УДК 330.33
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Алпыспаева Сабина Бейсенбаевна, студент (e-mail:[email protected]) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева,
г.Петропавловск, Казахстан
В данной статье рассматривается роль и значение малого бизнеса в РК. Изучена динамика роста и намечены перспективы развития.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, экономика, инфраструктура.
Одной из тенденций экономического переустройства, осуществляемого в нынешнее время в Казахстане, является формирование и рост малого бизнеса. Общественность все больше и больше осознает, что малый бизнес представляет собой одно из важных явлений развития рыночных конструкций и основной составляющей нынешней рыночной концепции.
Малый бизнес в Казахстане не только является незаменимым компонентом в организации рыночного порядка хозяйствования, но и особо важным компонентом в общественном переустройства сообщества. Он помогает поддержанию конкурентноспособной активности в экономике, создает врожденную общественную защиту социальному устройству, вырабатывает новый социальный пласт общества.
Малый бизнес - это один из лидирующих секторов, в частности определяющий ритмы экономического подъёма, структуру занятости всего населения, также характер и состояние валового национального продукта.
Предприятие малого бизнеса является независимой хозяйствующей персоной с правами юридического лица, которое на основе использования имущества изготавливает и реализует изделия, совершает работы, оказывает услуги. Оно может заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом республики, владеет правами юридических лиц, независимый баланс, расчетный и другие счета в банках, печать с собственным наименованием.
Ведущим условием на основании, которого предприятие относят к малому бизнесу является средняя численность рабочих, за определенный отрезок отчетного периода. Также могут принимать во внимание такие данные как размер уставного фонда, объем активов, величина прибыли (дохода). Соответственно данным Мирового банка, устанавливается ориентировочно 50 показателей, по которым предприятия приравниваются к субъектам малого бизнеса, но все же во всех перспективных странах отличительным критерием является численность работающих.
В Казахстане установлены следующие нормы:
• Субъекты малого предпринимательства имеют численность работающих до 50 человек;
• Средние насчитывают численность до 250 человек;
• В крупных субъектах численность от 250 рабочих и выше.
Развитие малого бизнеса играет важное значение в устойчивом экономическом прогрессе страны. В Казахстане развитию малого предпринимательства отводится особая функция. Говоря о содержании "Стратегии "Ка-захстан-2050", Лидер нашей страны Нурсултан Назарбаев заявил: "Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу".
Для удачного подъема малого предпринимательства в Республике Казахстан был выработан механизм поддержки государства, он включает в себя три элемента:
• законы, нормативно-правовые акты, планы, нацеленные на поддержку субъектов малого бизнеса;
• институциональные структуры государства, обязанные эффективно править и осуществлять государственную политику по становлению малого предпринимательства;
• национальная инфраструктура координирования малого бизнеса, которая состоит из торговых и неторговых корпораций по содействию предприятиям малого бизнеса.
Ни что иное, как малые предприятия, не требующие обширных начальных вложений и обеспечивающие высокую скорость цикла доходов, способны быстро и безубыточно определить проблемы перестройки структуры экономики, образования и насыщения рынка товарами народного потребления. Малые кампании способны эффективно отзываться на вариацию потребительского спроса и за счет этого устанавливать баланс на потребительском рынке. Малое предпринимательство содействует развитию новейших рабочих мест, таким образом, ослабляя проблему возрастающей безработицы. Малый бизнес вносит немаловажный вклад в формирование конкурентной сферы, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет существенное значение.
Для малого предприятия свойственны следующие черты:
• юридическая независимость;
• правление предприятием собственником капитала;
• незначительная величина первоначального накопления;
• численность кадров до 25 человек способствует установлению квалифицированных коммуникаций.
В силу своей сущности малые предприятия различаются особенностями в управлении:
• высокая степень персонификации управления, так как обладатель бизнеса правит доходами по личному усмотрению, что определяет бизнес в зависимость от его организаторских дарований;
• отсутствие стратегического распределения и регулирования. Владелец предприятия обязан постоянно заниматься разрешением текущих задач, поэтому он не имеет шанса образовывать и осуществлять среднесрочные и долгосрочные планы организации;
• высокая зависимость от внешних факторов правления бизнеса: кредитных корпораций, государственных конструкций, товарной конъюнктуры, консультирующих компаний и др.;
• недостаток материальных ресурсов, из-за чего огромная доля основанных предприятий обязана закрываться в первый год.
