Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье рассмотрено организационно-правовое обеспечение модернизации системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации после ликвидации Союза Советских Социалистических Республик. Исследование проведено на общегосударственном уровне с привлечением нормативных и документальных материалов, содержащих официальную информацию, интерпретированную должностными лицами высших органов государственной власти Российской Федерации, которые были непосредственно задействованы в разработке и реализации организационно-практических мер по формированию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также в контроле и надзоре за этой работой в 1991 - 1999 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF TRANSFORMING THE SOVIET SYSTEM FOR PREVENTING JUVENILE DELINQUENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION (1991-1999)

The article deals with the organizational and legal support for the modernization of the system of prevention of juvenile delinquency in the Russian Federation after the liquidation of the Union of Soviet Socialist Republics. The study was carried out at the national level with the help of normative and documentary materials containing official information interpreted by officials of the highest State authorities of the Russian Federation, who were directly involved in the development and implementation of organizational and practical measures for the formation of a system for the prevention of juvenile delinquency, as well as in the monitoring and supervision of this work in 1991-1999.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.)»

С. А. Бражников, кандидат исторических наук

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(1991—1999 гг.)

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF TRANSFORMING THE SOVIET SYSTEM FOR PREVENTING JUVENILE DELINQUENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

(1991—1999)

В статье рассмотрено организационно-правовое обеспечение модернизации системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации после ликвидации Союза Советских Социалистических Республик.

Исследование проведено на общегосударственном уровне с привлечением нормативных и документальных материалов, содержащих официальную информацию, интерпретированную должностными лицами высших органов государственной власти Российской Федерации, которые были непосредственно задействованы в разработке и реализации организационно-практических мер по формированию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также в контроле и надзоре за этой работой в 1991—1999 годах.

The article deals with the organizational and legal support for the modernization of the system ofprevention of juvenile delinquency in the Russian Federation after the liquidation of the Union of Soviet Socialist Republics.

The study was carried out at the national level with the help of normative and documentary materials containing official information interpreted by officials of the highest State authorities of the Russian Federation, who were directly involved in the development and implementation of organizational and practical measures for the formation of a system for the prevention ofjuvenile delinquency, as well as in the monitoring and supervision of this work in 1991—1999.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в Российской Федерации на государственном уровне, является обеспечение благополучного и безопасного детства. Период с 2018 года по 2027 год объявлен указом Президента Российской Федерации Десятилетием детства [1]. Плановые мероприятия, предусмотренные для реализации в этот временной промежуток, предполагают разработку и реализацию мер по совершенствованию механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды [2].

В этих условиях всестороннее изучение становления и развития системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних приобретает особую актуальность и значимость, поскольку дает возможность с научных позиций проанализировать сущность и содержание данных процессов и использовать полученные результаты в рамках со-

вершенствования профилактической работы с подрастающим поколением в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики.

Цель настоящей работы — комплексное исследование нормативных и документальных источников, отражающих ход систематизации деятельности уполномоченных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации в период с конца 1991 года по 1999 год.

Анализ привлеченных к исследованию материалов показал, что ведущая роль в осуществлении специальной профилактики противоправной активности несовершеннолетних принадлежала органам внутренних дел. Руководством МВД России предпринимались определенные меры по обновлению правовой основы профилактики правонарушений в подростковой среде.

Совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних было включено

министром внутренних дел Российской Федерации в перечень основных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на 1992 год [3].

Приказом МВД России от 14 июля 1992 года № 231 была утверждена Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции [4], установившая перечень обязанностей участкового инспектора милиции в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

В соответствии с п. 4 приказа МВД России от 14 июля 1992 года № 231 был признан утратившим силу приказ МВД СССР от 20 апреля 1987 года № 87 «О задачах органов внутренних дел по выполнению решений партии и правительства о мерах по совершенствованию работы участковых инспекторов милиции».

Приказом МВД России от 18 января 1993 года № 17 [5] был утвержден Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, который закрепил перечень обязанностей патрульно-постовых нарядов милиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с п. 5 приказа МВД России от 18 января 1993 года № 17 Устав патрульно-постовой службы советской милиции, утвержденный Приказом МВД ССР от 20 июля 1974 года № 200, больше не подлежал применению в системе МВД России.

