Научная статья на тему 'ПРОТИВОПРАВНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ КОНЦА XX ВЕКА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ПРОТИВОПРАВНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ КОНЦА XX ВЕКА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / социально-экономические реформы / идеологическая неопределенность / духовно-нравственная неопределенность / правонарушения несовершеннолетних. / Russian Federation / socio-economic reforms / ideological uncertainty / spiritual and moral uncertainty / juvenile offenses.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

В статье рассмотрено влияние реформ в социально-экономической сфере, идеологической и духовно-нравственной неопределенности на состояние правонарушительства среди несовершеннолетних на этапе формирования новой российской государственности. Проведенное исследование позволило объективно оценить масштабы и результативность негативного воздействия этих факторов на подростково-молодежную среду в конкретно-исторических условиях в период с конца 1991 г. по 1999 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL ACTIVITY OF MINORS IN RUSSIA AT THE END OF THE XX CENTURY: FACTORS OF DEVELOPMENT

The article considers the impact of reforms in the socio-economic sphere, ideological and spiritual and moral uncertainty on the state of juvenile delinquency at the stage of the formation of a new Russian statehood. The study made it possible to assess objectively the extent and impact of these factors on the adolescent-youth environment in specific historical conditions between the end of 1991 and 1999.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОПРАВНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ КОНЦА XX ВЕКА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 94(470)

ПРОТИВОПРАВНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ КОНЦА XX ВЕКА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

© 2022 С. А. Бражников1, А. В. Третьяков2

1 кандидат исторических наук, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел

e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru

Воронежский институт МВД России

2доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрено влияние реформ в социально-экономической сфере, идеологической и духовно-нравственной неопределенности на состояние правонарушительства среди несовершеннолетних на этапе формирования новой российской государственности. Проведенное исследование позволило объективно оценить масштабы и результативность негативного воздействия этих факторов на подростково-молодежную среду в конкретно-исторических условиях в период с конца 1991 г. по 1999 г.

Ключевые слова: Российская Федерация, социально-экономические реформы, идеологическая неопределенность, духовно-нравственная неопределенность, правонарушения несовершеннолетних.

ILLEGAL ACTIVITY OF MINORS IN RUSSIA AT THE END OF THE XX CENTURY: FACTORS OF DEVELOPMENT

© 2022 S. A. Brazhnikov1, A. V. Tretyakov2

1Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

2Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History of Russia

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Kursk State University

The article considers the impact of reforms in the socio-economic sphere, ideological and spiritual and moral uncertainty on the state of juvenile delinquency at the stage of the formation of a new Russian statehood. The study made it possible to assess objectively the extent and impact of these factors on the adolescent-youth environment in specific historical conditions between the end of 1991 and 1999.

Keywords: Russian Federation, socio-economic reforms, ideological uncertainty, spiritual and moral uncertainty, juvenile offenses.

Актуальность темы настоящей статьи определяется значимостью для правоохранительной практики всестороннего исследования причин и условий, способствующих противоправному поведению детей и подростков, поскольку проблема обеспечения надлежащего уровня противодействия преступности и правонарушениям несовершеннолетних в Российской Федерации до настоящего времени не решена.

Снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных? является одной из важнейших задач, решаемых в настоящее время заинтересованными субъектами на федеральном, региональном и местном уровнях [1].

Рассматриваемая в рамках настоящей статьи проблема ранее не являлась предметом отдельного исторического исследования. Вместе с тем она получила определенную проработку в научной литературе. В частности, ход реализации радикальных социально-экономических реформ и их деструктивное влияние на подрастающее поколение частично освещены в работах «Реформирование России: мифы и реальность» [2] и «Преступность и реформы в России» [3], а также в диссертациях О.С. Ереминой [4], П.В. Заяца [5], С.А. Липиной [6], К.А. Харламова [7], А.В. Шадрина [8]. Негативный потенциал идеологической и духовно-нравственной неопределенности подвергался научному анализу в диссертациях А.Е. Калинина [9] и Т.И. Монастырской [10].

