ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
© Леванова А.Б.1
Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
В статье рассмотрена деятельность экспертов в области судебной медицины при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека, обозначена ее роль в процессе производства следственных действий, выявлены основные проблемы, связанные с раскрытием преступлений против жизни и здоровья.
Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, вещественные доказательства биологического происхождения, заключение эксперта, орудие преступления, характер повреждения.
Участие эксперта в расследовании уголовных дел значительно повышает эффективность следственных действий в раскрытии преступлений против личности, а иногда, разъяснения данные экспертом, являются единственным источником, который позволяет дать ответ на поставленные следователем вопросы в процессе расследования преступлений, к которым также относятся и преступления против жизни и здоровья человека. В силу неосведомленности в специальных вопросах области судебной медицины, следователем могут быть упущены доказательства, которые специалист в области медицины способен внести в ряд доказательств.
В совершаемых в настоящее время преступлениях против жизни и здоровья человека, поражают изобретаемые и извращенные способы их совершения, заметно увеличение проявления жестокости с элементами издевательства над людьми, а также причинение потерпевшему и иным лицам тяжкого психического и физического насилия. Для успешного расследования таких преступлений необходимо использовать не только уже известные средства, приемы и тактики, но и применять современные наукоемкие технологии [1]. Науки судебная медицина и судебная психиатрия, их расширяющиеся современные познания, раскрывают новые возможности их использования при расследовании различных категорий и видов преступлений.
При расследовании преступлений против жизни и здоровья человека возникают проблемы, связанные с нарушением процессов нормального функционирования человеческого организма. Специальные знания в области судебной медицины и медицины в целом позволяют следователю при производстве следственных действий использовать процессуальные возможно-
1 Студент Юридического факультета. Научный руководитель: Чепрасов М.Г., доцент кафедры Уголовного права и процесса, кандидат юридических наук.
сти наиболее точно, что не противоречит уголовно-процессуальному законодательству.
В производстве по уголовным делам специалист в области медицины, в том числе и судебной, играет важную роль на досудебном этапе производства. Именно медицинский работник может оказать помощь следователю в обнаружении следов преступления, воспроизводстве порядка действий преступника, составлении алгоритма следственных действий, направленных на раскрытие данного правонарушения, изобличение конкретных лиц в его совершении, установление других обстоятельств, которые подлежат доказыванию по уголовному делу.
Эксперт в области судебной медицины оказывает следователю помощь в выяснении обстоятельств, ранее установленных по уголовному делу, а также в постановке вопросов допрашиваемому лицу. Решающиеся при производстве расследования по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья человека вопросы, могут касаться различных обстоятельств, при которых лицу были причинены телесные повреждения различной степени тяжести, а также механизма их образования [2].
Для расследования преступлений против жизни и здоровья человека весомое значение имеет осмотр трупа, который обязательно производится с участием судебно-медицинского специалиста или врача соответствующей специальности, например врача скорой медицинской помощи.
Объектами судебно-медицинской экспертизы в таком случае выступают трупы, трупные материалы, вещества биологического происхождения, сле-дообразующие выделения человеческого организма, живых лиц (подозреваемого, обвиняемого). С помощью судебно-медицинской, судебно-биоло-гической и медико-криминалистической экспертиз решается множество вопросов, связанных с обстоятельствами совершенного преступления. При обнаружении трупа на месте происшествия устанавливается: какова причина наступления смерти, была ли смерть естественной или насильственно. В случае насильственной смерти устанавливают причины ее наступления, а также всевозможные обстоятельства, связанные с данным преступлением.
Немаловажное значение в раскрытии преступления имеет установление экспертом личности потерпевшего. При исследовании трупа эксперт определяет возраст потерпевшего, род его занятий, различные вредные привычки, при наличии таковых, перенесенные при жизни заболевания, операции, полученные ранее травмы.
В работе следователя часто возникает потребность в исследовании трупа, который прижизненно имел болезненные изменения тканей и органов, а также решении вопроса об установлении причины наступления смерти.
В практике нередко встречаются случаи необходимости производства судебно-медицинской экспертизы трупов, которые подверглись посмертным трупным изменениям на поздних сроках. Сложности в установлении об-
стоятельств по уголовному делу вызывают значительные изменения картины повреждений органов и тканей.
Ряд особенностей присуще расследованию уголовных дел, связанных с совершением убийства и последующим расчленением трупа. Большое значение при раскрытии и расследовании данных преступлений имеет производство судебно-медицинского исследования с целью установки места совершаемого преступления, обнаружения следов преступника, опознания личности убитого. Устанавливаются также события транспортировки частей трупа с места происшествия или их отсутствие. Судебно-медицинский эксперт предельно внимательно изучает линии расчленения, характер краев ран, распилов, кровоизлияний. Хрящи и кости подвергаются дополнительным исследованиям с целью выявления возможных следов орудий, которыми действовал преступник. По направлению и местам повреждений, следам крови, кровоподтекам устанавливают положение конечности при отчлене-нии. Уже при обнаружении различных частей трупа судебно-медицинский эксперт может дать ответ на вопрос, о наличии или отсутствии профессиональных навыков в секционной технике у преступника.
Объектами биологического исследования выступают вещественные доказательства со следами биологического происхождения. Эксперт устанавливает видовую принадлежность обнаруженных следов крови, их гендер-ную принадлежность, принадлежность крови подозреваемому или потерпевшему лицу. Также присутствует возможность определения специфических характеристик преступника, при исследовании оставленных им на месте происшествия следов выделений.
