Научная статья на тему 'Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте (на материале изданий «Русский репортер» и «Русский Newsweek» 2007–2010 гг. )'

Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте (на материале изданий «Русский репортер» и «Русский Newsweek» 2007–2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
473
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / PUBLICISM / ЗАГОЛОВОК / HEADLINE / СПОРТ / SPORT / ТЕРМИН / TERM / МЕТАФОРА / METAPHOR / ТЕКСТ / TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекина Анна Михайловна

В статье анализируются случаи употребления спортивных терминов в заголовках еженедельных изданий «Русский репортер» и «Русский Newsweek». На основании проведенного исследования спортивный термин характеризуется как выразительное средство, повышающее эмоциональность общественно-политического текста. Автор делает вывод о том, что спортивная метафора в современном тексте подвержена стереотипизации, и выявляет причины данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports metaphor in publicistic text (On the material of “Russian reporter” and “Russian Newsweek” magazines 2007–2010)

The article analyses sport terms, usually used in headlines of weekly magazines “Russian reporter” and “Russian Newsweek”. The author assumes that the function of a sport term in social and political text is to be an expressive tool, because of emotional tinge of it. Sport term often helps to transmit the character of article. The author concludes that nowadays sports metaphor in a modern text becomes stereotypical and reveals reasons of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте (на материале изданий «Русский репортер» и «Русский Newsweek» 2007–2010 гг. )»

А.М. Бекина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «РУССКИЙ РЕПОРТЕР» И «РУССКИЙ NEWSWEEK» 2007-2010 гг.)

В статье анализируются случаи употребления спортивных терминов в заголовках еженедельных изданий «Русский репортер» и «Русский Newsweek». На основании проведенного исследования спортивный термин характеризуется как выразительное средство, повышающее эмоциональность общественно-политического текста. Автор делает вывод о том, что спортивная метафора в современном тексте подвержена стереотипи-зации, и выявляет причины данного явления.

Ключевые слова: публицистика, заголовок, спорт, термин, метафора, текст.

Спортивная тематика - одна из наиболее востребованных в современной российской печати. Это стало следствием того, что сегодня спорт - синкретическое единство политики, экономики, шоу-бизнеса и азарта, того, что больше всего интересует читателя1.

Кроме того, сейчас Россия находится в центре мировых спортивных событий: в 2014 г. в Сочи пройдут XXII зимние Олимпийские игры, а в 2018 г. страна примет чемпионат мира по футболу. Другие, менее значимые международные соревнования, - такие как мировые первенства, этапы Кубка мира, чемпионаты Европы по разным видам спорта - все чаще приезжают в Россию: с каждым годом их количество увеличивается в разы2.

В этих условиях пресса уделяет спортивным событиям особое внимание. Поэтому представляется актуальным исследование спортивной журналистики и ее влияния на публицистику в целом.

© Бекина А.М., 2012

А.М. Бекина

Спортивная журналистика быстро развивается, причем не только в узкоспециальных изданиях, но и в изданиях широкого профиля, где появляются и углубленно ведутся спортивные отделы, а под материалы соответствующей тематики отдается по нескольку полос в каждом номере.

На стиль спортивной публицистики оказывают влияние такие особенности спорта, как дух состязания, творчество, драматизм борьбы, массовость и эстетичность3. Все эти качества обусловливают определенный набор языковых средств и манеру изложения в публикациях на спортивные темы.

Спортивная журналистика немыслима без специальной спортивной лексики - слов и словосочетаний, относящихся к данной сфере деятельности человека и не являющихся общеупотребительными.

Наличие в языке специальной лексики дает возможность говорить о возникновении и развитии спортивного дискурса, транслирующего смыслы, которые определяют спортивную деятельность4. Основой спортивной лексики является терминология5 - официальная система знаков, относительно изоморфная системе спортивных понятий и обслуживающая коммуникативные потребности спорта.

Изучение употребления спортивной терминологии на страницах СМИ, не относящихся к числу узкоспециальных спортивных, призвано не только углубить анализ собственно спортивной публицистики, но также выявить некоторые особенности общественно-политической публицистики.

В данной статье анализируется употребление спортивных терминов в заголовках общественно-политических материалов еженедельных журналов «Русский репортер» и «Русский Newsweek» за 2007-2010 гг. Выбор дат обусловливается тем, что именно в эти годы оба издания выходили одновременно: до 2007 г. не существовало журнала «Русский репортер», а в 2010 г. закрылся «Русский Newsweek». Оба еженедельника являлись (а «Русский репортер» продолжает быть) ведущими представителями либеральной публицистики в России, они имеют сопоставимую структуру и во многом общую тематику. Заголовки этих изданий удобны для изучения интеграции спортивных терминов в материалы на общественно-политические темы и коннотаций, привносимых ими в текст.

