена парящей на фоне неба в мандорле. По стилю икона еще в значительной степени связана с традициями строгановской школы.

по составу на три группы: 1) краски, содержащие глауконит; 2) краски с азуритом в сочетании с охрой или желтым лаком; 3) краски, представляющие смесь охры с углем. В красках всех трех групп помимо перечисленных основных пигментов есть примеси охры, киновари, угля, реже - индиго и яри-медянки. Зеленые краски с глауконитом есть в чиновых иконах на изображениях поземов, горок, архитектуры, реже - одеяний. В изображениях одежд праотцев, пророков, и апостолов большинство зеленых колеров составлено из азурита и желтой охры или желтого лака с примесью угля и киновари. Иконы праздничного ряда содержат зеленые краски первой и второй группы, причем зеленые краски с глауконитом -исключительно в элементах пейзажа и архитектуре11. В изображении одежд, обуви, головных уборов персонажей икон праздничного ряда подавляющее число образцов зеленых красок представляют собой смесь азурита с охрой или желтым лаком12. Третья группа зеленых красок - смесь желтой охры с углем - представляет собой оливковые тона изображения одежд или позёмы13. Во многих красках зеленый слой лессирован цветными лаками - желтыми, розовыми, коричневыми, которые углубляли цвет красочного слоя и придавали ему определенный тон. 8. Красный цвет также широко использован в живописи южного иконостаса. Мы видим множество оттенков: розовые, алые, красные, темно-красные, бордовые, вишневые, лиловые и красно-оранжевые, которые достигнуты благодаря выверенной, отработанной технологии приготовления и нанесения, умелому сочетанию основных хроматических пигментов с нужными примесями. Краски красного цвета разных оттенков присутствуют на изображениях одеяний персонажей, архитектуры, пейзажей. Основным пигментом является природная киноварь. В красках с наибольшей интенсивностью использована крупная кристаллическая киноварь, мелкая киноварь дает красный цвет алого оттенка с меньшей интенсивностью цвета. Часто киноварь разбелена свинцовыми белилами14. Лиловый цвет составлен из смеси киновари, органического красного пигмента и угля15. В составе лиловой краски встретилась также смесь красной охры и органического красного пигмента с лессировкой сиренево-розовым лаком16. Вишневый мафорий в иконах «Жёны-мироносицы» и «Богоматерь на троне» написан гематитом, в первом случае - с добавкой угля. Розовые и алые колеры - это разбеленная киноварь17. Для составления малинового колера обязательно добавляли в краску органический малиновый пигмент или лак (краплак или бакан)18. Органический красный пигмент обнаружен в составе малиновых и лиловых

11 Глауконит присутствует в красках на иконах: «Встреча с самарянкой» - архитектура (глауконит с белилами), «Сошествие Святого Духа» - тень на облаках (глауконит, сажа, розовый лак), «Распятие» - тень на горках, (глауконит, белила, примесь киновари и угля).

12 Встреча с самарянкой» - темно-зеленый башмак, «Уверение Фомы» - одежды Фомы и Петра; «Распятие» - одежды Марии Клеоповой, «Воскрешение Лазаря» - одежда Андрея и крышка гроба.

13 «Встреча с самарянкой», «Уверение Фомы».

14 «Исцеление слепого» - оранжевая стена дома, «Уверение Фомы» - алый плащ Фомы, «Воскрешение Лазаря» -архитектура, «Распятие» - солнце, «Пророк Елисей» - красный плащ, «Апостол Марк» - хитон, иногда добавлена примесь угля: «Жены-мироносицы», «Распятие».

15 «Воскрешение Лазаря», «Распятие» - луна (здесь с примесью азурита) и «Пророк Захария».

16 «Архангел Гавриил» - левый башмак.

17 «Уверение Фомы», «Исцеление слепого», «Пророк Захария».

18 «Уверение Фомы», «Пророк Наум».

