Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ГРУППЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЗДОРОВЬЮ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смольякова Наталия Ивановна, Трифонова Анастасия Владимировна

В статье предложено включить в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, методы физической реабилитации-абилитации в соответствии с диагнозом обучающихся. Это будет оптимизировать как сам процесс обучения, так и увеличивать резервы их остаточного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смольякова Наталия Ивановна, Трифонова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PHYSICAL REHABILITATION AND HABILITATION MEANS IN THE PROCESS OF DISTANCE EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article proposes to include in the process of teaching children with disabilities, who are mastering educational programs by using e-learning and distance educational technologies, the methods of physical rehabilitation-habilitation in accordance with the diagnosis of students. It will optimize both the process itself and increase the reserves of their residual health.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

особенности организма и индивидуально психологические особенности спортсменов. На тренировках необходимо использовать упражнения, позволяющие не перегружать опорно-двигательный аппарат и избежать травм. Темп выполнения упражнений для каждого спортсмена должен подбираться индивидуально. Для профилактики травматизма возрастные спортсмены должны уделять больше внимания разминке, а также выполнять значительный объем упражнений на поддержание и развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борохин М.И. Терминология в масс-рестлинге / М.И. Борохин, М.А. Федоров, Е.П. Кудрин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 54-57.

2. Захаров А.А. Масс-рестлинг: учебное пособие / А.А. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2011. - 160 с.

3. Спортивная подготовка в масс-рестлинге: учебное пособие / И.А. Черкашин, В.П. Коч-нев, Д.Н. Платонов, П.И. Кривошапкин, М.И. Борохин, А.А. Захаров, Е.П. Кудрин, Е.В. Кривору-ченко, В.Г. Торговкин, Э.П. Федоров. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. - 112 с.

4. Определение зависимости длины пальцев руки с уровнем спортивной квалификации у женщин, занимающихся масс-реслингом / А.С. Федорова, Я.Ю. Захарова, А.А. Захаров, В.С. Голо -кова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. -№ 9 (115). - С. 157-161.

5. Черкашин А.В. Общая физическая подготовка юношей, занимающихся масс-рестлингом / А.В. Черкашин, М.И. Борохин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 5. - С. 46-51.

REFERENCES

1. Borokhin M.I., M.A. Fedorov and E.P. Kudrin E.P. (2019), "Terminology in mas-wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 54-57.

2. Zakharov, A.A. (2011), Mas-wrestling, NEFU Publishing House, Yakutsk.

3. Cherkashin, 1.А., Kochnev, V.P., Platonov, D.N., Krivoshapkin, P.I., Borokhin, M.I., Zakharov, A.A., Kudrin, E.P., Krivoruchenko, E.V., Torgovkin, V.G. and Fedorov E.P. (2019), Sports training in mas-wrestling, NEFU Publishing House, Yakutsk.

4. Fedorova, A.S., Zakharova, Ya.Yu., Zakharov, A.A. and Golokova, V.S. (2014), "Determination of the dependence of the fingers length and the level of sports qualifications of women engaged in mas-wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.9 (115), pp. 157-161.

5. Cherkashin, A.V. and Borokhin, M.I. (2012),"General physical training of young men involved in mas-wrestling", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 46-51.

Контактная информация: slegal_61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 376.23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Наталия Ивановна Смольякова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленский Государственный университет спорта; Анастасия Владимировна Трифонова, кандидат филологических наук, учитель, Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями, Смоленск

Аннотация.

В статье предложено включить в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, методы физической реабилитации-абилитации в соответствии с диагнозом обучающихся. Это будет оптимизировать как сам процесс обучения, так и

увеличивать резервы их остаточного здоровья.

