Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЕМ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЕМ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР / УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Самородский Елисей Олегович

В настоящее время предварительное расследование нуждается в квалифицированных специалистах, обладающих большим количеством знаний, умений и навыков из различных сфер жизнедеятельности, владеющими современными достижениями науки, техники и культуры. В статье представлен анализ теоретических и прикладных аспектов применения специальных знаний в области психологии и педагогики в деятельности сотрудников следственных подразделений. Это поможет следователям определять психическое состояние участников уголовного судопроизводства, составлять психологический портрет оппонента, получать достоверную информацию и эффективно взаимодействовать с людьми, выдвигать и проверять версии при планировании расследований и, в итоге, правильно квалифицировать действия преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPECIAL PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE BY THE INVESTIGATOR DURING INTERACTION WITH PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS

At present, a preliminary investigation needs qualified specialists possessing a large amount of knowledge, skills and abilities from various spheres of life, with in-depth knowledge of modern achievements in science, technology and culture. The article presents an analysis of the theoretical and applied aspects of the application of special knowledge in the field of psychology and pedagogy in the activities of employees of investigative units. This will help investigators determine the mental state of participants in criminal proceedings, draw up a psychological portrait of an opponent, obtain reliable information and effectively interact with people, put forward and check versions when planning investigations, and, as a result, correctly qualify the actions of a criminal.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЕМ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

от репетиции к репетиции, осознавать направленность репетиционного процесса.

Основные задача прогонных репетиций - «впевание» выученного произведения и работа над целостным художественным обликом исполняемого сочинения. П.Г. Чесноков относил прогонные репетиции к «художественному» этапу репетиционной работы [5]. Однако нельзя забывать о возникающих технических проблемах, к которым относятся баланс хора, нахождение верного звучания в условиях акустики концертного зала. Как правило, в этот период продолжается работа над динамикой, агогикой, артикуляцией и прочими локальными исполнительскими задачами.

Цель генеральной репетиции — психологическая подготовка хорового коллектива к условиям концертного исполнения, сведение к минимуму потерь, связанных с волнением, воспитание исполнительской выдержки певцов.

Выводы. На определенном этапе учащиеся смогут выявить ту сферу хоровой музыки (исторический период, стиль, автор), которая вызывает у них особый интерес, и самостоятельно углубиться в ее изучение, посвящая свое свободное время прослушиванию новой музыки, чтению соответствующей литературы, посвященной ей, а также посещению концертов, лекций и мастер-классов, связанных с интересующей их тематикой. В дальнейшем студенты сами смогут определять задачи собственного профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием и даже осознанно планировать повышение квалификации.

С учетом возрастной психологии студентов колледжа и их творческой составляющей хормейстеру следует развивать внимательное, чуткое и проницательное отношение к своему коллективу. Для разных типов коллектива необходимо гибкое использование стилей руководства, и потому наиболее оптимальным решением может служить синтез нескольких стилей.

Особое внимание следует уделять расширению жанрового диапазона хоровых произведений, что влечет за собой необходимость развивать умения использовать особые приемы звукоизвлечения, а также преодолевать определенные технические и интонационные трудности. В связи с этим следует уделять особое внимание различным приемам работы с хором и выявлять те, которые помогут добиваться наиболее эффективных результатов в зависимости от задач, которые ставит перед исполнителями то или иное произведение.

Литература:

1. Деятельность // Психологический словарь. - URL: http://www.вокабула.рф (дата обращения: 15.12.2022)

2. Двойнос, Л.И. Методика работы с хором. Учебное пособие / Л.И. Двойнос. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 106 с.

3. Мусин, И.А. О воспитании дирижера / И.А. Мусин. - Л., 1989. - 247 с.

4. Чабанный, В.Ф. Управление самодеятельным хором / В.Ф. Чабанный. - М., 1987. - 128 с.

5. Чесноков, П.Г. Хор и управление им. Издание 3-е. / П.Г. Чесноков. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 240 с.