смесевых красок19. 9. Желтый колер в иконах южного иконостаса использован в изображениях одеяний, архитектуры, пейзажей, горок. Основу желтых красок составляют охры, к которым добавлены белила, киноварь, и (или) розовый органический пигмент и лак, а также уголь. Верхние слои желтых красок лессированы цветным лаком (желтым, розовым). Оттенки желтых красок в исследованных иконах варьируются от светло-желтых и золотистых до оранжевых и зеленовато-желтых. Очень живописны красочные слои желтого цвета с оранжевым или розовым оттенком, которые часто встречаются в изображениях пророков, например, в иконе «Пророк Наум» и «Архангел Гавриил». Это разделка долматика и испод плаща, где наряду с охрой есть киноварь и розовый органический пигмент и лак. 10. Белые краски. Основным пигментом в пробелах иконописи исследуемых икон являются искусственно приготовленные свинцовые белила - кроющий пигмент тонкого помола. Во всех образцах белил обнаружены примеси хроматических пигментов - киновари, органического красного пигмента, угля, охры, цветных лаков20. Незначительные примеси угля, киновари, охры и органического красного пигмента оживляли цвет белил, иногда делали его теплее, иногда - холоднее. Толщина слоев белил разная - от плотных, пастозных белил в пейзажах и на архитектуре, до полупрозрачных в личном и на складках одежд. 11. Коричневые краски встретились при исследовании образцов, изъятых с участков моделировок складок одежд, фона и описей. В перечисленных иконах колер составлен, в основном, из охры и угля с добавкой киновари и органического красного пигмента, как милоть в «Иоанне Предтече». Коричневые краски различаются по тону и интенсивности цвета, что обусловлено их разным составом. 12. Черным колером выполнен завершающий рисунок контура фигур и моделировка складок одежд21. В составе черных красок найдены уголь, сажа и коричневый лак. Черная краска позема в иконе «Апостол Марк» кроме угля содержит асфальт, киноварь и белила. Лилово-черный колер в надписи буквы - это смесь коричневого лака, асфальта и белил. Черный скипетр и чернение в иконе «Богоматерь на троне» написаны углем с примесью киновари и белил. Черная надпись в иконе «Праотец Енох» - смесь угля, коричневого органического пигмента и белил. 13. Помимо перечисленных пигментных составов широко использовались красные лаки разных оттенков22.

Техника личного письма определена нами как многослойное охрение (плавь) по «холодной» санкирной подкладке. В верхних слоях охр прослеживается киноварная подрумян-ка. Смелым решением стало расширение палитры за счет включения в нее органических красных, малиновых, сиреневых пигментов и лаков. Слои санкирей содержат, в основном, охру и уголь (или сажу) иногда с примесью киновари. В некоторых иконах в составе санки-

19 «Богоматерь на троне» - лиловая тень нлаща, «Воскрешение Лазаря» - лилово-коричневый хитон Христа, «Пророк Наум» - малиновый контур.

20 Такие смеси обнаружены в пробелах на иконах «Встреча с самарянкой», «Исцеление слепого», «Пророк Наум», «Пророк Елисей», «Апостол Марк», «Пророк Захария», «Богоматерь на троне», «Праотец Енох».

21 Данные получены по составу образцов икон «Встреча с самарянкой», «Пророк Захария», «Архангел Гавриил».

22 «Богоотец Иоаким» - темно-вишневый лак в надписи буквы, «Богоматерь на троне» - малиновый и желтый лаки соответственно. «Вход в Иерусалим» - зеленый лак на дереве (резенат меди), сиреневый лак на горках - цветной лак, пигментированный темно-красным органическим пигментом. «Апостол Матфей» - зеленый лак (резенат меди), «Праотец Енох» - красный лак на складке плаща.