Прежде всего, необходимо отметить, что оба издания регулярно используют спортивные термины в заголовках, причем их ко-

Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте...

личество колеблется приблизительно в одном диапазоне и существенно не меняется с течением времени. Например, в 2008 г. журнал «Русский репортер» использует в заголовках своих материалов в 49 номерах 79 спортивных терминов. Из них часть представляет собой заголовки статей спортивного отдела (например, «Один шаг до турника»6 (курсив везде мой. - А. Б.)), часть - заголовки материалов, связанных со спортом (в рубрике «7 вопросов» материал «7 вопросов Сергею Рачинскому, тяжелоатлету из Петербурга»7). Остальные 22 спортивных термина используются журналистами в заголовках, не имеющих прямого отношения к спорту.

Термины, употребляемые в публицистических текстах, могут иметь как прямое, так и метафорическое значение. Несомненно, в заголовках термины часто употребляются в прямом значении: «велосипед», «гольф», «кроссовки», «рекорд», «спортсмен», «физкультура» и другие, однако термины в метафорическом значении употребляются не в пример чаще.

Возьмем, например, журналы «Русский репортер» и «Русский Newsweek» за 2008-2009 гг. В «Русском репортере» в 2008 г. в заголовках найден всего один термин в прямом значении, зато в метафорическом - 11. В 2009 г. соотношение 5 к 13 соответственно. В журнале «Русский Newsweek» в 2008 г. в заголовках в прямом значении употреблялось 7 терминов, а в переносном - 33. В 2009 г. разница в цифрах стала менее весомой, но все равно весьма заметной: 6 против 24. Следовательно, можно сделать вывод, что в 3-4 раза чаще журналисты используют спортивные термины для придания заголовку метафоричности и эмоциональной окраски. Под метафорой в данном исследовании понимается употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении или аналогии8.

Например, в рубрике «Репортаж» в статье «Как выжить в офисе» один из подзаголовков - «Деловые игры»9. В толковом словаре под редакцией С.А. Кузнецова в определении значения слова «игра» указывается: «Занятие, определенное совокупностью определенных правил, и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта». Соответственно слово «игра» может рассматриваться как спортивный термин. Однако, несомненно, коннотация слова «игра» сейчас весьма широка, вследствие чего употребление его в неспортивном заголовке привносит в него несколько дополнительных оттенков.

А.М. Бекина

Работа в офисе, безусловно, подходит под определение прямого значения слова «игра»: это занятие, определенное совокупностью правил. Кроме того, в офисе присутствует и элемент состязания: сотрудник старается показать себя лучшим профессионалом, чем его коллеги. Термин «игра» ассоциируется также с борьбой, интригой, азартом - всем тем, что обычно сопровождает спортивные соревнования. Поэтому слово нередко используется в повседневной речи как обозначение интриг, тайных замыслов. В данном подзаголовке этот оттенок тоже актуализирован.

Многозначный заголовок «Деловые игры» сразу настраивает читателя на соответствующий лад: его ожидает захватывающая статья, раскрывающая борьбу героев, их интриги, - причем с каким-то конкретным результатом, ведь игра всегда заканчивается определенным счетом, даже если это ничья. Можно сделать вывод о том, что данный спортивный термин придал заголовку яркую эмоциональную окраску.

Спортивный термин несколько отличается от терминов других областей, характеризующихся отсутствием эмоциональности, несущих только конкретную фактическую информацию. Спорт сам по себе - эмоциональное явление, и его терминология эмоционально окрашена. Читатель, болельщик, зритель постоянно сталкиваются со спортивной терминологией в современной публицистике: значительная часть этой словарной группы переместилась в общеупотребительную лексику, сделав ее более выразительной.

В 2008 г. термин «игра» использовался в «Русском репортере» в заголовках различных общественно-политических статей дважды, а в 2009 г. - 5 раз. Например, в рубрике «От редактора» колонка называлась «Честная игра»10, а в рубрике «Сцена» в статье «Детский суд» есть подзаголовок «Игра в убийство»11. В целом за 4 года термин «игра» (и глагол «играть») встречается в заголовках и подзаголовках неспортивных статей 20 раз: всякий раз авторы используют его, когда хотят показать дух соперничества, состязания, интриг.