Следует отметить, что пагубное действие исследуемых нами социально-экономических факторов находилось в поле зрения высших органов государственной власти и центральных аппаратов правоохранительных органов страны. Так, Верховный Совет СССР в своем Постановлении от 12 апреля 1991 г. № 2101-1 [11] констатировал широкое распространение в Российской Федерации киноматериалов, видеоматериалов, печатной и иной информационной продукции, в которых пропагандировались жестокость, насилие, порнография, а также телевизионных материалов, разноформатных спектаклей, в которых демонстрировались сюжеты, способствовавшие правонарушительству в подростковой среде, различным психическим отклонениям у несовершеннолетних.

Выступая на страницах ежемесячного общественно-политического журнала «Законность» в марте 1992 г., Генеральный прокурор Российской Федерации В.Г. Степанков выразил обеспокоенность по поводу усиления тенденции омоложения преступности. Он прогнозировал крайне малую вероятность снижения молодежной преступности в условиях продолжавшегося роста цен и безработицы [12].

Шестой съезд народных депутатов Российской Федерации в своем Постановлении от 11 апреля 1992 г. № 2690-1 «О ходе экономической реформы в Российской Федерации» [13] отметил обострение кризисной ситуация в народном хозяйстве, а также наличие реальной угрозы необратимости процесса разрушения бюджетных отраслей, прежде всего науки, образования, культуры, здравоохранения. Съезд народных депутатов Российской Федерации признал неудовлетворительным ход экономической реформы в сфере социальной защиты населения.

14 декабря 1992 г. Седьмой съезд народных депутатов Российской Федерации принял Постановление № 4081-1 «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» [14], в котором указал на кризисный характер состояния законности и правопорядка в Российской Федерации, последствием чего стало широкомасштабное распространение нарушений действовавшего законодательства, прав и свобод человека и гражданина, а также невозможность обеспечения на должном уровне защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и собственности граждан. Особую тревогу народных

депутатов вызывало состояние преступности несовершеннолетних и молодежи. В качестве основных причин сложившегося положения рассматривались следующие: обострение социально-экономической и политической обстановки, снижение уровня жизни населения, падение уровня нравственности в обществе, правовой нигилизм, широко распространившийся среди граждан и должностных лиц. Многие средства массовой информации, подрывали уважение российского населения к закону путем культивирования насилия, жестокости, вседозволенности и крайних форм индивидуализма. При этом не уделялось надлежащее внимание правовому информированию граждан. Правоохранительные органы не справлялись с постоянно нараставшим валом преступности, допускали просчеты в своей работе, крайне неэффективно применяли действующее законодательство, предоставленные полномочия и средства для того, чтобы переломить тенденцию роста преступности. Материально-техническая и кадровая обеспеченность правоохранительных органов, социальная и правовая защищенность их сотрудников не соответствовали предъявляемым требованиям.

Выступая с информацией на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященном подведению итогов работы органов прокуратуры за 1992 г., Генеральный прокурор Российской Федерации В.Г. Степанков отметил особую остроту проблемы предотвращения правонарушений среди подростков и молодежи в условиях предельной напряженности социально-экономической обстановки. Он обратил внимание прокурорско-следственных работников на то, что сложившаяся ситуация, характеризовавшаяся снижением жизненного уровня, коммерциализацией образования, диктатом законов рынка в трудовых отношениях, несоблюдением предусмотренных законодательством прав и гарантий, ставила молодежь в тяжелое положение. При этом особую актуальность имел вопрос трудоустройства подростков. Многие выпускники школ и профессионально-технических училищ длительное время ощущали свою полную ненужность. Широкое распространение получили отказ в приеме на работу подростков, а также случаи их незаконного увольнения. Фактические перестали действовать правовые нормы, согласно которым работодатели обеспечивали наличие дополнительных мест для приема подростков. Значительная часть выпускников профессионально-технических училищ сразу пополняла ряды безработных. Прокурорские проверки выявляли неправильную позицию, которую занимали по отношению к несовершеннолетним работники подразделений государственной службы занятости, которые зачастую делали акцент на признание подростков безработными и мало заботились об обучении их специальностям, востребованным на рынке труда. На определенную часть несовершеннолетних все это действовало крайне разлагающе [15]. Возрастало количество подростков, вовлеченных в сферу организованной преступности (совершение вымогательств, мошенничества, разбоев и грабежей) [16].

