268
Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133)
УДК 371.3:371.64/69:378.14
Н.В. Иванушкина*
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье анализируются научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства, раскрывается сущность таких ключевых понятий как «пространство», «информационное пространство», «образовательное пространство». На основе проведенного анализа раскрывается квинтэссенция «информационного образовательного пространства» и формулируется его определение.
Ключевые слова: философский подход, феноменологический подход, педагогический подход, технологический подход, пространство, информационное пространство, образовательное пространство, информационное образовательное пространство.
Информационно-коммуникационные технологии прочно обосновались во всех сферах человеческой деятельности, оказывая влияние на фундаментальные ценности общества и цивилизации в целом. Вследствие этого образование как одно из таковых приобрело новое качество [3]. Все больше востребована концепция «образование без границ», привлекая открытостью образовательного пространства и образовательных систем. Де-факто речь идет о перестройке всей системы обучения и образования, где современные технические средства выступают не просто передатчиками информации, в данном случае учебной, а меняют структуру обучения на основе изменения информационного образовательного пространства.
Проблема формирования информационного образовательного пространства обусловлена многообразием научных подходов, определивших специфику современного процесса обучения.
Пространство, будучи философской категорией, имеет множество дефиниций. В античном представлении оно определялось как «форма созерцания, основной фактор высшего, эмпирического опыта»; как «способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем». К. Маркс и Ф. Энгельс, позднее, рассматривали пространство с позиций материалистической диалектики.
В начале XX века термин «пространства» стал играть основную роль в физике, а отождествление физического и математического пространства дает возможность описывать первое в терминах второго. В середине XX века все большее значение приобретали представления о пространстве как о феномене, охватывающем не только «физический континуум», но и другие предметные области. Философы принимали эту категорию как данность, постоянно развивающуюся, не зависящую от субъектов, находящихся в ней. При этом, она имела координаты и задавалась ими.
Современная философия определяет пространство как «форму бытия материи», которая характеризуется протяженностью и структурностью. Оно отличается своей
* © Иванушкина Н.В., 2015
Иванушкина Наталья Викторовна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
универсальностью, потому что, будучи исходным, в нем можно зафиксировать единство разнокачественных явлений в целостном мире [8].
Исследуя проблему формирования информационного образовательного пространства с точки зрения теории обучения, ученые представили одним из ключевых понятий, понятие информационного пространства, рассматривая его в качестве «формы существования информации». Для него, так же как и для философской категории, характерно свойство структурности, протяженности, «частичной материальности, относящейся к аппаратной его части» [5].
Существуют и другие подходы к пониманию исследуемой категории. Данный термин рассматривался учеными и как особый культурный феномен во взаимосвязи с образовательным и правовым «пространствами» (A.B. Серегин), и как среда становления нравственного опыта личности (H.H. Гладчикова), и в виде исторически сформировавшейся формы, «скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, кумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей» (Т.Ф. Берестова).
Анализируя определения «информационного пространства», с которыми мы встретились в научной литературе, становится ясно, что при всем многообразии подходов, многие ученые сошлись во мнении, что в случае более глубокого изучения природы данной категории, наука будет иметь дело с предельно широким понятием, для которого свойственны общие закономерности. К таким, например, можно отнести синер-гетические закономерности, закономерности эволюционного процесса.
Информационное пространство тесно связано с образовательным. Феноменологический подход к пониманию «образовательного пространства» представлен B.A. Кас-торновой. B обобщенном виде, автор определил его как множество объектов, между которыми установлены отношения. B рамках такого подхода, можно говорить о потоках образовательной информации и образовательных услугах в обществе, которые являются «соответствующими каналами передачи этих услуг и информации», то есть «образовательное пространство» определяется как некое место, где оказываются образовательные услуги по передачи образовательной информации [7].
Ученые считают, что современное образование необходимо рассматривать с точки зрения педагогической реальности, в ее «онтологической открытости», с выделением основ общественного и индивидуального сознания (O.A. Леонова), определяя, таким образом, целостность исследуемого пространства. Центральное место при таком подходе должен занимать человек.
Сочетание интеллектуального, духовного становления личности с возможностями, которые предоставляют ей новые информационные технологий и Интернет — ресурсы определяет сущность образовательного пространства как совокупности информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития [6].
