3. akorda.kz Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
AlpyspayevaSabinaBeisenbaevna, student
(e-mail:[email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan Protasova Olga Vladimirovna, senior lecturer (e-mail: [email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan PERSPECTIVES OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract. This article examines the role and importance of small business in Kazakhstan. The dynamics of growth has been studied and prospects for development have been outlined. Keywords: business, small business, economy, infrastructure.
УДК 364.042
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ Андрющенко Ольга Евгеньевна, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected], [email protected]) Зотов Алексей Валентинович, студент (e-mail: [email protected]) НИУ ВШЭ Иваненко Анастасия Ивановна, студент (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный университет
В статье рассматривается возможность использования стейкхолдер-ского подхода при организации взаимодействий стационарного социального учреждения с основными стейкхолдерами. Даны практические рекомендации, направленные на организацию и структурирование работы с информацией при реализации стейкхолдерского подхода.
Ключевые слова: стационарное социальное учреждение, стейкхолдер-ский подход, карта стейкхолдеров, управление взаимодействиями, органы власти
Заинтересованной стороной (стейкхолдером) называется группа, которая может влиять на деятельность организации или, напротив, способна испытывать на себе влияние от деятельности организации, производимой ею продукции или оказываемых ею услуг и связанных с этим действий [7].
Стейкхолдерский подход рассматривает всех контрагентов, с которыми взаимодействует организация, наделяя их свойствами заинтересованных
сторон, и, учитывая необходимость поиска компромиссов между порой разнонаправленными интересами, предлагает менеджменту должным образом выстраивать свою деятельность. Такой подход получил широкое использование в корпоративном управлении для организации работы корпораций, однако он подходит и для выстраивания взаимодействий бюджетного учреждения с заинтересованными сторонами.
Стейкхолдеров следует рассматривать с правовой и управленческой позиций. Правовой аспект исходит из регламентации отношений, которые зафиксированы в законодательных актах и концептуально может быть описан формулой, где стейкхолдеры имеют определенные права, а учреждение имеет обязательства и обязанности. Управленческий аспект, опирающийся на теорию организации, основывается на качественной стороне отношений между стейкхолдерами и учреждением, однако в этом подходе заложена неоднозначность, поскольку те, на кого учреждение не может повлиять, чаще всего оказывают на него значительное влияние[2].
Основные принципы стейкхолдерского подхода:
1. Принцип включенности - подразумевает участие стейкхолдеров в формировании, развитии определенной повестки, изменяющей и/или направляющей деятельность учреждения. Заинтересованные стороны должны быть включены в процесс обсуждения важных вопросов, потенциальных рисков и границ ответственности для принятия совместных решений.
2. Принцип существенности - стороны должны выявить полный перечень важных тем, в рамках которых будут решаться проблемы и приниматься совместные решения. Учреждение как держатель взаимодействия обязано регулярно пересматривать сферы взаимодействия с заинтересованными сторонами на предмет соответствия проблемы критерию «существенности».
3. Принцип реагирования - принятие учреждением адекватных и своевременных мер по запросам заинтересованных сторон для удовлетворения взаимных интересов. При этом интересы учреждения и стейкхолдеров могут не совпадать или даже в чем-то противоречить друг другу, что вынуждает стороны договариваться, искать приемлемые подходы и принимать сбалансированные совместные решения.
Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являясь созданными без ограничения срока действия некоммерческими унитарными организациями, предназначены для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определяемый индивидуальной программой) или пятидневном (из семи дней в неделю) круглосуточном проживании ряду категорий получателей социальных услуг [4].
Такие учреждения предоставляют следующие виды социальных услуг [1]:
1. Социально-бытовые.
2. Социально-медицинские.
3. Социально-психологические.
4. Социально-педагогические.
5. Социально-правовые.
6. Социально-трудовые.
Социальные стационарные учреждения получают лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, имеют в качестве материально-технической базы транспортные средства, здания, сооружения, лифтовое оборудование.
