Научная статья на тему 'Использование блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями'

Использование блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / СТУДЕНТ / УЧИТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / BLOG / EDUCATION BLOG / THE COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCE MODEL PROFESSIONAL / STUDENT / TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салангина Надежда Яковлевна, Алексеева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются возможности образовательных блогов. Показаны пути применения блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями в условиях перехода на компетентностную оценку подготовки специалистов. Обращается внимание на возможности блогов при организации взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using blogs to work with future teachers and the teacher

The possibility of educational blogs. The ways of blogs to work with teacher students and teachers in the transition on a competence assessment training.

Текст научной работы на тему «Использование блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

И УЧИТЕЛЯМИ

Н.Я. Салангина

Кафедра информатики Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет пр. Кирова, 17/2, Комсомольск-на-Амуре, Россия, 681000

О.В. Алексеева

Кафедра педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, Сургут, Россия, 628417

В статье рассматриваются возможности образовательных блогов. Показаны пути применения блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями в условиях перехода на ком-петентностную оценку подготовки специалистов. Обращается внимание на возможности блогов при организации взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе.

Ключевые слова: блог, образовательный блог, компетентностный подход, компетенции, компетентностную модель специалиста, студент, учитель, повышение квалификации.

Быстрые темпы накопления информации приводят к тому, что человеку уже недостаточно получить образование и в дальнейшем раз в пять лет повышать квалификацию. Знания во многих областях деятельности обновляются намного быстрее. В результате современному специалисту все чаще требуются не только профессиональные знания и навыки, но и такие умения и качества личности, которые позволят ему постоянно совершенствовать свою подготовку. Новые требования к результатам подготовки в вузе нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В основу ФГОС ВПО подготовки всех специалистов, в том числе и учителей, положен компетентностный подход, ориентированный на формирование свойств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, в том числе, развитие умений самостоятельно приобретать и пополнять знания, поэтому около 50% времени от общего количества часов учебного плана отводится на самостоятельную работу. Большое значение в этом случае приобретают качественные и доступные источники информации, возможность обмена мнениями по актуальным вопросам, обмен опытом и т.д.

Для обмена опытом учителя всегда использовали работу в методических объединениях, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, круглые столы и т.п. В последние годы наряду с личным общением в рамках различных мероприятий учителя начали участвовать в сетевых формах работы. Одним из наиболее активно развивающихся средств общения становятся блоги.

Блогами называют веб-сайты, содержащие регулярно публикуемые записи и другую информацию, комментарии к которым может оставить любой посетитель блога. Их часто называют сетевыми журналами и сетевыми дневниками.

Благодаря простоте работы в блогах, возможности размещать самую разную информацию, открытости и некоторым другим особенностям блоги пользуются популярностью у самых разных слоев населения, отличающихся по возрасту, интересам, профессиональной деятельности и другим признакам. Число блогов уже давно превысило сто миллионов и продолжает расти. В последнее время блоги начали активно использоваться в образовательных целях.

Е.Д. Патаракин приводит несколько вариантов использования блогов в педагогической практике: записки директоров и учителей; школьные дневники XXI в.; веб-сайты школы, построенные на технологии блогов; сетевые сообщества учителей, в которые объединяется множество учебных блогов [5. С. 78—79].

Блоги позволяют школьникам выразить себя, а учителю — лучше узнать своих учеников. Образовательные блоги могут использоваться для индивидуализации образовательного процесса и организации коллективной работы, позволяют привлекать учеников к различным видам деятельности от решения стандартных задач до выполнения исследовательских и творческих заданий. Учителя все чаще используют блоги для проведения дистанционного консультирования учеников. Уже есть опыт использования блогов для проведения сетевых уроков, который также представляется и обсуждается в блогах.

Информацию о существующих и активно применяющихся учителями образовательных блогах можно найти на сайте Nachalka.com «Образовательные блоги» (http://www.nachalka.com/blogs), сайте информационно-методического отдела управления образования МО ГО «Охотский» «Блоги для образования» (http://imoyo.okhanet.com/it-v-obrazovanii.html) и др., на которых представлены как общие сведения и существующие классификации блогов, так и большое число ссылок, пройдя по которым, большинство учителей найдут для себя много полезного.

