Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ И АУТЕНТИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / SOCIAL NETWORKS / DIGITAL TEACHING AND LEARNING / EDUCATIONAL AND AUTHENTIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романтовский А. В.

В статье описываются возможности использования социальных сетей в обучении иностранных студентов русскому языку. Предпринята попытка осветить основные тенденции развития данного направления методики преподавания иностранных языков с позиций институционализации социальных сетей, с одной стороны, и медиатизации образования - с другой. Предложена общая схема выстраивания обучения с применением социальных сетей, основанная на концепции обучающегося как героя интерактивного цифрового учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL NETWORKS AS A PRIORITY DEVELOPMENT VECTOR IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS

The article describes the possibilities of using social networks in teaching Russian to foreign students. in this respect, it attempts to highlight the main trends in this field of foreign language teaching with regard to social networks institutionalization, on the one hand, and education mediation, on the other. Proposed is a general scheme of structuring the learning process aided by social networks, with focus on the concept of a student-acting hero of an interactive digital textbook.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378.147

А. В. Романтовский

кандидат филологических наук;

старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета; е-таН: romantalex@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье описываются возможности использования социальных сетей в обучении иностранных студентов русскому языку. Предпринята попытка осветить основные тенденции развития данного направления методики преподавания иностранных языков с позиций институционализации социальных сетей, с одной стороны, и медиатизации образования - с другой. Предложена общая схема выстраивания обучения с применением социальных сетей, основанная на концепции обучающегося как героя интерактивного цифрового учебника.

Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков; русский язык как иностранный; социальные сети; цифровое обучение; учебная и аутентичная коммуникация.

A. V. Romantovskiy

PhD (Philology), Senior Lecturer of the Department of Russian as a Foreign Language, Institute of International Academic Programs, Moscow State Linguistic University; e-mail: romantalex@gmail.com

USING SOCIAL NETWORKS AS A PRIORITY DEVELOPMENT VECTOR IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS

The article describes the possibilities of using social networks in teaching Russian to foreign students. In this respect, it attempts to highlight the main trends in this field of foreign language teaching with regard to social networks institutionalization, on the one hand, and education mediation, on the other. Proposed is a general scheme of structuring the learning process aided by social networks, with focus on the concept of a student-acting hero of an interactive digital textbook.

Key words: methods of teaching foreign languages; Russian as a foreign language; social networks; digital teaching and learning; educational and authentic communication.

128

kSL®.

Постановка вопроса

Система обучения иностранным языкам в высшей школе продолжает осваивать достижения информационно-коммуникационных технологий. При этом внедрение в образовательную практику новых средств обучения и методов управления обучением не следует считать самоцелью. В каждом отдельном случае необходимо всестороннее рассмотрение эффективности использования тех или иных технологий в практике преподавания иностранных языков.

Каковы требования и запросы современной системы подготовки студентов по иностранному языку? Методисты и преподаватели отмечают, что для неязыковых вузов одним из важнейших требований является непрерывность подготовки по ИЯ. Очевидно также, что данный фактор вполне актуален и для лингвистических вузов, выпускающих специалистов по переводу и смежным направлениям подготовки. Кроме того, всё более настойчивым запросом тоциума становится профессиональная ориентированность системы высшего образования, ее способность формировать специалистов, легко адаптирующихся в быстро меняющемся мире.

Вышеупомянутые требования и запросы в полной мере применимы к обучению иностранных студентов русскому языку.

Формируя у обучающихся новую языковую личность, мы, по сути, создаем новое измерение их языкового существования. При этом, как известно, в настоящее время удовлетворение повседневных коммуникативных потребностей невозможно без социальных сетей. Вместе с тем самая оперативная речевая актуализация системы языка также происходит в цифровом пространстве Интернета и конкретно соцсетей. Таким образом, можно заключить, что присутствие студента в соцсетях часто становится для него как средством непрерывного погружения в языковую среду, так и возможностью отслеживать актуальное смыслообразование в рамках говорящего сообщества. В процессе осуществления последнего кодифицированный литературный язык сталкивается с живыми тенденциями узуса. Безусловно, квалифицированный переводчик, которому необходимо соотносить базовые фоновые знания с актуальными медийными смыслами и способами их выражения, сумеет поддерживать собственную коммуникативную компетенцию на должном уровне, обращаясь к общему цифровому пространству общения. Всё это позволяет говорить об огромном

потенциале использования социальных сетей в практике преподавания иностранных языков и русского как иностранного, в частности.

