Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники полиции / физическая и тактико-специальная подготовка / междисциплинарная связь / спортивные игры / положительный перенос / police officers / physical and tactical-special training / interdisciplinary communication / sports games / positive transfer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубокий Владимир Анатольевич, Астафьев Николай Вениаминович, Филиппович Владимир Александрович, Байкалов Владислав Александрович

Представлено научное обоснование подхода, основанного на использовании спортивных игр при формировании навыков взаимодействия в профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников полиции. Показана эффективность междисциплинарной связи физической и тактико-специальной подготовки, которая позволяет обеспечить положительный перенос тактических двигательных действий из командных спортивных игр на тактические двигательные действия в ситуациях применения физической силы и специальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубокий Владимир Анатольевич, Астафьев Николай Вениаминович, Филиппович Владимир Александрович, Байкалов Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SPORTS GAMES TO DEVELOP INTERACTION SKILLS IN POLICE OFFICERS

A scientific substantiation of the approach based on the use of sports games in the formation of interaction skills of police officers in the professional service and physical training of police officers is presented. The effectiveness of the interdisciplinary connection between physical and tactical-special training is shown, which allows for a positive transfer of tactical motor actions from team sports games to tactical motor actions of police officers in situations of the use of physical force and special means.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 796.3

DOI: 10.24412/2305-8404-2024-7-19-25

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В.А. Глубокий, Н.В. Астафьев, В.А. Филиппович, В.А. Байкалов

Представлено научное обоснование подхода, основанного на использовании спортивных игр при формировании навыков взаимодействия в профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников полиции. Показана эффективность междисциплинарной связи физической и тактико-специальной подготовки, которая позволяет обеспечить положительный перенос тактических двигательных действий из командных спортивных игр на тактические двигательные действия в ситуациях применения физической силы и специальных средств.

Ключевые слова: сотрудники полиции, физическая и тактико-специальная подготовка, междисциплинарная связь, спортивные игры, положительный перенос.

USING SPORTS GAMES TO DEVELOP INTERACTION SKILLS IN POLICE OFFICERS

Glubokiy V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Glubokiy@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Astafiev N.V., doctor of pedagogical sciences, professor, astnic@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Filippovich V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, filvov1969@ mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Baikalov V.A., teacher, baikalov 124rus@ma-il.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

A scientific substantiation of the approach based on the use of sports games in the formation of interaction skills of police officers in the professional service and physical training of police officers is presented. The effectiveness of the interdisciplinary connection between physical and tactical-special training is shown, which allows for a positive transfer of tactical motor actions from team sports games to tactical motor actions of police officers in situations of the use of physical force and special means.

Key words: police officers, physical and tactical-special training, interdisciplinary communication, sports games, positive transfer.

Глубокий Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., Glubokiy@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,

Астафьев Николай Вениаминович, д-р пед. наук, проф., astnic@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,

Филиппович Владимир Александрович,

канд. пед. наук, доц., filvov1969@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,

Байкалов Владислав Александрович, преподаватель, baikalov 124rus@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России

В настоящее время сотрудники полиции проходят обучение и убывают в служебные командировки в приграничные районы и зону проведения специальной военной операции (далее - СВО). Кроме того, имеется большая потребность на вошедших в состав Российской Федерации территориях в доукомплектовании сотрудниками органов внутренних дел Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Несение службы в перечисленных выше территориях предъявляет повышенные требования к огневой и тактико-специальной подготовленности сотрудника, обеспечивающего охрану общественного порядка и защиту граждан

от различных противоправных посягательств. Проведение СВО требует наличия у сотрудников полиции широкого спектра умений и навыков в физической, огневой и тактико-специальной подготовке. В процессе практических занятий, в ходе которых сотрудники полиции отрабатывают тактику взаимодействия в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности, необходимо совершенствовать навыки применения физической силы, специальных средств и, возможно, огнестрельного оружия, при этом следует уделять особое внимание обеспечению личной безопасности [1].

Основные профессиональные образовательные программы всех уровней (профессиональная подготовка, среднее профессиональное обра -зование, высшее образование) предусматривают изучение способов взаимодействия сотрудников полиции в ходе применения мер административного принуждения. В образовательных организациях МВД России обучающиеся (курсанты, слушатели) изучают дисциплину «Физическая под -готовка», которая делится на общую и специальную части. В рамках учебной дисциплины рассматриваются и осваиваются темы: «Сковывание наручниками, связывание», «Наружный досмотр», «Оказание помощи и взаимодействие при применении физической силы, боевых приемов борьбы», «Учебно-боевая практика и тактика применения боевых приемов борьбы». Учебная дисциплина «Тактико-специальная подготовка» предусматривает формирование практических навыков действий в составе слу -жебных нарядов и функциональных групп. Учебные занятия предполагают не только индивидуальную подготовку сотрудника, но и боевую слажен -ность служебного наряда. Это связано с тем, что успешность задержания правонарушителя, оказывающего физическое сопротивление, обеспечивается численным превосходством сотрудников полиции (2-3 чел.) [2, 3].