Опыт использования блогов в образовательных целях есть и в школах, и в вузах. Некоторые их сторонники даже говорят о том, что образовательные блоги зачастую более эффективны, чем бумажные методические пособия и лекции. Несмотря на имеющийся положительный опыт подобной работы, такая точка зрения является спорной, так как работа за компьютером имеет как плюсы, так и минусы. Нельзя забывать о том, что работа с книгой меньше влияет на зрение, чем работа за экраном монитора, а живое общение не сможет заменить ни один блог. Однако использовать работу в блогах как одну из форм образовательной деятельности, несомненно, надо.

А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов и А.Ю. Уваров [1. С. 57], рассматривая изменения, происходящие в работе учителя, указывают, что в условиях информационной образовательной среды учитель будет:

— готовить учебно-методические материалы в цифровом формате, обмениваться разработками с коллегами в школе и за ее пределами;

— побуждать школьников учиться в различных условиях: в школе, за ее пределами, в реальной и виртуальной (онлайн) среде;

— принимать участие в групповой работе, профессиональных ассоциациях, сотрудничестве учителей в школе, районе, стране и на международном уровне.

Блоги являются удобным инструментом для организации такой деятельности.

Ведущий блога «Новые тренды в образовании. Блоги, вебинары, социальные сети и др.», ссылаясь на имеющуюся в Интернете презентацию «11 преимуществ использования блога для обучения» (11 advantagesofusing a blogforteaching), приводит основные достоинства применения образовательных блогов:

— при использовании блога обучение не зависит от времени и места, т.е. в любом месте, где есть Интернет, пользователь может получить доступ к информации;

— учащиеся могут принимать активное участие в обсуждении записей, формировать на их основе задачи и совместно их решать;

— блог способствует вовлечению студентов в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем на протяжении всего курса и возможно даже после его завершения;

— студенты учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме, в виде комментариев;

— есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, блоггера) или тех, кто активно участвует в комментировании статей. Данное преимущество, например, невозможно в Wiki;

— при использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным;

— к обсуждениям могут присоединяться совершенно разные люди, которые также интересуются этой темой;

— блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др.);

— создание и ведение блога не требует от преподавателя каких-то серьезных денежных затрат. В Интернете есть много сервисов, которые позволяют быстро создать и далее вести блог бесплатно;

— всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.

Организация обучения в педагогических вузах с использованием блогов позволит активизировать образовательный процесс и организовывать самостоятельную работу студентов. Такая работа будет способствовать знакомству студентов с новыми формами образовательной деятельности, что позволит им в дальнейшем использовать блоги в своей работе. Блоги можно использовать как для организации и проведения урока, так и для проведения внеурочной деятельности, поэтому студентов можно начать привлекать к работе со школьниками без отрыва от образовательного процесса, начиная с первых дней обучения в вузе.

Особенно актуальна подобная работа для будущих учителей информатики. Для них создание и ведение блога, например, для организации внеурочной деятельности школьников позволит совершенствовать предметную подготовку и подготовку по методическим дисциплинам, так как потребует от них и навыков работы с технологией создания блога, и знаний в области методики организации внеурочной деятельности. Развитие технологии Web 2.0 способствует тому, что

созданием своих блогов могут заниматься не только будущие учителя информатики, но и студенты других специальностей.

Для этого достаточно иметь навыки работы с веб-сервисами, так как существует много площадок для создания блогов, например: http ://www.blogs .mail.ru http ://www.blog-ger.com/ http://www.live-internet.ru/ http://www.my.ya.ru/ http://blog.ru/ http ://www.j ournals .ru/.

Однако студентов надо нацеливать на то, что работа по созданию блога должна быть продуманной, так как в противном случае блог может принести больше вреда, чем пользы.

К отрицательным последствиям создания неудачных блогов можно отнести:

— попытку механического переноса традиционных способов организации педагогической деятельности без ее корректировки с учетом особенностей сетевой работы приводит к тому, что блоги не затрагивают актуальных для учащихся вопросов, поэтому оказываются неинтересными и не приносят пользы;

— такой блог будет оставаться в Сети и засорять интернет-пространство, которое и так уже переполнено «информационным мусором»;

— в подобных блогах нарушаются многие из существующих норм, такие, как авторские права, конфиденциальность личных данных и др.