Тенденции развития современной методики

Если обратиться к рассматриваемому вопросу с точки зрения основных векторов развития современной методики, то вывод окажется не менее убедительным. Как известно, в настоящее время вся система образования проходит сложный этап институционализации технических достижений (ЭО и ДОТ), оптимизирующих определенные компоненты учебного процесса. Прежде всего ожидается, что данная оптимизация будет ощутима с позиции обучающего и / или обучаемого в виде значительного ускорения, упрощения, автоматизации рутинных действий, вроде проверки тестов или грамматической тренировки. Кроме того, в современном обществе наблюдается медиатизация обучения, под которой мы понимаем широкое распространение в медиа обучающих материалов, не всегда однозначно позиционирующих себя как образовательные. Так, любой крупный медиапортал может разместить на своей странице образовательный контент в жанрах МООК, экспресс-тестов, своеобразного ликбеза в развлекательной форме. Если говорить о следовании современным бизнесом идеологии постоянных инноваций, выражающейся и в постоянном расширении набора профессиональных компетенций сотрудников, то огромное значение приобретают и возможности модульного, узкоцелевого обучения, а также индивидуализация образовательных траекторий.

Социальные сети в современном обществе

Постараемся выяснить, каким образом задействование в процессе обучения социальных сетей может способствовать реализации каждого из вышеописанных векторов развития методики преподавания иностранных языков. Чтобы оценить масштабы возможного участия данного формата в развитии системы обучения ИЯ, попытаемся определить, каков вклад социальных сетей в трансформацию современного общества и основных взаимодействий внутри него. Очевидно, данный формат присутствия в Сети становится двигателем интенсивной цифровизации профессиональной и досуговой сфер, оптимизируя информационно-коммуникационные процессы. Если говорить

собственно о речевых факторах присутствия пользователя в социальной сети, то данный формат активно запускает процессы поликодового «картирования» «частно-публичной языковой личности» [Сидорова 2014], демократизации речи и того, что мы называем «интенсификацией семиозиса». Последнее в нашей интерпретации означает не только интенсивный коммуникативный обмен с помощью вербальных и невербальных знаков, но и постоянную релятивизацию семантических и синтаксических норм, тенденцию к созданию новых знаков и значимому варьированию их функциональных возможностей.

Показательно, что термин «социальная сеть» возник задолго до появления подобного формата цифрового существования. По данным Е. А. Лавренчука, впервые данное словосочетание получает терминологический статус в работах социолога Г. Зиммеля. Современное значение социальных контактов и категорий понятие «социальная сеть» обретает в творчестве Дж. Барнса (1954 г.), который применял его для описания типов связей, возникающих в малых группах (племенах, семьях), и социальных категорий (например, пол, этническая принадлежность) [Лавренчук 2011].

Фактически современный цифровой формат социальной сети эксплицирует и фиксирует множество коммуникативных связей пользователя и самопрезентационные признаки его коммуникативной личности, релевантные для общения.

Если говорить о привлекательности подобного формата, то методисты отмечают высокий уровень данного признака. а. Г. Солома-тина констатирует, что заданиям, созданным на базе возможностей социальных сетей, присущи такие мотивирующие свойства, как разнообразие и проблемность, они выполняются обучающимися с удовольствием, подобно увлекательным квестам [Соломатина 2018].

Примеры методик применения социальных сетей в обучении ИЯ

Одним из примеров исследования применимости формата социальных сетей в процессе обучения иностранному языку представлен в статье «Использование социальных сетей как обучающей платформы в межкультурном образовании» [Ляшенко, Минеева, Поваренкина 2019]. Внимание авторов сфокусировано на отношении преподавателей к использованию социальных сетей в обучении студентов английскому

языку. В рамках проведенного ими экспериментального обучения иностранному языку был включен в учебную программу ряд заданий, предполагающий работу с социальными сетями. Приведем сокращенный вариант описания примененных авторами видов заданий.

1. Поиск информации. Преподаватель просит студентов найти и изучить информацию в социальных сетях о культурных различиях в разных странах.

2. Структурирование информации. Преподаватель находит истории в социальной сети о модных привычках / тенденциях в разных странах и делится ссылкой (далее, по-видимому, следует задание на определенную обработку предоставленной информации).

3. Трансляция ценностей и анализ информации. Студентам предлагается изучить изображения, иллюстрирующие определенные культурные ценности (традиционные игрушки, семья, еда) и поразмышлять о культурных ценностях или различиях, которые показаны на фотографиях.

4. Проверка ожиданий и корректировка стереотипов. Студенты находят определенную информацию о разных этнических группах, размышляют о разнице между их ожиданиями и информацией, которую они нашли, а также сообщают о своих выводах.

5. Представление ролевых моделей. Преподаватель просит студентов найти в соцсетях информацию о знаменитостях из разных стран. Студенты могут порассуждать о том, как эти ролевые модели используются социальными сетями для влияния на молодежь и продвижения тех или иных культурных ценностей.

