Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ КОНЦАXX ВЕКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ КОНЦАXX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / правонарушения несовершеннолетних / профилактика / советский подход / модернизация. / Russian Federation / juvenile delinquency / prevention / Soviet approach / modernization.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

В настоящее время профилактика правонарушений в подростково-юношеской среде является одним из направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации, требующих качественного совершенствования. В этой связи объективно необходимым становится обращение к истории развития системной работы заинтересованных субъектов в данной сфере. В рамках настоящей статьи рассмотрены отдельные вопросы эволюции сущности и содержания профилактики преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в период становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью, резким ухудшением криминогенной ситуации в стране и, как следствие, значительным повышением уровня противоправной активности подраставшего поколения. В процессе исследования разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE SOVIET EXPERIENCE IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN POST-SOVIET RUSSIA AT THE END OF THE 20TH CENTURY

Currently, the prevention of offenses in the adolescent environment is one of the areas of law enforcement in the Russian Federation that require qualitative improvement. In this regard, it is objectively necessary to turn to the history of the development of the systemic work of stakeholders in this area. Within the framework of this article, certain issues of the evolution of the essence and content of the prevention of crimes and administrative offenses of minors in specific historical conditions that developed during the formation of the new Russian statehood and were characterized by a global transformation of all spheres of society, extremely high dynamism of economic, social, political processes, ideological and spiritual and moral uncertainty, a sharp deterioration in the criminogenic situation are considered in the country and, as a result, a significant increase in the level of illegal activity of the younger generation. In the process of researching diverse historical sources, both published and archived, general scientific and general historical methods were used to ensure the reliability, comprehensiveness and concreteness of the results obtained.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ КОНЦАXX ВЕКА»

УДК 94(470)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ КОНЦАXX ВЕКА

© 2024 С. А. Бражников1, А. В. Третьяков2

1 кандидат исторических наук, доцент кафедра истории России, докторант

e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2доктор исторических наук, профессор кафедра истории России, профессор e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В настоящее время профилактика правонарушений в подростково-юношеской среде является одним из направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации, требующих качественного совершенствования. В этой связи объективно необходимым становится обращение к истории развития системной работы заинтересованных субъектов в данной сфере. В рамках настоящей статьи рассмотрены отдельные вопросы эволюции сущности и содержания профилактики преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в период становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью, резким ухудшением криминогенной ситуации в стране и, как следствие, значительным повышением уровня противоправной активности подраставшего поколения. В процессе исследования разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов.

Ключевые слова: Российская Федерация, правонарушения несовершеннолетних, профилактика, советский подход, модернизация.

USING THE SOVIET EXPERIENCE IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN POST-SOVIET RUSSIA AT THE END OF THE 20TH CENTURY

© 2024 S. A. Brazhnikov1, A.V. Tretyakov2

1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, doctoral student e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Professor

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Kursk State University

Currently, the prevention of offenses in the adolescent environment is one of the areas of law enforcement in the Russian Federation that require qualitative improvement. In this regard, it is objectively necessary to turn to the history of the development of the systemic work

of stakeholders in this area. Within the framework of this article, certain issues of the evolution of the essence and content of the prevention of crimes and administrative offenses of minors in specific historical conditions that developed during the formation of the new Russian statehood and were characterized by a global transformation of all spheres of society, extremely high dynamism of economic, social, political processes, ideological and spiritual and moral uncertainty, a sharp deterioration in the criminogenic situation are considered in the country and, as a result, a significant increase in the level of illegal activity of the younger generation. In the process of researching diverse historical sources, both published and archived, general scientific and general historical methods were used to ensure the reliability, comprehensiveness and concreteness of the results obtained.

Keywords: Russian Federation, juvenile delinquency, prevention, Soviet approach, modernization.

В последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция активизации деятельности по разработке и реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений. Президент РФ В. В. Путин утвердил Стратегию национальной безопасности РФ [1], предусматривающую решение задачи предупреждения проявлений радикализма, профилактики экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи. Совершенствование механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обозначено в качестве одной из ключевых задач Десятилетия детства (2018-2027 годы), объявленного в РФ президентским указом [2], и предполагает реализацию в установленном порядке следующих основных мер:

1) снижение числа правонарушений в подростково-юношеской среде, в том числе повторных;

2) обеспечение прав детей на проживание и воспитание в семье;

3) защита прав детей, подростков, юношей и обеспечение для них благоприятной жизненной перспективы;

4) повышение эффективности функционирования механизмов управления субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) модернизация существующих и разработка новых технологий, форм и методов профилактической работы в подростково-юношеской среде;

6) повышение уровня профессиональной подготовки кадров, задействованных в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3].