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации [17], в статье 13 которой получили нормативное закрепление положения о признании в стране идеологического многообразия, а также о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Эти нормы явились официальной фиксацией отказа государства от какой-либо одной идеологии и фактически установили равноправие идеологий в российском обществе, позволяющее гражданам придерживаться разнообразных идеологий и принимать активные меры по их воплощению в жизнь.

24 февраля 1994 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин обратился к Федеральному Собранию с Посланием [18], в котором выразил тревогу по поводу положения в экономике, характеризовавшегося продолжением роста цен, длительными

задержками выплаты гражданам заработной платы, ростом темпа инфляции, которая в январе 1994 г. достигла 22 %.

Б.Н. Ельцин связывал издержки реформирования с ошибочными действиями властных структур, которые были за него ответственными, а также с тем, что Правительство Российской Федерации, не достаточно полно учитывало результаты одних управленческих решений, медлило с разработкой и принятием других и вовремя не обеспечивало необходимые корректировки проведения реформ, не полностью использовало их потенциал. Он считал, что Правительство Российской Федерации не обеспечивало развитие реформ, занималось в большей степени реагированием на различные проблемы и за два года так и не смогло выработать эффективную структурную политику.

Среди негативных последствий реформирования Б.Н. Ельцин выделял бедность, вопиющее неравенство и безработицу, а также остро стоявшую проблему, связанную с неблагополучием в сфере духовности. Он отмечал, что после ликвидации главенствовавшей на государственном уровне в течение десятков лет тоталитарной идеологии, выразителем которой была Коммунистическая партия Советского Союза, были утрачены нравственные ориентиры. Все это дополнялось подрывом нравственных устоев граждан, дегуманизацией общественной жизни и культурной сферы, повышением уровня экстремистских проявлений в общественной деятельности, нигилизмом и абсолютным безверием.

В Указе президента от 24 мая 1994 г. «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы» [19] нашли отражение основные факторы, определявшие развитие криминальной обстановки в стране. В частности, отмечено, что проведение экономических реформ усиливало процесс социальной дифференциации населения. Несовершенство государственных систем социальной помощи, образования, занятости ставило перед сложным выбором молодежь, безработных, освобожденных из мест лишения свободы. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться к новым условиям, приводило к распространению установок на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий. Правоохранительные органы, осуществлявшие основной объем контрольных мероприятий за состоянием преступности, находились в кризисном состоянии, являвшемся последствием утраты в определенной степени их кадрового ядра, а также понижением уровня доверия к ним со стороны населения.

В июне 1994 г. начальник отдела социально-педагогической реабилитации Министерства образования Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая, выступая на страницах российского общественно-педагогического журнала «Народное образование», указала на то, что рост безнадзорности и правонарушений происходил на фоне постоянных реорганизаций, следствием которых являлось практически полное прекращение деятельности общественно-государственных структур, имевших своим предназначением проведение воспитательной и профилактической работы в подростково-молодежной среде. Она констатировала отсутствие комиссий по делам несовершеннолетних во многих регионах страны и отметила в качестве негативного примера Республику Адыгею (не была создана республиканская комиссия по делам несовершеннолетних), Удмуртскую Республику (республиканская комиссия по делам несовершеннолетних не работала более четырех лет), г. Санкт-Петербург (не была создана городская комиссия по делам несовершеннолетних), г. Волгоград и г. Читу (не были созданы областные комиссии по делам несовершеннолетних) [20].