Поэтому формированию навыков тактического взаимодействия сотрудников полиции при освоении профессиональных образовательных программ должно уделяться значительно больше внимания. Навыки бое -вой слаженности служебного наряда позволят обеспечить личную безопасность сотрудников полиции. В связи с необходимостью формирования боевой слаженности служебных нарядов полиции в содержании физической подготовки необходимо осуществлять поиск результативных упражнений, способствующих формированию прикладных двигательных навыков.

Педагогическое наблюдение на практических занятиях позволило предположить, что спортивные игры способствуют формированию навыков коллективных (групповых) действий при решении тактических игро -вых задач. Исходя из этого, гипотезой научного исследования является предположение, что контактные спортивные игры, такие как мини-футбол, баскетбол и регби, могут способствовать формированию у сотрудников полиции навыков тактического взаимодействия в ситуациях, связанных с физическим принуждением подчиниться его законным требованиям.

Целью исследования является изучение возможности применения спортивных игр как средства профессиональной подготовки, позволяющего оказывать положительное влияние на формирование навыков взаи -модействия в ситуациях физического принуждения к выполнению законных требований сотрудника полиции.

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу и другие источники по теме исследования;

2) выявить спортивные игры, способствующие формированию у сотрудников полиции навыков взаимодействия, направленных на решение тактических задач, возникающих в процессе служебной деятельности;

3) проверить результативность применения спортивных игр, способствующих формированию навыков взаимодействия у сотрудников полиции, которые возникают в ситуациях решения тактических задач.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование, направленное на изучение возможности применения контактных спортивных игр, оказывающих положительное влияние на тактическую подготовленность сотрудников полиции, осуществлялось на базе ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД России» (СибЮИ МВД России, г. Красноярск). В 2021/22 г. была изучена возможность использования эффекта положительного переноса тактических взаимодействий из спор -тивных игр в навыки тактического взаимодействия сотрудников полиции. Рассматривались - мини-футбол, регби и баскетбол.

Анализировались литературные источники, рассматривались вопросы обучения двигательным действиям. Кроме того, изучались особенности положительного или отрицательного переноса двигательного навыка из одного вида физкультурно-спортивной деятельности в другой [4-6].

При проведении научного исследования в ходе учебного процесса осуществлялось педагогическое наблюдение за действиями обучающихся во время спортивно-игровой деятельности. Далее преподавательским составом оценивались навыки взаимодействия в составе служебного наряда в типовых ситуациях служебной деятельности, связанных с приме -нением средств физического принуждения (текущий контроль успеваемо -сти).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников [7, 8], видеоматериалов, раскрывающих закономерности формирования двигательных умений и навыков, позволил установить, что использование средств общей физической подготовки, если они по кине -матической структуре схожи с прикладными двигательными действиями, позволяют обеспечить положительный перенос двигательного навыка.

Для проверки выдвинутого предположения, что контактные спор -тивные игры оказывают положительное влияние на формирование навыков взаимодействия в ситуациях, связанных с применением физического

принуждения, в учебные занятия были включены мини-футбол, регби и баскетбол. В педагогическом исследовании участвовали обучающиеся специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Всего в эксперименте приняли участие 124 курсанта и слушателя 3-5-х курсов. Спортивные игры как средство тактической подготовки применялись на занятиях по темам: «Способы взаимодействия при задержании подозреваемого в совершении преступления», «Наружный досмотр, сковывание наручниками, связывание», «Технико-тактическая подготовка». Допустимость использования спортивных игр в перечисленных выше темах обоснована тем, что курсанты и слушатели 3-5-х курсов уже освоили на 1-2-м курсах последовательность действий по применению средств сковывания и связывания. Кроме того, они изучили различные способы защитных действий от ударов. Обучающиеся экспериментальной группы (курсанты и слушатели 3-5-х курсов) уже прошли этап разучивания двигательного действия техники боевых приемов борьбы и находились на этапе совершенствования служебно-прикладных двигательных действий. На 3-5-м годах обучения акцент смещается к обучению тактике применения средств физиче -ского принуждения в составе группы (служебного наряда).

В рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» на практических занятиях спортивные игры (регби, баскетбол, мини-футбол) проводились после общей разминки, в объеме до 15 минут. Обучающимся указывалось, что противоборствующие команды играют «один в один», то есть каждый игрок контролирует действия игрока противоположной команды. Любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне. Обязатель -ным требованием являлось соблюдение мер безопасности. Перед игрой преподавателем кафедры физической подготовки проводился инструктаж по мерам безопасности. Спортивные игры были включены в содержание занятий трех экспериментальных групп (общее количество обучающихся п=59). В других трех учебных группах (контрольные группы, общее количество обучающихся п=67) занятия проводились по общепринятой методике.

Навыки взаимодействия двух обучаемых оценивались по результатам решения пяти задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, проведением наружного досмотра, применением специальных и подручных средств ограничения подвижности. На решение каждой задачи отводилось 20 секунд. Действия обучающихся оценивались в соответствии с нормативно-правовым актом МВД России.