Все это предопределяет актуальность разноформатного исследования исторического опыта развития системной деятельности по профилактике правонарушительства несовершеннолетних и последующего учета полученных результатов применительно к современной правоохранительной практике.

Целью исследования, проведенного в рамках настоящей статьи, стало изучение отдельных аспектов истории модернизации советского подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних. Его объектом выступила государственная политика РФ в сфере противодействия правонарушительству.

Источниковая база исследования включает как опубликованные материалы в виде ряда печатных изданий, так и материалы, находящиеся на архивном хранении. Характеризуя источники, привлеченные к исследованию, следует выделить среди них официальные документы нормативного характера, которые содержат важнейшую информацию по теме статьи. В них нашли отражение сущность и содержание трансформирования системной работы по профилактике правонарушительства несовершеннолетних в рассматриваемый период.

Исследование проведено исходя из принципов объективности и историзма с применением метода причинно-следственного анализа, метода ситуационного анализа, историко-генетического метода, хронологического метода.

Во время существования СССР была создана система профилактики правонарушений несовершеннолетних, включавшая совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний [4]. В первые годы после ликвидации СССР на территории РСФСР-РФ она еще продолжала в определенной степени функционировать в рамках модернизации советского подхода к профилактике подростково-юношеского правонарушительства, подвергаясь при этом воздействию комплекса объективных и субъективных факторов.

Ход и результаты работы по обновлению концепции профилактики противоправных проявлений в среде несовершеннолетних нашли отражение в различных официальных документах соответствующих органов и должностных лиц РСФСР-РФ. При этом следует отметить то, что важнейшую роль в профилактике противоправного поведения подростково-юношеского контингента играли прокуратура, координировавшая деятельность правоохранительных органов в данной сфере, и органы внутренних дел, в структуре которых действовали специализированные подразделения, осуществлявшие предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Значимым событием в рамках формирования новой системы профилактики подростково-юношеского правонарушительства стало введение в действие с 18.02.1992 Закона РФ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», который заменил утративший силу на территории РФ Закон СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР».

В связи с обновлением законодательной основы прокурорской деятельности Генеральный прокурор РФ В. Г. Степанков 11.02.1992 издал приказ № 7, в котором, с учетом текущего состояния прокурорско-следственной практики, определил первоочередные задачи органов прокуратуры всех уровней. В частности, в данном нормативном правовом акте содержались требования о том, чтобы в новых условиях каждый прокурорско-следственный работник действовал целеустремленно, энергично, вел поиск эффективных форм деятельности, реально обеспечивал защиту прав и интересов граждан, общества и государства. Кроме того, В. Г. Степанков указал на особую значимость повышенной заботы о несовершеннолетних, а также о многодетных родителях, нуждавшихся в социальной и правовой защите. В целях обеспечения прав и законных интересов данных категорий граждан он предложил всем работникам прокуратуры реализовывать предоставленные законодательством полномочия по собственному усмотрению [5].

Руководство МВД России рассматривало совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних как одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел в 1992 г. [6].

Правительство РФ 17.09.1992 издало Постановление № 723, в соответствии с которым предусматривалась реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних и приемников-распределителей органов внутренних дел с образованием на их базе сети социальных учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий, а также для содержания несовершеннолетних, лишившихся по различным причинам родительского попечения. Проведение мероприятий по реорганизации было поручено МВД России, Минсоцзащиты России, а также заинтересованным министерствам и ведомствам [7].

Вопросы корректировки системной деятельности заинтересованных субъектов в сфере профилактики правонарушительства стали предметом обсуждения на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ по итогам работы в 1992 г., где выступивший с информацией Генеральный прокурор РФ В.Г. Степанков, в частности, отметил, что с распадом старой государственности прекратила свое существование и ориентированная на нее система предупреждения правонарушений. Он указал на необходимость создания такой системы заново, с учетом новых реалий [8].