В июле 1994 г. начальник Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации В.И. Колесников дал интервью

ежемесячному правовому литературно-публицистическому международному журналу «Милиция», в котором осветил проблемные аспекты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. В том числе, он выразил обеспокоенность ростом преступности несовершеннолетних и отметил, что подростками совершались наиболее дерзкие и тяжкие преступления. При этом В.И. Колесников высказал мнение о том, что одной из основных причин повышения криминальной ситуации в подростковой среде в условиях рыночной экономики являлось сокращение расходов на создание и обеспечение базы для воспитания, физического развития детей, их полноценного отдыха [21].

В отчете перед гражданами России по итогам работы органов внутренних дел и внутренних войск в 1994 г. руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации указало на то, что решение проблемы преступности несовершеннолетних требовало принятия экстренных и комплексных мер на государственном уровне. В этом документе отмечено, что многие причины, поддерживавшие развитие подростковой преступности, находились вне сферы воздействия органов внутренних дел. Прежде всего, это затруднения в поиске работы (из 17,4 тыс. несовершеннолетних, освобожденных от уголовных наказаний по амнистии, две трети не были трудоустроены), а также ослабление роли внешкольных, досуговых, спортивных и воспитательных организаций по работе с детьми. Все это негативно отражалось не только на образе жизни подростков, но и на их поведении [22].

В докладе Министерства труда Российской Федерации «О тенденциях развития национального и регионального рынков труда в 1994 году» сделан вывод о том, что состояние отечественной экономики отрицательно влияло на отношение молодежи к труду. Существенное уменьшение возможностей для устройства подростков на постоянное место работы с высоким уровнем дохода, прежде всего в сфере производства, повлекло деградацию трудовых ценностей в среде несовершеннолетних. Невовлеченность детей и подростков в общественно-полезную деятельность являлась одним из факторов, оказывавших прямое негативное воздействие на состояние криминогенной обстановки в стране. Подростки становились наиболее криминально активной частью населения. Статистические данные, обобщенные Генеральной прокуратурой Российской Федерации показали, что в период с 1987 г. по 1992 г. число взрослых участников преступлений увеличилось на 24 %, а количество несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений, возросло на 74 %. Остро стоял вопрос обеспечения занятости школьников и студентов профессионально-технических училищ во внеучебное время. Не обеспечивалось надлежащим образом функционирование систем профориентации и организации занятости обучавшихся подростков в период летних каникул. Молодежь составляла значительную часть от общего числа безработных, что наряду со значительными временными промежутками незанятости способствовало высоким темпам распространения социальной деградации в подростково-молодежной среде и росту преступности несовершеннолетних [23].

14 сентября 1995 г. Президентом Российской Федерации были утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) [24]. В этом документе подчеркнуто, что благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования и духовного развития. При этом к числу тенденций, негативно отражавшихся на духовно-нравственном развитии, а также воспитании детей в Российской Федерации, отнесены: резкое уменьшение уровня производства художественных и мультипликационных фильмов для детей, ликвидация детских кинотеатров,

снижение объемов выпуска печатных изданий для детей, невозможность обеспечить удовлетворение спроса на школьную, познавательную, научно-художественную, классическую литературу. Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация моральных ценностей в совокупности с объективно ухудшившимися условиями жизни большинства населения вели к росту психоэмоциональных перегрузок, усилению кризисных явлений в семье и способствовали возрождению детской беспризорности как социального явления, обострению проблем социального сиротства, угрожающему росту преступности несовершеннолетних. Социально-экономическая нестабильность в стране привела к тому, что вне школы оказалось более 1,5 млн детей школьного возраста. Практически каждый третий школьник имел разнообразные нервно-психические отклонения, нуждался в психолого-педагогической и социальной реабилитации.