6. Persimfans. - URL: https://persimfans.com (дата обращения: 15.12.2022)

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); студент Самородский Елисей Олегович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЕМ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В настоящее время предварительное расследование нуждается в квалифицированных специалистах, обладающих большим количеством знаний, умений и навыков из различных сфер жизнедеятельности, владеющими современными достижениями науки, техники и культуры. В статье представлен анализ теоретических и прикладных аспектов применения специальных знаний в области психологии и педагогики в деятельности сотрудников следственных подразделений. Это поможет следователям определять психическое состояние участников уголовного судопроизводства, составлять психологический портрет оппонента, получать достоверную информацию и эффективно взаимодействовать с людьми, выдвигать и проверять версии при планировании расследований и, в итоге, правильно квалифицировать действия преступника.

Ключевые слова: следователь, специальные знания, психология, педагогика, участники уголовного судопроизводства, ложные показания, темперамент, характер, установление психологического контакта.

Annotation. At present, a preliminary investigation needs qualified specialists possessing a large amount of knowledge, skills and abilities from various spheres of life, with in-depth knowledge of modern achievements in science, technology and culture. The article presents an analysis of the theoretical and applied aspects of the application of special knowledge in the field of psychology and pedagogy in the activities of employees of investigative units. This will help investigators determine the mental state of participants in criminal proceedings, draw up a psychological portrait of an opponent, obtain reliable information and effectively interact with people, put forward and check versions when planning investigations, and, as a result, correctly qualify the actions of a criminal.

Key words: investigator, special knowledge, psychology, pedagogy, participants of criminal proceedings, false testimony, temperament, character, establishing psychological contact.

Введение. Предварительное следствие является процессом, который направлен на восстановление прошлого события преступления по следам, которые следователь обнаруживает в настоящем. Речь идет как о материальных, так и об идеальных следах, которые зафиксированы и хранятся в памяти лиц, причастных к произошедшим событиям. Несмотря на то, что на современном этапе основу доказательственной базы составляют материальные следы, идеальные следы также играют значительную роль, помогая следователю обнаружить соответствующие улики [1]. Одной из задач следователя во время предварительного расследования, в частности, является выявление и закрепление в процессуальных документах идеальных следов - показаний свидетелей, потерпевших, очевидцев, подозреваемых и обвиняемых. Выполнение такой задачи возможно при использовании психологических знаний, что и обусловливает актуальность данной работы.

Несмотря на наличие определенных исследований по данной теме, всё же существует ряд вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Проблем применения специальных знаний в ходе предварительного расследования касались такие учёные, как И.И. Аминов, В.И. Балко, М.И. Еникеев, Ю.В. Мартышкина, П.А. Савин, И.Н. Сорокотягин, Д.Я. Сорокотягина, А.В. Яшин и другие, однако лишь небольшая часть из этих авторов рассматривали в качестве субъекта применения специальных психологических знаний следователя. Большинство ученых акцентировали внимание на

привлечении психологов в качестве специалистов и экспертов при проведении следственных и иных процессуальных действий. Стоит отметить, что привлечение психологов к расследованию по каждому уголовному делу может стать серьезной проблемой ввиду ограниченного количества узконаправленных специалистов в данной сфере. Следователи отмечают, что испытывают трудности, которые связаны с отсутствием необходимых знаний в области психологии индивидуальных различий, психологии общения и изобличении ложных показаний [10], что еще раз подтверждает значимость исследуемой темы.

Главной целью настоящей статьи является анализ теоретических и практических аспектов применения специальных знаний в области психологии и педагогики в деятельности сотрудников следственных подразделений.

Изложение основного материала статьи. Психологические знания и умения следователя составляют общую психологическую компетентность сотрудников следственных подразделений. К специальным психологическим знаниям, умениям и навыкам следователя можно отнести: установление психологического контакта, понимание эмоциональной сферы человека и действий защитных механизмов психики, определение темперамента, характера и интеллектуальных способностей участников уголовного судопроизводства и др. Такие знания могут помочь следователю правильно квалифицировать действия преступника, выдвигать и проверять версии при планировании расследований, определять психическое состояние участников уголовного судопроизводства, составлять психологический портрет оппонента, получать достоверную информацию и эффективно взаимодействовать.

