Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS / TRANSFORMATION / INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / JUVENILE AFFAIRS INSPECTORATES / JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION UNITS / JUVENILE AFFAIRS UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье проведен проблемный анализ развития отдельных элементов административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, в процессе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Автором выявлены недостатки правовой регламентации административно-правового статуса указанных подразделений органов внутренних дел и предложены меры по их устранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF SPECIALIZED DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ENGAGED IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

The article presents a problem analysis of the development of certain elements of the administrative-legal status of specialized units of internal affairs bodies, which carry out the prevention of juvenile delinquency, in the process of reforming the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author reveals shortcomings of legal regulation of the administrative-legal status of these units of internal affairs bodies and proposes measures to eliminate them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

С. А. Бражников,

кандидат исторических наук

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

PROBLEM ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF SPECIALIZED DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ENGAGED IN THE PREVENTION

OF JUVENILE DELINQUENCY

В статье проведен проблемный анализ развития отдельных элементов административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, в процессе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Автором выявлены недостатки правовой регламентации административно-правового статуса указанных подразделений органов внутренних дел и предложены меры по их устранению.

The article presents a problem analysis of the development of certain elements of the administrative-legal status of specialized units of internal affairs bodies, which carry out the prevention of juvenile delinquency, in the process of reforming the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The author reveals shortcomings of legal regulation of the administrative-legal status of these units of internal affairs bodies and proposes measures to eliminate them.

В настоящее время важной задачей государственной системы профилактики правонарушений, функционирующей в Российской Федерации, является предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних [1. — С. 23]. Значительный объем функций в данной сфере традиционно реализуют органы внутренних дел, в составе которых для этих целей созданы и действуют специализированные под-

разделения. При этом за время реформирования правоохранительной сферы, которое началось в 1991 году с момента образования Российской Федерации и продолжается до настоящего времени, административно-правовой статус этих подразделений претерпел существенные изменения, имевшие неоднозначные последствия, требующие научного осмысления и объективной оценки.

Административно-правовой статус специализированных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, представляет собой их правовое положение в системе административных правоотношений, установленное соответствующими нормативными правовыми актами, среди которых наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляют ведомственные документы МВД СССР — МВД России. Именно в них получили детальную правовую регламентацию важнейшие элементы административно-правового статуса рассматриваемых подразделений органов внутренних дел, а именно: цели, задачи, функции; порядок создания, реорганизации, ликвидации и взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами, иными государственными и общественными структурами; финансирование и материально-техническое обеспечение.

Административно-правовой статус действовавших на начало рассматриваемого периода инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, а также созданных после их ликвидации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, определялся приказом МВД СССР от 18 августа 1988 года № 180 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних», который утверждал Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [2]. Характерной особенностью этого документа является то, что он предусматривал тесное взаимодействие инспекций по делам несовершеннолетних (подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних), не наделенных правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, с оперативными подразделениями органов внутренних дел, прежде всего с уголовным розыском. Следует отметить, что такое взаимодействие являлось наиболее востребованным при решении задач по разобщению или переориентации преступных групп несовершеннолетних, поскольку без применения в этой работе оперативно-розыскных средств и методов крайне сложно получить положительный результат.

Так, в частности, п. 2.2.2. приказа МВД СССР от 18 августа 1988 года № 180 обязывал руководителей подразделений уголовного розыска проводить активную работу по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних, а

также обеспечивать повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществление на этой основе целенаправленных мероприятий по выявлению и разобщению преступных и антиобщественных групп подростков, предупреждению среди них имущественных и повторных преступлений, фактов пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, борьбе с лицами, вовлекавшими несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.

В соответствии с п.п. 5.2.2. Наставления по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел должностные лица инспекций по делам несовершеннолетних (подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) были обязаны незамедлительно докладывать руководителям подразделений уголовного розыска о выявлении либо получении представляющих интерес сведений для принятия к правонарушителям предусмотренных законом мер, использования этой информации для организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних.

Применение приказа МВД СССР от 18 августа 1988 года № 180 в системе органов внутренних дел Российской Федерации было прекращено приказом МВД России от 4 апреля 2000 года № 342 «О неприменении актов МВД СССР».

26 мая 2000 года МВД России был издан приказ № 569, который утвердил Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [3]. Этот документ определил административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, созданных в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заменивших ликвидированные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с п. 23.12 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних возлагались обязанности по предупреждению групповых правонарушений подростков, в том числе по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних (п.п. 23.12.4). Вместе с тем ни приказ МВД России от 26 мая 2000 года № 569, ни утвержденная им Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел не содержали поло-

жений, регламентирующих взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений органов внутренних дел.

Доктор юридических наук, профессор А. В. Шахматов отмечал, что вышеуказанные изменения административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, привели к нарушению существовавшего длительное время делового взаимодействия между уголовным розыском и инспекциями по делам несовершеннолетних, разрыву единой цепи и деформации ее звеньев [4. — С. 72].

Сложившаяся ситуация практически не изменилась и при издании МВД России 11 мая 2003 года приказа № 323 дсп, который утвердил Наставление о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Этот документ предусмотрел лишь обязанности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и уголовного розыска по взаимному обмену информацией о выявлении групп несовершеннолетних антиобщественной направленности и не содержал положений, детализирующих их совместную работу в данном направлении.