Выступая на заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, состоявшемся 24 ноября 1995 г., министр внутренних дел Российской Федерации А.Н. Куликов отметил, что криминальная обстановка на всей территории Российской Федерации осложнялась и встала в ряд основных проблем национальной безопасности. При этом существенное негативное воздействие на состояние преступности оказывали факторы, определявшиеся социальными, а также нравственными издержками проводимых экономических реформ. Преступная среда интенсивно пополнялась лицами, не имевшими постоянного источника дохода, подростками и женщинами [25].

26 января 1996 г. министр образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко выступил на расширенном заседании коллегии Министерства образования Российской Федерации с отчетным докладом «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год». Характеризуя состояние воспитательной работы, осуществлявшейся органами и учреждениями образования, он отметил, что ее проведение осложнялось все более активным распадом семьи, криминализацией жизни, большим количеством беженцев и переселенцев. В среде несовершеннолетних и молодежи наблюдался целый ряд негативных тенденций: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к благополучию любыми средствами, распространение наркомании и проституции, рост преступности. Растлевающее влияние на детей оказывали отдельные материалы, транслировавшиеся в средствах массовой информации. Исподволь или впрямую насаждался культ насилия через детские игрушки и товары [26]. В данной ситуации возросла противоправная активность подростков младших возрастов (на учете в органах внутренних дел Российской Федерации в 1995 г. состояло 100 тыс. детей в возрасте 11-14 лет, что на 28 % больше, чем в 1990 г.) [27].

Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в Послании Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. обратил внимание на разительные перемены, которые произошли в духовной жизни российского общества. Он подчеркнул факт отсутствия в Российском государстве какой-либо одной идеологии, а также то, что оно больше принципиально не является идеологическим, поскольку вместо идеологической монополии и обслуживавшей ее цензуры вступил в действие принцип плюрализма. Кроме того, Б.Н. Ельцин отметил, что стремительный перевод российской экономики на новую базу не позволил обеспечить надлежащую поддержку со стороны государства развитию культурного и интеллектуального потенциала страны и обеспечить необходимый уровень нравственного здоровья нации. Пробелы в законодательстве, отсутствие у населения страны правовой культуры, слабое государственное регулирование рыночных отношений способствовали повышению уровня преступности [28].

Выступая на страницах ежемесячного правового научно-практического журнала «Законность» в июне 1996 г., начальник управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Ф. Полозов отметил, что в процессе реализации радикальных реформ, затронувших правоохранительные органы, была по существу ликвидирована система профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, в основе которой находились соответствующие подразделения в государственных органах (правоохранительных службах) и общественные формирования. Ее отдельные элементы начали воссоздаваться органами государственной власти и управления лишь к середине 1990-х гг. При этом общественные формирования, занимавшиеся профилактикой правонарушений несовершеннолетних, практически отсутствовали. Функционировали лишь единичные общественные организации, как правило, благотворительно-альтруистического толка. Нестабильная экономическая ситуация резко обострила проблему трудоустройства лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. По состоянию на июнь 1996 г. в стране не работали и не учились более 1,5 млн подростков. Все они являлись прямым резервом криминальной среды, что подтверждалось судебной практикой [29].

