Научная статья на тему 'Использование социальных сетей в региональном социо-культурном проекте: теория политического управления и практика информационной поддержки книго-ориентированного социального пространств'

Использование социальных сетей в региональном социо-культурном проекте: теория политического управления и практика информационной поддержки книго-ориентированного социального пространств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КНИЖНЫЙ САЛОН / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамрай Андрей Григорьевич

Рассматриваются культурологический и социологический аспекты использования современных социальных сетей в практике государственного социального планирования. Рассмотрены теоретические аспекты использования современных коммуникативно-информационных средств в обеспечении и реализации государственных культурных проектов. Показана практика управления государственным проектом по созданию книго-ориентированного социального пространства на примере информационного обеспечения деятельности Санкт-Петербургского книжного салона, который является значимым элементом государственной культурной стратегии региона и помимо социальных и экономических может отвечать задачам, важным для формировании позитивного имиджа региональной государственной власти. Сделаны выводы об использовании возможностей новых форм информационно-коммуникативного обмена для решения проблемных социально-культурных факторов в регионе и государственного проектирования социальной культурной среды и специфицированного книго-ориентированного социального пространства на основе постоянной обратной связи органов региональной государственной власти с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шамрай Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей в региональном социо-культурном проекте: теория политического управления и практика информационной поддержки книго-ориентированного социального пространств»

ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 369.032.4 ББК 60.84

А.Г. Шамрай

использование социальных сетей в региональном социо-культурном проекте: теория политического управления и практика информационной поддержки книго-ориентированного социального пространства

Рассматриваются культурологический и социологический аспекты использования современных социальных сетей в практике государственного социального планирования. Рассмотрены теоретические аспекты использования современных коммуникативно-информационных средств в обеспечении и реализации государственных культурных проектов. Показана практика управления государственным проектом по созданию кни-го-ориентированного социального пространства на примере информационного обеспечения деятельности Санкт-Петербургского книжного салона, который является значимым элементом государственной культурной стратегии региона и помимо социальных и экономических может отвечать задачам, важным для формировании позитивного имиджа региональной государственной власти. Сделаны выводы об использовании возможностей новых форм информационно-коммуникативного обмена для решения проблемных социально-культурных факторов в регионе и государственного проектирования социальной культурной среды и специфицированного книго-ориентированного социального пространства на основе постоянной обратной связи органов региональной государственной власти с населением.

Ключевые слова:

государственное управление, книжная индустрия, культурная политика, Санкт-Петербургский Международный книжный салон, социальное проектирование, социальные сети.

Шамрай А.Г. Использование социальных сетей в региональном социо-культурном проекте: теория политического управления и практика информационной поддержки книго-ориентированного социального пространства // Общество. Среда. Развитие. -2019, № 2. - С. 10-15.

© Шамрай Андрей Григорьевич - соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет; заместитель директора, Санкт-Петербургское государственное учреждение «Дом писателя», Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

В современном обществе феномен социальных сетей и возможности их влияния на политические, экономические и социальные проекты, осуществляемые на различных уровнях государственных структур, привлекает все большее внимание как специалистов по государственному управлению, так и широкой общественности, в том числе, работников СМИ, образования и культуры. Отмечается, что в современном обществе «коммуникативные практики выступают фактором активного конструирования и переформатирования... общества» [2, о 114], в том числе политической сферы и сферы государственного управления. В условиях актуальной для современного социу-

ма задачи достижения информационной прозрачности функционирования государственных институтов, новые информационно-технологические формы социальной коммуникации и обмена мнениями становятся значимым фактором формирования государственной политики и государственного планирования. Поэтому политические и государственные лидеры страны, ее регионов и местных органов власти все чаще используют социальные сети в своей конкретной работе.

В. Волков, глава Республики Мордовия, в интервью «Народному телевидению Мордовии» сказал: «Соцсети позволяют решать вопросы быстрее и эффективнее по сравнению с печатными

изданиями и телевидением... Я говорю о важных обращениях и вопросах, которые необходимо решать руководству республики, города, районов» [3]. Востребованность участия публичных государственных личностей в социальных сетях показывает и тот факт, что созданный в марте 2019 г. в сети «ВКонтакте» аккаунт* врио губернатора Санкт-Петербурга А. Беглова в первые же дни получил сотни сообщений и комментариев от жителей города [14, с. 3].

