УДК 338.484 DOI: 10.12737/19734
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Дашковская Ольга Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и туризма, [email protected],
Мельникова Инна Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и туризма, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»,
г. Ярославль, Российская Федерация
Статья посвящена возможностям применения справочно-правовых систем в обучении студентов направления «Туризм» и повышения профессионального уровня преподавателей в ходе их использования. Успешный опыт демонстрируется на примере Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Использование справочно-правовых систем позволяет более эффективно реализовывать требования действующего ФГОС ВПО третьего поколения в формировании важных профессиональных компетенций специалистов в сфере туризма. Спектр использования данных программных комплексов очень широк. Они могут применяться не только при изучении «Информационных технологий в туристской индустрии», но и при освоении правовых и экономических дисциплин, написании курсовых и выпускных квалификационных работ. По сравнению с другими источниками получения правовой информации справочно-правовые системы обладают значительными преимуществами. Наиболее активно взаимодействует с учебными заведениями СПС «КонсультантПлюс», уже много лет её доля на рынке информационно-правовых систем России составляет более 70%. В Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова все штатные преподаватели кафедры регионоведения и туризма прошли обучение в рамках разработанной данной компанией программы сотрудничества с учебными заведениями и имеют право вести преподавательскую деятельность по данному направлению. На кафедре, а также в компьютерном классе установлена профессиональная версия СПС «КонсультантПлюс». Материалы СПС дают возможность преподавателям актуализировать лекционный материал с учётом изменений законодательства, применять инновационные инструменты и методики с рекомендациями профессионалов по их использованию, повысить интерес студентов к процессу обучения и активизировать их самостоятельную работу.
Ключевые слова: справочно-правовые системы, обучение, туризм, профессиональные компетенции
Одним из важнейших способов управления качеством подготовки кадров в сфере туризма, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, является компетентностный подход, на базе которого в настоящее время идет процесс разработки учебных программ и материалов. Профессиональная компетентность специалиста в сфере туризма определяется как его готовность и способность принимать эффективные решения
при осуществлении профессиональной деятельности на основе интегративных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств [3]. Целью образовательного процесса становится: не что знать, а что и как уметь. Применению знаний в области информационных технологий способствует работа со справочно-правовыми системами, которые в настоящее время активно используются в обучении студентов юридических факультетов, что является вполне закономерным. В то же время подобные прикладные программы представляется возможным и обоснованным применять для обучения студентов направления подготовки «Туризм», что уже в течение нескольких лет практикуется на историческом факультете Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (далее - ЯрГУ им. П.Г. Демидова).
В действующем ФГОС ВПО третьего поколения в качестве важных профессиональных компетенций отмечаются «способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии» (ПК-10) и «способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» (ПК-13) [9]. Использование справочно-правовых систем позволяет более эффективно реализовывать данные требования. Авторы некоторых методических разработок по туризму уже отдают должное справочно-правовым системам (далее - СПС). Там, например, в учебном пособии «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме» (2010 г.) целый параграф посвящен использованию СПС в туристской индустрии [2, с. 230-246]. Однако спектр использования данных программных комплексов гораздо шире. Они могут применяться не только при изучении «Информационных технологий в туристской индустрии», но и при освоении правовых и экономических дисциплин, написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Справочно-правовая система (информационно-правовая система) - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещённую с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации [7].
По сравнению с другими источниками получения правовой информации (печатные СМИ, телевидение и радио, интернет-ресурсы, специализированные конференции и семинары) справочно-правовые системы обладают значительными преимуществами:
-компактное хранение больших объемов информации;
-оперативность актуализации информации;
-быстрый поиск документов или их фрагментов;
-всесторонний анализ правовых документов [1, с. 89].
Сегодня в России существуют различные СПС, которые делятся на две основные группы.
1. Государственные системы: база данных законодательных документов ГД РФ -система «Закон», база правовых актов верховных органов власти «Система», информационно-правовая система «Законодательство России», а также базы данных Министерства юстиции и иностранных дел России.