Возникновение малого бизнеса в Республике Казахстан произошло во время перехода к рыночной экономике.
На сегодняшний день в Республике Казахстан разработаны все условия для удачного процесса малого и среднего предпринимательства. Осуществление целенаправленной и последовательной политики страны по содействию малого и среднего бизнеса представляется одним из ведущих преимуществ экономического развития государства.
Данные статистики по малому бизнесу Республики Казахстан за последние 3 года.
За 2014 г. количество зарегистрированных субъектов МСП в Казахстане увеличилось на 2,2%, в результате чего общее количество субъектов МСП достигло 1656 тыс. ед., а их доля в общем количестве хозяйствующих субъектов в стране оценивается на уровне 96%. В разрезе отраслей наибольший прирост наблюдался в сферах предоставления услуг, образования, операций с недвижимым имуществом и торговли.
В 2015 г. количество зарегистрированных субъектов МСП в Казахстане снизилось до 1530 тыс. ед., что составляет 92,4% от показателя прошлого года. Однако, по оценке Фонда «Даму» доля субъектов МСП в общем количестве хозяйствующих субъектов в стране возросла и достигла в 2015 г. 96,2%. Снижение количества субъектов МСП произошло в большей части за счет сокращения количества индивидуальных предпринимателей в стране. В свою очередь сокращение количества зарегистрированных ИП в стране может быть связано с тем, что с 2015 года вступили в силу упрощенные процедуры ликвидации ИП. В отраслевом разрезе наибольшее сокращение количества субъектов МСП наблюдается в секторах торговли и сельского хозяйства. Незначительный прирост в 2015 г. демонстрирует лишь сектор строительства, здесь количество зарегистрированных субъектов МСП выросло на 0,8%.
За 2016 год количество действующих субъектов МСП сократилось на 4,5% и к концу года составило 1 187 тыс. единиц. Доля действующих субъектов МСП в числе зарегистрированных оценивается на уровне 79,1%, что на 4,8 процентных пункта ниже показателя 2015 года. Снижение количества действующих субъектов МСП произошло за счет сокращения количества индивидуальных предпринимателей: за год - на 69,4 тыс. единиц. При этом количество предприятий МСП в форме юридического лица увеличилось на 13,8 тыс. единиц. Их удельный вес в общей структуре субъектов МСП вырос до 16%. Это может свидетельствовать о качественном институциональном развитии малого бизнеса, как за счет создания новых юридических лиц малого бизнеса, так и за счет перерегистрации индивидуальных предпринимателей в ТОО.
Выделяют ряд факторов, сдерживающих возникновение малого и среднего предпринимательства, как фундамента экономики.
Первое. На протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для работодателей кажется единственно доходным средством для создания, а также обращения денежного капитала. Оборот лица малого предприятия от реализации товаров, услуг в сфере продаж насчитывает более 60% от всего дохода, полученного им.
Второе. Контингент частных предпринимателей и крестьянских хозяйств, реализовывающих свою деятельность в конфигурации физического лица, образует более 2/3 от всеобщего количества работающих субъектов малого предпринимательства в государстве. Впрочем, их величина не способствует увеличению экономической продуктивности сектора малого и среднего бизнеса. Небольшой уровень оборотов частных предпринимателей и крестьянских хозяйств от реализации продукции и выполнения услуг говорит о невысокой эффективности их труда.
Третье. Наблюдается тенденция уменьшения количества вновь образовывающихся малых предприятий на фоне подъёма численности малых предприятий, прекративших активность. При этом из всего числа оформленных предприятий малого бизнеса лишь 38% оказывают активно действующими, т.е. совершенствующими экономическую деятельность.