При этом государственное социальное планирование и проектирование должно осуществляться в пространстве информационной открытости для общества; как пишет социолог Л.В. Нургалеева, «социальное проектирование... основывается на применении различных методов сбора, представления, обработки информации, порождающих познавательный эффект, это позволяет рассматривать его как разновидность информационной деятельности» [11, с. 73]. Не случайно американский политолог Г. Бенвенисте называет государственное планирование и проектирование «политическим анализом», а аналитическое отношение к планированию требует от политика научных социо-технологических умений [1, с. 21], в частности, умения фиксировать процессы. Социальные сети являются одним наиболее простых и при этом эффективных способов информационной фиксации как собственно предполагаемой проективной деятельности органов государственного управления, так и общественной реакции на нее на всех стадиях разработки и реализации проекта.

Должное внимание проблемам информирования и информированности в разработке социального проекта определяет то, что называется управляемостью, которая зависит в том числе от факторов, имеющих социо-культурный характер. На современном этапе развития механизмов культуры, базовых для социальной интеграции, социальные сети являются одним из наиболее быстро и успешно развивающихся информационных форм, и, следовательно, определяют то, что можно назвать социально прогрессирующей культурной динамикой. Необходимость для управляющих инстанций (в том числе, государственных) сообразовываться в своей проек-

* Аккаунт - учетная запись на сайте, портале или в мобильном приложении.

тной и реализационной деятельности с этой прогрессирующей динамикой, особого доказательства не требует. Философ А. Чащина в своей диссертации утверждает, что «создание успешного социального проекта во многом предопределяет сохранение собственных самобытных культурных особенностей, прежде казавшихся исключительно препятствием развитию, вхождению в современность. Проект не может состояться вне определенного типа культуры» [16, с. 148]. Таким образом, инновационный и традиционный типы культуры не являются противоположными, но, как и в случае взаимоотношений власти и социума - конкурентно сотрудничающими агентами исторического развития человечества.

Санкт-Петербург имеет определенные региональные культурные особенности, которые специфицируют присутствие городских политических и государственных структур в социальных сетях. Это, в частности, можно определить по тому, какие государственные проекты в Санкт-Петербурге получают широкую популярность и одобрение в социальных сетях, причем не только в форме комментариев и создания собственных сообщений, но и в таких на сегодня значимых формах популяризации общественных событий, как распространение информации путем копипаста, репоста, ретвита или его отсутствия и выражения индивидуального одобрения или неодобрения («лайка» или «дислайка»). Поскольку социальные сети имеют встроенную технологии подсчета этих форм «первичного отношения», работа социологов и аналитиков, исследующих статистические факторы общественной реакции на различные социальные явления, значительно упрощается. В этом смысле социальные сети оказываются значимым информационным ресурсом для выявления конкретных проблем социального и культурного пространства региона и планирования и проектирования мероприятий со стороны государственной власти по их преодолению.

Сложности взаимоотношений различных социальных и культурных парадигм сегодня можно ярче всего видеть на примере развития в современном мире такой традиционной формы передачи культурной традиции, как книга. Кризис книжной культуры, «Галактики Гуттенберга», признается сегодня практически всеми

о

специалистами в области социальных наук. Даже в нашей, когда-то самой читающей в мире стране, этот кризис отчетливо проявлен в социологических опросах населения. Если в 1990 году в своей домашней библиотеке менее сотни книг имели только 28% респондентов, то в 2011 году в этом признались уже 49% россиян. По другим показателям количества книг имеется аналогичная тенденция [5]. Все большее влияние на мир книги и книжного чтения в современном мире оказывает такой социальный механизм, как мода, определяемая конформизмом, внушаемостью и тягой к подражанию в качестве социально-психологической самоидентификации в молодежной аудитории [15, с. 64-65]. Не случайно в Национальной программе поддержки и развития чтения в 2007-2020 гг., заказчиками которой выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз, признается, что «прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления» [10, с. 7].