Положения о необходимости проведения работы по модернизации подходов к реализации мер в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних также нашли закрепление в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации от 03.06.1993 [9].

06.08.1993 МВД России издало приказ № 390, который детально регламентировал задачи и функции милиции, подразделений предварительного расследования в области профилактики подростковой преступности, установил меры, применявшиеся в целях предупреждения преступности. Координация оперативно-служебной деятельности соответствующих служб и подразделений, взаимодействия с иными заинтересованными субъектами по вопросам предупреждения подростково-юношеской преступности осуществлялась руководителями органов внутренних дел. МВД России, органы внутренних дел субъектов РФ осуществляли руководство, организационную и методическую поддержку в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, подготовку совместно с иными уполномоченными субъектами программно-целевых документов, а также участвовали в организации криминологических исследований и анализировали результативность реализации положений различных нормативных правовых актов по проблемам профилактики преступности несовершеннолетних [10].

Комплексная работа по модернизации сложившегося в советский период и продолжавшего в определенной степени применяться в РФ подхода к профилактике подростково-юношеского правонарушительства была начата на основании Указа Президента РФ Б. Н. Ельцина от 06.09.1993 № 1338 [11]. Данный нормативный правовой акт заложил основы для формирования в РФ новой системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основой организации и функционирования этой системы стал переход от карательных мер в обращении с неблагополучными детьми к охранно-защитным [12].

12.12.1993 была принята Конституция РФ [13], определившая статус РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, она установила гарантии:

- обеспечения государственной поддержки материнства, отцовства, детства и семьи;

- развития системы социальных служб;

- социальной защиты в виде государственных пенсий, пособий.

Статья 38 Конституции РФ определила заботу о детях и их воспитание как равное право и обязанность родителей и гарантировала государственную защиту семьи, материнства и детства в РФ.

Конституция РФ закрепила систему федеративного устройства страны, а также разграничила предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. К совместному ведению РФ и ее субъектов были отнесены:

- общие вопросы образования, воспитания, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- защита материнства, отцовства, детства и семьи;

- социальная защита, включая социальное обеспечение.

Коллегия МВД России 08.02.1994 подвела итоги работы органов внутренних дел за 1993 г. и определила задачи по укреплению правопорядка. В своем решении коллегия указала руководителям органов внутренних дел всех уровней на необходимость реального включения профилактики правонарушений в перечень важнейших направлений служебной деятельности. Им было предложено уделить особое внимание реализации мер по профилактике подростково-юношеского правонарушительства, предусмотренных соответствующими нормативными актами Президента РФ [14].

В Послании Президента РФ Б.Н. Ельцина Федеральному собранию от 24.02.1994 преступность рассматривалась как угроза национальной безопасности РФ. Кроме того, в этом документе была отмечена высокая степень востребованности кардинально новой системы предупреждения правонарушений и детско-подростковой безнадзорности, формирования сети государственных и общественных структур, предназначенных для осуществления полноценной социальной защиты и коррекции поведения детей, подростков, юношей [15]. Особая значимость создания систем ювенальной юстиции и предупреждения правонарушительства несовершеннолетних, основанных на новых принципах, констатировалась также в основных направлениях программы исследования «Пути и формы укрепления российского государства», утвержденных Б. Н. Ельциным 29.04.1994 [16]. Программа данного исследования была разработана Институтом государства и права Российской академии наук.

В этих условиях руководство Генеральной прокуратуры РФ требовало от прокуроров всех уровней обращать повышенное внимание на обеспечение выполнения положений законодательства, регламентировавших особенности предупреждения подростково-юношеского правонарушительства, судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также обеспечить реализацию необходимого комплекса мер, направленных на охрану прав детей и подростков, выявление и устранение причин и условий, способствовавших их противоправному поведению [17]. В частности, прокурорам субъектов РФ были поставлены задачи по укреплению подразделений по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних квалифицированными, опытными прокурорскими кадрами, способными эффективно работать в новой обстановке, когда средства профилактики, применявшиеся в советский период, оказывались низкоэффективными [18].

В качестве важного элемента модернизации советского подхода к профилактике правонарушительства в подростково-юношеской среде следует рассматривать Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которым были признаны недействующими и утратившими силу морально устаревшие нормативные правовые акты, изданные в СССР [19; 20] и РСФСР [21; 22], регулировавшие участие общественных структур и отдельных граждан в воспитательно-профилактической работе с детьми, подростками, юношами.