27 мая 1997 г. состоялось заседание коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, на котором выступил с докладом о проблемах стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего профессионального образования начальник управления гуманитарного образования и развития личности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации В.И. Байденко. Он акцентировал внимание присутствовавших на том, что политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации, преодоление массовых проявлений бездуховности в детской и молодежной среде требовали повышения роли воспитания как социального института прежде всего в учебных заведениях общего и профессионального образования. В своем докладе В.И. Байденко привел результаты социологического анализа ценностных ориентаций учащихся и студентов, которые свидетельствовали о том, что нравственная и мотивационная сферы их личности подверглись деградации, резко сместились в сторону бездуховности, индивидуализма и космополитизма, субкультурных и контркультурных предпочтений. В качестве тенденций, вызывавших особую тревогу, он отметил продолжавшийся рост преступности среди несовершеннолетних, а также усиливавшуюся алкоголизацию и наркотизацию учащейся молодежи. Кроме того, он отметил, что органы управления образованием и педагогическая общественность не смогли оказать необходимое воздействие на средства массовой информации в части введения запретов на антивоспитательные публикации и передачи. Отсутствовали систематические социологические исследования, анализировавшие параметры и направления негативного воздействия средств массовой информации на духовную сферу детей и подростков. Не была реализована идея общественного контроля за деятельностью средств массовой информации. Заслушав и обсудив доклад В.И. Байденко, коллегия Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации указала на особую актуальность проблемы воспитания, психологической поддержки личности и необходимость комплексного ее решения в рамках всей системы образования [30].

В июне 1997 г. в ежемесячном правовом литературно-публицистическом международном журнале «Милиция» была опубликована статья заместителя начальника Главного управления обеспечения общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации А.И. Сухова «Нужна ранняя профилактика»,

в которой он высказал мнение о том, что неблагополучное положение с преступностью в среде несовершеннолетних не следует считать только лишь результатом снижения уровня материального достатка, а также уровня жизни существенной части населения Российской Федерации, поскольку криминогенная обстановка оказала влияние на детей материально обеспеченных семей. Одной из основных причин противоправной активности несовершеннолетних А.И. Сухов назвал снижение культурного уровня, бездуховность, а также утрату социальных и нравственных ценностей [31].

24 октября 1997 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин выступил с радиообращением к россиянам, в котором указал на то, что в процессе решения насущных экономических и политических задач государство утратило внимание к проблемам детства. Он констатировал наличие в Российской Федерации сотен тысяч бездомных детей, отметил широкое распространение подростковой наркомании и преступности среди несовершеннолетних. Б.Н. Ельцин обозначил проблему детства как приоритетную для решения в рамках президентских полномочий и призвал все заинтересованные структуры принять непосредственное участие в работе по обеспечению здоровья, безопасности, образования и достойной жизни молодого поколения россиян. Он подчеркнул необходимость активизации разработки и принятия закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также наведения порядка в системе начисления и выплат детских пособий [32].

В декабре 1998 г. в журнале «Социальное обеспечение» была опубликована информация о работе Международной конференции «Дети улиц», состоявшейся в г. Москве. В рамках данного мероприятия выступила с докладом заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации Г.Н. Карелова, которая в контексте политического и социально-экономического состояния российского общества охарактеризовала положение детей, оказавшихся вне социальных институтов, лишившихся родительского попечения и родственных связей. Она отметила, что эти дети вовлекаются в бродяжничество, попрошайничество, совершение краж, потребление алкоголя, наркоманию, токсикоманию, проституцию, совершение иных антиобщественных действий. Повышение уровня безнадзорности несовершеннолетних было обусловлено неблагополучной обстановкой во многих семьях, коммерциализацией образовательной, спортивной, культурной сфер, которая не позволяла обеспечить полноценное развитие детей и подростков, их отдых, каждодневный досуг, меры по оздоровлению. Постоянная потребность в обеспечении получения дополнительного дохода, необходимость выполнения в рамках семьи целого ряда бытовых и хозяйственных работ, которые раньше осуществлялись сферой услуг, серьезно уменьшили время общения родителей со своими детьми и проведения различных семейных мероприятий. В результате серьезно возрос риск ухода детей из семьи. Кроме того, фиксировалось нарастание проблем алкоголизма и наркомании во многих семьях, что влекло отдалению родителей от своих детей, которые оставались полностью бесконтрольными. При всем этом дополнительным негативным элементом выступала школа, которая, соблюдая запрет на отчисление учеников, позволяла педагогическим работникам не проводить надлежащую работу с детьми, имеющими проблемы в поведении и успеваемости. Кроме того, серьезное отрицательное влияние на детей оказывало ослабление соответствующей воспитательной работы с ними по месту жительства, в комнатах школьника, разнообразных клубах и кружках [33].