2. Коммерческие системы. Наиболее популярными из них являются:
-«Консультант Плюс» - содержит свыше 79 миллионов документов по состоянию
на сентябрь 2015 г., данная система обновляется каждый день, поэтому здесь находятся только самые новые и актуальные правовые документы;
-«Гарант» - первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года), нравится пользователям за удобный интерфейс и технологичность;
-«Кодекс» - содержит правовые акты не только регионального или федерального значения, но и материалы по международному законодательству.
Первая категория СПС распространяется в государственных учреждениях и недоступна для вузов. Среди коммерческих систем наиболее активно взаимодействует с учебными заведениями «КонсультантПлюс». В рамках разработанной данной компанией программы осуществляется сотрудничество более чем с 1500 учебными и научными заведениями по всей России (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ и т.д.). В последних бесплатно устанавливается и регулярно обновляется профессиональная версия «КонсультантПлюс», происходит обучения преподавателей и студентов, их обеспечение необходимыми методическими материалами. Для вузов актуальность внедрения СПС обусловлена и тем, что уже много лет доля «КонсультантПлюс» на рынке информационно-правовых систем России составляет более 70%.
В Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова все штатные преподаватели кафедры регионоведения и туризма прошли обучение в рамках данной программы и имеют право вести преподавательскую деятельность по данному
направлению. На кафедре, а также в компьютерном классе установлена профессиональная версия СПС «КонсультантПлюс». При подготовке студентов направления «Туризм» не выделяется специализированной дисциплины «Правовая информатика», как у будущих юристов. Блок, связанный со справочно-правовыми системами, преподается в рамках курса «Информационные технологии в туристской индустрии» [4]. Время, отводимое на освоение этого раздела, составляет 6 часов, и изучается он уже после усвоения необходимого по дисциплине материала.
Обучение студентов работе с СПС можно разбить на следующие этапы.
1. Справочные правовые системы: назначение и основные возможности.
2. Виды поиска в СПС: по реквизитам документов, по текстам документов, тематические виды поиска.
Крайне важно, что СПС позволяет осуществлять поиск через инструмент «Правовой навигатор», позволяющий оперативно найти информацию по возникшей практической ситуации, быстро ознакомиться с новым вопросом, темой. К нему удобно обращаться в тех случаях, когда неизвестно, в каких документах рассматривается вопрос, какими словами он описывается. В «КонсультантПлюс» отдельный раздел «Правового навигатора» называется «Туризм». В последнем содержатся десятки ключевых понятий в индустрии туризма, конкретных ситуаций, которые могут возникнуть у пользователя.
С помощью инструмента «Карточка поиска» студенты ищут туристскую информацию по различным реквизитам (название, текст, вид, дата принятия, статус документа). Они рассматривают принимаемые в туристской индустрии правовые акты на общероссийском и региональном уровнях.
Одной из задач работы с поисковиками является формирование необходимой подборки нормативно-правовых актов по теме курсовой или выпускной квалификационной работы.
3. Формирование тематических подборок документов по туризму.
4. Анализ и обработка документов с использованием инструментария «КонсультантПлюс» и офисных программ (поиск фрагмента текста, сравнение редакций, сохранение и вывод на печать).
5. Работа с разделом «Пресса и книги». Здесь находятся тысячи учебников и статей по правовым и экономическим вопросам, в т. ч. связанные с туриндустрией. Студенты активно пользуются публикациями журнала «Туризм: право и экономика», архив которого размещен в данной системе. Именно в разделе «Пресса и книги» они подбирают необходимый аналитический материал для научных работ.
6. Изучение раздела «Путеводители», который содержит уникальные аналитические материалы, описывающие порядок решения большинства практических вопросов, возникающих в работе специалистов. Здесь студенты знакомятся с образцами должностных инструкций менеджера по формированию туристского продукта и должностной инструкцией менеджера по туризму (выездной, въездной, внутренний туризм) [8].