14.09.1995 Б. Н. Ельцин утвердил Национальный план действий в интересах детей. В этом документе были определены основные аспекты осуществлявшейся на федеральном уровне нормотворческой работы в сфере обеспечения и защиты прав детей, направленной:

- на корректировку законодательства с целью исключения его положений, не соответствовавших условиям рыночной экономики и не способных предупреждать их пагубное влияние на жизнедеятельность подрастающего поколения;

- на разработку правовых норм, направленных на противодействие алкоголизации, наркотизации, морально-нравственному разложению детско-подростковой среды;

- на закрепление в законодательстве повышенной юридической ответственности совершеннолетних лиц за вовлечение детей, подростков, юношей в преступную деятельность;

- на обеспечение правового информирования всех заинтересованных субъектов о положениях законодательства в сфере обеспечения интересов семьи и детей [23].

В октябре 1995 г. в журнале «Милиция» была опубликована информация о встрече Б. Н. Ельцина с руководящим составом МВД России, в ходе которой он указал на то, что профилактика преступности несовершеннолетних должна являться одной из наиболее важных задач для органов внутренних дел [24].

Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов, выступая с докладом по итогам работы за 1995 г. на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, отметил, что государственная система профилактики детской безнадзорности фактически перестала существовать. Он проинформировал коллегию о том, что в отчетном периоде прокурорами всех уровней проделан значительный объем работы по восстановлению и последующему разумному реформированию разрушенных организационных механизмов и органов профилактики. Наиболее результативно эта работа проводилась в Республике Хакасия, Владимирской области, Ростовской области, Саратовской области [25].

Руководство Минобразования России по итогам 1995 г. положительно оценило проведенную в ряде субъектов РФ работу по созданию центров психолого-педагогической реабилитации детей, подростков и юношей, имевших отклонения в поведении. Такие учреждения являлись основой для перехода от административно-карательных мер к всесторонней психолого-медико-педагогической и социально-правовой поддержке детей, входивших в группы социального риска [26].

С 01.03.1996 был введен в действие Семейный кодекс РФ. В этой связи утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969. Кроме того, со дня введения в действие Семейного кодекса РФ на территории РФ прекратили действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27.06.1968.

В статье 63 Семейного кодекса РФ получили правовое закрепление обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе об их здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии.

В статье 121 Семейного кодекса РФ были закреплены обязанности органов опеки и попечительства по установлению детей, подростков и юношей, оставшихся без родительского попечения, осуществлению учета таких несовершеннолетних, их дальнейшему устройству и контролю за условиями проживания.

Руководство МВД России, оценивая результаты работы органов внутренних дел в 1995 г., отмечало, что осложнение криминальной ситуации в значительной мере было связано с недостаточно активной профилактической деятельностью. Восстановление ее потенциала шло недопустимо медленно. В целом ряде регионов снижение действенности профилактики негативно сказывалось на состоянии подростковой преступности. Устойчивый рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, наблюдался в Ленинградской, Пермской, Свердловской, Читинской областях. В качестве первоочередных мер корректировки организации работы специализированных подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних МВД России предлагались следующие:

1) пересмотр подходов к отбору и комплектованию кадров, предполагавший замещение вакантных должностей квалифицированными сотрудниками, уже имевшими опыт оперативно-разыскной и профилактической деятельности;

2) запрет на отвлечение сотрудников данных подразделений на выполнение

не свойственных им задач;

3) принятие мер к укреплению взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних с аппаратом уголовного розыска, следственными и другими подразделениями;

4) обеспечение решения задачи предупреждения подростковой преступности с позиций комплексного подхода, предусматривавшего тесную взаимосвязь оперативных и общепрофилактических мероприятий [27].

Важное значение для развития системы профилактики подростково-юношеского правонарушительства имела Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России от 20.03.1996, которая включала отдельные меры, направленные на повышение эффективности служебной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. В частности, в соответствии с ее положениями эти подразделения были обособлены в качестве самостоятельного элемента в структуре милиции общественной безопасности, что способствовало повышению их административно-правового статуса [28].