В журнале «Русский Newsweek» положение аналогичное: за 4 года термин «игра» используется в заголовках материалов на общественно-политические темы 24 раза. При этом при подсчетах не учитывались такие производные от слова, как «проиграть», «выиграть», «проигравший», «выигравший».

Широко распространены в публицистике и термины, связанные с победой и поражением - этими непременными спортивными явлениями. В качестве примера можно привести заголовок

Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте.

к статье о мультфильмах: «Победа зеленых»12 - о том, что мультфильмы определенного рода вытеснили с экранов все остальные, то есть победили в соревновании за зрителей. В целом в журнале «Русский Newsweek» термины «победа», «победить» и их производные встречается за 4 года 17 раз.

В «Русском репортере» термин «победа» попал в заголовки 12 раз за тот же период 2007-2010 гг. Во всех материалах раскрывается тема противостояния, соперничества, лидерства, достижения результата - или невозможности его достижения. Например: заголовок «Победить, чтобы выжить» о региональных выборах в России13.

Тема выборов вообще одна из тех, для освещения которых журналисты часто прибегают к спортивной терминологии - она подходит для создания параллелей со спортивной площадкой, боксерским рингом, футбольным полем. Для того чтобы описать выборы, авторы используют не только такие спортивные термины, как «игра» или «победа», но также «лидер», «борьба», «бой», «нокаут», «чемпионский пояс», «запрещенный прием». Особенно популярны именно боксерские термины, поскольку цель политика очень схожа с целью боксера, выходящего на ринг: ему необходимо победить соперника в нужный отрезок времени, причем желательно так, чтобы тот больше не смог бороться14.

Например, в «Русском Newsweek» можно найти такие заголовки, относящиеся к выборам: «Ничья по очкам15» (подзаголовок материала «Уравнение с двумя известными»), «Политический футбол»16, «Удар мимо пояса»17.

Военные противостояния, гражданские войны, революции -в публикациях на эти темы авторы также используют спортивные термины для усиления впечатления. Здесь спортивный дискурс пересекается с военным. Война подразумевает кровавые столкновения, а спорт чаще всего - мирное соперничество, но для описания этих процессов употребляются одни и те же слова.

Например, в «Русском репортере» в статье «Дальнейшая война неугодна Богу» стоит подзаголовок «Определение травмы»18, а материал «Полураспад ненависти» содержит подзаголовок «Фанаты»19.

Немало спортивных терминов можно увидеть в обоих анализируемых журналах в заголовках раздела «Наука». Научная деятельность также имеет нечто общее со спортивной: ученые соревнуются друг с другом в борьбе за гранты, за поддержку госу-

А.М. Бекина

дарства, за славу. Возможно, этим объясняется большое количество спортивных терминов в заголовках материалов, посвященных научным исследованиям и открытиям. Например: «Ловить больше нечего» - так названа в журнале «Русский Newsweek» статья о закрытии учреждения по обнаружению паранормальных явле-ний20; материал «Самая красивая молекула» в «Русском репортере» имеет подзаголовок «Углеродный футбол»21. Всего за 4 изучаемых года в статьях «Русского Newsweek», посвященных науке, можно найти 16 спортивных терминов, а в материалах «Русского репортера» - 19. Чаще других встречаются термины «игра», «борьба», «гонка», «победа».

В журнальных заголовках используются преимущественно общеязыковые и общелитературные метафоры. Среди общеязыковых можно встретить такие термины, как «бросать», «бегать», «команда», «старт». Общелитературные метафоры в обоих журналах встречаются в два раза чаще. Это, например, «черный пояс», «айкидо», «нокаут», «флэш-рояль», «рокировка», «ладья».

Авторские спортивные метафоры тоже не редкость, особенно в журнале «Русский Newsweek», которому свойственна игра со словообразованием. Такие заголовки, как, например, «Медально-видная политика»22, «Фальшфиниш»23, «Победительная корзина»24, «Олимпиадские муки»25, вносят разнообразие в общую картину.

Нельзя не обратить внимание на процесс стереотипизации спортивной метафоры. Из-за небольшого количества используемых терминов заголовки в определенной степени дублируют друг друга. Так, однотипны заголовки с конструкциями «игра во что-либо» (футбол, убийство, суд, выборы), «победить кого-либо» (соперника, рак, лейкемию, движение), «борьба с чем-либо» (курением, коррупцией, теплом, неизбежностью), «бежать от чего-либо» (старости, катастрофы, коррупции, рекламы) и так далее.