В декабре 1999 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации был подготовлен обзор практики прокурорского надзора за исполнением в Российской Федерации законов о профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в котором на основе данных статистики, прокурорско-следственной и судебной практики сделан вывод о нарастании тенденции усугубления негативных процессов в среде

несовершеннолетних. Результаты проведенного анализа свидетельствовали об ухудшении положения детей, росте количества безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также детей и подростков, употреблявших алкогольные напитки, одурманивающие вещества, а также занимавшихся проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством. Усиливалась криминализация

несовершеннолетнего населения, в том числе школьников и студентов, а также лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. Неисполнение или нарушение законов, касавшихся прав и интересов несовершеннолетних, становились повсеместным явлением. На протяжении восьми лет сохранялась тенденция постоянного роста выявленных органами прокуратуры нарушений законодательства и фактов издания незаконных правовых актов в этой сфере. По отношению к 1991 г. их количество увеличилось в 4,4 раза (в 1998 г. было вскрыто около 66 тыс. таких нарушений). Генеральная прокуратура указала на то, что такое развитие ситуации в стране было обусловлено не только экономическим кризисом, но и халатным отношением должностных лиц к своим обязанностям, слабым ведомственным и государственным контролем, а часто и отсутствием такового [34].

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить официальное мнение представителей практически всех заинтересованных высших органов государственной власти и центральных аппаратов правоохранительных органов Российской Федерации, функционировавших в 1991-1999 гг., относительно количественных и качественных параметров влияния рассмотренных социально-экономических факторов на подраставшее поколение.

Принимая во внимание вышеизложенное, нам представляется возможным аргументированно утверждать следующее:

1. Радикальные социально-экономические реформы, идеологическая и духовно-нравственная неопределенность в рассматриваемый период входили в перечень основных социально-экономических факторов, стимулировавших рост правонарушительства несовершеннолетних в общегосударственном масштабе.

2. Органы публичной власти страны не смогли обеспечить необходимое нейтрализующее воздействие на данные факторы. Главной причиной этого видится отсутствие в то время соответствующей законодательной базы, позволявшей обеспечить системный подход в проводившейся работе по профилактике противоправного поведения детей и подростков, а также ее адекватное финансирование.

3. Отрицательный потенциал реформ в социально-экономической сфере, а также последствия девальвации идеологии и духовно-нравственных ценностей в обязательном порядке необходимо учитывать в процессе выработки государственной политики в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в целях обеспечения надлежащего уровня ее эффективности.

Библиографический список

1. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р // КонсультантПлюс: [Сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=380029&dst=100009#kbkGuvSmAM4smIvy (дата обращения: 23.01.2022).

2. Реформирование России: мифы и реальность / автор-составитель Г.В. Осипов и др. - Москва: Редакционно-издательская фирма «Academia», 1994. - 384 с.

3. Преступность и реформы в России / под редакцией А.И. Долговой. - Москва: Криминологическая Ассоциация, 1998. - 408 с.

4. Еремина, О. С. Исторический опыт реформирования государства и общества в СССР и России в конце XX- начале XXI века: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Ольга Сергеевна Еремина. - Пятигорск, 2009. - 217 с.

5. Заяц, П. В. Экономическое реформирование современной России: правительственный курс и партийно-политические программы (90-е гг. XX века): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Павел Всеволодович Заяц. -Ростов-на-Дону, 2002. - 256 с.

6. Липина, С. А. Реформирование России как фактор изменения социально-экономической жизни населения: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Светлана Артуровна Липина. - Москва, 2001. - 166 с.

7. Харламов, К. А. Реформы в России и их социальные последствия: диссертация ... кандидата экономических наук: 22.00.03 / Кирилл Александрович Харламов. - Москва, 2000. - 165 с.