Генеральная прокуратура РФ также уделяла внимание приведению системной работы по профилактике правонарушений в подростково-юношеской среде в соответствие с социально-экономическими и правовыми реалиями. Так, Ю.И. Скуратов, выступая на страницах журнала «Законность» в декабре 1996 г., отмечал необходимость разработки принципиально новой системы социальной профилактики преступности с учетом полезного опыта, полученного в 1970-80-е гг. [29]. Он требовал от прокуроров всех уровней:

- обеспечения неукоснительного исполнения положений законодательства в сфере предупреждения подростково-юношеской преступности, и прежде всего ее организованных форм;

- осуществления надлежащего надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия;

- широкого применения предоставлявшихся законодательством полномочий в сфере обеспечения защиты детства, профилактики безнадзорности и правонарушительства среди несовершеннолетних [30]. Конкретные задачи по разработке такой системы были поставлены органам прокуратуры решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.1998 [31].

Важной составной частью обновленного законодательства в области профилактики правонарушительства несовершеннолетних стал Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который закрепил гарантии государственной защиты детей, подростков, юношей от вредоносного информационно-пропагандистского и агитационного воздействия, а также обязал органы публичной власти всех уровней обеспечивать заботу о несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [32].

В декабре 1998 г. Министерство труда России обобщило результаты работы по созданию обновленной государственной системы социальной профилактики, направленной на обеспечение необходимой поддержки и защиты несовершеннолетних, находившихся в трудной жизненной ситуации в 1992-1998 гг. В качестве наиболее значимого показателя этой работы был отмечен многократный рост числа введенных в эксплуатацию специализированных социально-реабилитационных учреждений для детей, подростков, юношей. Их общее количество в РФ за указанный период увеличилось с 4 до 614 [33].

Главным событием в рамках модернизации советского подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних стало вступление в силу Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних» [34]. В этой связи утратили силу, а также прекратили свое действие на территории РФ нормативные правовые акты, изданные в СССР [35] и РСФСР [36], регламентировавшие работу государственных и негосударственных субъектов, задействовавшихся в предупреждении правонарушительства среди несовершеннолетних. В нем получил системное законодательное оформление новый, соответствовавший требованиям времени перечень субъектов профилактики подростково-юношеского правонарушительства, а также были определены основополагающие начала, задачи, функции и направления их работы. Этот законодательный акт финализировал процесс модернизации советского подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних в РФ и заложил надежную основу для эффективного противодействия на качественно новом уровне накоплению противоправного потенциала подрастающим поколением.

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие основные выводы.

1. После ликвидации СССР работа по воспитанию подраставшего поколения, профилактике детско-подростковой безнадзорности, правонарушительства в подростково-юношеской среде продолжала проводиться, поскольку нормативная база, предусматривавшая ее обязательное осуществление, действовала в неизменном виде. Процесс корректировки нормативных правовых актов и иных руководящих документов, относившихся к советскому периоду, шел крайне медленно.

2. Модернизация советского подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних в основном велась путем разработки и реализации комплекса тесно взаимосвязанных организационных и правотворческих мероприятий, направленных на обновление перечня и обеспечение полноценного функционирования субъектов профилактической деятельности.

3. Эффективность превентивного воздействия заинтересованных субъектов на развитие детско-подростковой безнадзорности и подростково-юношеского правонарушительства в целом была низкой, особенно в начале 1990-х гг., когда в правоохранительной практике по инерции продолжали применяться в неизменном виде не соответствовавшие требованиям времени формы и методы профилактической работы, разработанные в советский период.

4. Модернизация советского подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних в период с конца 1991 г. по 1999 г., наряду с организационным обеспечением деятельности ее субъектов и социальной защитой детей, и семей с детьми являлась одним из основных направлений становления новой системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в РФ.

Библиографический список

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. - 2021. - № 27. - Ч. 2. - Ст. 5351.

2. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 // Российская газета. - 2017. - 30 мая.

3. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р // СЗ РФ. - 2017. - № 14. - Ст. 2088.

4. Ветров, Н. И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста: учебное пособие / Н. И. Ветров. - Москва, 1981. - С. 9.

5. О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»: приказ Генпрокуратуры РФ

от 11.03.1992 № 7 // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2024).