Авторами рассматриваемой статьи было предложено преподавателям иностранных языков провести обучение по предложенной ими методике и описать трудности, с которыми они столкнулись в ходе эксперимента. В результате выполнения предложенных заданий преподавателями оказалось, что педагогам трудно принять соцсети в качестве обучающей технологии, так как они привыкли полагаться на другие источники информации (книги, фильмы, видео). Специалистами была отмечена необходимость консультативной и информационной помощи учащимся в различении достоверной и предвзятой информации.

Вместе с тем преподаватели выделили множество преимуществ использования соцсетей, к которым они отнесли «педагогические аспекты обучения и большой потенциал сотрудничества». Также

была отмечена «аффективная составляющая при использовании соцсетей. <...> Данная технология интересна и востребована у обучающихся, которые могут быть более мотивированы к выполнению проектных работ с использованием социальных сетей» [Ляшенко, Минеева, Поваренкина 2019, с. 153-155].

М. И. Ивкина подчеркивает эффективность использования социальных сетей при разработке и проведении краткосрочных курсов. Автор описывает возможность многоаспектного, комплексного обучения на основе социальных сетей «Instagram»: «С лексикой студент знакомится визуально или в формате аудиотекста, посредством изображения. Грамматические упражнения выполняются в комментариях: под каждой публикацией участник микрокурса читает текст для ознакомления с новой информацией (это может быть как грамматические объяснения, так и социокультурные аспекты жизни русских). Аудирование проходит в процессе просмотра видеосюжета или в прямом эфире. В последнем случае, общение будет происходить одномоментно, поэтому о времени и теме прямых эфиров необходимо предупреждать заранее, чтобы участники микрокурса приняли в нем участие и могли оставлять комментарии во время эфира» [Ивкина 2019, с. 39].

Проанализировав работы, в которых преподаватели и методисты разбирают новейшие возможности интеграции социальных сетей в учебный процесс, мы можем сформулировать некоторый промежуточный вывод. Если не считать соцсетей, созданных для языковых обменов (например, йаШе), то, по-видимому, на сегодняшний день еще не создано комплексной методики применения социальных сетей в учебном процессе. Замечательные наблюдения коллег ценны своим модульно-инструментальным подходом, сосредоточенным на реализации конкретных видов учебных действий. В настоящей статье хотелось бы в очередной раз пригласить преподавателей и методистов к разработке комплексного подхода в преподавании иностранного языка, позволяющего выстроить определенную стратегию обучения в непрерывном цифровом режиме.

Обучающийся как герой интерактивного цифрового учебника

Вышеозначенная формулировка раздела настоящей статьи подводит итог проведенной нами практической работы, организации вебинаров и написания нескольких статей по данной тематике.

Постараемся представить суть предлагаемой нами концепции в кратком изложении.

Из названия раздела следует, что социальной сети отводится функционал интерактивного цифрового учебника, а обучающийся становится его героем. Каким образом можно осуществить подобный методический проект с нуля? Обратимся к базовой классификации цифрового пространства социальной сети, предложенной нами в предыдущей публикации [Романтовский 2018].

Информационно-интерактивный блок

Информационно-интерактивный блок включает в себя анкетные данные, которые новый пользователь вводит после регистрации в социальной сети, например на персональной странице «Вконтакте». Поскольку в подавляющем большинстве случаев иностранные учащиеся не зарегистрированы в российской социальной сети, создание их индивидуального интерактивного цифрового учебника можно начать именно с этого этапа. Фактически студенты получают возможность создать своего русскоговорящего «аватара» и окружить его русскоязычной коммуникативной средой.

После создания личных профилей можно организовать на базе рефлексии работу студентов относительно созданного цифрового

Рис. 1. Личный профиль в социальной сети

Рис. 2. Общение в социальной сети

портрета человека (см. рис. 1). Например, предложить учащимся после регистрации подготовить презентацию своего профиля, а коллегам - дать оценку, прокомментировать его. Или же возможен вариант, при котором преподаватель демонстрирует профиль без имени, а студенты должны угадать владельца, аргументируя свою точку зрения. Метки, добавленные к личному профилю, позволяют инициировать обсуждение персональной фотогалереи, проанализировать самопредставление студента через работу, хобби, семью, друзей и т. д. Здесь же будет уместной дискуссия о путешествиях или на любую другую тему. На наш взгляд, очень важно на каждом этапе работы создавать у обучающихся ощущение непосредственного творческого участия в формировании своего русскоговорящего «аватара».

