Научная статья на тему 'Использование социальных сетевых сервисов для развития коммуникативных умений школьников'

Использование социальных сетевых сервисов для развития коммуникативных умений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / SOCIAL NETWORK SERVICES / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мнацаканян О.Л., Салангина Н.Я.

В статье рассматриваются социальные сетевые сервисы, возможность их изучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности и использования для развития коммуникативных умений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL NETWORK SERVICES IN DEVELOPING SCHOOLCHILDRENS COMMUNICATION SKILLS

The article examines social network services, possibility of studying them in IT lessons and during extracurricular activities, as well as possibilities for using them in developing schoolchildrens communication skills.

Текст научной работы на тему «Использование социальных сетевых сервисов для развития коммуникативных умений школьников»

#

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

USING SOCIAL NETWORK SERVICES IN DEVELOPING SCHOOLCHILDREN'S COMMUNICATION SKILLS

О. Л. Мнацаканян, Н. Я. Салангина

В статье рассматриваются социальные сетевые сервисы, возможность их изучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности и использования для развития коммуникативных умений школьников.

Ключевые слова: социальные сетевые сервисы, коммуникативные умения, информатика, внеурочная деятельность.

O. L. Mnatsakanian, N. Y. Salangina

The article examines social network services, possibility of studying them in IT lessons and during extracurricular activities, as well as possibilities for using them in developing schoolchildren's communication skills.

Keywords: social network services, communication skills, informatics, extracurricular activities.

Одними из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности, в том числе и при обучении. Одной из групп универсальных учебных действий, выделенных в государственных образовательных стандартах второго поколения, являются коммуникативные умения [1]. Однако, как показывает практика, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения формирует коммуникативные умения не в должной степени. Но переход школ на новые стандарты потребует от всех учителей их реализации, следовательно, и развития коммуникативных действий.

С первых лет введения в школу курса «Основы информатики и вычислительной техники» многие специалисты отмечали его значение для развития учащихся, выработки у них специфических умений и навыков, развития мышления (Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина и др.), в то же самое время было замечено, что многие формируемые в рамках этого предмета навыки являются не узкопредметными, а общеобразовательными (С. А. Бешенков, А. А. Кузнецов, Ю. А. Первин и др.). В связи с этим в настоящее время цели обучения школьников информатике имеют не только предметную направленность, но также ориентированы на развитие интеллектуального потенциала учащихся и формирование общеучебных умений и навыков.

Рассматривая развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников, Л. Л. Босова отмечает, что «имеет место тенденция перехода информатики в статус особого системообразующего "метапредмета" среди школьных учебных курсов» [2, с. 18], и выделяет метапредметные образовательные результаты, которые могут быть получены

при изучении информатики. К ним относятся: уверенная ориентация в различных предметных областях, владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации и другие.

Все это говорит о том, что изучение информатики и информационных технологий становится необходимым условием выработки у учащихся универсальных учебных действий, которые позволят им стать полноценными гражданами информационного общества и постоянно совершенствовать уровень своей подготовки. А для этого важно формировать не только навыки работы с информацией, но и навыки общения. Как отмечает В. А. Тищенко [3], успешность формирования коммуникативных умений определяется следующими психолого-педагогическими факторами:

- наличием внутренней мотивации к осмысленному овладению навыками общения;

- учетом особенностей предмета информатики, влияющих на формирование коммуникативных умений школьников и их возрастных особенностей;

- применением системы коммуникативных упражнений по информатике, обусловленных логикой содержания обучения предмету, направленных на поэтапное формирование умений данной группы.

Практика показывает, что только при соблюдении перечисленных факторов развитие коммуникативных умений будет носить целостный характер и обеспечит высокий уровень сформированности.

Желание общаться не только с близкими, но и с окружающими людьми, в том числе со сверстниками, появляется у ребенка еще в дошкольном возрасте и редко

Ф

$

отсутствует у школьников, поэтому рассмотрим, как можно использовать и развивать эти навыки при изучении информатики.

Наиболее естественным образом развитие коммуникативных умений в школьном курсе информатики происходит при изучении компьютерных сетей.