Далее более детально рассмотрим основные направления, по которым следователь может применять специальные психологические знания. Отдельно обратим внимание на установление психологического контакта следователя с участниками уголовного судопроизводства. На наш взгляд, эффективной и простой в понимании является методика установления психологического контакта и доверительных отношений Л.Б. Филонова, которая описана им в трудах «Психологические аспекты установления контактов между людьми» [11] и «Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан» [12]. Методика, описываемая Л.Б. Филоновым, построена на последовательном переходе от изначального «незнания» партнёра по взаимодействию к взаимопониманию, от тревожности и повышенного самоконтроля - к уверенности в партнере, спокойствии и, что немаловажно, к спонтанности высказываний.

Как правило, инициатором контакта является следователь. Лицо, с которым следователь будет пытаться установить контакт, в подавляющем большинстве случае ведёт себя настороженно, независимо от того, причастно ли оно к совершению преступления. Общение с представителями органов внутренних дел может вызывать у граждан тревогу и стрессовое состояние. Чаще всего у лиц, с которыми следователь взаимодействует повышается бдительность - они начинают контролировать свои высказывания, стремятся не показывать свои слабые места. В такой ситуации следователю рекомендуется начинать разговор с обсуждения нейтральных или достаточно актуальных тем [11]. Примерами таких тем могут быть погода, спортивные соревнования, новые фильмы, музыка. В то же время следует избегать тем, в которых может возникнуть недопонимание и, как следствие, конфликт (к примеру, политика, религия). Рекомендуется задавать вопросы, на которые человеком будет дан положительный ответ. Серия таких вопросов-ответов поможет снять напряжение и создать ощущение «лёгкости» беседы. Целесообразно на данном этапе соглашаться с оппонентом, используя такие выражения, как «Возможно...», «В этом я соглашусь с Вами...», «Допустим...» и т.д.

Также необходимо показать непредвзятое отношение к человеку, не демонстрировать свою образованность посредством использования сложной юридической терминологии при взаимодействии, не акцентировать внимание на своем служебном положении, тем самым подчеркивая превосходство над допрашиваемым лицом [12].

После того, как пройден этап так называемого «накопления согласия», следователю необходимо найти точки соприкосновения, общие интересы. Это поможет обеспечить дальнейшее сближение и, в определенной степени, «размоет» сложившиеся коммуникативные барьеры. Как правило, общение с участниками уголовного судопроизводства не бывает «разовым»: подозреваемые и обвиняемые могут допрашиваться следователями десятки раз, свидетели и потерпевшие могут вызываться к следователю для уточнения показаний, или дачи той информации, которая была упущена при предыдущем допросе. Из-за многократности общения с разными участниками, следователю целесообразно выяснить те факты, которые не только помогут установить психологический контакт, но и, наоборот, могут породить конфликты в ходе взаимодействия. Все это может помочь следователю установить первичный психологический контакт и сформировать базис для дальнейшей работы.

В ходе взаимодействия с участниками уголовного судопроизводства важное значение имеет перцептивная сторона общения. Чаще всего первое впечатление строится на основе восприятия таких признаков, как внешний вид, экспрессивность мимики, жестов, походки и т.д. Помимо этого, значительную роль играют эффекты и барьеры общения. В связи с этим следователю при взаимодействии с любыми участниками уголовного судопроизводства необходимо следить за своим внешним видом, стараться выглядеть ухоженно, опрятно и аккуратно. Используя знания о таких эффектах в общении, как эффект ореола, первичности, последней информации или проецирования, следователь может направлять ход беседы в нужное русло и создавать необходимое впечатление о себе, или о ситуации. К примеру, использование эффекта последней информации хорошо продемонстрировал в своем романе «Семнадцать мгновений весны» [9] Юлиан Семенов в беседе Штирлица и немецкого офицера Рольфа. Опытный следователь может построить разговор так, чтобы информация, которую лицо точно должно запомнить из беседы со следователем, была озвучена в самом конце. Или, к примеру, зная об эффекте проецирования, следователь может изучать личность оппонента посредством изучения его высказываний о неопределённом круге лиц («все люди врут.», или «каждый хоть раз что-то воровал.» и т.д.).