7. Работа с блоком «Судебная практика», в котором представлена как официальная (судебные решения), так и неофициальная информация (например, авторские подборки судебных решений, описывающие суть этих решений). Подборка по туризму содержит более 26 тыс. документов решений высших, арбитражных, апелляционных судов и судов отдельных регионов.
8. Анализ радела «Справочная информация», в котором находятся актуальные и часто используемые финансово-экономические и правовые материалы (размер МРОТ, ставки налогов, размеры пособий и пр.). Студенты обращают внимание на формы учёта и отчётности в индустрии туризма. Эти формы легко переносятся в приложения Word и Excel, где их можно отредактировать, распечатать или отправить по электронной почте. К каждой из форм дана информация о нормативном документе, утвердившем форму, и порядке её заполнения. По ссылке можно быстро перейти к дополнительным материалам, в которых разъясняется порядок заполнения отдельных форм отчётности.
Первоначально на практических занятиях студенты рассматривают правила составления запросов, синтаксис составления команд под руководством преподавателя. После этого они выполняют простые упражнения по поиску документов, а затем задания нарастающей сложности. Итогом занятий является интерактивный тест, разработанный специально для студентов создателями «КонсультантПлюс», позволяющий проверить, насколько успешно они усвоили данную информацию. Крайне важно, что используемая тренинговая система является не только контролирующей, но и обучает студентов различным возможностям поиска прямо во время тестирования. В рамках данного модуля функционирует режим «Преподаватель», позволяющий создавать собственные банки тестовых заданий, индивидуально отбирая задания из общего банка.
Определенной мотивацией для студентов в изучении СПС «КонсультантПлюс» являются версии системы для мобильных устройств, а также онлайн-игры как на общероссийском уровне, так и на региональном (Ярославская область), в результате которых студенты имеют возможность выиграть планшеты, смартфоны, электронные книги и внешние жесткие диски. Все студенты, успешно освоившие материал, получают
сертификаты пользователей от Учебного Центра ООО «ЯВА» (региональный центр сети «КонсультантПлюс»), а также диск «КонсультантПлюс: Высшая школа». Он содержит правовые акты и материалы судебной практики, современные учебники по правовым и экономическим дисциплинам, электронное руководство пользователя и тренинго-тренирующую систему.
Работа студентов с СПС «КонсультантПлюс» позволяет решить одну из основных проблем современного туристского образования, которая в значительной степени влияет на качество подготовки специалистов и проявляется в чрезмерной академичности профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний [6, с. 29-32; 10, с. 198]. Справочно-правовые системы применяются в процессе преподавания не только «Информационных технологий в туристской индустрии», но и других дисциплин. Так, в рамках курса «Менеджмент в туристской индустрии» применение знаний в области информационных технологий помогает студентам при подготовке к занятиям по разделу управление персоналом туриндустрии, где рассматриваются вопросы правового регулирования кадрового обеспечения в сфере туризма как способа государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации [5], а также к практическим занятиям по разработке штатного расписания и составлению должностных инструкций персонала турпредприятий на основе квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и служащих.
В процессе освоения дисциплин «Экономика туризма», «Маркетинг туризма», «Учебно-тренировочная фирма», а также для самостоятельной научной работы студентов особое значение имеет использование материалов справочно-правовых систем, в частности из раздела «Финансовые консультации», для выяснения ставок налогообложения. Данная информация позволяет обучающимся выполнять маркетинговое и экономическое обоснования различных туристских проектов (создание турпредприятий, разработка турпродуктов и др.). Следует отметить, что для учебного процесса интерес представляет не только официальная, но и неофициальная информация (консультации экспертов и пр.).