Первые компьютерные сети создавались для того, чтобы можно было быстро передавать информацию с одного компьютера на другой и организовывать совместную работу при решении задач, как правило, межпредметного характера. Дальнейшее развитие сетей привело к тому, что их стали использовать как источники данных и средства коммуникаций. Расширение доступа к компьютерным сетям и развитие социальных сетевых сервисов повлияло на многие стороны жизни человека и привело к образованию новой культуры, изучением которой занимаются социологи, психологи и философы. Различные сетевые сервисы нашли свое место и в образовании. Наиболее часто, как отмечают Я. С. Быховский, Е. Д. Патара-кин, Е. Н. Ястребцева и другие авторы [4; 5; 6 и др.] в образовании используются:

- Вики-Вики - открытая социальная система, в построении контента которой (в основном это статьи) участвуют добровольцы.

- Блоги - сервисы, основное содержимое которых - регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных.

- Форумы - тема общения задается, как правило, первым сообщением, все посетители форума могут увидеть тему и разместить свое сообщение в ответ на уже написанные.

- Сервисы совместного создания документов позволяют работать над одним документом сразу нескольким пользователям, сколь угодно удаленным друг от друга.

- Сервисы для совместного хранения закладок - зарегистрировавшийся пользователь, используя сервисы коллективного хранения закладок, может, путешествуя по сети Интернет, оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие его веб-страницы.

- Сервисы публикации фотографий, презентаций видеороликов и других мультимедийных средств.

Несмотря на то, что все перечисленные сервисы уже используются в образовании, отношение к ним неоднозначное. Если обратиться к различным публикациям, в которых рассматриваются возможности применения при работе со школьниками сетевых сервисов, можно сделать вывод о том, что наибольшей популярностью пользуются первые два сервиса, поэтому рассмотрим их подробнее. Большая популярность технологии Вики-Вики связана с тем, что в ней реализована модель коллективного гипертекста, а возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного создания и редактирования гипертекстов, для связи между собой страниц или фрагментов баз данных.

Социальный сервис Вики-Вики может быть использован в педагогической практике для организации совместной работы над коллективными проектами, для коллективного создания энциклопедий, статей, газет и т. п. Предлагая школьникам участвовать в создании проекта, педагог должен учитывать, что это трудоемкий процесс, поэтому проектную деятельность чаще всего используют при организации внеурочной работы, особенно если проект исследовательского, межпредметного характера. В результате проектной работы происходит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, происходит формирование критического мышления.

Одним из наиболее известных результатов работы в Вики является Википедия - многоязычная общедоступная свободно распространяемая энциклопедия, которая в то же время является очень удачным инструментом, который побуждает активно работать с информацией. Работая с ней, ученики могут не только применять открытую энциклопедию как источник информации, читать и анализировать статьи, но и принимать участие в их написании, использовать как площадку для выполнения практических работ. Размещение статей в пространстве, полностью открытом для обсуждения и критики, предполагает, что соавторы готовы обсуждать, критиковать и проверять на прочность и достоверность опубликованные страницы. Использование Вики при изучении информатики и других предметов позволит, с одной стороны, вырабатывать у школьников более ответственное отношение к своей работе, а с другой - более высоко оценивать приобретенные знания.

Еще одна важная особенность свободной энциклопедии - правило «нейтральной точки зрения», в соответствии с которым при описании спорных тем рассказывают о мнении всех заинтересованных сторон. Такие статьи лишены идеологии и не навязывают конкретных ответов, не подавляют стремление ученика иметь свой собственный взгляд на вещи.

Перечисленные возможности Вики-Вики создают благоприятные условия для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе, и, конечно же, для выработки коммуникативных умений.

Другим примером широко распространенного социального сетевого сервиса, который может быть использован в школьном курсе информатики, служат блоги.

Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикаций, отзывов («комментариев») посетителями.