Из этих подходов, явно представляется взаимопроникновение образовательного и информационного пространств, образуя единое информационно-образовательное. Так, H.B. Софронова определила его как часть образовательного пространства, которая в свой состав включила содержание образования, а также совокупность теоретических и методических знаний, позволяющих реализовать и совершенствовать процессы воспитания и обучения [9].
Делая главный акцент на технологическую составляющую, Т.А. Година представила рассматриваемое понятие как динамическую совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, которая существует для удовлетворения информационных запросов заинтересованных субъектов научно-образовательной деятельности высшего учебного заведения [2].
270
H.B. Иванушкина
Являясь представителем технологического подхода В.А. Новикова, рассматривая сущность понятия «информационное образовательное пространство», выделила его составные части, определив их как совокупность технических и программных средств сбора, хранения, обработки и передачи информации, социальных, психолого-педагогических, культурных условий реализации информационных процессов [1].
Проанализировав научные подходы к исследуемой проблеме, под информационным образовательным пространством, мы будем понимать совокупность системно организованного информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком как субъектом образования, а также источников информации и объединяющие их сети, технологии, поддерживающие управление организационной деятельностью образовательного учреждения, с учетом социальных, экономических, культурных и психолого-педагогических условий реализации информации и процессов с ней связанных.
При таком подходе одни и те же субъекты могут одновременно создавать информационное образовательное пространство и потреблять его для реализации поставленных перед собой целей, в том числе и образовательных [4].
Отдельно взятая информация, проанализированная и осмысленная субъектом, становится информационным продуктом, достоянием, средством производства информационного образовательного пространства в целом. Такое пространство периодически становится результатом деятельности человека, постоянно изменяясь, преобразуясь, и, в свою очередь, стимулируя, подталкивая, обучающегося к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию, определяя специфику процесса обучения. Следовательно, такой образовательный процесс можно будет рассматривать как одну из возможностей перестройке всей системы обучения и образования в целом.
Библиографический список
1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. 352 с.
2. Година Т.А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения: с использованием зарубежного опыта: дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2005. 147 с.
3. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5.
4. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Социальные сети как уникальный образовательный ресурс // Аккредитация в образовании. 2014. № 8.
5. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
6. Иванушкина Н.В. Современные информационные коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования в вузе // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 75.
7. Касторнова В.А. Некоторые подходы к определению образовательного пространства / / Педагогическое образование в России. 2014. № 8.
8. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. 744 с.
9. Софронова Н.В. Единое информационное образовательное пространство // Интеграция образования. 1999. № 2.
References
1. Bondyreva S.K. Psycho-pedagogical problems of integration of educational space: selected works. M., Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2011, 352 pp. [in Russian].
2. Godina T.A. Issledovanie innovatsionnykh protsessov formirovaniia informatsionnogo prostranstva vysshego uchebnogo zavedeniia: s ispol'zovaniem zarubezhnogo opyta: dis. ... kand. ekonomicheskikh nauk [Study of innovation processes of formation of information space of higher education institutions: with the use of foreign experience: Candidate's of Economics thesis]. Moscow, 2005, 147 p. [in Russian].
3. Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Use of network resources in modern education. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 5 [in Russian].
4. Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Social networks as a unique educational resource. Akkreditatsiia v obrazovanii [Accreditation in education], 2014, no. 8. [in Russian].
5. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Theory of education in the information society. M., Prosveshchenie, 2011, 190 p. [in Russian].
6. Ivanushkina N.V. Modern information and communication technologies as a factor in improving the quality of education at the university. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2010, no. 75 [in Russian]
7. Kastornova V.A. Some approaches to the definition of an educational space. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2014, no. 8 [in Russian].
8. The New Encyclopedia of Philosophy. M., Mysl', 2010, 744 p. [in Russian].
9. Sofronova N.V. Unified education information space. Integratsiia obrazovaniia [Integration of education], 1999, no. 2 [in Russian].
N.V. Ivanushkina*
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROBLEM OF FORMATION OF EDUCATION INFORMATION SPACE
The article analyzes scientific approaches to the problem of formation of education information space, reveals the essence of such key concepts as «space», «informational space», «educational space». On the basis of the conducted analysis the quintessence of «education information environment» is revealed and its definition is formulated.
Key words, philosophical approach, phenomenological approach, pedagogical approach, technological approach, space, information space, educational space, education information space.
Статья поступила в редакцию 10/IX/2015. The article received 10/IX/2015.
* Ivanushkina Nataliya Viktorovna ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.