Тем не менее, философская и культурологическая мысль предупреждает о необходимости преодоления пессимистического взгляда на культурный процесс современности. Несмотря на негативную статистику книжного потребления в целом, можно говорить об увеличении наименований издающихся книг (при снижении тиражей). Но и в других областях потребления написанных текстов и их написания ситуация не безнадежна. Читают сегодня все слои населения, причем читают очень много, главная проблема обнаруживается в качестве чтения: коммуникативные интернет- и смартфон-тексты: SMS, email-сообщения, твиты*, комменты** - это предельно упрощенные лингвистические формы, часто игнорирующие морфологические и синтаксические нормы языка.

Проблема качественного снижения текстуального пространства культуры в

* Твит - короткое сообщение длиною в 140 символов.

** Коммент - публичный комментарий к информационному сообщению, передаче в сети интернет, размещённый (обычно непосредственно читателем, зрителем или слушателем рядом с исходным сообщением) на сайте-источнике.

целом, безусловно, сегодня является острой и актуальной. Как пишет К.В. Лосев, «...сегодня стоит задача не осознать кризис, связанный с переизбытком информации и ее обессмысливанием. Этого осознания определенно недостаточно в мире, в котором смысл перестает быть функцией информации. Сегодня речь должна идти об определении самого смыслового поля в информационном потоке, лишенном этой наполненности. Признание того, что информация и смысл - не синонимы, а смысл - не обязательная приставка к информации - может стать условием к возложению на себя ответственности за сохранение и приращение смысла в хаосе общедоступной информации... привычка к «борьбе за смысл» в осознании ответственности своей жизни за осмысление информационного хаоса, может преодолеть пессимизм теорий «упадка культуры», «заката цивилизации» и общего псевдо-ро-мантического настроения «бытия к смерти» [7, с. 73]. Можно говорить, в каком-то смысле о новой «аристократизации» книжного мира и о новом возвышенном усилии «чтения» и «понимания», которого требует от работника культуры современное общество, и такое понимание развития современной культуры, несомненно, придает силы всем, кто стремится к тому, чтобы сложность и многогранность культуры сохранялась и культивировалась в современном социальном пространстве. Тогда кризис будет преодолен, а информационное пространство, в том числе «упрощенное» сегодня текстуальное пространство социальных сетей, обретет новые качественные характеристики. Не случайно в исследовании Ю.П. Мелен-тьевой отмечается наличие «связи между уровнем традиционной культуры чтения и уровнем информационной культуры личности» [9, с. 49].

О сложной ситуации в области собственно сферы книгоиздания и книготорговли мы уже писали, утверждая, что «необходима планомерная стратегически направленная деятельность, которая сможет изменить ситуацию изнутри. За изменением статистических показателей должны стоять поведенческие и ценностные трансформации всех участников процесса. В целом, в области государственного управления такая задача своеобразна и по-своему уникальна» [17, с. 141]. Одной из форм многолетней проектно-деятель-ностной работы в этом направлении яв-

ляется проведение в Санкт-Петербурге с 2007 г. Санкт-Петербургских Книжных салонов. Начавшись со скромного, по сути, книготоргового мероприятия, Санкт-Петербургский Книжный салон смог зарекомендовать себя как в общественном мнении, так и в глазах городской власти, как социально значимое культурное событие. В 2015 году Салон вошел в общероссийский список лучших региональных проектов по продвижению книг [8].

Опыт книго-ориентированной культурной политики, поддержанной на государственно-административном уровне, сыграл чрезвычайно позитивную роль в формировании имиджа Санкт-Петербурга. В 2017 году Петербург уже был признан самым читающим городом России. Санкт-Петербургский Книжный салон участвует в реализации других масштабных государственных проектов, в частности, реализации Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в таких целевых установках, как «содействие развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы», «создание условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений журналистов, писателей, деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, достижениями россиян в области науки, технологий и культуры», «создание условий для издания и распространения литературы, развития электронных и печатных средств массовой информации, специализирующихся на патриотической тематике» и ряде других [4].

