Научная статья на тему 'Использование социальных сетей в обучении студентов'

Использование социальных сетей в обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2064
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В.

Расширение сферы использования медийных средств, информационнокоммуникационных технологий в обучении требует научного обоснования их применения для обеспечения качества образования, его результативности. В статье представлены результаты исследования использования медийных средств, информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетей в обучении студентов»

174

Вестник СамГУ. 2015. № 7 (129)

УДК 371.3:371.64/69:378.14

М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко* ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Расширение сферы использования медийных средств, информационно-коммуникационных технологий в обучении требует научного обоснования их применения для обеспечения качества образования, его результативности. В статье представлены результаты исследования использования медийных средств, информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в обучении студентов.

Ключевые слова: социальные сети, использование социальных сетей в обучении, социальная образовательная сеть.

Использование медийных средств, новых информационных технологий в обучении становится все более распространенным явлением в современном российском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы ("Blackboard", "Edmodo", "Joomla", "Moodle" и другие) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями. Как правило, материалы, генерируемые на этих ресурсах, подразумеваются как учебные или обладающие образовательным потенциалом, однако зачастую они не имеют этих качеств. Представленные в концентрированном в виде процессы во время обучения офлайн — усвоение знаний, выработка умений, закрепление навыков, формирование мотивации, обеспечение контроля, проверка и оценка результативности обучения — практически не представлены в совокупности в онлайн-среде.

Мониторинг инновационного поведения населения России, организованный в 2013 году исследователями Высшей школой экономики (К. Фурсов и Е. Чернович) с целью выявления каналов непрерывного образования, показал, что получение новых знаний происходит в 12 % случаев с использованием хотя бы одной из возможностей Интернета. Это в 12 раз выше показателя 2006 года [2]. Анализируя результаты исследования, ученые выделяют формы получения новой информации: от общения на тематических сайтах до участия в дистанционных семинарах, вебинарах, прослушивания аудиолекций, просмотра видеороликов.

Однако приведенная аналитика не дает ответов на вопросы: является ли полученная информация знанием, которое можно с пользой применить в будущем? Является ли обучение онлайн таковым само по себе в условиях самостоятельного изучения?

* © Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В., 2015 Горячев Михаил Дмитриевич (mdgoryachev@samsu.ru), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Горячев Матвей Михайлович (gmatvej@yandex.ru), ГК «Современные технологии управления», 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 59в.

Иванушкина Наталья Викторовна (inw38641@mail.ru), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Мантуленко Валентина Вячеславовна (mantoulenko@mail.ru), кафедра иностранных языков, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Какими характеристиками, свойствами и отличиями от «классического» способа получения знаний оно обладает? Более того, сами авторы отмечают, что во время исследования внимание уделялось способам, формам самообразования, при котором расширение и углубление знаний не сопровождалось официальной сертификацией и существовало вне обязательный образовательныгх программ.

Исследование С. Хилтона, Дж. Грэхэм, П. Ричи и Д. Уайли применения он-лайн-технологий в обучении студентов в аудитории и дистанционно показывает, что для изменения организации традиционного процесса обучения помимо разработки плана занятий необходимо привлекать дополнительные ресурсы и знания, такие как определение времени коммуникации, правил построения коммуникации в сети, создание дополнительных типов интеракций между учащимися онлайн и офлайн, определение ролей и зон ответственности между инструктором и преподавателем [3].

Значимой исследовательской проблемой в изучении он-лайн образования является разработка программы по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением он-лайн и офлайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний.

Синтез «классических» — аудиторных — форм преподавания и современный: компьютерных технологий, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты-заочники, студенты с ограниченными возможностями здоровья) создает условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании — социальную образовательную сеть [1].

Многие эксперты возражают против узкого понимания информатизации образования, отдавая предпочтение социальныш сетям, выступающим в качестве средства построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяющих возможности для совместной работы участников учебного процесса, а не автономным системам управления обучением, представляющим собой универсальные инструменты для подготовки содержания учебного материала, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и т. д.

С целью изучения результативности использования социальных сетей в обучении нами быш проведен опрос, в котором участвовали 289 студентов самарских вузов (Самарский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Самарский государственный экономический университет) и 21 преподаватель из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Для этого использовались инструменты анкетирования Google Documents. Подсчет частотности упоминаний ответов респондентов был проведен с помощью специализированного программного обеспечения для работы с текстами Nvivo.

В ходе опроса изучались техническая оснащенностью студентов и преподавателей, виды потребляемой ими информации в сети, затраты времени на эту работу; опыт обучения и преподавания с помощью тематических интернет-сайтов и социальныгх сетей, желание использовать возможности сетевого обучения в собственной практике; способы получения и применения информации в режиме онлайн; отношение учащихся и преподавателей к обучению с помощью социальных сетей.

Более 90 % участников опроса пользуются интернет-ресурсами в учебныгх целях. Наиболее популярным является Wikipedia (37 %), далее — поисковая система Google (17 %), информационно-справочная система «Консультант Плюс» (8 %), iBooks (7 %). 27 % участников анкетирования указали на такие сайты, как lingualeo.com, theoryandpractice.ru, allbest.ru, bibliotekar.ru, официальные сайты СМИ, университетов. 9 % опрошенных не назвали ни одного образовательного ресурса.