3 июня 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были одобрены Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации [6]. Данный документ закрепил концептуальные положения, предусматривавшие обновление подхода к осуществлению мер, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и создание в этих целях соответствующих структур по защите прав детей и подростков в системе органов исполнительной власти всех уровней.

6 августа 1993 года МВД России было утверждено Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений [7], которое определило задачи и обязанности сотрудников милиции общественной безопасности и криминальной милиции, подразделений дознания и предварительного следствия в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, а также перечень основных предупредительных мер и критерии оценки работы по предупреждению преступлений.

Начало комплексной работы по трансформированию продолжавшей функционировать в Российской Федерации советской системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних было положено Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [8], который определил перечень субъектов, входивших в государственную систему про-

филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и урегулировал вопросы координации их деятельности. В соответствии с этим документом были образованы:

1) в структуре органов социальной защиты населения — специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждавшихся в социальной реабилитации;

2) в структуре органов образования — специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также специальные (коррекци-онные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имевших отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. Кроме того, данным нормативным правовым актом предусматривалась ликвидация приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел с последующим образованием на их основе центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

24 февраля 1994 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин обратился с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором отметил необходимость разработки принципиально новой системы предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создания сети государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения [9].

Важным событием в рамках трансформирования советской системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних стало вступление в силу Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [10], закрепившего важнейшие положения, касающиеся возможностей участия общественных структур в профилактике противоправного поведения детей и подростков. В соответствии со ст. 49 данного нормативного правового акта были признаны:

1) не действующими в Российской Федерации — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года № 6007-УШ «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» и Закон СССР от 9 октября 1990 года № 1708-1 «Об общественных объединениях» (за исключением ст.ст. 6 и 9 в части положений, касавшихся политических партий);

2) утратившими силу — Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 года «Об утверждении Положения об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР».

По итогам работы в 1995 году руководство Министерства образования Российской Федерации отметило, что в рамках социальной защиты детей

во многих регионах Российской Федерации наблюдались тенденции активизации процесса открытия центров психолого-педагогической реабилитации детей с проблемами в поведении, создания в общеобразовательных учреждениях классов компенсирующего обучения для детей со школьной и социальной дезадаптацией, служб телефонов доверия. Через такие центры осуществлялся переход от административно-карательных мер к всесторонней психолого-медико-педагогической и социально-правовой поддержке детей, входивших в группы социального риска, их реабилитации и коррекции. Создавались научно-практические центры для проведения диагностических исследований детей, имевших глубокие личностные нарушения. Для сдерживания подростковой преступности, улучшения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в каждом регионе создавалась сеть специальных учебно-воспитательных учреждений, в том числе и для несовершеннолетних с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния [11].

С 1 января 1997 года был введен в действие [12] Уголовный кодекс Российской Федерации [13]. В этой связи утратили силу:

1) Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР»;

2) все законы, которыми в Уголовный кодекс РСФСР вносились изменения и дополнения в период с 27 октября 1960 года до 1 января 1997 года.

В Уголовном кодексе Российской Федерации применительно к сложившимся общественным отношениям получили закрепление обновленные нормы, направленные на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, которые действуют и в настоящее временя в соответствующей редакции. В частности, предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150) и антиобщественных действий (ст. 151), а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156).

17 июня 1997 года Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. И. Скуратов направил Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину информационное письмо «О неудовлетворительном функционировании государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних», в котором обозначил проблему резкого обострения криминальной ситуации в подростковой среде. Он отметил ухудшение качественной структуры преступности несовершеннолетних. Данные уголовно-правовой статистики свидетельствовали о том, что по сравнению с 1991 годом произошло увеличение количества: умышленных убийств — на 103%, разбойных нападений — на 108%, фактов причинения тяжкого вреда здоровью — на 80%, грабежей — на 37%. Подростки все чаще принимали участие в совершении вымогательств, бандитизме.