Психологические барьеры, которые человек выстраивает при общении со следователем, являются довольно большой проблемой, однако в случае, если следователь будет осведомлен о их сущности, он сможет эффективно и в кратчайшие сроки устранить, или минимизировать их воздействие. Так, например, чаще всего между следователем и другим участником уголовного судопроизводства могут возникать барьеры социального статуса и барьеры установок. Следователь сможет устранить эти барьеры, если не будет акцентировать внимание на своём властном положении и властных полномочиях по отношению к лицу. Помимо этого, чаще всего у подозреваемых и обвиняемых существует негативный опыт взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел, поэтому ещё до начала коммуникации со следователем у них уже сформирована отрицательная установка. В таком случае следователь способен добросовестным выполнением своих служебных обязанностей, соблюдением прав и свобод человека, уважением его личности и достоинства нивелировать сформированный барьер.

Актуальными на сегодняшний день являются и этнокультурные барьеры, возникающие при общении с представителями других национальностей. Описывая важность учёта культуры субъекта, психолог Д. Ломер приводит пример допроса японскими следователями американского офицера ВМФ, совершившего преступление на территории Японии [14]. На протяжении всего допроса следователи задавали американцу вопросы, связанные с его семьёй и взаимоотношениями между её членами. Японские офицеры использовали методы допроса, эффективно действующие на японцев, но не на американцев, которые не видят взаимосвязи между совершенным преступлением и ответственностью,

возлагаемую на их семьи. В конечном итоге, использование таких методов не помогло добиться от подозреваемого признательных показаний.

При выстраивании психологического контакта и дальнейшем общении с человеком, следователю необходимо применять знания о коммуникативной стороне общения. При вербальном общении важно использовать как официально-деловой стиль, так и разговорный. Также, важно учитывать особенности невербальной коммуникации. Например, обладая знаниями о значении определенных паралингвистических (тембр голоса, его высота, произношение слов) и экстралингвистических (паузы, покашливания, речевые ошибки, заикания) средств коммуникации, следователь может изучать личностные особенности оппонента. Знания в области проксемики смогут помочь организовать пространство для допроса, или производства иных следственных действий и определить оптимальную для эффективного общения дистанцию. Так, исследователи проксемики советуют начинать беседу на социальной дистанции (120-360 см) для установления психологического контакта или получения общей информации. Далее, постепенно приближаясь к ключевым аспектам рассматриваемых вопросов, следователь может сокращать расстояние, вплоть до интимного (15-45 см). В такой ситуации у психически здорового человека, с которым следователь ведёт беседу, будет повышаться беспокойство и тревожность из-за вторжения в его личное пространство. Субъекту будет гораздо труднее скрывать информацию. Такое положение следователя повышает уровень тревоги у оппонента и побуждает его говорить правду.

Важным также является умение определять эмоциональную сферу участников уголовного судопроизводства во время проведения следственных и иных процессуальных действий. При опросе или допросе естественными будут признаки нервозности и соматического напряжения, вызываемого симпатической нервной системой. Эти реакции могут возникать из-за тревоги, вызванной ожиданием неминуемой угрозы. При допросе, например, актуализируются такие когнитивные реакции, как поиск в памяти необходимой информации, навыки саморегуляции, эмпатия, подавление возникшего чувства вины. Поэтому следует отметить, что тревожный ответ при допросе может быть вызван не только фактическим обманом (мы имеем в виду истинно позитивную тревогу) в ситуации вины, но и страхом быть ложно обвиненным (ложноположительная тревога) в ситуации невиновности [15]. Это различие проистекает не из эмоционального или психофизического проявления тревоги, а из разных причин тревожности. Так, нередко свидетели могут испытывать отрицательные эмоции при даче показаний (чаще всего страх или гнев). При этом тревожные состояния могут быть присущи и лицам, впервые контактирующим с правоохранительными органами, что не обязательно означает то, что они лгут или что-либо скрывают [3]. Этот момент имеет особое значение в тех случаях, когда стратегии обнаружения лжи полагаются исключительно на эмоциональное возбуждение, проявляемое в виде физиологических реакций, вызванных симпатической системой. К примеру, увидев эмоциональное возбуждение субъекта, следователь может сделать ошибочный вывод, что ему лгут и начать нагнетать обстановку строгости и напряженности. Такая ошибка может привести к психологическому отстранению субъекта и возрастанию его недоверия по отношению к следователю. Психически неустойчивые люди в такой ситуации способны дойти даже до самооговора, что только затруднит дальнейший процесс установления объективной истины по делу.