Мероприятие с первых лет своей работы получило статус международного. Несмотря на введенные после 2014 года антироссийские санкции со стороны многих государств, Санкт-Петербургский международный книжный салон в 2017 году привлек 20 стран-участниц, а в 2018-м - уже 22 страны. Более того, в результате сложной и слаженной работы целого ряда комитетов Правительства Санкт-Петербурга, город сделал заявку на проведение мероприятий проекта ЮНЕСКО «Мировая Книжная столица». Специально для года «Всемирной столица книги - 2020» был разработан проект «Всемирная книга будущего» (World Wide Book of Future). Концепция заявки была выстроена на базе Санкт-Петербургско-

го международного книжного салона, а также ряда ежегодных культурных мероприятий, проходящих в городе на Неве, таких как праздник выпускников «Алые паруса» и Петербургский международный культурный форум. В течение 2020 года планируется провести более 200 мероприятий в университетах, библиотеках, книжных магазинах и других культурно-общественных пространствах Санкт-Петербурга.

Чрезвычайно важным и полезным для формирования позитивного имиджа Санкт-Петербургского книжного салона стало активное присутствие в информационном поле. «В 2017 году особая ставка была сделана на медиасопровож-дение, ориентированное на увеличение осведомленной и лояльной аудитории, а также на моральное стимулирование, распространение ценности культуры чтения среди социально активной части общества... Согласно медийному отчету организаторов, основным результатом в части поддержки «Книжного салона» в 2017 году стало значительное увеличение информационного потока. Организаторы применили системный подход в медиапланировании, активно задействовали социальные сети. В дни мероприятия объявления по теме Книжного салона в различных Интернет-ресурсах были показаны в общей сложности более 1 500 000 раз. По результатам мониторинга обнаружено более 400 публикаций. Для сравнения, этот же показатель в 2016 году не превысил 150» [17, с. 143].

В социальных сетях присутствие групп «Книжного Салона» постоянно растет. С марта 2018 по март 2019 год аудитория группы Книжного салона ВК выросла более чем на тысячу пятьсот человек. За весь период работы группа набрала более полумиллиона активных просмотров. Количество подписчиков, постоянно получающих свежую информацию группы, достигло 3660 человек [13]. Посты*, информирующие читателей о выходе новых книг, других событиях в книжной жизни города стабильно набирают сотни просмотров и десятки «одобрений». В опросах, проводимых в группе, участвуют сотни посетителей, что помогает точнее определить интересы аудитории. Вираль-

* Пост в интернете - любая статья или запись на интернет странице. Название «пост» произошло от английского «post», что в переводе на русский язык означает «размещать», «публиковать».

ный охват* сетевой аудитории достигался за счёт продвижения информации о книжном салоне в других пабликах** и сообществах. Поскольку платного бюджета на таргетинг*** в 2018 г. заложено не было, закреплённый рекламный пост с банером Книжного Салона закреплялся на страницах по договоренности с администраторами релевантных сообществ, в первую очередь, издательских,

о взаимных репостах*

о

В результате пост набрал около 40 000 активных просмотров. На март 2019 г. в сети <^асеЬоок» у группы «Книжный Салон» было 648 подписчиков [12], в сети «Instagгam» - 333 [6], что является достаточно высоким показателем для групп схожего профиля. Через социальные сети происходит более тесное взаимодействие с блогерами, в том числе «Живого Журнала», чтобы о Книжном салоне его медийные участники упоминали в своих постах. Безусловно, это повышает узнаваемость мероприятия среди молодежной интернет-аудитории, которая в основном сосредоточена в социальных сетях и блогах.

При этом можно отметить глубокое партнерство с государственными информационными каналами. Около половины материалов разместили федеральные СМИ, что многократно расширило географию медийного фона и усилило образ города как общероссийского центра литературной жизни и формирования читательских предпочтений. Достижением следует признать создание мультипликативного эффекта в распространении информационных потоков, поскольку региональные информационные порталы дублируют центральные в части информации, представляющий для них интерес.

Сегодня салон имеет серьезную и планомерную поддержку региональной и

* Виральный охват - разница между «Полным охватом» и «Охватом подписчиков» или сколько пользователей, не являющихся подписчиками вашего сообщества, видели публикации вашей группы или паблика.

** Паблик - сокращение словосочетания «публичная страница» - этакий мини-блог в соцсети, завести который в состоянии и вправе кто угодно.

*** Таргетинг - рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей.

**** Репост - действие, при котором пользователь социальной сети размещает на своей страничке тексты, фотографии или видео ролики, опубликованные ранее в другом месте.