Преподаватели ЯрГУ им. П. Г. Демидова в своей научной и преподавательской деятельности постоянно нуждаются в новейшей информации, на поиск которой уходит много времени. Использование СПС непосредственно не только снижает затраты на поиски информации, но и повышает профессиональный уровень современного преподавателя. Материалы СПС позволяют актуализировать лекционный материал с учётом изменений законодательства, применять инновационные инструменты и методики
с рекомендациями профессионалов по их использованию, повысить интерес студентов к процессу обучения и активизировать их самостоятельную работу. Так, материалы из раздела «Пресса и книги» позволили разработать новые практические занятия по курсу «Менеджмент в туристской индустрии» в форме деловых игр и тренингов («Планирование карьеры», «Целеполагание», «Управление деловыми связями», «Построение профиля руководителя» и др.).
Итак, современная подготовка конкурентоспособных студентов направления «Туризм» делает акцент на практико-ориентированный подход и не может осуществляться без обращения к справочно-правовым системам. Благодаря интегрированному поиску по различным запросам, гибкому русскоязычному интерфейсу пользователя, простоте и доступности в использовании, ежедневному обновлению баз данных, полноте и достоверности «КонсультатПлюс» является очень популярной системой у студентов и преподавателей. Она позволяет повысить активность студентов на занятиях, увеличивает их интерес к предмету изучения, что в итоге обеспечивает существенный рост эффективности учебного процесса и качественного уровня образования. Преподаватели на основе полученных знаний имеют возможность обновить учебные курсы, улучшить методику преподавания, разнообразить занятия в аудитории, сделать их более интересными и качественными. Опыт Ярославского государственного университета подтверждает, что использование справочно-правовых систем обеспечивает комплексный характер обучения студентов по направлению подготовки «Туризм» и соответствие их профессиональной подготовки запросам современного рынка труда.
Литература
1. Введение в правовую информатику: справочные правовые системы КонсультантПлюс. - М., 2009.
2. Ветитнев А.М., Коваленко Вл.В., Коваленко В.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. пособие. - М., 2010.
3. Зверева В.Н. Подготовка кадров сферы рекреации и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования, или компетентностный подход к подготовке специалистов сферы рекреации и туризма // Туризм: право и экономика. -2008. - № 4. - С. 17-20.
4. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: метод. указания к лабораторным работам / сост. О.Д. Дашковская, Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, Науч. метод. совет ун-та. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 39 с.
5. Кудреватых А.С. О кадровом обеспечении сферы туризма: правовой аспект // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=splus&&ts=020809387964458827 7738 (дата обращения: 23.11.2015).
6. Писаревский Е.Л., Фефелова В.Н. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма // Туризм: право и экономика. -2010. - № 2. - С. 29-32.
7. Подробно о справочной правовой системе ГАРАНТ // Гарант: информационно-правовое обеспечение // Страна права. [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant-e.ru/index.php/article/archive/37 (дата обращения: 23.11.2015).
8. Путеводитель по кадровым вопросам // СПС «КонсультантПлюс»: Версия проф. 2015. [Электронный ресурс]: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=inf3&rnd=208093.5816144697513 412#0 (дата обращения: 23.11.2015).
9. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975): портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/10/20111115141305.pdf (дата обращения: 23.11.2015).
10. Юрченко А.В., Мельникова И.Г. Компетентностный подход к управлению качеством подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса // Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 197-200.