рей обнаружена примесь азурита, в некоторых случаях, в сочетании с желтым лаком23. Слои охрений содержат охру, уголь, киноварь, белила. В большинстве образцов красок личного верхними слоями являются лессировки розовым или желто-коричневым лаками на основе смоляного или масляно-смоляного связующего24. Большую роль в иконописи исследованных икон играют металлизированные покрытия. Авторское золото, к сожалению, сохранилось фрагментарно. По большей части дошедшая до нас позолота - это реставрационное сусальное золото, положенное на тонированные подложки, состоящие из белил с примесью киновари, охры или органических красных пигментов на клеевом связующем. В авторском золочении обнаружено использование т.н. «двойников»25. Данные инструментального анализа дополнили исследование образцов на оптических микроскопах МБС и МИН.

3. Результаты исследования образцов красочного слоя позволили детально восстановить технику работы выдающихся царских мастеров XVII в. и методически последовательно выстроить систему документального26 копирования живописи. Не секрет, что многообразие подходов и технико-технологических методик27 предполагает использование любых (в том числе современных синтетических) материалов. В этом случае целью копирования становится не изучение, а только внешнее воспроизведение т.н. «подобия», что со временем становится непреодолимым препятствием для идентификации подлинника. Поэтому современная методология копирования была разработана в системе комплексного изучения памятников, в основе которой лежит исполнение копии как документально точный труд в объеме искусствоведческого исследования. Изучение иконографии, источников, трактатов по технике живописи XVII в., исследование авторской манеры письма, подбор идентичных подлиннику материалов - вся эта работа, с одной стороны, сформировала самый широкий подход к изучению живописи, с другой стороны, выявила специфику каждого конкретного памятника, его уникальность и значимость. Подлинное художественное произведение в этом случае явилось объектом исследования, а обязательным условием стало предварительное иконографическое, источниковедческое, физико-химическое, техникотехнологическое исследование памятника с целью выявления его специфики. Работа над копиями на всех этапах выполнялась в материале и технике, идентичных авторским. Наибольшую трудность представляло воспроизведение малоизученной технологии смешанной палитры, где нижние слои писались многослойной яичной темперой, а верхние - цветными лаками, приготовленными на смоляном и масляно-смоляном связующем. При восстановлении авторского рисунка и красочного слоя должны были учитываться последующие рестав-

28

рационные вмешательства , а также результат естественного старения живописи. Так, в

23 «Пророк Исайя», «Пророк Захария», «Богоотец Иоаким».

24 Трудно однозначно ответить, есть ли в лессировках авторские лаки, по-видимому, чаше всего эти слои являются результатом реставрационных вмешательств.

25 В нижнем слое двойника использовалось серебро, в верхнем - тонкое сусальное золото высокой пробы.

26 Понятие живописи как документа встречается, в частности, у П. Кореманса, который отстаивает приоритет документально-исторической составляющей над художественной ценностью памятника. См.: Coremans P. The Conservation of Painting // Museums Journal. 1961. № 2. Р. 109.

27 Список, репродукция, имитация, художественная копия, копия в аутентичной технике, facsimile, копия-реконструкция и другие.

28 Последняя реставрация проводилась в 1950-е гг.

иконе «Богоматерь на троне» сохранилось около десяти разновременных красочных слоев, включая тонировки красками с индиго. Слои укрепления остались и на иконе «Пророк Захария», в верхнем слое заметны поновительские белила снежно-белого цвета, которые отличаются от авторских отсутствием примесей. В образце было обнаружено позднее золочение и зеленый в разбеле - пропись берлинской лазурью. При исследовании авторских красочных слоев других икон встречались как слои прописей, так и тонировки.

Таким образом, опыт научного сотрудничества музея и высшей школы показал, что современный подход к комплексному исследованию исторической живописи не может ограничиваться стилистическим анализом, который должен быть признан сегодня недостаточным и дополнен. Лучшим решением видится максимальное привлечение результатов научных исследований, прежде всего - технико-технологических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.