Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МОДУЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МОДУЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФП / ВУЗ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенив Д.А., Остен В.А., Мамулевич А.В.

В данной статье автором рассматривается понятие общей физической подготовки, ее цели и задачи. В статье освещен вопрос применения средств общей физической культуры в практическом модуле дисциплины «Физическая культура». Автор затрагивает тему актуальности общей физической подготовки студентов высших учебных заведений и то, почему использование средств ОФП способствует не только гармоничному физическому развитию и развитию физических качеств, но и восполняет двигательную потребность студентов, укрепляет лидерские качеств в повседневной жизни и психологически разгружает от умственной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенив Д.А., Остен В.А., Мамулевич А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GENERAL PHYSICAL TRAINING MEANS BY STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE PRACTICAL MODULE OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION"

In this article, the author considers the concept of general physical training and its goals and objectives. The article considers the issue of using OFP tools in the practical part of the module "physical culture". The author touches on the topic of the relevance of general physical training of students of higher educational institutions and why the development of FP skills contributes not only to physical development, but also to endurance and the development of leadership qualities in everyday life.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МОДУЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МОДУЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Д.А. Семенив, канд. пед. наук, доцент

В.А. Остен, старший преподаватель

А.В. Мамулевич, старший преподаватель

Балтийский государственный университет им. И. Канта

(Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-219-222

Аннотация. В данной статье автором рассматривается понятие общей физической подготовки, ее цели и задачи. В статье освещен вопрос применения средств общей физической культуры в практическом модуле дисциплины «Физическая культура». Автор затрагивает тему актуальности общей физической подготовки студентов высших учебных заведений и то, почему использование средств ОФП способствует не только гармоничному физическому развитию и развитию физических качеств, но и восполняет двигательную потребность студентов, укрепляет лидерские качеств в повседневной жизни и психологически разгружает от умственной нагрузки.

Ключевые слова: ОФП, ВУЗ, общая физическая подготовка, физическая культура, студенты, высшие учебные заведения.

В современном студенческом обществе вместе с возрастающей популярностью различных видов спорта, здорового образа жизни и правильного питания, увеличивается и учебная загруженность молодежи. Они все чаще используют гаджеты, меньше находятся на свежем воздухе, не соблюдают режим дня. Поэтому уровень физической подготовленности у многих студентов остается на невысоком уровне. Средства общей физической подготовки способны повысить работоспособность студентов, восполнить дефицит движения, снизить психологическое напряжение. По своему содержанию модуль ОФП представляет собой различные комплексы физических упражнений, что часто ограничивает действия преподавателя, поэтому есть необходимость разнообразить такие занятия, повышая этим и мотивацию у студентов.

Цель: изучить имеющийся арсенал средств ОФП и его практическое применение в модуле дисциплины «Физическая культура» у студентов высших учебных заведений.

Методика исследования: в ходе написания данной работы были применены аналитические и исследовательские мето-

ды исследования. Была изучена библиография и нормативно-правовые документы, касающихся физического образования и физической подготовки у студентов ВУЗов.

Предмет исследования: Общая физическая подготовка студентов высших учебных учреждений; физическая подготовка и физическая культура, в общем и целом.

Физическое воспитание студентов -важная часть общего процесса развития уже повзрослевшего и сформированного человека. Занятия физической культуры начинаются в детском саду, продолжаются в школе и оканчиваются на третьем курсе высшего учебного заведения. Таким образом, к своим 20 годам человек 17 из них лет занимается физкультурной деятельностью, в среднем 2 раза в неделю. К этому же возрасту человек достигает своего нормативного апогея в физическом развитии. Студент уже готов выполнять свои гражданские обязанности, справляться с большим объемом задач [1]. Целями же физического воспитания студентов становятся: укрепление здоровья, повышение работоспособности личности, снятие возросшего психологического напряжения, развитие

длительной и устойчивой концентрации. Это организованный педагогический процесс, развивающий силу воли и умение достигать поставленных целей [2].

Общая физическая подготовка (ОФП) -это процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, а также укрепление здоровья. В студенческой среде приоритетным является развитие обшей выносливости [3]. Ярким примером общей физической подготовки можно назвать уроки физкультуры в школе, с общепринятым набором средств и методов. Здесь не ставится спортивных задач, важно приобрести оптимальный уровень физического развития и физической подготовленности. Используются простые движения, беговые упражнения, различные комплексы и разнообразный инвентарь. Общая физическая подготовка носит массовый и обязательный характер наравне с другими учебными дисциплинами. Практическое использование средств ОФП позволяет не только эффективно проводить занятие, но и прививать уважительное отношение как к самой дисциплине, так и к своему организму.