Четвертое. Стоимость основных средств, отраженных в балансе малых предприятий, составляла лишь 4% от общей стоимости основных средств (фондов) всех субъектов рынка. Небольшая степень фондовооруженности предприятий малого предпринимательства не позволяет увеличить залоговые платежи и расширить кредитование малого и среднего предпринимательства под гарантию основных средств.
Пятое. Низкая концентрация жителей Казахстана является причиной узкого рынка сбыта изделия малого и среднего бизнеса.
Шестое. Несовершенство и разрозненность нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, содействует приросту административных, преград препятствующих усовершенствованию малого
и среднего бизнеса и способствующих его трансформации в теневую экономику.
В Казахстане имеется ряд преимуществ для повышения темпов развития малого, а также среднего предпринимательства.
1. Усиление соперничества в средних и крупных городах страны образовывает условия для трансформации малого и среднего бизнеса к разнообразию, расширению профильности, превращению инвестиционных потоков в новые ветви.
2. Прирост в банках депозитов от физических лиц свидетельствует о наличии излишних средств у ключевых вкладчиков - частных предпринимателей.
3. Огромная доля населения, переориентированного на малый бизнес, имеет высшее профессиональное образование по различным специальностям. Установленный резерв дает возможность предпринимателям создавать и наукоемкие производства, а также принимать участие в планах им-портозамещения и введении партнерских отношений с крупным отечественными и иностранными предприятиями.
4. Стабильный банковско-финансовый сектор дает возможность улучшать рынок финансовых услуг и произвести многоуровневую реформу финансово-кредитного механизма, стимулирующую подъем активов фирм малого и среднего бизнеса.
5. Прибыльное географическое расположение Казахстана на евразийском распутье расширяет огромные внутренние резервы для выпуска товара продукции (работ, услуг) малого и среднего бизнеса на внешние рынки. Например, западные глубины Китая и восточная часть России испытывают большие потребности в продовольствии.
6. Образована нормативно-правовая основа стабилизации малого предпринимательства.
Проведенный обзор позволяет сделать вывод о необходимости углубления реформ в рамках осуществляемой государственной стратегии расширения и содействия малому и среднему предпринимательству.
Малое предпринимательство является неотъемлемой сферой рыночной экономики, имеющей влияние на развитие экономики в государстве. Основу малого предпринимательства образовывают малые предприятия. Малые предприятия - это неотъемлемая часть всего механизма выведения экономики из кризиса и грядущего роста воспроизводства.
Продуктивность бизнеса малых предприятий зависит от государственной экономической поддержки и эффективности работы самого предприятия, а также повышения конкурентоспособности создаваемой продукции.
Список литературы
1. Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Ка-захстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. «Казахстанская правда» от 14.12.2012 г.
2. Официальный сайт Даму РК фонд развития предпринимательства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.damu.kz/
3. akorda.kz Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
AlpyspayevaSabinaBeisenbaevna, student
(e-mail:[email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan Protasova Olga Vladimirovna, senior lecturer
(e-mail: [email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan PERSPECTIVES OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract. This article examines the role and importance of small business in Kazakhstan. The dynamics of growth has been studied and prospects for development have been outlined. Keywords: business, small business, economy, infrastructure.
УДК 364.042
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ Андрющенко Ольга Евгеньевна, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected], [email protected]) Зотов Алексей Валентинович, студент (e-mail: [email protected]) НИУ ВШЭ Иваненко Анастасия Ивановна, студент (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный университет
В статье рассматривается возможность использования стейкхолдер-ского подхода при организации взаимодействий стационарного социального учреждения с основными стейкхолдерами. Даны практические рекомендации, направленные на организацию и структурирование работы с информацией при реализации стейкхолдерского подхода.
Ключевые слова: стационарное социальное учреждение, стейкхолдер-ский подход, карта стейкхолдеров, управление взаимодействиями, органы власти
Заинтересованной стороной (стейкхолдером) называется группа, которая может влиять на деятельность организации или, напротив, способна испытывать на себе влияние от деятельности организации, производимой ею продукции или оказываемых ею услуг и связанных с этим действий [7].
Стейкхолдерский подход рассматривает всех контрагентов, с которыми взаимодействует организация, наделяя их свойствами заинтересованных