По мнению И. Засурского [7], процесс блогизации находится в настоящее время как раз на стадии высокой концентрации, так как имеет преимущества перед традиционными средствами представления и распространения информации. Пользователи Интернета, становясь блоге-рами, перестают быть просто читателями, потребителями и созерцателями - они учатся делать новости, формируют информацию под себя, сами организуют информационное вещание. В результате процесса всемирной блогизации происходит передача информации, при которой модель односторонней коммуникации сменяется новой моделью, в которой каждый читатель может стать полноправным участником процесса трансляции информации.

В последнее время довольно широкое распространение получают образовательные блоги. В образовательном процессе к блогам проявляют интерес многие преподаватели, которые выкладывают некоторые обучающие материалы собственной разработки и ссылки на интересные ресурсы. С помощью блога можно организовать работу по подготовке к выполнению домашнего задания, олимпиадам, различным конкурсам. В нем могут размещаться задания, информация об этапах их выполнения, отчеты и творческие работы учащихся. Блог - это доска объявлений о разнообразных конкурсах и результатах участия в них, на котором, к примеру, можно разместить «Полезные ссылки» для детей и родителей.

Вся структура блога формируется в зависимости от потребностей образовательного процесса, его учебных целей и задач. Блог может пополняться каждый день, расширяться и обогащаться, что делает его очень удобным с точки зрения управления учебным процессом.

Мотивация школьников при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что они сами могут управлять процессом своей подготовки, заниматься активным поиском информации и получать комментарии от других людей. Это коллекция полезных ссылок для работы на различные веб-ресурсы, которая всегда под рукой.

Один из наиболее ярких примеров успешного использования технологии блога, как отмечает Е. Д. Пата-ракин [6], является Живой Журнал (ЖЖ), получивший огромную популярность у российской аудитории. Каждый пользователь или каждое сообщества Живого Журнала формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения. Подписка на новости с любой страницы Живого Журнала выглядит как формирование ленты друзей. Добавить человека в список своих друзей внутри ЖЖ означает не более чем подписаться на новости, которые он пишет в своем сетевом дневнике. Живой Журнал располагает множеством возможностей, благоприятных для эффективного взаимодействия со СМИ. В условиях новой системы межличностных взаимоотношений всех со всеми, а не одного со многими, ЖЖ как сервис выступает «социальным посредником» и отвечает общественной потребности во множественных и непрерывных потоках информации. Современный человек хочет быть постоянно в курсе дел, хочет самостоятельно

выбирать, каким источником пользоваться. Более того, современный человек готов и сам быть источником информации для других, и для этого у него есть все возможности: в ЖЖ он может организовать собственную коммуникационную сеть, то есть создать собственные интерактивные СМИ и воздействовать на формирование общего медиаландшафта в целом.

Использование блогов открывает новые возможности для публикаций, коллективных проектов. Для обучающихся подобная публикация - это возможность еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив таким образом свой учебный опыт. Блоги предоставляют учащимся возможность управлять своим обучением, публиковать собственные мысли и демонстрировать понимание заданий. Блоги могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и обучающихся, но и предоставлять последним возможность поделиться с одноклассниками своими размышлениями или дополнительными материалами.

Два приведенных примера показывают, что социальные сетевые сервисы (Веб 2.0) открывают перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных электронных ресурсов в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса. Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий на общение и сотрудничество. Эти тенденции развития Интернета требует пересмотра того, как современный человек учится и приходит к знаниям в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации.

Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Очевидным можно считать тот факт, что именно Интернет стал универсальной средой для коммуникации, развлечения, обучения, предоставляя возможность школьникам принимать участие в исследовательских проектах, научных сообществах, решать свои собственные задачи. Именно на уроках информатики происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности человека, поэтому проблема формирования коммуникативных умений частично переходит из традиционных для этой области предметов (гуманитарные науки, русский и иностранные языки) на уроки информатики, где учащиеся приобретают способность самостоятельно мыслить и действовать (принимать решения), решать нетрадиционные задачи, выходить из нестандартных и критических ситуаций, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки, работать в коллективе.