Задачей физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовки гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в ВУЗе по практическому модулю дисциплины "Физической культуры" предусматривается решение следующих задач: воспитание физических и морально - волевых качеств студентов; подготовка студентов к будущему высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья учащихся ВУЗов; содействие гармоничному и всестороннему развитию студенческого организма; с учетом особенностей будущей профессии студента профессионально-прикладная физическая подготовка их организма; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации самостоятельного физического воспитания и спортивной тренировки; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом [4].

Перед ОФП студентов ставятся следующие задачи: гармоничное развитие мышечной силы и мускулатуры; развитие общей выносливости организма; усовершенствование эластичности мышц; увеличение подвижности основных суставов; совершенствование ловкости в повседневных, спортивных, бытовых и трудовых действиях; овладение навыками релаксации; тренировка навыка выполнения движений без мышечной напряженности [5].

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека [6].

Все физические упражнения, применяемые в ОФП студентов можно распределить по направленности воздействия на их физические качества. От возможностей функциональных систем организма и от уровня физической подготовленности зависят их возможности. Так, в структуре занятия используются строевые и беговые упражнения. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Круговые тренировки различной направленности. Упражнения с элементами спортивных игр, различные подвижные игры на реакцию и для поднятия эмоционального фона. Для разнообразия на занятиях можно использовать элементы кросфита, табаты, функциональной тренировки, упражнения со скакалками, отягощениями, большими и малыми мячами, пилатеса, стрейтчинга. В заключительной части занятия возможно использование дыхательных практик и элементы расслабляющего самомассажа.

Многочисленными исследованиями установлена прямая связь между физиче-

ской активностью человека и его умствен- умственной деятельности и работоспособными способностями. Во время выполне- ности.

ния физической нагрузки мозг переключа- Вывод. Анализ литературных источни-

ется с выполнения ежедневных аналитиче- ков подтверждает, что применение средств ских задач [7]. К середине дня, можно за- общей физической подготовки у студентов метить не только умственную, но и физи- высших учебных заведений позволяет по-ческую усталость. Статичное положение высить уровень физической подготовлен-студентов во время учебных пар и низкий ности, необходимый для будущей профес-уровень подвижности приводит к тому, сии и трудовой деятельности, а также спо-что кровь начинает медленнее циркулиро- собствует лидерским качествам и улучше-вать. Учащиеся испытывают напряжение и нию работоспособности будущего специа-теряют концентрацию. Выполнение физи- листа. Разнообразные средства общей фи-ческих упражнений помогает перезапу- зической подготовки, примененные на стить организм и насытить организм кис- физкультурных занятиях в ВУЗе способ-лородом [8]. Таким образом, на занятиях ствуют формированию здоровой и крепкой по общей физической подготовке студент нации, настроенную на эффективную ра-одновременно отдыхает и проводит время боту, а также и позволяют сделать процесс эффективно для организма, что в свою обучения более осознанным и интересным. очередь благоприятно сказывается на его

Библиографический список

1. Популо Г.М., Чернова Е.Д. Варианты организации занятий по физическому воспитанию студентов // Материалы XI междун. научно-практической конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти: Волжский университет им. В Н. Татищева, 2014. - C. 45.

2. Лихачев О.Е., Смирнов В.Н. Физическое воспитание студентов: традиции, направления, развитие // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №1. - С. 32.

3. ОФП - общая физическая подготовка (sportcalorie.ru). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sportcalorie.ru/pro-sport-i-kalorii/ofp-obshhaya-fizicheskaya-podgotovka

4. Грязева Е.Д. Оценка качества физического развития и актуальная задача физического воспитания студентов. - М.: Флинта, 2010. - 168 с.

5. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание. - М.: Феникс, 2014. - 380 с.

6. Раевский Д.А. Воздействие параметров функциональной подготовленности на показатели двигательной активности студентов первокурсников / Д.А. Раевский, В.П. Румянцев, С.Г. Растопчина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - №8. С. 25.

7. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность студента - Научное обозрение. Педагогические науки (научный журнал) (science-pedagogy.ru). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1827

8. Продолжительность концентрации внимания (mastersoul.ru). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mastersoul.ru/psypedia/prodolzhitelnost-kontsentratsii-vnimaniya/

- nedazozunecKue HayKU-

USE OF GENERAL PHYSICAL TRAINING MEANS BY STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE PRACTICAL MODULE OF THE DISCIPLINE

"PHYSICAL EDUCATION"

YES. Semeniv, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

V.A. Osten, Senior Lecturer

A.V. Mamulevich, Senior Lecturer

Immanuel Kant Baltic Federal University

(Russia, Kaliningrad)

Abstract. In this article, the author considers the concept of general physical training and its goals and objectives. The article considers the issue of using OFP tools in the practical part of the module "physical culture ". The author touches on the topic of the relevance of general physical training of students of higher educational institutions and why the development of FP skills contributes not only to physical development, but also to endurance and the development of leadership qualities in everyday life.

Keywords: OFP, university, general physical training, physical culture, students, higher educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.