Результаты текущего контроля показали, что обучающиеся экспе -риментальных групп в среднем решали поставленные задачи на 4,2 балла, то есть на оценку «хорошо». Обучающиеся контрольных групп были оценены на «удовлетворительно» (средний балл - 3,3). Сравнение средних оценок контрольной и экспериментальной групп показало, что использо-

вание спортивных игр позволяет на достоверно более высоком уровне сформировать у сотрудников полиции навыки тактического взаимодействия в ситуациях, связанных с применением средств физического принуж -дения (Ро<0,05).

Заключение. Выполненное педагогическое исследование показало, что контактные спортивные игры положительно влияют на формирование у сотрудников полиции навыков тактического взаимодействия в ситуациях применения средств физического принуждения.

Спортивные игры (мини-футбол, регби, баскетбол) в комплексе со служебно-прикладными двигательными действиями способствуют повы-шению уровня тактико-специальной подготовленности сотрудников.

При организации учебного процесса следует учитывать, что слу-жебно-прикладные двигательные навыки у обучающихся должны быть сформированы на достаточном уровне для дальнейшего совершенствова -ния. Учебные занятия необходимо выстраивать по типу комплексных, иметь учебно-тренировочную направленность, проводиться с соблюдением мер безопасности.

Перед проведением спортивных игр следует указывать специфиче -ские задачи, которые решаются посредством этого вида общей физической подготовки сотрудников полиции. Спортивные игры следует проводить после общей разминки, в начале основной части занятия, в течение 15 минут.

Предполагаем, что изучение возможности использования спортивных игр для повышения уровня тактико-специальной и служебно-при-кладной физической подготовленности сотрудников полиции требует дальнейших научных исследований. На основе полученных результатов возможна разработка необходимого методического обеспечения, что, в це -лом, будет способствовать более успешному решению оперативно-служебных задач и повышению уровня личной безопасности сотрудников.

Список литературы

1. Пивоваров Д.В. Использование игровой формы обучения на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1(55). С. 117-120.

2. Сысоев А.А., Каримов А.А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. 2020. № 1. С. 36-44.

3. Активные методы обучения при подготовке участковых уполно -моченных полиции по дисциплинам тактико-специальной подготовки: метод. указания / В.А. Морозов [и др.]. Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России, 2022. 88 с.

4. Методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов летных учебных заведений средствами спортивно -игровых тренировочных заданий / А.В. Еганов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. № 2(18). С. 29-33.

5. Физическое воспитание в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе / А.А. Решетина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2(192). С. 263-267.

6. Токарев В.С. Возбуждение и торможение, основные закономерности формирования двигательных умений и навыков // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 96-2. С. 157-160.

7. Еремин Р.В. Исследование роли эффективности обучения в физической подготовке в соответствии с педагогическими и структурными закономерностями // Автономия личности. 2023. № 1(29). С. 163-169.

8. Щуров А.Г., Иваньков С.А. Особенности физической подготовки снайпера // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2023. № 1. С. 198-202.

References

1. Pivovarov D.V. Ispol'zovanie igrovoj formy obucheniya na zanyatiyah po ognevoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii [The use of a game form of training in fire training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Kaliningrad branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019. No. 1(55). P. 117-120.

2. Sysoev A.A., Karimov A.A. Osobennosti takticheskoj podgotovki sotrudnikov OVD [Features of tactical training of police officers] // Policejskaya deyatel'nost' [Police activity]. 2020. No. 1. P. 36-44.

3. Aktivnye metody obucheniya pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii po disciplinam taktiko-special'noj podgotovki [Active teaching methods in the training of district police officers in the disciplines of tactical and special training]: method. instructions / V.A. Morozov [et al.]. Barnaul: Publishing house BYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. 88 p.

4. Metodika razvitiya dvigatel'no-koordinacionnyh sposobnostej u kursantov letnyh uchebnyh zavedenij sredstvami sportivno-igrovyh trenirovochnyh zadanij [Methodology for the development of motor-coordinating abilities among cadets of flight educational institutions using sports and game training tasks] / A.V. Eganov // Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of Urals and Siberia]. 2018. No. 2(18). P. 29-33.

5. Fizicheskoe vospitanie v professional'noj podgotovke budushchih specialistov v vuze [Physical education in the professional training of future specialists at a university] / A.A. Reshetina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2021. No. 2(192). P. 263-267.

6. Tokarev V.S. Vozbuzhdenie i tormozhenie, osnovnye zakonomernosti formirova-niya dvigatel'nyh umenij i navykov [Excitation and inhibition, the main patterns of the formation of motor skills] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2023. No. 96-2. P. 157-160.

7. Eremin R.V. Issledovanie roli effektivnosti obucheniya v fizicheskoj podgotovke v sootvetstvii s pedagogicheskimi i strukturnymi zakonomernostyami [Study of the role of teaching effectiveness in physical training in accordance with pedagogical and structural patterns] // Avtonomiya lichnosti [Personal autonomy]. 2023. No. 1(29). P. 163-169.

8. Shchurov A.G., Ivan'kov S.A. Osobennosti fizicheskoj podgotovki snajpera [Features of physical training of a sniper] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Current problems of physical and special training of power structures]. 2023. No. 1. P. 198-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.