Ключевые слова: школьники, группы ограничений по здоровью, дистанционное обучение, средства физической реабилитации, родители.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p279-282

USE OF PHYSICAL REHABILITATION AND HABILITATION MEANS IN THE PROCESS OF DISTANCE EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Natalia Ivanovna Smolyakova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports; Anastasia Vladimirovna Trifonova, the candidate of philological sciences, teacher, Education Center for Children with Special Educational Needs, Smolensk

Abstract

The article proposes to include in the process of teaching children with disabilities, who are mastering educational programs by using e-learning and distance educational technologies, the methods of physical rehabilitation-habilitation in accordance with the diagnosis of students. It will optimize both the process itself and increase the reserves of their residual health.

Keywords: schoolboy, groups of health restrictions, adaptive physical education, distance learning, pedagogical system, parents.

В настоящее время в Российской Федерации, по данным официальной статистики, отмечается рост числа детей, признанных инвалидами. Сходную ситуацию видим в Смоленской области (таблица 1). Увеличение резервов их здоровья будет способствовать дальнейшему их вовлечению в активную социальную жизнь, способствовать их трудоустройству и повышению качества жизни в целом, поэтому особенно важно уделять внимание физической реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, в том числе, на уровне школьного образования.

Таблица. 1 - Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Российской Федерации______

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

РФ 636024 651043 670006 687718 703675

Смоленская область 2724 2836 2890 2987 3054

В образовательных учреждениях, осуществляющих реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ), процесс взаимодействия с обучающимися ведется посредством ряда коммуникационных программ (Skype, Hangouts и др.). Например, уроки в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», где ЭО реализуется в индивидуальной форме по принципу «один урок - один ребенок» уже с 2010 года, длятся по 30 минут, перемены - по 10 минут. Здесь с 1 по 11 классы дистанционно обучаются более 200 школьников с ОВЗ с различными нозологиями.

В соответствии с СП 2.4.3648-20, «режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений» [2].

В зависимости от вида нарушения во время урока могут использоваться приемы, как физической реабилитации, так и абилитации. Педагог по видеосвязи демонстрирует упражнения, комментируя, для чего нужно их выполнять, как это поможет в обучении и отдыхе. Важно контролировать, чтобы обучающийся правильно выполнял упражнения. Для этого рядом может присутствовать родитель (законный представитель), который поможет школьнику и проследит за его безопасностью.

На переменах дети должны по возможности больше двигаться. С учётом принадлежности к той или иной нозологической группе для них подбираются методики физической реабилитации-абилитации и соответствующий комплекс физических упражнений

(ЛФК, массаж, самомассаж).

Для корректной организации физической активности на переменах детей, находящихся на надомном обучении и осваивающих образовательные программы с применением ЭО и ДОТ, целесообразно провести предварительную работу с родителями обучающихся. Взрослые должны понимать цель и необходимость проведения физических упражнений во время перемен, и осознавать пользу систематического проведения комплексов. Особую важность это представляет для школьников, которые находятся на надомном обучении и учатся только с применением компьютера. Физические упражнения нейтрализуют статическое напряжение мышц туловища, сдавление межпозвонковых дисков, переутомление зрения [1].

Работа с законными представителями может быть организована в форме индивидуальных онлайн-консультаций или вебинаров, где учитель проводит разъяснительные беседы, подчеркивая связь между систематичностью выполнения предлагаемых физических упражнений, успешностью обучения и увеличением резервов здоровья ребенка.

О необходимости активного включения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей, в частности, с нарушением интеллекта, говорит в своих работах Н.И. Федорова [3]. Одним из основных факторов, «определяющих эффективность участия родителей в адаптивном физическом воспитании детей с нарушением интеллекта в условиях семьи» автор считает образованность родителей, поэтому важно формировать их адекватное отношение к физкультурно-оздоровительной работе со своими детьми.

Более чем десятилетний опыт реализации дистанционного обучения в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» и рекомендации специалистов позволяют предложить направления по организации физической реабилитации и абилитации школьников, находящихся на надомном обучении и осваивающих образовательные программы посредством ЭО и ДОТ, в урочное и внеурочное время (таблица 2).