Большое значение для профессиональной подготовки будущих учителей имеет не только обучение технологии создания блогов, но и привлечение их к работе в уже существующих блогах, в которых действующие учителя обсуждают вопросы и проблемы, с которыми они сталкиваются на практике. Так как к работе в образовательных блогах могут привлекаться учителя-новаторы, методисты, авторы учебников, разработчики государственных образовательных стандартов и другие специалисты, использование их при работе со студентами позволит повысить качество подготовки в вузах. Такая работа уже ведется в образовательных учреждениях, организующих дистанционное обучение. На сайтах таких учреждений размещают различную информацию, проводят сетевые семинары, конференции и т.п., часто используя для этого технологию работы в блогах.

Кроме источника информации и средства общения, блоги могут служить и средством оценки уровня подготовки педагогов. С переходом системы образования на компетентностную модель специалиста, традиционных средств оценки, которые позволяют оценить только знания, умения и навыки, уже недостаточно. Нужны новые системы заданий, которые позволят оценить не только знания, но и уровень сформированности компетенций, например, требует владения практически всеми компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности учителя. Следовательно, студент, создавший образовательный блог, который привлечет внимание и окажется интересен школьникам, сможет организовать образовательный процесс.

Как уже было отмечено ранее, начинать создание образовательных блогов можно с блогов по организации внеурочной деятельности школьников. Круг интересов учащихся, которые они пытаются реализовать в рамках внеурочной деятельности, очень широк и разнообразен и часто выходит за рамки существующих программ. Следовательно, для ведения такого блога студенту потребуется самому знакомиться с соответствующими вопросами, что будет способствовать повышению качества его подготовки. А организация диалога, привлечение внимания к тем или иным записям, оценка высказываний участников будут формировать у будущего учителя компетенции, необходимые для организации коллективной образовательной деятельности в условиях информационной среды школы. Большое значение блоги имеют и в работе действующих учителей.

Как отмечают некоторые авторы, умея работать в интернет-среде, можно:

— самостоятельно свободно, бесплатно повышать свою педагогическую квалификацию (в том числе с выдачей официальных сертификатов);

— публиковать свои методические материалы в журналах и сборниках самых известных конференций;

— участвовать в олимпиадах, сетевых проектах, конкурсах, как самостоятельно, так и со своими воспитанниками;

— получить консультацию по актуальным вопросам.

Как видно из вышеизложенного, такой инструмент, как блог, прошел большой путь от личного «электронного дневника» до инструмента, с помощью которого можно не только позиционировать себя в профессиональном сообществе, но и высказываться по различным вопросам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: НексПринт, 2010.

[2] Блог в деятельности специалиста МОС. — URL: http://blogikur.blogspot.ru/

[3] Блог-урок — это реально! (Как организовать и провести 45-минутный урок на блоге).

— URL: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=114

[4] Новые тренды в образовании. Блоги, вебинары, социальные сети и др. — URL: http://itmultimedia.ru/novye-trendy-v-obrazovanii-blogi-vebinary-socialnye-seti-i-dr/

[5] Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009.

LITERATURA

[1] Asmolov A.G., Semenov A.L., Uvarov A.Ju. Rossijskaja shkola i novye informacionnye teh-nologii: vzgljad v sledujushhee desjatiletie. — M.: NeksPrint, 2010.

[2] Blog v dejatel'nosti specialista MOS. — URL: http://blogikur.blogspot.ru/

[3] Blog-urok — jeto real'no! (Kak organizovat' i provesti 45-minutnyj urok na bloge). — URL: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog& blogid=8&showentry=114

[4] Novye trendy v obrazovanii. Blogi, vebinary, social'nye seti i dr. — URL: http://itmultimedia.ru/ novye-trendy-v-obrazovanii-blogi-vebinary-socialnye-seti-i-dr/

[5] Patarakin E.D. Social'nye vzaimodejstvija i setevoe obuchenie 2.0 — M.: Sovremennye tehno-logii v obrazovanii i kul'ture, 2009.

USING BLOGS TO WORK WITH FUTURE TEACHERS AND THE TEACHER

N.Ja. Salangina

Informatics chair Humanities and Education Amur State University Pr. Kirov, 17/2, Komsomolsk-on-Amur, Russia, 681000

O.V. Alekseeva

Chair of pedagogical and vocational education Surgut State Pedagogical University 50 years of the Komsomol str., 10/2, Surgut, Russia, 628417

The possibility of educational blogs. The ways of blogs to work with teacher students and teachers in the transition on a competence assessment training.

Key words: blog, education blog, the competence approach, competence, competence model professional, student, teacher professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.