городской власти, которая активно поддерживает финансово книгоиздательские проекты и развитие на новом уровне городских библиотек. В сотрудничестве с государственными структурами используются и современные ИКТ-технологии, так была запущена электронная мобильная библиотека, позволяющая пассажирам метрополитена бесплатно пользоваться интернет-версиями классических и современных популярных литературных произведений. Таким образом, хотя существование книги поддерживается, в первую очередь, в традиционном, бумажном формате, но внимание к ней привлекается и с привлечение других форматов: электронных, аудиальных и визуальных.

Успехи, достигнутые в этом деле организаторами, ставят перед ними сегодня новые цели, в числе которых - более серьезное и действенное вторжение в пространство «моментального» коммуникативного пространства, которое в первую очередь, олицетворяют социальные сети. Сегодня у Санкт-Петербургского книжного салона уже имеется солидная социальная база, в том числе молодежная, активно демонстрирующая свои индивидуальные предпочтения через коммуникативные возможности социальных сетей. Можно говорить о таких перспективных программах, как формирование набора «тегов», информирующих интернет-аудиторию о событиях в культурной и книжной жизни города, организация сети личных страниц в социальных сетях, имеющих перекрестное информирование, включение в информационное поле в социальных сетях ссылок на государственные источники, отражающие культурную политику городской администрации, органов федеральной власти и близкие по тематике региональные и федеральные проекты.

В целом можно говорить о безусловной перспективности использования информационно-коммуникативных возможностей социальных сетей в проектировании, создании и управлении современного культурно-ориентированного социального пространства и, в частности, специфицированного книго-ориентированного «подпространства», взаимодействие которого с информационными ресурсами государственных структур и общественных движений поможет Санкт-Петербургу сохранить и укрепить свой статус культурной столицы России.

Список литературы:

15

[1] Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М.: Прогресс, 1994. - 304 с.

[2] Березовская И.П. IX Международная научно-теоретическая конференция «Коммуникативные стратегии информационного общества» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т. 9. - 2018, № 1. - С. 112-115.

[3] Глава Мордовии лично выйдет на связь // Регнум: информационный портал. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://regnum.ru/news/258930.html (21.03.2019)

[4] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (29.01.2019)

[5] Исследование ВЦИОМ: 30% жителей России практически не читают книги // ProBooks: эл. портал. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://pro-books.ru/news/3/7465#ixzz4o8I1D83r (31.01.2019).

[6] Книжный Салон. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.instagram.com/knigaspb/ (21.03.2019)

[7] Лосев К.В. Проблема современности: кризис информационного переизбытка или кризис «романтической личности»? // Шестая международная научно-практическая конференция «Философия и культура информационного общества. 16-17 ноября 2018 г.»: тезисы докл. - СПб.: ГУАП, 2018. -С. 71-74.

[8] Лучшие Всероссийские и региональные проекты по продвижению книги и чтения // Книжная индустрия: электронный журнал. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.bookind.ru/revizor/2015/ reading-xxi-projects.php (31.07.2017).

[9] Мелентьева Ю.П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции // Государственная публичная научно-техническая библиотека. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/11 .pdf (31.01,2019)

[10] Национальная программа поддержки и развития чтения. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf. (31.01.2019)

[11] Нургалеева Л.В. Молох социального конструирования // Гуманитарная информатика: Сб. научн. статей. - Томск: изд-во ТГУ, 2007. - С. 72-86.

[12] Санкт-Петербургский Книжный Салон. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rn.facebook.com/ pg/knigaspb/community/ (21.03.2019)

[13] Санкт-Петербургский Книжный Салон. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rn.vk.com/ knigaspbru/ (21.03.2019)

[14] Тищенко И., Афонькин С. Александр Беглов к контакту готов // Петербургский дневник. 12.03.2019.

[15] Хафизов Д.М. Стимулирование читательской активности молодежи посредством социально-психологических механизмов моды в условиях библиотечного возействия // Вестник КазГУКИ. - 2017, № 3. - С. 63-66.

[16] Чащина А.А. Социально-философский анализ социальных проектов: дисс. ... канд.филос. наук. -Красноярск, 2007. - 170 с.

[17] Шамрай А.Г., Трохинова О.И. Социальное проектирование как функция государственного управления: опыт проекта «Санкт-Петербургский Международный Книжный салон» // Управленческое консультирование. - № 12, 2017. - С. 138-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.