Однако ограниченность времени на занятиях не позволяет познакомить школьников со многими возможностями, предоставляемыми Интернетом. Самостоятельное же знакомство часто бывает не только неэффективно, но

даже вредно. Не зная возможностей, предоставляемых различными интернет-ресурсами, учащиеся часто заходят на сайты, информация которых, к сожалению, не проходит цензуры, а действительно интересные и полезные ресурсы могут так и остаться неизвестными. Даже если ограничиться знакомством только с блогами, можно привести большое число примеров, когда обсуждение вопросов ведется не только на упрощенном сетевом языке и противоречит правилам русской грамматики, но и содержит нецензурные выражения, ведется агитация в пользу радикальных сообществ и т. п. Все это говорит о том, что даже «неуправляемой» работе в сети надо по возможности придать педагогическое руководство, на что на уроках просто не хватает времени.

Большие возможности в этом плане предоставляет организованная и педагогически направляемая внеурочная работа.

К достоинствам внеурочной работы можно отнести:

- отсутствие временных и программных ограничений, что позволяет уделять необходимое внимание тем ресурсам, которые не рассматриваются в рамках основной программы, но заслуживают должного внимания, и работать с ними столько, сколько требуется (блогам, форумам, Вики-Вики и т.п.);

- возможность максимального учета интересов школьников, что позволит индивидуализировать работу и помочь в построении индивидуальной образовательной траектории (например, создать Вики-статью по интересной тематике или организовать по ней сетевой форум, что позволит познакомиться не только с мнением одноклассников и друзей, но и совершенно незнакомых людей);

- более широкие возможности для развития у школьников навыков самостоятельной работы;

- возможности развития навыков коллективной работы, чему на уроках, как правило, практически не уделяется внимания, но сегодняшним школьникам предстоит жить и работать в коллективе (сетевые социальные сервисы создают условия для подобной коллективной работы над статьей или проектом с привлечением достаточно широкой аудитории участников);

- возможности развития интереса к предмету (так как знакомит с возможностью сетевых технологий, как правило, не входящих в программу школьного курса информатики);

- возможность интеграции знаний при решении межпредметных задач (что вообще редко встречается на уроках) и т. п.

Внеурочная сетевая работа добавляет еще ряд достоинств:

- возможность общения со сверстниками и любыми корреспондентами из любых регионов планеты как в отсроченном режиме, так и в режиме реального времени, что позволяет развивать кругозор, знание иностранных языков, навыки письменной и устной (общение в Бкуре) речи;

- расширяет возможности доступа к многочисленным источникам разнообразной информации;

- позволяет «побывать» в местах, которые по каким-либо причинам невозможно посетить лично;

- участвовать в работе над проектами совместно со сверстниками из других регионов страны и даже в международных проектах.

Перечень может быть продолжен. Как видно из вышесказанного, работа школьников с социальными сетевыми сервисами позволяет вырабатывать у них различные универсальные учебные действия и развивать необходимые в жизни умения и навыки, среди которых одно из самых важных мест занимают коммуникативные умения и навыки. Жизнь в обществе невозможна без умения общаться. Развитие сетевых сервисов выводит общение на новый уровень, и сегодняшние школьники должны быть готовы к тому, что многие жизненные задачи им предстоит решать в рамках такого общения, и уже сегодня вырабатывать соответствующие навыки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондракова. - М.: Просвещение, 2009. -48 с.

2. Босова Л. Л. Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2010. - 47 с.

3. Тищенко В. А. Теория и практика формирования коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/deposito-гу/у10_12/Ы;ш1/4.Ы;ш (дата обращения 19.12.2010).

4. Быховский Я. С. Смотрите, как они думают / Я. С. Быховский, Е. Д. Патаракин, А. Ю. Себрант, Е. Н. Ястребцева // Сетевая культура. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2007. - С. 85-95.

5. Патаракин Е. Д. Совместное конструирование знаний и взаимная адаптация соавторов внутри гипертекста Вики: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9_ 12/Ыт1/4.Ы;ш (дата обращения 11.02.2010).

6. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. -176 с.

7. Интернет и интерактивные медиа: исследования / Под ред. И. Засурского. В 2 ч. - Ч. 2. Блоги в системе массовых коммуникаций. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.