Учитывая сложность и важность функций, выполняемых учреждениями подобного рода, они имеют необходимость взаимодействовать с различными органами власти и учреждениями по широкому кругу вопросов.
Таким образом, применение стейкхолдерского подхода для учета всех интересов для выстраивания таких взаимодействий выступает необходимым.
Для имплементации стейкхолдерского подхода в деятельность учреждения потребуется:
1. Определить перечень и тип стейкхолдеров, а также предмет и возможные поводы для взаимодействия.
2. Определить сотрудников, которые будут отвечать за организацию взаимодействий, разъяснить функционал, обеспечить принятие изменений.
3. Определить и внедрить методические подходы и регламенты к ведению данной работы.
Этапы процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами и их содержание [5]:
1. Целеполагание.
1.1. Составление карты стейкхолдеров [9] с отражением предметов и поводов для взаимодействий.
1.2. Определение стратегических целей и расстановка приоритетов.
1.3. Изучение стейкхолдеров, в том числе оценка результатов прежних взаимодействий и постановка дальнейших задач по отношению к ним.
2. Настройка системы взаимодействий.
2.1. Создание управленческой инфраструктуры для организации взаимодействий.
2.2 Развитие компетенций внутри учреждения по надлежащему реагированию.
2.3. Развитие готовности стейкхолдеров к взаимодействию.
3. Собственно взаимодействие.
3.1. Использование коммуникативных каналов и формулировок, которые способствуют минимизации искажений мнений взаимодействующих сторон.
3.2.Четкая локализация позиций сторон в процессе взаимодействия.
3.3. Фиксация факта взаимодействия и достигнутого результата.
4. Рефлексия и преобразование.
4.1. Анализ адекватности реагирования.
4.2. Анализ взаимодействий в части эффективности.
4.3. Анализ качества отражения информации о взаимодействии и применимости для принятия управленческих решений в дальнейшем.
Надлежащая организация взаимодействий может способствовать более рациональному использованию рабочего времени сотрудников учреждения.
Согласно исследованиям, не менее 1% всего рабочего времени в России тратится на проверки и сопутствующую деятельность [6].
При отстроенных надлежащим образом взаимодействиях проверки могут проходить в более сжатые сроки и с меньшим количеством предписаний и выявленных нарушений, этому будут способствовать налаженные контакты и тот факт, что работа вокруг важных тем велась системно, соответственно уже известны критерии соответствия тем или иным требованиям.
Таблица 1 - Примерная карта основных стейкхолдеров для социального _стационарного учреждения_
№ Стейкхолдер Предмет взаимодействия Поводы для взаимодействий
1 Администрация муниципального района Соблюдение прав недееспособных лиц Проверки соблюдения прав опекаемых лиц, проверки затрат на нужды опекаемых лиц
2 Аппарат Уполномоченного по правам человека Права граждан Жалобы
3 Государственная инспекция труда Соблюдение трудового законодательства Жалобы, СОУТ
4 ГУ МЧС по региону Соблюдение требований пожарной безопасности Плановые и внеплановые проверки, организация и проведение учений по эвакуации получателей социальных услуг и персонала
5 Комитет по здравоохранению администрации региона Соблюдение лицензионных требований к ведению медицинской и фармацевтической деятельности Плановые и внеплановые проверки
6 МФЦ Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Получение документов
7 Образовательные учреждения Обеспечения работы и развитие учреждения Работа с практикантами, получение новых знаний, конференции, повышение квалификации сотрудников
8 Отдел ЗАГС Содействие получате- Получение справок о смерти,
лям социальных услуг в реализации их прав организация бракосочетаний
9 Почта России Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Получение пенсионных выплат в наличной форме, обеспечение почтовых отправлений
10 Представительные органы власти Участие в определении отраслевой повестки Предложения по организации работы отрасли
11 Прокуратура Права граждан Жалобы
12 ПФР Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Получение/перечисление пенсий
13 Районный отдел внутренних дел Соблюдение правопорядка Заявления получателей социальных услуг, фиксация факта-ненасильственной смерти получателей социальных услуг