Для успешной коммуникации с участником уголовного судопроизводства следователю важно иметь представление о таких свойствах его личности, как темперамент и характер. И.Е. Пиков отмечает, «что знание темперамента, присущего человеку, дает возможность спрогнозировать вероятную динамику его поведения - общительность, замкнутость, уравновешенность, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, толерантность - и направить его поведение внутрь, если он интроверт, или вовне, если он экстраверт. Знание характера помогает установить отношение человека к себе, к окружающим, к труду и деятельности, к имуществу» [5].

Конечно же, наиболее эффективным способом определения темперамента и характера будет являться применение психодиагностических методик (к примеру, миннесотского многоаспектного личностного опросника или личностного опросника Г. Айзенка). Однако в рамках уголовного судопроизводства применить этот метод ко всем участникам следственных действий невозможно. Поэтому, как справедливо отмечает К. Леонгард, важнейшим средством определения особенностей человека является наблюдение за реакциями во время беседы и за его поведением в различных ситуациях [4]. Установив темперамент и базовые черты характера субъекта, следователь может учитывать их при дальнейшем взаимодействии, а также при планировании следственных и иных процессуальных действий. Так, М.И. Еникеев отмечает, что «допрашиваемые с более сильным типом нервной системы (флегматики, холерики, сангвиники), более устойчивы к воздействиям внешней среды. Меланхолики же при допросе намного более сензитивны и восприимчивы к эмоционально-этическим воздействиям» [3]. При допросе сильного и подвижного типа личности (сангвиника или холерика) рекомендуется поддерживать высокий темп, ритм и напряженность допроса. При допросе флегматика (сильного, уравновешенного и инертного типа личности) учитывают его медлительность и длительное время «втягивания» в допрос, при этом рекомендуется неторопливый темп беседы. Допрашивая меланхолика, следователю надлежит учитывать повышенную чувствительность, резкую и ранимую реакцию на похвалу и критику в свой адрес, склонность к охранительному торможению.

Перед общением с субъектом следователю надлежит учитывать возникшие предположения об уровне интеллектуального развития человека. Далее, в ходе взаимодействия следователь может подтвердить или опровергнуть свои предположения с помощью различных приёмов. Так, во время беседы следователь может «проронить» цитату из произведений классиков литературы и отследить реакцию субъекта, которая позволит понять, знает ли он цитируемое произведение. При общении на нейтральные темы, не затрагивающие напрямую факт совершенного преступления, допустимо эпизодически задавать вопросы на уровень общей эрудиции (например, сымитировать чувство озабоченности и попросить субъекта напомнить название столицы какого-либо государства, фамилию писателя, написавшего определённое произведение и т.п.). При оценке интеллектуальных способностей человека следует также обращать внимание на его словарный запас, учтивость, умение анализировать и критически мыслить. Информация, полученная следователем при изучении уровня развития интеллекта субъекта может помочь выстроить дальнейший план опроса или допроса. Помимо этого, такая информация будет учитываться следователем при планировании проведения иных следственных и процессуальных действий.

Выводы. Необходимо отметить, что достижение успеха в предварительном расследовании также зависит от психологических, мотивационных, ценностных и иных особенностей личности следователя. Исследователи, к примеру, полагают, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противопоказаны для следственной деятельности, однако именно холерический тип в настоящее время преобладает среди представителей юридических профессий [2]. Эффективность следователей с сангвиническим или флегматическим темпераментом проявляется по-разному при различных следственных действиях. Говоря об иных профессионально значимых качествах личности следователя, учёные выделяют такие качества, как честность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, высокий уровень правосознания, упорство при решении задач, умение отстаивать своё мнение, высокий уровень интеллектуального развития, наблюдательность, творческое мышление, эрудированность, умение устанавливать и

поддерживать психологический контакт, умение понимать внутренний мир человека, его мотивы и потребности, чувство юмора, адекватная самооценка, независимость, смелость и множество других [13].