Нередко их действия отличались исключительной жестокостью. Шел процесс вовлечения несовершеннолетних в занятие криминальным бизнесом, проституцией. Появлялось все больше бездомных детей. Наблюдалось значительное повышение криминальной активности детей в возрасте до 14 лет. При этом Ю. И. Скуратов оценивал работу системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как неэффективную. Ситуация серьезно осложнялась курсом на свертывание деятельности милиции по предупреждению безнадзорности и преступности несовершеннолетних, хотя ее кадровый и материально-технический потенциал являлся наиболее высоким среди всех субъектов профилактики. Сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были загружены на 90% иной работой, не связанной с исполнением своих должностных обязанностей (патрулированием в общественных местах, рассмотрением и разрешением материалов о различных происшествиях и т. д.). В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»» завершался процесс подготовки к передаче функции предупреждения подростковой безнадзорности от приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел учреждениям социальной защиты населения. При этом руководство МВД России признавало, что учреждения системы социальной защиты населения не были готовы к реализации данной функции. Таким образом, имела место опасность утраты огромного положительного опыта, накопленного органами внутренних дел в этой сфере. Кроме того, правоохранительная практика свидетельствовала о том, что ежегодно 120 тыс. несовершеннолетних совершали общественно опасные деяния до достижения соответствующего возраста, с которого предусматривалась уголовная ответственность. Примерно две трети из них нуждались в особых условиях воспитания в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. В Российской Федерации функционировало всего 48 таких учреждений на 8 тыс. мест.

Недостаточное количество учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не позволяло обеспечить особые условия воспитания для всех детей и подростков, которые в этом нуждались, что формировало у них чувство безнаказанности и почти неизбежно вело к продолжению их противоправной активности.

Крайне напряженной была ситуация с трудоустройством несовершеннолетних, которые оказались неконкурентоспособными на рынке труда. Многие из них, отчаявшись найти работу, попадали в теневые, полукриминальные структуры бизнеса или становились на преступный путь.

Деградировала система досуговых учреждений для несовершеннолетних. Многие детские учреждения были закрыты или перепрофилированы. Остальные были коммерциализированы, что резко снизило возможности обеспечения содержательного времяпрепровождения несовершеннолетних, особенно из неблагополучных (как правило, бедных) семей.

При формировании федерального бюджета, распределении финансовых и материальных ресурсов, инвестировании социально-экономических программ в рамках государственной системы профилактики преступности несовершеннолетних продолжал действовать остаточный принцип, что лишало большинство правовых норм материальной основы. На неудовлетворительном уровне исполнялся Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», особенно в части совершенствования нормативно-правовой базы и ресурсного обеспечения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года № 24 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5266-1Х, содержавший перечень прав и обязанностей инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, значительно устарели и не соответствовали новым реалиям. Эти базовые нормативные правовые акты действовали в той мере, в какой они не противоречили законодательству Российской Федерации, что давало возможность всем субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних использовать их нормативные положения выборочно, по собственному усмотрению [14].

21 ноября 1997 года состоялось заседание коллегии МВД России, на котором было принято решение о возрождении системы профилактики преступлений с обращением особого внимания на несовершеннолетних из неблагополучных семей и безнадзорных. Задачи в данной сфере рассматривались руководством МВД России как приоритетные для органов внутренних дел в 1998 году [15].

В январе 1998 года в журнале «Социальное обеспечение» была опубликована информация об очередном заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, на котором обсуждались новые подходы к организации работы системы комиссий по делам несовершеннолетних в Российской Федерации. Участники заседа-

ния высказали мнение о необходимости укрепления роли государства в профилактике правонарушений в подростковой среде, а также более тесного взаимодействия субъектов, задействованных в этой работе на государственном уровне. В прозвучавших докладах и выступлениях была констатирована необходимость изменения нормативной базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, которая не пересматривалась с 1987 года [16].

В решении коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 1998 года заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур было предложено во взаимодействии со всеми правоохранительными органами и органами исполнительной власти осуществить меры по воссозданию системы профилактики правонарушений, предупреждения общественно опасного влияния уголовного рецидива, пьянства, наркомании, безнадзорности несовершеннолетних и других факторов, определяющих уровень преступности [17].

С 3 августа 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [18], который возложил на органы государственной власти Российской Федерации обязанности по защите детей и подростков от информации, пропаганды и агитации, которые наносят вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (п. 1 ст. 14). В частности, данный нормативный правовой акт способствовал устранению негативного влияния на несовершеннолетних рекламы табачных изделий и алкогольной продукции; печатной продукции, аудиопродукции и видеопродукции, пропагандирующей жестокость и насилие, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение; классовой, национальной и социальной нетерпимости; пропаганды социального, национального, расового и религиозного неравенства. Кроме того, в п. 1 ст. 15 получило нормативное закрепление право детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также право на судебную защиту.