14 СМИ и НКО Формирование нужного общественного мнения о деятельности учреждения, введение в общественный дискурс вопросов отраслевой повестки Широкий спектр информационных поводов
15 Суды Судебные процессы Участие в судебных процессах по поводу лишения или восстановления дееспособности получателей социальных услуг, имущественные споры
16 ТУ Росздравнадзора Качество оказания медицинской помощи, качество ЛП и МИ Плановые и внеплановые проверки, фармаконадзор
17 ТУ Роспотребнадзора и подведомственные ему учреждения Соблюдение санитарных норм и правил Получение санэпидзаключения, реализация программы производственного контроля, плановые и внеплановые проверки
18 Уполномоченный орган по закупкам Соблюдение законодательства в сфере государственных закупок Документальное сопровождение процессов закупок
19 Управление федерального казначейства по региону Соблюдение бюджетного законодательства Приходно-расходные операции через лицевой счет учреждения
20 Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД по региону Организация обращения прекурсоров и лекарственных препаратов, подлежащих контролю Подача отчетов по обороту ЛП и МИ, проверки
21 Учредитель Осуществление уставной деятельности По широкому кругу в т.ч по организации исполнения госзадания
22 Учреждения здраво- Содействие в получе- Госпитализации, приемы спе-
охранения нии медицинской помощи для получателей социальных услуг циалистов, диагностика, диспансеризация, иммунизация
23 Учреждения культуры Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Организация выставок, концертов в учреждении и организация посещения группами получателей социальных услуг мероприятий, проводимых учреждениями культуры вне социального учреждения
24 УФМС Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Оформление прописки
25 ФСС Содействие получателям социальных услуг в реализации их прав Получение индивидуальных средств реабилитации согласно ИПР
26 Центры социального обслуживания населения Организация и документальное оформление оказания социальных услуг населению По направлениям в учреждение и переводам
Большинство из указанных организаций можно считать «определяющими» стейкхолдерами [3], взаимоотношения со многими из них осложнены подчиненным положением со стороны социального учреждения, в том числе зависимостью от скорости их работы (регламенты могут отводить организациям для ответов на обращения до 30 дней, поэтому получение ответа в десятидневный срок может быть серьезным улучшением работы).
При организации взаимодействий особое внимание следует уделять управлению информационными потоками. Для реализации стейкхолдер-ского подхода в работе с информацией необходимо исходить из нескольких положений:
1. Использование множества различных каналов взаимодействия (телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, социальные сети при наличии личных контактов) требует применения единообразного отражения сведений о состоявшихся контактах.
2. Необходимость наличия единого хранилища историй взаимодействий учреждения.
3. Недопущение ситуации, когда осведомленным контактным лицом по взаимодействию с конкретным стейкхолдером в учреждении является только один сотрудник.
4. Собранная информация должна иметь способность модифицироваться для использования при подготовке данных для принятия соответствующих управленческих решений.
Таблица 2 - Примерная форма заполнения листа учета истории
взаимодействий
Организация ФИО и должность сотрудника Дата контакта Вид контакта Субъективная оценка доброжелательности по 10-балльной шкале (тах-10) Краткое содержание Примечания
Учреди- Петров 03.09. пись- - Представить до Пред-
тель (ку- П.П. 2017 мо № 07.09.2017г. ответ ставлен
рирующий 741/6 на запрос инфор- 04.09.
отдел ) от мации по запасу 2017
03.09. противовирусных (исх. №
2017 ЛП в преддверии 854)
эпидсезона
Анализ данных таких листов учета способствует выстраиванию дальнейшей коммуникационной стратегии в работе с той или иной организацией. Особое внимание стоит уделить пониманию индивидуальных требований и особенностей сотрудников организаций-стейкхолдеров, что также обеспечит непрерывность информационного потока и преемственность при смене исполнителей с обеих сторон.
Использование такого инструмента позволяет:
1. Задокументировать интенсивность контактов;
2. Определить степень поддержки заинтересованных сторон;
3. Определить свои возможности влияния на них;
4. Разработать стратегию и тактику ведения диалога в дальнейшем.