Подводя итоги, следует сказать, что следователь на стадии предварительного расследования является основным субъектом применения специальных психологических знаний. С их помощью он может быстро установить психологический контакт с участником уголовного судопроизводства, определить его эмоциональную сферу, темперамент, характер и интеллектуальные способности. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов неоднократно затрагивалось в исследованиях ученых, однако на данном этапе ещё остаются пробелы [7, 8]. На сегодняшний день психологическому образованию следователей не уделяется должного внимания. Неумение следователя установить психологический контакт с тем или иным участником уголовного судопроизводства и грамотно выстроить стратегию взаимодействия с ним в конечном итоге может оказать отрицательное влияние на результативность его профессиональной деятельности.

Литература:

1. Алиев, М.Б. Идеальные следы в криминалистике и их значение в расследовании преступлений / М.Б. Алиев // Закон и право. - 2020. - № 2. - С. 168-170

2. Ахмедшин, РЛ. Лекции по правовой психологии: учебное пособие / Р.Л. Ахмедшин; Национальный исследовательский Томский государственный университет, Юридический институт. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. - 453 с.

3. Еникеев, М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М. И. Еникеев. -2-е изд., перераб. - Москва: Норма : Инфра-М, 2010. - 639 с.

4. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.

5. Пиков, И.Е. Учет особенностей темперамента и характера человека в процессе его допроса / И.Е. Пиков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133. - С. 152-158.

6. Прокурова, С.В. О значении психологических знаний, навыков и умений при проведении допроса / С.В. Прокурова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 79-87

7. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, А.А. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

8. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

9. Семенов, Ю.С. Семнадцать мгновений весны / Ю.С. Семёнов. - Санкт-Петербург: Амфора, 2015. - 343 с.

10. Трашкова, С.М. Некоторые психологические особенности проведения допроса / С.М. Трашкова, Л.Н. Айснер // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №3. - С. 1-4

11. Филонов, Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: (Методика контакт. взаимодействия). Препринт / Л.Б. Филонов. - Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. - 40 с.

12. Филонов, Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан / Л.Б. Филонов. - М.: АПО, 1992. - 76 с.

13. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [И.И. Аминов и др. ]. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с.

14. Dawn, Lomer. Breaking Through the Barriers in Investigation Interviews [Electronic resource]. - URL: https://www.i-sight.com/resources/breaking-through-barriers-in-investigation-interviews/

15. Yoo, S., Choi HH., Choi H-Y, Yun S, Park H, Bahng H, et al. (2020) Neural correlates of anxiety under interrogation in guilt or innocence contexts. PLoS ONE 15(4) [Electronic resource]. - URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0230837

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация. Проблема качества подготовки профессионально-педагогических кадров сегодня достаточно актуальна. Автор рассматривает вопросы профессионального становления бакалавров педагогических университетов. Наиболее ярко кризисные профессиональные переломы у будущих педагогов проявляются по итогам педагогической практики. Конструктивное разрешение перелома определяется в первую очередь личностной активностью субъекта профессиональной деятельности. Педагогическая практика оказывает первостепенное влияние на траекторию профессионального развития студентов. Она должна быть направлена на развитие готовности демонстрировать в педагогической деятельности организаторские, коммуникативные способности, аналитико-рефлексивные качества. Представленное в работе исследование убедительно демонстрирует, что кризисный профессиональный перелом, возникающий у студентов после педагогической практики, более конструктивно преодолевают студенты, которые во время практики проводили как предметные занятия, так и внеаудиторную культурно-досуговую и воспитательную работу.

Ключевые слова: бакалавры, профессиональное становление, кризисные профессиональные переломы, педагогическая практика, субъектная активность, личностная и реактивная тревога.

Annotation. The problem of the quality of training of professional and pedagogical personnel is quite relevant today. The author examines the issues of professional formation of bachelors of pedagogical universities. The most pronounced crisis professional fractures in future teachers are manifested by the results of pedagogical practice. The constructive resolution of the fracture is determined primarily by the personal activity of the subject of professional activity. Pedagogical practice has a primary influence on the trajectory of professional development of students. It should be aimed at developing the willingness to demonstrate organizational, communicative abilities, analytical and reflective qualities in pedagogical activity. The research presented in the paper convincingly demonstrates that the crisis professional fracture that occurs in students after pedagogical practice is more constructively overcome by students who, during practice, conducted both subject classes and extracurricular cultural, leisure and educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.