6. Об основных направлениях оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на 1992 год: приказ МВД РФ от 09.03.1992 № 71 // Отделение архивной информации и реабилитации ИЦ УМВД России по Курской области (ОАИиР ИЦ УМВД РФ по КО). - Ф. 6. - Оп. 1-в. - Д. 546. - Л. 151-159.

7. Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»: Постановление Правительства РФ от 17.09.1992 № 723 // ГА РФ. - Ф. 10200. - Оп. 1. -Д. 24. - Л. 71-73.

8. Степанков, В. Г. Предназначение прокуратуры - стоять на страже закона / В. Г. Степанков // Законность. - 1993. - № 3. - С. 5.

9. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-I // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 903.

10. Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД РФ от 06.08.1993 № 390 // ОАИиР ИЦ УМВД РФ по КО. - Ф. 6. - Оп. 1-в. - Д. 556. -Л. 216-237.

11. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента РФ от 06.09.1993 № 1338 // СА Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 37. - Ст. 3449.

12. Мирсагатова М.Н. Детская безнадзорность и новый закон / М. Н. Мирсагатова // Соц. обеспеч. - 1999. - № 11. - С. 19.

13. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

14. Об объявлении решения коллегии МВД России от 8 февраля 1994 года № 1 км: приказ МВД РФ от 14.02.1994 № 50 // ОАИиР ИЦ УМВД РФ по КО. - Ф. 6. -Оп. 1-в. - Д. 563. - Л. 135-141.

15. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Президента РФ ФС от 24.02.1994 // Российская газета. - 1994. - 25 февраля.

16. Об исследовательской программе «Пути и формы укрепления российского государства»: Указ Президента РФ от 29.04.1994 № 848 // СЗ РФ. - 1994. - № 2. -Ст. 84.

17. О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении: приказ Генпрокуратуры РФ от 29.06.1994 № 31 // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращ.: 05.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних: приказ Генпрокуратуры РФ от 18.05.1995 № 30 // КУВО ГАВО. - Ф. Р-2700. - Оп. 2. - Д. 2549. - Л. 116-119.

19. Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка: Указ Президиума ВС СССР от 20.05.1974 № 6007-VIII // ВВС СССР. - 1974. - № 22. - Ст. 326.

20. Об общественных объединениях: Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-I // ВСНД СССР и ВС СССР. - 1990. - № 42. - Ст. 839.

21. Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов: Указ Президиума ВС РСФСР от 11.03.1977 // ВВС РСФСР. - 1977. - № 12. - Ст. 254.

22. Об утверждении Положения об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 25.06.1980 // ВВС РСФСР. - 1980. - № 27. -Ст. 772.

23. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 942 // СЗ РФ. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

24. Президент России Борис Ельцин: «Борьбу с преступностью нельзя отложить на завтра» // Милиция. - 1995. - № 10. - С. 2.

25. Главное - охрана конституционных прав и свобод человека // Законность. -1996. - № 3. - С. 6.

26. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году // Вестн. образ. - 1996. - № 4. - С. 53-54.

27. Министр внутренних дел России генерал армии Анатолий Куликов: «Стабильное развитие государственности невозможно без обуздания преступности» // Милиция. - 1996. - № 1. - С. 12.

28. О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ: приказ МВД России от 20.03.1996 № 145 // ОАИиР ИЦ УМВД РФ по КО. - Ф. 6. -Оп. 1-в. - Д. 582. - Л. 39-50.

29. Скуратов Ю. И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка / Ю. И. Скуратов // Законность. - 1996. - № 12. - С. 5-6.

30. Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью: приказ Генпрокуратуры РФ от 26.06.1997 № 34 // КУВО ГАВО. - Ф. Р-2700. - Оп. 2. -Д. 2673. - Л. 51-56.

31. Выписка из протокола № 1 заседания коллегии Генпрокуратуры РФ от 30.01.1998 // КУВО ГАВО. - Ф. Р-2700. - Оп. 2. - Д. 2728. - Л. 184-189.

32. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 5 августа.

33. «Дети улицы» // Соц. обеспеч. - 1998. - № 12. - С. 29-33.

34. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

35. Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Указ Президиума ВС СССР от 15.02.1977 № 5266-1Х // ВВС СССР. - 1977. - № 8. - Ст. 138.

36. Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних: Указ Президиума ВС РСФСР от 13.12.1967 № 212/1 // ВВС РСФСР. - 1967. - № 51. - Ст. 1239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.