11 августа 1998 года МВД России был издан приказ № 490, который утвердил Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [19]. При этом ранее действовавший приказ МВД России от 6 августа 1993 года № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» был признан утратившим силу.

Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений определило обязанности сотрудников милиции общественной безопасности и криминальной милиции, а также других подразделений органов внутренних дел в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

В декабре 1998 года в журнале «Социальное обеспечение» была опубликована информация о работе Международной конференции «Дети улиц», состоявшейся в г. Москве, на которой выступила с докладом заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации Г. Н. Каре-лова. Она акцентировала внимание участников конференции на проводившейся работе по формированию и экспериментальной проверке новой модели государственной системы социальной профилактики, ориентированной на решение проблем детей и подростков, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение их реальных прав на достойную форму жизнедеятельности в социальной среде. В период с 1992 года по 1998 год в Российской Федерации количество специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних возросло с 4 до 614. Наибольший рост их числа имел место в Красноярском крае, Краснодарском крае, Иркутской области, Костромской области, Московской области, Нижегородской области, Самарской области, Саратовской области, Челябинской области. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних существенный объем работы по устройству детей выполняли территориальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению и другие учреждения социального обслуживания семьи и детей. При этом Г. Н. Карелова подчеркнула, что система служб, занимавшихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находилась в стадии формирования. Вновь создававшиеся учреждения социальной защиты, как правило, не имели необходимой материальной базы, а местные бюджеты, на содержании которых они находились, выделяли средства только на питание детей и заработную плату работникам [20].

30 марта 1999 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин обратился с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором указал на особую тяжесть проблем подростковой преступности и наркомании, беспризорности, отсутствия внимания к судьбе детей беженцев и переселенцев, к детям с трудностями в развитии. Он отметил, что данные проблемы усугублялись спором о том, какому ведомству отвечать за их решение: системам образования и здравоохранения, службам социальной защиты, миграции или правоохранительным органам. Кроме того, Б. Н. Ельцин предложил уделить самое серьезное внимание системе профилактики преступлений [21]. Этот спор был разрешен с вступ-

лением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [22], который до настоящего времени является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим все сферы деятельности субъектов профилактики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. В этом документе впервые на законодательном уровне:

1) получил закрепление перечень органов и учреждений, образующих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) сформулированы принципы и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) определены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 32 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был признан утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 года № 212/1 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних», а действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5266-1Х «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспи-тательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» было отменено на территории Российской Федерации.

Заместитель руководителя департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации М. Н. Мирсагатова, оценивая значение вступившего в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», отметила в своем интервью журналу «Социальное обеспечение» в ноябре 1999 года, что этот нормативный правовой акт был подготовлен в развитие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Она подчеркнула, что Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ законодательно подтвердил систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сложившуюся и действовавшую в Российской Федерации на момент вступления его в силу. М. Н. Мирсага-това указала на то, что за достаточно короткий срок (в течение 1993—1998 годов) в Российской Федерации было открыто более 3 тыс. различных новых учреждений, направленных на социализацию дезадаптированных детей и подростков.

Они оказывали семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию, социальную, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. В частности, около 2 тыс. социальных учреждений нового типа было создано в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центры социальной помощи семье и детям и другие. Значительно расширилась сеть учреждений разного типа для молодежи и несовершеннолетних в системе органов образования. Изменились функции органов внутренних дел. В сторону гуманизации претерпели изменения положения об учреждениях, занимавшихся детьми-сиротами; детьми, оставшимися без попечения родителей, а также положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях. Открылись коррекци-онные образовательные учреждения в системе органов образования. За это время была проведена немалая работа по нормативно-правовому обеспечению системы профилактики детской безнадзорности. В частности, были приняты нормативные правовые акты, регулировавшие деятельность как органов, имевших отношение к проблеме, так и новых социальных учреждений, создававшихся в этих органах [23].