USING OF LEGAL REFERENCE SYSTEMS IN PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM
Olga Dashkovskaya, PhD in Historical sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected],
Inna Melnikova, PhD in Historical sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]
P.G. Demidov Yaroslavl State University Yaroslavl, Russian Federation
The article is devoted to the possibilities of the use of legal reference systems in the training of students studying "Tourism" and the professional development of teachers in the course of their use. Successful experience is demonstrated by the example of the P.G. Demidov Yaroslavl State University. Applying of legal reference systems allows more effectively implementing the requirements of the current federal state educational standards of higher
professional education of the third generation in the formation of important professional competence of specialists in tourism. The range of use of these software systems is very wide. They can be used not only in the study of "Information Technologies in the tourism industry", but also during the development of the legal and economic disciplines, writing term papers and final qualifying works. Compared with other sources of legal information, legal reference systems have significant advantages. Legal reference system"Consultant Plus" most actively cooperates with institutions for many years, its share in the market of legal information systems in Russia is more than 70%. In P.G. Demidov Yaroslavl State University all regular lecturers of the Department of Regional Study and Tourism have been trained in the framework of the developed by the company the program of cooperation with educational institutions and have got the right to conduct teaching activities in this area. Professional version of "Consultant Plus" has been installed on computers of faculty and computer lab. Materials of reference legal system allow teachers to actualize the lecture material, taking into account changes in the legislation, to apply innovative tools and techniques with the advice of professionals on their use. Introduction of reference legal system in educational process also allows to increase students' interest in learning and to enhance their independent work.
Keywords: reference legal systems, training, tourism, professional competence
References
1. Vvedenie v pravovuju informatiku: spravochnye pravovye sistemy Konsul'tantPljus [Introduction to legal informatics: reference legal systems Consultant Plus]. Moscow, 2009.
2. Vetitnev A.M., Kovalenko Vl.V., Kovalenko V.V. Informacionnye tehnologii v social'no-kul'turnom servise i turizme. Orgtehnika: ucheb. posobie [Information technology in socio-cultural service and tourism. Office equipment: A tutorial]. Moscow, 2010.
3. Zvereva V.N. Podgotovka kadrov sfery rekreacii i turizma v uslovijah modernizacii vysshego professional'nogo obrazovanija, ili kompetentnostnyj podhod k podgotovke specialistov sfery rekreacii i turizma [Training of personnel in recreation and tourism within modernization of higher education: competence approach]// Turizm: pravo i ekonomika [Tourism, Law, Economics]. 2008. № 4. Pp. 17-20.
4. Informacionnye tehnologii v social'no-kul'turnom servise i turizme: metod. ukazanija k laboratornym rabotam [Information technology in socio-cultural service and tourism: laboratory operations manual]/ compiler O.D. Dashkovskaja, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Scientific and Methodological Council of University. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2007. 39 p.
5. Kudrevatyh A.S. O kadrovom obespechenii sfery turizma: pravovoj aspekt [On the staffing of tourism: legal aspect]// SPS «Konsul'tantPljus» [Reference legal system "Consultant Plus"] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=splus&&ts=020809387964458827 7738 (Accessed on: 23.11.2015).
6. Pisarevskij E.L., Fefelova V.N. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo regulirovanija podgotovki kadrov dlja sfery turizma [State regulation of professional training for tourism industry: Current problems]// Turizm: pravo i ekonomika [Tourism, Law, Economics]. 2010. № 2. Pp. 29-32.
7. Podrobno o spravochnoj pravovoj sisteme GARANT [Reference legal system GARANT in detail] // Garant: informacionno-pravovoe obespechenie [GARANT: information and legal support] // Strana prava [Country of Law]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=inf3&rnd=208093.5816144697513 412#0 (Accessed on: 23.11.2015).
8. Putevoditel' po kadrovym voprosam [Personnel Matters Guide] // SPS «Konsul'tantPljus»: Versija prof. 2015 [[Reference legal system "Consultant Plus". Professional version]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=inf3&rnd=208093.5816144697513 412#0 (Accessed on: 23.11.2015).
9. Federal State Educational Standard in the educational direction "Tourism" (degree of the bachelor (in edition of Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 31.05.2011 N 1975): portal of the federal state educational standards of higher education. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/10/20111115141305.pdf (Accessed on: 23.11.2015).
10. Jurchenko A.V., Mel'nikova I.G. Kompetentnostnyj podhod k upravleniju kachestvom podgotovki specialistov v sfere turizma i servisa [Competence approach to the quality management of training specialists in tourism and service] // Sociosfera [Sociosphere]. 2013. № 1Pp. 197-200.