Коммуникационный блок

Как следует из названия данного структурного блока социальной сети, он представляет собой разноформатное общение пользователей. Среди возможностей, имеющихся, например, в функционале «Вкон-такте», можно упомянуть общение в личных сообщениях, общение в виде размещения постов на стене или в личной новостной ленте, а также общение в виде комментариев к постам, опубликованным в новостной ленте тематических сообществ. Отталкиваясь от последнего,

Рис. 3. Коммуникация в учебном сообществе

следующим этапом совместного создания цифрового учебника, цифровой истории группы обучающихся можно считать составление персонального списка сообществ по интересам:

• новости культуры (http://vk.com/cultrf);

• наука и техника (https://vk.com/cloudytech);

• научные публикации (https://vk.com/cyberleninka);

• спорт (https://vk.com/olympicsrus);

• стартапы и бизнес (https://vk.com/vcru);

• юмор и развлечения (https://vk.com/in.humour, https://vk.com/ veseloeradio);

• русский язык с юмором (https://vk.com/love_russian_language);

• русские сказки (https://vk.com/russkie_skazki).

Коллективное общение всех участников учебной группы и преподавателя можно организовать с помощью организации учебного

сообщества. В рамках этого формата коммуникации в соцсети можно создавать посты на актуальные темы и добавлять комментарии, конкретизируя цель общения и задание (см. рис. 3).

На рисунке 3 видно, что очередная публикация в сообществе посвящена дню рождения одного из учащихся, а студенты оставляют комментарии с поздравлениями. Приведенный пример, безусловно, не образец, а приглашение к творчеству.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить, что основным преимуществом использования социальных сетей в обучении иностранному языку можно считать цельность и взаимосвязанность учебной и аутентичной коммуникации. Таким образом, мы получаем плодотворный суммарный эффект цифровизации социальной активности и медиатизации обучения.

Если же говорить об основных препятствиях, которые могут возникнуть на пути реализации подобных методических проектов, то среди них в первую очередь необходимо назвать восприятие социальной сети как коммуникативного пространства с преимущественно вольной, эрративной речью. Параллельно с эрративностью, однако, или «взаимоперетекая» в нее, наблюдается упоминавшийся выше интенсифицированный семиозис, лингвокреативность. Безусловно, на плечи преподавателя в такой коммуникативной среде ложится ответственность арбитра и воспитателя языкового вкуса, поощряющего при этом погружение в живую речевую стихию, без которой невозможно понимание актуальных медийных смыслов, которыми занято говорящее сообщество. Преподаватель и студенты, включая учебную коммуникацию в социальные сети, легко могут выступить культиваторами языка, лингвотрегерами, которые продвигают речь с установкой на нормативность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ивкина М. И. Микрокурсы в социальных сетях // Мир науки, культуры, образования. № 3 (76). 2019. С. 38-40. Лавренчук Е. А. Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве :

дис. ... канд. филос. наук. М., 2011. 181 с. Ляшенко М. С., Минеева О. А., Поваренкина И. А. Использование социальных сетей как обучающей платформы в межкультурном образовании //

Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 7 (41). 2019. С. 149-156.

Романтовский А. В. Интеграция обучающей и повседневной коммуникативной среды на основе социальных сетей // Атуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного / неродного : сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 27 ноября - 1 декабря 2017 года / под общ. ред. Н. В. Кулибиной. М. : Гос. институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2018. С. 803-807.

Сидорова И. Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): дис. ...канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 249 с.

Соломатина А. Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов // Перспективы науки и образования. № 2 (32). 2018. С. 230-235.

REFERENCES

Ivkina M. I. Mikrokursy v social'nyh setyah // Mir nauki, cul'tury, obrazovaniya. № 3 (76). 2019. S. 38-40.

Lavrenchuk E. A. Auropoyezis social'nyh setey v internet-prostranstve: diss. ... kand. filos. nauk / Lavrenchuk Evgheniy Aleksandrovich. Moskva, 2011. 181 s.

Leashenko M. S., Mineeva O. A., Povarenkina I. A. Ispol'zovanie social'nyh setei kak obuchayushhey platformy v mejkul'turnom obrazovanii // Innovacion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya I sovershenstvovaniya. № 7 (41). 2019. s. 149-156.

Romantovskij A. V. Integracija obuchajushhej i povsednevnoj kommunikativnoj sredy na osnove social'nyh setej // Atual'nye voprosy opisanija i prepodavan-ija russkogo jazyka kak inostrannogo / nerodnogo : sbornik materialov Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. Moskva, 27 nojabrja - 1 dekabrja 2017 goda / pod obshh. red. N. V. Kulibinoj. M. : Gos. institut russkogo jazyka im. A. S. Push-kina, 2018. S. 803-807.

Sidorova I. G. Kommunikativno-pragmaticheskie kharakteristiki janrov per-sonal'nogo internet-diskursa (sayt, blog, social'naya set', kommentariy) : diss. ... kand. filol. nauk. / Sidorova Irina Gennad'evna. Volgograd, 2014. 249 s.

SolomatinaA. G. Social'nye seti kak instrument povysheniya motivacii k izucheni-yu inostrannyh yazykov studentov vuzov // Perspektivy nauki i obrazovaniya. № 2 (32). 2018. S. 230-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.