Научная статья на тему 'Сравнительный анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов'

Сравнительный анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СИЛА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / БЫСТРОТА / PHYSICAL TRAINING REQUIREMENTS / POLICE / MILITARY / STRENGTH / ENDURANCE / SPEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Глубокий Владимир Анатольевич

В статье рассматривается проблема улучшения качества физической подготовки военнослужащих и полицейских разных стран. Анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных структур, позволяет выявить наиболее рациональные способы организации профессиональной подготовки. Цель статьи: изучить требования по общей и специальной физической подготовке, выявить отличия в оценивании физической готовности к служебной деятельности. В результате научно-исследовательской работы установлено, что на данный момент актуальны изменения требований к оцениванию физического качества «выносливость» у сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Глубокий Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of physical training requirements for military and law enforcement personnel

The article considers the problem of improving the quality of physical training of military personnel and police officers of different countries. An analysis of the physical training requirements for military personnel and law enforcement officers allows us to identify the most rational ways for organizing the professional training. The purpose of the article: to study the requirements for general and special physical training, to identify the differences in the assessment of physical readiness for performance. As a result of the research, it has been established that at the moment, the changes in the requirements for assessing the physical quality of “endurance” among the employees of internal affairs bodies are relevant.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов»

УДК 796.015.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Николай Вениаминович Астафьев, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский институт повышения квалификации Министерства внутренних дел России; Владимир Анатольевич Глубокий, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Красноярк

Аннотация

В статье рассматривается проблема улучшения качества физической подготовки военнослужащих и полицейских разных стран. Анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных структур, позволяет выявить наиболее рациональные способы организации профессиональной подготовки. Цель статьи: изучить требования по общей и специальной физической подготовке, выявить отличия в оценивании физической готовности к служебной деятельности. В результате научно-исследовательской работы установлено, что на данный момент актуальны изменения требований к оцениванию физического качества «выносливость» у сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: требования по физической подготовке, полицейские, военнослужащие, сила, выносливость, быстрота.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p13-17

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL TRAINING REQUIREMENTS FOR MILITARY AND LAW ENFORCEMENT PERSONNEL

Nikolay Veniaminovich Astafyev, the doctor of pedagogical science, professor, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Vladimir Anatolevich Glubokiy, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk

Abstract

The article considers the problem of improving the quality of physical training of military personnel and police officers of different countries. An analysis of the physical training requirements for military personnel and law enforcement officers allows us to identify the most rational ways for organizing the professional training. The purpose of the article: to study the requirements for general and special physical training, to identify the differences in the assessment of physical readiness for performance. As a result of the research, it has been established that at the moment, the changes in the requirements for assessing the physical quality of "endurance" among the employees of internal affairs bodies are relevant.

Keywords: physical training requirements, police, military, strength, endurance, speed.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования заключается в том, что в различных военизированных и полувоенизированных организациях предъявляются разные требования по физической подготовке. Можно предположить, что эти требования не всегда достаточно обоснованы. Сравнительный анализ порядок организации занятий физическими упражнениями, требований по физической подготовке в различных силовых структурах Российской Федерации и зарубежных странах позволяет найти наиболее рациональные способы формирования физической готовности к несению службы.

Объектом исследования послужил процесс профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих и сотрудников полиции.

Целью исследования являлось изучения требований по физической подготовке, предъявляемых в силовых структурах различных государств.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При подготовке статьи использовался метод анализа: изучались нормативные акты, регламентирующие физическую подготовку в силовых структурах; рассматривались научные статьи, посвященные физической подготовке военнослужащих и полицейских; анализировались материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

Кроме того, тестирование физической подготовленности, выполненное в октябре 2019 года, позволило установить недочеты в физической подготовленности сотрудников полиции, проходящих обучение на факультете профессиональной подготовки образовательной организации МВД России. Результаты тестирования физической подготовленности слушателей были обработаны с помощью методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ нормативных актов [1, 3] позволил установить, что физическая подготовка военнослужащих ВС и сотрудников полиции МВД Российской Федерации предполагает выполнение контрольных нормативов, позволяющих оценивать уровень развития физических качеств. Отличия заключаются в том, что в Вооруженных Силах контрольных нормативов по общей физической подготовке значительно больше, чем в органах внутренних дел. Кроме того, исходя из требований по общей физической подготовке, при оценке физического качества «сила» у военнослужащих и полицейских, в большей мере, оценивается проявление силовых способностей - силовая выносливость. Это связано с тем, что для получения высокого балла, необходимо выполнить контрольное упражнение более десяти раз. В связи с этим можно предположить, что базовыми физическими качествами военнослужащих и полицейских являются аэробная и анаэробная виды выносливости, а из проявления силовых способностей - силовая выносливость.

Кроме того, к отличиям в требованиях можно отнести то, что все военнослужащие в обязательном порядке выполняют контрольное упражнение, характеризующее физическое качество «выносливость».