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А. А. Розанов, оценивая состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в декабре 1999 года, отметил, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» значительно расширились правозащитные функции комиссий по делам несовершеннолетних. Особую значимость приобрела их функция по контролю за условиями воспитания, обучения, содержания, а также за обращением с детьми и подростками в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних стали стержневым органом, призванным осуществлять координацию и контроль за работой данных учреждений [24].

Таким образом, в 1999 году фактически завершился процесс трансформации советской системы предупреждения правонарушений среди несовер-

шеннолетних. С вступлением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» получили полноценную правовую регламентацию с позиции системного подхода важнейшие вопросы организационно-правового обеспечения профилактики правонарушений в подростковой среде.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным аргументированно утверждать следующее.

1. После ликвидации Союза Советских Социалистических Республик и образования Российской Федерации советская система предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних формально продолжала существовать. На протяжении ряда лет действовали законодательные и подзаконные акты СССР и РСФСР, являвшиеся правовой основой деятельности субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Во многом была сохранена инфраструктура органов, учреждений и организаций, задействованных в воспитательно-профилактической работе с детьми и подростками в советский период.

2. Концептуальные основы обновленной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних были сформированы и получили практическое воплощение при личном участии Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, что свидетельствует о чрезвычайной остроте и широте масштабов проблемы подросткового правонарушительства в исследуемый период.

3. Важнейшими этапами организационно-правового обеспечения систематизации деятельности уполномоченных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации стало издание и вступление в силу в установленном порядке Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», а затем Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Трансформирование советской системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних имело затяжной характер, поскольку происходило без надлежащей координации и проработки при ограниченном финансировании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 // Российская газета. — 2017. — 30 мая.

2. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : распоряжение Правитель-

ства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 5. — Ст. 914.

3. Об основных направлениях оперативно -служебной деятельности органов внутренних дел на 1992 год : приказ МВД России от 9 марта 1992 года № 71 // СТРАС «Юрист».

4. Об утверждении Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции : приказ МВД России от 14 июля 1992 года № 231 // СТРАС «Юрист».

5. О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции : приказ МВД России от 18 января 1993 года № 17 // СТРАС «Юрист».

6. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 25. — Ст. 903.

7. Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 6 августа 1993 года № 390 // СТРАС «Юрист».

8. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав : указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — № 37. — Ст. 3449.

9. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) : послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года // Российская газета. — 1994. — 25 февраля.

10. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Российская газета. — 1995. — 25 мая.

11. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году // Вестник образования. — 1996. — № 4. — С. 53—54.

12. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ // Российская газета. — 1996. — 18 июня.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

14. О неудовлетворительном функционировании государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних : письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 1-ГП-79-97 // СПС «Консуль-тантПлюс».

15. Об объявлении решения коллегии МВД России от 21 ноября 1997 года № 8 км : приказ МВД России от 2 декабря 1997 года № 800 // СТРАС «Юрист».

16. Нормативная база требует изменений // Социальное обеспечение. — 1998. — № 1. — С. 10.

17. Выписка из протокола № 1 заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 1998 года // КУВО ГАВО. — Ф. Р-2700. — Оп. 2. — Д. 2728. — Л. 184—189.

18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 5 августа.

19. Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 11 августа 1998 года № 490 // СТРАС «Юрист».

20. «Дети улицы» // Социальное обеспечение.

— 1998. — № 12. —С. 29—33.

21. Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) : Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 года // Российская газета. — 1999.

— 31 марта.

22. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

23. Мирсагатова М. Н. Детская безнадзорность и новый закон / М. Н. Мирсагатова // Социальное обеспечение. — 1999. — № 11. — С. 19—20.

24. Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности несовершеннолетних : подготовлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации (№ 21-3-99 от 24 декабря 1999 года) // КУВО ГАВО.

— Ф. Р-2700. — Оп. 2. — Д. 2858. — Л. 267—273.

REFERENCES

1. Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desya-tiletiya detstva : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2017 goda # 240 // Rossijskaya gazeta. — 2017. — 30 maya.

2. Ob utverzhdenii plana osnovnyh meropriyatij, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 yanvarya 2021 goda # 122-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2021. — # 5. — St. 914.

3. Ob osnovnyh napravleniyah operativno-slu-zhebnoj deyatel'nosti organov vnutrennih del na 1992 god : prikaz MVD Rossii ot 9 marta 1992 goda # 71 // STRAS «Yurist».

4. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii raboty uchastkovogo inspektora milicii : prikaz MVD Rossii ot 14 iyulya 1992 goda # 231 // STRAS «Yurist».

5. O merah po sovershenstvovaniyu organizacii patrul'no-postovoj sluzhby milicii : prikaz MVD Rossii ot 18 yanvarya 1993 goda # 17 // STRAS «Yurist».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ob Osnovnyh napravleniyah gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii : post-anovlenie Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 3 iyunya 1993 goda # 5090-I // Vedomosti S"ezda narod-nyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. — 1993. — # 25. — St. 903.

7. Ob utverzhdenii normativnyh aktov v oblasti regulirovaniya deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestuplenij : prikaz MVD Rossii ot 6 avgusta 1993 goda # 390 // STRAS «Yurist».

8. O profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih, zashchite ih prav : ukaz Pre-zidenta Rossijskoj Federacii ot 6 sentyabrya 1993 goda

# 1338 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. — 1993. — # 37. — St. 3449.

9. Ob ukreplenii Rossijskogo gosudarstva (Os-novnye napravleniya vnutrennej i vneshnej politiki) : poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Feder-al'nomu Sobraniyu ot 24 fevralya 1994 goda // Ros-sijskaya gazeta. — 1994. — 25 fevralya.

10. Ob obshchestvennyh ob"edineniyah : Feder-al'nyj zakon ot 19 maya 1995 goda # 82-FZ // Ros-sijskaya gazeta. — 1995. — 25 maya.

11. Otchet ob osnovnyh napravleniyah raboty Min-isterstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii v 1995 godu // Vestnik obrazovaniya. — 1996. — # 4. — S. 53—54.

12. O vvedenii v dejstvie Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 13 iyunya 1996 goda # 64-FZ // Rossijskaya gazeta. — 1996. — 18 iyunya.

13. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 goda # 63-FZ // Sobranie zakonodatel'st-va Rossijskoj Federacii. — 1996. — # 25. — St. 2954.

14. O neudovletvoritel'nom funkcionirovanii gosudarstvennoj sistemy profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih : pis'mo General'noj proku-ratury Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 1997 goda

# 1-GP-79-97 // SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Ob ob"yavlenii resheniya kollegii MVD Rossii ot 21 noyabrya 1997 goda # 8 km : prikaz MVD Rossii ot 2 dekabrya 1997 goda # 800 // STRAS «Yurist».

16. Normativnaya baza trebuet izmenenij // So-cial'noe obespechenie. — 1998. — # 1. — S. 10.

17. Vypiska iz protokola # 1 zasedaniya kollegii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 1998 goda // KUVO GAVO. — F. R-2700.

— Op. 2. — D. 2728. — L. 184—189.

18. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 goda # 124-FZ // Rossijskaya gazeta. — 1998. — 5 avgusta.

19. Ob utverzhdenii normativnyh aktov o deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhde-niyu prestuplenij : prikaz MVD Rossii ot 11 avgusta 1998 goda # 490 // STRAS «Yurist».

20. «Deti ulicy» // Social'noe obespechenie. —

1998. — # 12. —S. 29—33.

21. Rossiya na rubezhe epoh (o polozhenii v strane i osnovnyh napravleniyah politiki Rossijskoj Federacii) : Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 30 marta 1999 goda // Rossijskaya gazeta. — 1999. — 31 marta.

22. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 goda # 120-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. —

1999. — # 26. — St. 3177.

23. Mirsagatova M. N. Detskaya beznadzornost' i novyj zakon / M. N. Mirsagatova // Social'noe obespechenie. — 1999. — # 11. — S. 19—20.

24. Obzor praktiki prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o profilaktike beznadzornosti nesovershennoletnih : podgotovlen General'noj pro-kuraturoj Rossijskoj Federacii (# 21-3-99 ot 24 dekabrya 1999 goda) // KUVO GAVO. — F. R-2700.

— Op. 2. — D. 2858. — L. 267—273.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-90.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Head of the chair of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-90.

Ключевые слова: Российская Федерация; правонарушения несовершеннолетних; система предупреждения; трансформирование.

Key words: Russian Federation; juvenile delinquency; prevention system; transformation.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.