Таблица 2 - Варианты физической реабилитации/абилитации и рекомендации по их использованию при дистанционном обучении_

Нарушения здоровья Рекомендации

С нарушением опорно-двигательного аппарата (в т.ч. ДЦП, травмы позвоночника) Необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия. Большое значение имеют упражнения на расслабление, они способствуют снижению тонуса мышц. Целесообразно предлагать ребенку техники самомассажа, они могут выполняться совместно с педагогом в игровой форме. Необходимо описывать и демонстрировать адаптированные для ребенка упражнения посредством видеосвязи для корректного выполнения каждого их них самостоятельно на переменах. Важен контроль родителей, находящихся рядом с ребенком.

С нарушением слуха Упражнения скоростно-силового характера (бег и прыжки на месте) - основные виды движений, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Для полного осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Педагог должен подготовить электронные сопроводительные материалы с визуализацией, где будут в понятной для детей форме раскрываться основы выполнения упражнений. В школе могут быть созданы видеоролики с сурдопереводом/субтитрами с примером выполнения упражнений. Материалы будут полезны и для родителей.

С нарушением зрения Необходимо учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Систематический звуковой контроль помогает компенсаторному развитию слухового анализатора. Важнейшим моментом является абсолютно понятное ребенку звуковое описание упражнений. Педагог должен подготовить доступное словесное описание необходимых действий. Важна помощь родителей, находящихся рядом с ребенком.

С задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями Важно строить комплекс с переходом от простых движений к сложным; стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление; отдавать предпочтение психологически комфортной игровой форме: сюжетные разминки (по мотивам сказки и т.д.), мульт-разминки и т.д.

ВЫВОДЫ

1. Важна предварительная подготовка педагога к работе с каждым учеником в зависимости от его индивидуальных особенностей (подбор комплексов физических упражнений, разработка содержания физкультминуток, рекомендаций для родителей, поиск или создание необходимых медиаматериалов и т.д.).

2. Работа с ребёнком должна осуществляться постепенно и последовательно. Обучающийся в силу разных причин (физическое состояние, психологический дискомфорт) может отказаться выполнять упражнения. Важно готовить вариативный сценарий, более привлекательный и занимательный.

3. Следует организовать работу с родителями (законными представителями) школьников: провести предварительные беседы для ознакомления с предлагаемыми комплексами физических упражнений, выяснить предпочтения ребёнка по виду физических упражнений, дать предварительные комментарии по корректному выполнению обучающимися физических упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрах И.И. Физическая культура в комплексе средств профилактики компьютерной болезни / И.И. Бахрах, Н.И. Смольякова // «Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации». - 2007.- № 2. - С. 60-62.

2. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 // Система ГАРАНТ : [сайт]. - URL : http://base.garant.ru/75093644/#ixzz70CLsmQS4 (дата обращения : 10.07.2021).

3. Фёдорова Н.И. Система адаптивного физического воспитания с нарушением интеллекта в условиях семьи : автореф. дис. ... д-ра. пед наук / Федорова Наталья Игоревна. - Смоленск, 2021. - 48 с.

REFERENCES

1. Bakhrah I.I. and Smolyakova N.I. (2007), "Physical culture in the complex of means of preventing computer disease", Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation, No. 2, pp. 60-62.

2. Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation (2020), "Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth", On approval of the sanitary rules of SR 2.4.3648-20 Resolution of the of 28.09.2020 N 28, available at: http://base.garant.ru/75093644/#ixzz70CLsmQS4 (date accessed: 24.07.2021).

3. Fedorova N.I. (2021), The system of adaptive physical education with intellectual disability in the family, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: smolnat90@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2021

УДК 796.015.47

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ПО ИТОГАМ ИНСПЕКТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРМСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН

РОССИИ

Роман Аркадьевич Солоницин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Иван Владимирович Гойнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Пермь; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский воен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.