В органах внутренних дел указанное физическое качество оценивается только у сотрудников отрядов специального назначения подразделений за оборотом наркотиков, отделов (отделений, групп) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, курсантов, слушателей, а также слушателей, проходящих профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский» [3]. У остальных сотрудников органов внутренних дел физическое качество «выносливость» не оценивается.

Изучив научную статью [4], посвящённую требованиям к физической подготовленности военнослужащих армии США, установлено, что тест физической подготовки (АРРТ), предполагает выполнение упражнений со своим весом. Контрольный тест состоит из сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, подъема туловища из положения лежа на спине с согнутыми коленями, бега на 2 мили. С 2020 г. указанный тест заменен на тест, предполагающий последовательное выполнение 6 упражнений, заимствованных из направления силового фитнеса «кроссфит».

Таким образом, у военнослужащих США на данный момент всего 6 упражнений для оценки физической подготовленности. Перечень физических упражнений для проверки и оценки физических качеств и двигательных навыков военнослужащих ВС Российской Федерации включает в себя более 50 упражнений [1].

Рассмотрев публикации [5, 7, 8], установлено, что сотрудники полиции США, Гер -мании, Польши, Канады выполняют контрольные тесты на силу, быстроту, ловкость. К выполнению полицейскими обязателен тест, характеризующий уровень развития выносливости. В качестве контрольных упражнений полицейских и военнослужащих зарубежных стран являются сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа, прыжок в длину с места, подтягивания на перекладине, бег с изменением

направления (челночный бег), бег на средние и длинные дистанции (не более двух миль), переноска манекена.

Отмечаем, что в США нет единых требований к физической подготовленности сотрудников полиции, в каждом штате они разнятся. В отличие от России, для кандидатов на службу в американской полиции обязателен тест, характеризующий выносливость. Контрольные упражнения, характеризующие физические качества, выполняются с ограничением времени. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется в течение одной минуты [8].

Тестирование слушателей (п=90), обучающихся по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» позволило оценить общую физическую подготовленность обучающихся. В группах, проходящих обучение на факультете профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России, выявлены слушатели с недостаточным уровнем развития физического качества «выносливость». Так, из 90 слушателей мужского пола, выполнявших контрольное упражнение общей физической подготовки «Бег (кросс) на 1 км» в октябре 2019 г., 15% не смогли справиться с минимальными требованиями контрольного упражнения. Это связано с тем, что во время и после стажировки кандидаты на службу в полицию не развивают физическое качество «выносливость». При поступлении на службу в полицию это физическое качество не оценивается.

Кроме требований к общей физической готовности, были рассмотрены требования, предъявляемые к прикладным двигательным навыкам [5, 6]. Так, американские полицейские не уделяют значительного внимания изучению приемов противоборства с правонарушителями (приемам рукопашного боя). В специальной физической подготовке полицейских США, в большей мере, акцент смещен к формированию навыков применения специальных средств. В обязательном порядке полицейские обучаются навыкам применения палок специальных. После обучения выполняется тест на их практическое применение. Приемы ограничения свободы передвижения правонарушителя заимствованы из дзюдо и джиу-джитсу. Кроме того, полицейскими изучаются удары руками, ногами, головой. Во время обучения в полицейской академии рассматриваются типичные ситуации (порядка 150) применения специальных и подручных средств [6].

В основу специальной физической подготовки сотрудников полиции Канады, Германии, Польши, так же, как и в полиции США положены приемы, заимствованные из дзюдо, крав-маги, айкидо, джиу-джитсу [5,7].

В содержание физической подготовки военнослужащих входит изучение приемов рукопашного боя. Полицейские системы при применении физической силы и боевых приемов борьбы предполагают минимизацию ущерба. Цель рукопашного боя военнослужащих - нанесения максимального ущерба противнику, вплоть до его уничтожения.

Требования к выполнению боевых приемов борьбы, приемов рукопашного боя предполагают выполнения быстрых защитных и атакующих действий, четкого выполнения самого приема, достижения цели двигательных действий.

Отличие требований к выполнению боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации от требований, предъявляемым к военнослужащим или сотрудникам полиции США, Германии, Канады заключаются в том, что боевые приемы борьбы детально представлены в ведомственном нормативном акте [2]. С одной стороны, это упрощает порядок оценки демонстрации боевых приемов борьбы, с другой стороны загоняет сотрудников полиции в жесткие рамки.

Исходя из анализа Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, можно предположить, что в нем достаточно приемов и действий, позволяющих эффективно принуждать правонарушителей выполнять законные требования сотрудника полиции.

ВЫВОДЫ

Проведённое научное исследование позволило установить, что требования по физической подготовке военнослужащих и полицейских разных стран разнятся. Это продиктовано национальными особенностями, требованиями нормативных актов, научным и методическим обеспечением физической подготовки.

Повсеместно требованиями по физической подготовке установлено обязательное выполнение военнослужащими и полицейскими контрольных упражнений, позволяющих оценивать силу, быстроту, выносливость.