Приказ МВД России от 26 мая 2000 года № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» утратил силу в соответствии с приказом МВД России от 14 января 2014 года № 20 «О признании утратившими силу приказов МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 и от 6 апреля 2007 г. № 338».

Приказ МВД России от 11 мая 2003 года № 323 дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» утратил силу в связи с изданием МВД России приказа от 19 января 2015 года № 31 дсп «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов».

В настоящее время административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних детально регламентирован Инструкцией по организации деятельности подразделений по

делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 [5], которая содержит раздел XI «Организация работы с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности». В соответствии с этим документом на сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних возложены обязанности по выявлению подростков, принадлежащих к группам антиобщественной или иной направленности, лидеров и активных участников этих групп, мест их концентрации (п.п. 95.1). Однако приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845 и утвержденная им Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации также не содержат положений, регулирующих вопросы взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений полиции.

Инструкция о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденная приказом от 19 января 2015 года № 31 дсп, определяет основные формы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и других подразделений полиции в типовых ситуациях, но работу с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности она регулирует крайне фрагментарно. В частности, данный нормативный правовой акт закрепил обязанности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по информированию в одностороннем порядке подразделений, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, о выявлении и постановке на учет групп несовершеннолетних антиобщественной направленности. Также этот документ предусматривает возможность проведения оперативными подразделениями соответствующих оперативно-розыскных мероприятий в отношении групп несовершеннолетних, осуществляющих противоправную деятельность.

Таким образом, взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений органов внутренних дел в работе по предупреждению и пресечению групповой преступности несовершеннолетних до настоящего времени не получило надлежащего правового оформления. При этом практика прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в последние годы свидетельствует о том, что одним из наиболее часто встречающихся оснований для

применения мер прокурорского реагирования является непринятие мер к разобщению групп несовершеннолетних правонарушителей или переориентации их на положительные интересы [6. — С. 55, 7. — С. 312].

Все вышеизложенное объективно указывает на необходимость совершенствования правовой регламентации элемента административно-правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних в виде их взаимодействия с оперативными подразделениями полиции, и прежде всего с уголовным розыском. В этой связи целесообразно внести дополнения в Инструкцию о порядке взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», утвержденную приказом МВД России

от 19 января 2015 года № 31 дсп, предусматривающие детальную правовую регламентацию взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и подразделений, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

1) при выявлении (обнаружении) групп несовершеннолетних антиобщественной направленности;

2) при разобщении групп несовершеннолетних антиобщественной направленности;

3) при переориентации групп несовершеннолетних антиобщественной направленности;

Представляется, что высказанные предложения по совершенствованию правовой регламентации административно-правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних позволят повысить эффективность их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2019 год [Электронный ресурс] : годовой отчет Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 февраля 2019 года. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1789925.

2. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних: приказ МВД СССР от 18 августа 1988 года № 180. — М., 1988. — 107 с. — Утратил силу.

3. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 26 мая 2000 года № 569. — URL: http://www.consultant.ru

4. Решетов Г. М., Шахматов А. В. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию

преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — № 1. — С. 71—76.

5. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845. — URL: http://www.consultant.ru

6. Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : пособие / А.В. Гришин [и др.]; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М., 2013. — 52 с.

7. Варыгин А. Н., Шляпникова О. В. Проблемы профилактического воздействия на групповую подростково-молодежную преступность // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2019. — № 3. — С. 309—314.

REFERENCES

1. O hode realizacii i ocenke effektivnosti Gosu-darstvennoj programmy «Obespechenie obshche-stvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» za 2019 god [Elektronnyj resurs] : godovoj otchet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii ot 28 fevralya 2019 goda. — URL: https://media.mvd.ru/ files/embed/1789925.

2. O merah po sovershenstvovaniyu deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu pravo-narushenij sredi nesovershennoletnih: prikaz MVD SSSR ot 18 avgusta 1988 goda № 180. — M., 1988. — 107 s. — Utratil silu.

3. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii ra-boty podrazdelenij po delam nesovershennoletnih

organov vnutrennih del [Elektronnyj resurs] : prikaz MVD Rossii ot 26 maya 2000 goda № 569. — URL: http://www.consultant.ru

4. Reshetov G. M., SHahmatov A. V. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu i raskrytiyu prestuplenij, sovershaemyh nesovershennoletnimi // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2008. — № 1. — S. 71—76.

5. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel'-nosti podrazdelenij po delam nesovershennoletnih orga-nov vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 goda № 845. — URL: http://www.consultant.ru

6. Prokurorskij nadzor za ispolneniem organami vnutrennih del zakonov o profilaktike beznadzor-nosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : poso-bie / A.V. Grishin [i dr.]; Akademiya General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. — M., 2013. — 52 s.

7. Varygin A. N., Shlyapnikova O. V. Problemy profilakticheskogo vozdejstviya na gruppovuyu pod-rostkovo-molodezhnuyu prestupnost' // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 3. — S. 309—314.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-97.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Associate Professor of the chair of Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-97.

Ключевые слова: административно-правовой статус; трансформация; органы внутренних дел Российской Федерации; инспекции по делам несовершеннолетних; подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; подразделения по делам несовершеннолетних.

Key words: administrative and legal status; transformation; internal affairs bodies of the Russian Federation; juvenile affairs inspectorates; juvenile delinquency prevention units; juvenile affairs units.

УДК 342.95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.