Одинаковые заголовки можно обнаружить даже в соседних номерах журнала или внутри одного номера. Например, в № 43 и № 50 журнала «Русский Newsweek» за 2008 г. встречается заголовок «И пораженье от победы» - причем один раз он использован в статье о выборах, а второй - о футболе26. В 2010 г. авторская метафора «медальновидный» также возникает в двух номерах - № 6 и № 1127.

Кроме того, «Русский репортер» и «Русский Newsweek» иногда используют одинаковые термины и обороты, создавая похожие друг на друга заголовки. Например, словосочетание «турецкий

Использование спортивной метафоры в публицистическом тексте.

гамбит», ставшее популярным после выхода одноименного романа Б. Акунина, можно найти в обоих журналах: в «Русском репортере» этот заголовок не изменен28, а «Русский Newsweek» преподносит его как «Тибетский гамбит»29.

Уникальные заголовки, основанные на спортивных метафорах, используются относительно редко - видимо, потому, что эти термины не слишком распространены, словосочетания на их основе непривычны глазу читателя и могут вызвать отторжение. Однако они не лишены выразительности: «Айкидо с городом»30, «Эстафета наступания на грабли»31, «Расстроенный флэш-рояль»32, «Пас на крови»33 и другие.

Спортивный дискурс частично пересекается с дискурсами других областей. Данное явление широко используется современными СМИ для создания приемов выразительности. Однако надо отметить, что количество самих спортивных терминов, функционирующих в заголовках публицистических материалов, заметно ограниченно. Выбор слова из спортивного словаря с целью мета-форизации определяется его известностью широкой аудитории. Следовательно, развитие спортивной публицистики, влекущее за собой популяризацию спортивной терминологии, будет и в дальнейшем способствовать эволюции публицистики общественно-политической, которая использует спортивные термины в качестве выразительных средств.

Примечания

1 Жебелев Д. Аналитическая работа в спортивной прессе // Проблемы массовой

коммуникации на рубеже тысячелетий. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2003. С. 28.

2 Календарь основных спортивных мероприятий ОКР // Официальный сайт

Олимпийского комитета России. [М., 2011]. URL: http://www.olympic.ru/ru/ SportCal.asp (дата обращения: 03.12.2011).

3 Солганик ГЯ. О языке спортивной журналистики // Спорт в зеркале журналис-

тики (о мастерстве спортивного журналиста). М.: Мысль, 1989. С. 144.

4 Никитина Э.Г. Особенности спортивного дискурса // Теория языка и межкуль-

турная коммуникация. 2010. № 7. С. 75-78.

5 Кожевникова И.Г. Русская спортивная лексика: Структурно-семантическое опи-

сание. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. С. 35.

6 Русский репортер. 2008. № 37 (67).

7 Там же. № 8 (38).

А.М. Бекина

8 Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов.

СПб.: Норинт, 2000. С. 537.

9 Русский репортер. 2008. № 12 (42).

10 Там же. 2009. № 39 (118).

11 Там же. № 9 (88).

12 Русский Newsweek. 2007. № 20 (145).

13 Русский репортер. 2009. № 8 (87).

14 Chen L. The metaphorical use of boxing terms in everyday language. Kristianstad:

Kristianstad College, 2009. P. 26.

15 Русский Newsweek. 2010. № 23 (291).

16 Там же. 2008. № 22 (195).

17 Там же. 2009. № 47 (266).

18 Русский репортер. 2007. № 1 (1).

19 Там же. № 27 (27).

20 Русский Newsweek. 2007. № 8 (134).

21 Русский репортер. 2007. № 26 (26).

22 Русский Newsweek. 2010. № 23 (280).

23 Там же. 2007. № 44 (168).

24 Там же. 2008. № 14(188).

25 Там же. № 16 (190).

26 Там же. № 43 (215); № 50 (222). Аллюзия на стихотворение Б.Л. Пастернака

«Быть знаменитым некрасиво».

27 Русский Newsweek. 2010. № 6 (275); № 11 (280).

28 Русский репортер. 2010. № 34 (162).

29 Русский Newsweek. 2008. № 16 (190).

30 Русский репортер. 2010. № 28 (156).

31 Там же. 2009. № 14 (93).

32 Русский Newsweek. 2009. № 30 (251).

33 Там же. № 43 (262).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.