Не всем сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации необходимо выполнять контрольные упражнения на выносливость. Показатели выносливости косвенно характеризуют состояние здоровья человека и его общую работоспособность. В связи с этим всем сотрудникам органов внутренних дел (без исключения) должно быть предписано обязательное выполнение контрольного упражнения, позволяющего оценить уровень развития физического качества «выносливость». В данный момент это невозможно в связи с отсутствием соответствующей нормативной базы. Предполагается, что у сотрудника физическое качество «выносливость» должно оцениваться в соответствии с его возрастной группой.

На данный момент требования к выполнению боевых приемов борьбы наиболее разработаны в системе профессиональной служебной и физической подготовки органов внутренних дел Российской Федерации, что позволяет вполне объективно оценивать у сотрудников полиции прикладные двигательные умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2013. -199 с.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 01 июля 2017 г № 450. - URL : // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (дата обращения: 10.01.2020).

3. Об утверждении Порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 05 мая 2018 г. № 275. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 10.01.2020).

4. Корчагин, И.В. Действующие требования и перспективы развития теста физической готовности военнослужащих армии США / И.В. Корчагин, О.А. Мужчиль // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 4. - С. 5-11.

5. Рыбалкин, Д.А. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России / Д.А. Рыбалкин, Ф.Ф. Халилуллин // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов всероссийского круглого стола (29 июня 2017). - Орёл, 2017. - С. 185-190.

6. Черпаков, А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы / А.И. Черпаков // Современное право. - № 7. - 2006. - URL : https://www.sovremennoepravo.ru/rn/articles/view/ (дата обращения 10.01.2020).

7. Anderson, G.S. Physical Abilities Requirement Evaluation (PARE). Discrete Item Analysis. Phase 2 / G.S. Anderson, D.B. Plecas. - Vancouver : University of the Fraser Valley, 2008. - 54 p.

8. Suminski, T. Physical fitness and law enforcement, Roseville police department / T. Suminski. - Michigan : Eastern Michigan University, 2006. - 25 p.

REFERENCES

1. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of military institute of physical culture, St. Petersburg.

2. The order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of01.06.2017 N 450 "About the statement of the Manual on the organization ofphysical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (accessed 10 January 2020).

3. The order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of05.05.2018 N 275 "About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_301261/ (accessed 10 January 2020).

4. Korchagin, I.V. and Muzhchil, O.A. (2019), "Current requirements and development perspectives of the US army physical fitness test", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4. pp. 5-11.

5. Rybalkin, D.A., Halilullin, F.F. (2017), "Features of physical training of police officers in the USA, Europe and Russia", Improvedfire and tactical training for law enforcement officials, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, pp. 185-190.

6. Cherpakov, A.I. (2006), "Foreign experience in organizing the physical training of police and the penitentiary system", Modern law, No. 7, available at: https://wwwsovremennoepravo.ru/rn/arti-cles/view/ (accessed 10 January 2020).

7. Anderson G.S. and Plecas D.B. (2008), Physical abilities Requirement Evaluation (PARE). Discrete Item Analysis. Phase 2, University of the Fraser Valley, 54 p.

8. Suminski T. (2006), Physicalfitness and law enforcement, Roseville police department, Eastern Michigan University, 25 p.

Контактная информация: Glubokiy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2020

УДК 796.011.3

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Светлана Юрьевна Бахарева, кандидат педагогических наук, Наталья Николаевна

Ляликова, кандидат педагогических наук, Татьяна Валериевна Байбакова, старший

преподаватель, Елена Александровна Черний, преподаватель, Омский государственный технический университет; Наталья Сергеевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, Омский государственный медицинский университет

Аннотация

Для оптимизирования учебного процесса в вузе и повышения интереса студентов к занятиям баскетболом, необходимо использовать эффективные средства и методы. Мы предлагаем использовать подвижные игры в учебном процессе на занятиях баскетболом. Игры специально подобранные для овладения и совершенствования основных технических приёмов баскетбола. В статье представлены результаты анкетирования студентов 1 курса технического университета, занимающихся в группах по баскетболу. Результаты опроса показали, что подвижные игры необходимо применять на каждом занятии. Так же использование игр повышает интерес студентов к занятиям, увеличивает плотность занятий и физическую нагрузку.

Ключевые слова: подвижные игры, баскетбол, учебные занятия, обучение, техника баскетбола.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p17-20

OUTDOOR GAMES AS MOTIVATION IN LEARNING THE BASKETBALL TECHNIQUES AT THE CLASSROOM FOR THE 1ST YEAR STUDENTS

Svetlana Yurievna Bakhareva, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Nikolaevna

Lyalikova, the candidate of pedagogical sciences, Tatyana Valerievna Baybakova, the senior teacher, Elena Alexandrovna Cherniy, the teacher, Omsk State Technical University; Natalia Sergeevna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Medical University

Abstract

To optimize the educational process at the University and to increase the students' interest in basketball, it is necessary to use the effective tools and methods. We suggest using mobile games in the educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.