8. Шадрин, А. В. Разработка программы социальных реформ и ее реализация в Российской Федерации в 1990-е гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Андрей Владимирович Шадрин. - Москва, 2006. - 181 с.

9. Калинин, А. Е. Современный духовно-идеологический процесс в обществе: сущность, тенденции, особенности: диссертация ... кандидата философских наук: 23.00.03 / Александр Евгеньевич Калинин. - Москва, 1992. - 248 с.

10. Монастырская, Т. И. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Татьяна Игоревна Монастырская. - Новосибирск, 1999. - 200 с.

11. О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости: Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1991 года № 2101-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1991. - № 16. - Ст. 451.

12. Степанков, В. Г. Прокуратура России: из истории в завтра / В. Г. Степанков // Законность. - 1992. - № 3. - С. 5.

13. О ходе экономической реформы в Российской Федерации: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 11 апреля 1992 года № 2690-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 899.

14. О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 года № 4081-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 51. - Ст. 3018.

15. Степанков, В. Г. Предназначение прокуратуры - стоять на страже закона / В. Г. Степанков // Законность. - 1993. - № 3. - С. 6.

16. Абрамов, Е. А. Как остановить агрессию преступности / Е. А. Абрамов // Милиция. - 1993. - № 6. - С. 4.

17. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

18. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года // Российская газета. - 1994. - 25 февраля.

19. О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы: Указ Президента

Российской Федерации от 24 мая 1994 года № 1016 // Российская газета. - 1994. -1 июня.

20. Тростанецкая, Г. Н. Исчадию ада тоже нужна вера, надежда, любовь / Г. Н. Тростанецкая // Народное образование. - 1994. - № 5. - С. 21.

21. Колесников, В. И. Как бы завтра не стало поздно / В. И. Колесников // Милиция. - 1994. - № 7. - С. 6.

22. Итоги работы органов внутренних дел и внутренних войск в 1994 году (отчет перед гражданами России) // Милиция. - 1995. - № 4. - С. 2.

23. Россия: куда идем? // Социальная защита. - 1995. - № 4. - С. 7-8.

24. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

25. Министр внутренних дел России генерал армии Анатолий Куликов: «Стабильное развитие государственности невозможно без обуздания преступности» // Милиция. - 1996. - № 1. - С. 4.

26. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год: отчетный доклад Министра образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии министерства 26 января 1996 г. // Вестник образования. - 1996. - № 3. - С. 19.

27. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году // Вестник образования. - 1996. - № 4. - С. 50.

28. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 года // Российская газета. - 1996. - 27 февраля.

29. Полозов, Г. Ф. На защите нашего завтра / Г. Ф. Полозов // Законность. -1996. - № 6. - С. 22-26.

30. О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования: решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 мая 1997 года № 6/1 // КонсультантПлюс [Сайт]. - иЯЬ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& сасЬе1а=0ЛС4Б3Л21635РВБ0497Е240177СВ0755&БЛ8ЕМ0ВЕ=50^ = 130395 119101930245528467569&base=EXP&n=278683&rnd= 7Б6ВЕ01Л25Е28Л1Е72СЛ52Б21ЕЕЛ2228#0247563952497039.

31. Сухов, А. И. Нужна ранняя профилактика / А. И. Сухов // Милиция. - 1997. -№ 6. - С. 4-5.

32. Детей надо любить не по указу, а по велению души: Радиообращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина // Российская газета. - 1997. -25 октября.

33. «Дети улицы» // Социальное обеспечение. - 1998. - № 12. - С. 29.

34. Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности несовершеннолетних: подготовлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации (№ 21-3-99 от 24 декабря 1999 года) // Казенное учреждение Воронежской области «Государственный архив Воронежской области». Ф. Р-2700. Оп. 2. Д. 2858. Л. 267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.