Например, в работе с образовательными учреждениями держателями
взаимодействия могут быть различные подразделения организации: отдел кадров-по вопросам повышения квалификации сотрудников, заместители директора по профильным вопросам при принятии студентов на практики и стажировки.
Важно в условиях деятельности контролирующих органов, основополагающим принципом которой становится использование риск-ориентированного подход к работе, демонстрировать осведомленность сотрудников обо всех деталях процессов, идущих в учреждении, проявляя стремление к интеграции интересов с учетом личностных особенностей сотрудников организаций-стейкхолдеров.
Выводы:
Использование стейкхолдерского подхода и предложенной системы учета взаимодействий увеличит внутреннюю эффективность деятельности социальных учреждений, перераспределив рабочее время управленцев на решение стратегических вопросов развития, увеличивая в целом «отно-шенческие» активы. Важно аккумулировать опыт взаимодействий с «определяющими» стейкхолдерами, структурировать его, чтобы в любой момент заинтересованные лица могли с ним ознакомиться или воспользо-
ваться аналогичным примененному подходом при взаимодействиях. Включение мнения заинтересованных сторон ценно для совершенствования процессов принятия решений [8].
Учет фактов взаимодействия позволит избежать утери накопленного социального капитала и истончения социальных связей организации, будет способствовать минимизации транзакционных издержек непонимания при взаимодействиях. Учтенная предложенным образом и информация может применяться при разработке управленческих решений. Список литературы
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ
2. Белоконь А., Маланчий А., Алкубалайт Т. Теоретические аспекты определения и взаимодействия заинтересованных групп лиц в проектах/ Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. - 2016. - №1 (214) - С.72 - 78
3. Ильюк В. Методологический подход к управлению стейкхолдерами инновационных проектов / Организатор производства. - 2016. - № 4. - С. 38 - 55.
4. Информация с главной страницы веб-сайта vdpi.ru .URL: http://vdpi.ru/. Ссылка активна на 07.11.2017.
5. Малиновская Н. Интегрированная отчетность: взаимодействие с заинтересованными сторонами/Материалы Международной научно-практической конференции под ред. Е.М. Сорокиной. 2015 Издательство: Байкальский государственный университет (Иркутск) С. 25 - 30.
6. Скугаревский Д., Титаев К., Кудрявцев В. Влияние плановых проверок на деятельность организаций (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб, 2016. — 16 стр.
7. Стандарт серии АА1000-Взаимодействие с заинтересованными сторонами (Международного института социальной и этической отчетности) Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES). URL: http://www.accountability.org/standards/index.html/ Ссылка активна на 07.11.2017.
8. Kivits R. Three component stakeholder analysis /International Journal of Multiple Research Approaches Volume 5, 2011 - Issue 3, P. 318-333
9. Slabá M. Stakeholder profile and stakeholder mapping of SMEs/Littera Scripta, 2016, Volume 9, Issue 1, P.124-139
Andryushchenko Olga E., Assistant Professor of the Department of Social Work and Pedagogics Volgograd State University, Candidate of Sociological Sciences, [email protected], [email protected]
Zotov Alexey V., Master's Student of the 2nd year of the Educational Program "Health Management and Economics" of the Higher School of Economics, [email protected] Ivanenko Anastasia I., Master's Student of the 1st year of the Educational Program "Social Work" of Volgograd State University", [email protected] USING OF THE STAKEHOLDER APPROACH AS A TOOL FOR ORGANIZING THE INTERACTIONS OF SOCIAL STATIONARY INSTITUTIONS WITH AUTHORITIES, STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS
Abstract. The article considers the possibility of using the stakeholder approach when organizing the interactions of a stationary social institution with "determining" stakeholders. Practical recommendations are given aimed at organizing and structuring work with information in the implementation of the stakeholder approach, authorities
Keywords: stationary social institution, stakeholder approach, stakeholder chart, interaction management.