Чтобы установить значимость судебно-медицинского эксперта в установлении истины по уголовному делу, были изучены несколько заключений СМЭ живых лиц и трупов.
Прежде всего, нужно установить основные вопросы, которые будут заданы эксперту о наличии и характере повреждений. Диагноз решается и указывается в выводах (заключении) с использованием общепринятой терминологии. Часто характер травмы устанавливает при осмотре сразу: рана, кровоподтек, ссадина. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные исследования, например, рентгенография, с целью обнаружения возможного перелома или, при подозрении на повреждение внутренних органов - ультразвукового исследования. В иных случаях может стать необходимой консультация специалиста узкого профиля, например, при подозрении на сотрясение головного мозга-невролога, при установлении причины снижения зрения и его степени - окулиста, при подозрении на угрожающий выкидыш - акушера-гинеколога.
Исследования показывают, что в 10-15 % случаях, даже при повторно направленном ходатайстве, лицо, назначившее экспертизу (обследование) либо не отвечает на запрос, либо ограничиваться отпиской о том, что мате-
риалы (чаще всего рентгенограммы) утеряны. Другая проблема в том, что на экспертизу нередко представляются недопустимые вследствие недостаточности, доказательства, документы, не предусмотренные какими-либо нормативными документами (справки, медицинские карты СОП (стационар однодневного пребывания). Причем они непригодны не только по процессуальным требованиям, но и потому, что чаще всего не содержат объективных данных для использования их в заключении. Вот несколько примеров экспертиз по таким документам: 1) В справке в четыре строки указано, что на брюшной стенке слева непроникающая рана. Осмотр, ПХО (первичная хирургическая обработка), наложены швы. Диагноз не проставлен. Однако эксперт без осмотра больного и изучения допустимых документов делает вывод о непроникающей ране, приведшей к лёгкому вреду здоровья. 2) Справка медпункта в 3 строки приводятся диагноз: гематома, кровоизлияние верхнего века правого глаза. Вывод: вред здоровья не причинен. 3) В постановлении ГИБДД указано, что повреждения нанесены при столкновении автомашин. В медицинской карте СОП только диагноз: ушибленная рана головы (без размеров, глубины, локализации, признаков). Выводы повторяют характер повреждения, содержат квалификацию - лёгкий вред здоровью и даже указывают на возможность получения травмы внутри автомашины. И всё без какой-либо мотивировки. Приведенные примеры нельзя назвать экспертизой.
Используя дополнительные методы исследования, а также исходя из характера и особенностей повреждения, определяют вид и особенности орудия. При отсутствии признаков, позволяющих судить об орудии совершения преступления, в заключении указывается только вид повреждения. Так, о кровоподтеке или ссадине неопределенной формы указывается, что повреждение нанесено тупым предметом. Если же особенности подобного рода повреждений позволяют подозревать какой-то определенный предмет, то это указывается в заключении. От удара палками, пряжками ремня, кастетами, при укусе зубами человека на теле могут остаться ссадины или кровоподтеки, повторяющие формы поверхности соударения, которые позволяют по форме, размерам, взаиморасположению деталей при нескольких повреждений, высказаться о возможности действия определенного предмета. В других случаях нельзя упустить возможность определить особенность вида орудия. Тупогранная и сферическая поверхность тупого предмета, односторонне-острое колюще-режущее орудия, локализация, множественность, признаки скольжения на поверхности повреждений или вдавленного перелома, признаки сотрясения тела или отпечатки проектора в совокупности дают возможность эксперту высказаться о транспортной травме, падении с высоты и т.п.
Например, по подозрению в нанесении колото-резаной раны девушке, которую поздним вечером провожал молодой человек. К утру в своей комнате девушка была обнаружена мёртвой в луже крови с признаками острой
кровопотери, источником которой была колото-резаная рана по внутренней поверхности левого бедра с повреждением стенки бедренной артерии. Осмотр места происшествия показал, что повреждение она могла получить при попытке проникновения в собственную квартиру через окно, и, разбив оконное стекло, с подоконника упала на его осколок. При судебно-медицинском исследовании кожной раны, расположенной на внутренней поверхности левого бедра химическим и контактно диффузионным методом металлизации не обнаружено, из стенок просвета её, с помощью стереомикроско-пии извлечены прозрачные мелкие осколки. На фотоконтактограмме каждый микроосколок давал ореол тени, характерный для осколков стекла. Эти объективные данные подтвердили версию следователя, и подозрения с молодого человека были сняты.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что специальные медицинские знания играют важную роль при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека. Их использование повышает качество раскрываемости данного вида преступлений, а также позволяет установить многие обстоятельства дела, ранее не выявленные или в силу специфики вопроса, пропущенные следователем.
Существует потребность в обобщении теории и анализе практики использования и применения специальных судебно-медицинских знаний при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека. Большое значение имеет организация постоянного взаимодействия судебно-медицинских учреждений с органами дознания, следствия, судом, конечная цель, которой - повышение эффективности работы по раскрытия и расследованию преступлений. Целесообразно проведение различных совместных семинаров, конференций сотрудников предварительного расследования и судебно-медицинских экспертов для обмена опытом и повышения взаимодействия. Все это, несомненно, будет способствовать достижению целей уголовного правосудия.
Список литературы:
1. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. -М., 2010. - 325 с.
2. Кустов А.М. Судебная медицина в расследовании преступлений: курс лекций. - М., 2015. - 448 с.