Ответы респондентов напрямую связаны с наиболее частыми запросами обучающихся, теми, что появляются первыми в списке выдачи различных поисковых систем. Это, в свою очередь, приводит к выводу, что данная информация может быть использована в учебном процессе с большей пользой. Например, возможности Wikipedia позволяют не только потреблять информацию, но и создавать ее. С помощью этой платформы студенты и преподаватели могут создавать статьи и рефераты вместо печатных курсовых работ и докладов. Также эта платформа обладает возможностями совместного обсуждения готовых материалов, что, в свою очередь, может повысить ответственность при их подготовке к публикации и снизить вероятность плагиата. Применение сервисов iTunes и Play Market может быть полезным при некоммерческой публикации учебных материалов, аудиолекций, методических материалов.

Важным также является знание о том, какими поисковыми системами пользуются студенты и преподаватели в Интернете. Эта информация необходима не только для создания дополнительных социальных сервисов на базе этих поисковиков, а также для продвижения сайта университета, кафедры, аналитики наиболее частых запросов среди учащихся и многого другого. Самыми популярными поисковиками являются "Google" (71 %) и «Яндекс» (63 %). Голоса 20 % участников анкетирования распределились между "Bing", "Rambler", "Yahoo", "Sputnik", "Mail" и другими. Таким образом, наибольшего внимания заслуживают "Google" и «Яндекс», как лидеры опроса. Инструменты аналитики обеих поисковых машин удобны для отслеживания активности пользователей онлайн-ресурсов, таких как сайты, блоги, а также для поискового продвижения англо- и русскоязычного контента.

Отвечая на вопрос, «Используют ли анкетируемые образовательные онлайн-ресур-сы для саморазвития и самообразования?» (если «да», то каким образом и как часто), большинство респондентов не смогло полностью ответить на вопрос. 19 % описали свою работу в онлайн-среде как использование интернет-ресурсов не более раза в неделю, еще 10 % респондентов указали на частое обращение к сетевым образовательным ресурсам, 6 % используют возможности Интернета в обучении не более одного раза в месяц. Все респонденты не смогли дать точное название сайтов, форумов, онлайн-библиотек. При этом 18 % отвечавших вообще не обладает таким опытом. Это приводит к выводу о необходимости создания специального ресурса по использованию интернет-ресурсов в учебных целях, базы знаний как дополнительного инструмента обучения в социальной сети. К такому образовательному ресурсу могли бы обращаться в первую очередь преподаватели и студенты.

Положительный тренд применения социальных сетей в обучении подтверждается интенсивностью и продолжительностью времени работы с ними. 8 % участников опроса подтвердили, что не используют социальные сети в обучении, 16 % являются постоянными пользователями, 46 % часто прибегают к помощи социальных сетей в обучении, а 30 % пользуются, но редко.

К положительным моментам использования социальных сетей в обучении анкетируемые отнесли: экономию времени — 34 %, доступность информации — 30 %, мобильность — 25 %. С другой стороны, серьезные опасения вызывает отсутствие времени на использование социальных сетей в ущерб аудиторной и домашней работе. На это обстоятельство указало 17,5 % респондентов. Также 12 % опасаются того, что возможность большого количества общения будет отвлекать от первоначальной цели. В свою очередь, 8 % анкетируемых отрицательно относятся к открытости сетевых образовательных ресурсов.

Участники опроса отметили, что в обучении можно применять различные функции социальных сетей: использование чата для групповой работы (48 %); комменти-

рование работы преподавателя и сокурсников (47 %); просмотр и подготовка презентаций (47 %); публикация постов и сообщений в тематических группах (44 %); прослушивание аудиолекций (44 %); участие в вебинарах и видеоконференциях (42 %); выполнение курсовыгх работ и рефератов с помощью технологий Wikipedia или публикации постов (31 %); подготовка видеоработ (15 %).

К числу негативных сторон использования социальных сетей в учебных целях 12 % опрашиваемых отнесли возможное отсутствие достоверной информации и ее надежных источников по сравнению со знаниями, получаемыми от преподавателей и рекомендуемых им материалов. Существует вероятность того, что небрежно созданный, недостоверный материал будет использован впоследствии как источник знаний.

Применение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность и демократичность, результативность и качество подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров, магистров, специалистов, ученых.

Библиографический список

1. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5(116). С. 220-227.

2. Соболевская О.В. Интернет станет главным помощником в деле самообразования. URL: http://www.opec.ru/1715182.html (дата обращения: 04.07.2014).

3. Graham C.R. , Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance // Distance Education. 2010. 31(1). P. 77-92.

References

1. Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Using network resources in modern education. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 5(116), pp. 220-227 [in Russian].

2. Sobolevskaya O.V. Internet will become the chief assistant in self-education. Retrieved from: http://www.opec.ru/1715182.html (accessed: 04.07.2014) [in Russian].

3. Graham C.R., Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance. Distance Education, 2010, 31(1), pp. 77-92.

M.D. Goryachev, M.M. Goryachev, N.V. Ivanushkina, V.V. Mantulenko* USING SOCIAL NETWORKS IN TRAINING THE STUDENTS

Expanding of the scope of use of media, information and communication technologies in education requires a scientific basis for their use to ensure the quality of education and its impact. The article presents the results of a study of application of media, information and communication technologies, social networks in training the students.

Key words: social networks, using social networks in training, social learning network.

Статья поступила в редакцию 25/VI/2015. The article received 25/VI/2015.

* Goryachev Mikhail Dmitrievich (mdgoryachev@samsu.ru), Department of Pedagogics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Goryachev Matvei Mikhailovich (gmatvej@yandex.ru), group of companies "Modern technologies of management", 59v, Antonova-Ovseenko Street, Samara, 443090, Russian Federation.

Ivanushkina Nataliya Viktorovna (inw38641@mail.ru), Department of Pedagogics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Mantulenko Valentina Vyacheslavovna (mantoulenko@mail.ru), Department of Foreign Languages, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.