КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
Использование социо-игровых технологий в работе с детьми с ОНР
Полянская И. В.
Полянская Ирина Васильевна /Polyanskaya Irina Vasilievna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11, г. Ейск
Аннотация: в статье анализируются проблемы, возникающие при обучении детей с ОНР, и решение их посредством социо-игровых методов и приемов, направленных на успешное развитие речи и деловое общение детей в процессе обучения. Abstract: in this article analyzes the problems in teaching children with ONR, and their solution through social - gaming methods and techniques aimed at the successful development of speech and business communication in the learning process of children.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, дети с ОНР, социо-игровая технология, развитие коммуникативности у детей.
Keywords: correctional pedagogy, children with ONR, social-gaming technology, the development of communication in children.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Одно из требований ФГОС ДО -уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Ориентируясь на новые подходы в системе образования, особую актуальность приобрели социо-игровые приёмы и упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательности отношений детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, развитие его творческих способностей.
Следуя советам современной педагогической технологии - «социо-игровая педагогика», представленной Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо - игровая»). Это даёт возможность объединить их общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы, превращая её в коллективную [1, с. 152].
Что подразумевается под первой частью составного термина - «социо»? По мнению авторов, «социо» - означает малый социум, поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. Правильный смысл, группо-игровая педагогика [2].
Социо-игровая педагогика (технология сотрудничества) способствует развитию речи дошкольников, т.к. дети общаются в процессе обучения. Доказано, после четырех лет для ребенка, сверстник становится более привлекательным, чем взрослый.
Наблюдения показали, что речь детей, обращенная к сверстнику, более связна, понятна, более развернута. Именно в общении со сверстниками, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняет его, впервые в речи появляются сложные
предложения. В отличие от взрослого собеседника, дети более чуткие и понятливые. Общаясь среди взрослых, ребенок узнает новые слова, овладевает речевыми нормами, но все это остается в пассиве, редко дети используют эти слова в повседневной жизни. Поэтому дошкольнику необходима активная, жизненная потребность в коллективном общении. Поскольку дети хотят и любят общаться, то они стараются выражать свои мысли, желания четко и ясно. Ребенок не будет пытаться угадывать настроение и желание своего товарища. Ему надо четко знать, что он хочет делать, чем недоволен.
Потребность быть понятым и услышанным особенно актуальна для детей с ОНР, которые стесняются своей речи, комплексуют в разговоре со взрослыми. Так как социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, и в ее основе лежит общение детей между собой, со взрослым, то социо-игровая методика предполагает интеграцию разных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Как же научить дошкольников старшего возраста объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, а не быть сторонним наблюдателем, как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя в повседневной жизни.
В работе с детьми с ОНР планируется использование разных методов активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию: сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку; придумывание сказок; игры -драматизации; юмор и шутки.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей: беседа; создание предметной среды (этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи).
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений: повторение, наблюдение.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками, дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию. У детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, к самому себе, к сверстникам. Дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.
В социо-игровой педагогике, во время занятия, дошкольники проживают в игре между микрогруппами, и в самой микрогруппе. В микрогуппах дети связаны совместными играми; занятиями; заданиями; общей тайной; помогают друг другу; поддерживают друзей; сравнивают свои знания и умения своего друга; свободно и с интересом обсуждают вопросы; следят за тем как идет их общее дело; сопереживают [3].
В группе дети не всегда близки друг с другом, а в микрогруппах они сближаются. Их общее дело направляет детей на умение входить в контакт с известными, но недостаточно близкими детьми. Работая в микрогруппах, меняя микрогруппы,
45
дистанция детей сокращается, они видят в каждом пользу. Таким образом, дети с нарушениями речи могут смело выступать с кем-нибудь в паре, что помогает быть им успешными, т.к. микрогруппа сама решает, как ей выступать: по цепочке, хором, парами, тройками, либо один за всех ответит. Это их решение [4, с. 20].
Социо-игровая педагогика - это движение. Уровень развития речи зависит от умения ориентироваться в пространстве, координации движений, от характера двигательной активности. В течение всего занятия дошкольники двигаются, соединяя движение с говорением; слушают в движении; поют в движении; превращаются сами в кого - либо, во что-либо. Воспитанники передвигаются в пространстве, меняя виды деятельности.
Социо-игровая педагогика создает все условия для успешного развития речи и делового общения детей в процессе обучения. В общении с равными партерами ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в сообществе среди людей. Это очень важно для ребенка начинать именно с дошкольного возраста. Все данные правила и приемы, формируются с помощью воспитателя.
Литература
1. Букатов В. М. «Педагогические таинства дидактических игр». - М.: Московский психо лого-социальный институт: Флинта, 2003 г. - 152 с.
2. Букатов В. «О бабочке социо-игрового стиля». [Электронный ресурс]. URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/60.
3. Гюльбандова М. «Социо-игровая педагогика как драмогерменевтика» Учитель. -2002 г. - № 6.
4. Букатов В. М., Ершова А. П. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя». - М.: Первое сентября, 2000 г.