Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / русский язык / обучение иностранцев / адаптация / отзыв. / social networks / Russian language / teaching foreigners / adaptation / review

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фенчин Сергей Владимирович

В отечественном образовании социальные сети воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой нецелесообразна публикация учебного контента и организация учебной деятельности. Автор анализирует опыт создания и реализации программы «Это по-русски!» в «ВКонтакте», рассматривает перспективы использования социальных медиа для обучения иностранных студентов и их адаптации к новой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фенчин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL MEDIA IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

In domestic education, social networks are perceived as resources containing entertainment information, which context should not contain educational information and organize educational activities. The author analyzes the experience of creating and implementing the program "It's in Russian!" in V.K., examines the prospects for using social media to educate foreign students and adapt them to a new culture.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 372.881.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Фенчин Сергей Владимирович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт филологии, массовой информации и психологи, кафедра современного русского языка и методики его преподавания, магистрант, sergfenchen@gmail.com.

Аннотация. В отечественном образовании социальные сети воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой нецелесообразна публикация учебного контента и организация учебной деятельности. Автор анализирует опыт создания и реализации программы «Это по-русски!» в «ВКонтакте», рассматривает перспективы использования социальных медиа для обучения иностранных студентов и их адаптации к новой культуре.

Ключевые слова: социальные сети, русский язык, обучение иностранцев, адаптация, отзыв.

USING SOCIAL MEDIA IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

LANGUAGE

Fenchin Sergey Vladimirovich.

Russia, Novosibirsk, FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Institute of Philology, Mass Media and Psychologists, Department of Contemporary Russian Language and Methods of its Teaching, Master's student, sergfenchen@gmail .com.

Abstract. In domestic education, social networks are perceived as resources containing entertainment information, which context should not contain educational information and organize educational activities. The author analyzes the experience of creating and implementing the program "It's in Russian!" in V.K., examines the prospects for using social media to educate foreign students and adapt them to a new culture.

Keywords: social networks, Russian language, teaching foreigners, adaptation, review.

В информационном XXI веке социальные медиа прочно вошли в жизнь человека, став удобной формой общения разного вида - от межличностного до официального. Интернет предоставляет людям из разных стран возможность для взаимодействия на международном уровне. Схожий интерфейс облегчает использование социальных сетей: концепция платформы «ВКонтакте» была создана с опорой на Facebook; Instagram и TikTok на данный момент не имеют

213

популярных аналогов и объединяют на своей площадке большое количество пользователей.

Говоря о возможностях внедрения соцмедиа в процесс обучения, стоит отметить их удобство: для доступа потребуются техника - компьютер (ноутбук, планшет) или телефон и стабильное подключение к сети Интернет. Большинство современных представителей молодёжи обладают смартфоном с доступом в интернет, ноутбуком или персональным компьютером, поэтому социальные медиа могут быть встроены в учебный процесс и, на наш взгляд, сделать его более эффективным.

Использование социальных медиа в учебном процессе в период с 2020 по 2021 год позволило сделать переход русских студентов на вынужденное онлайн-обучение более спокойным, поскольку у обучающихся была возможность контактировать с преподавателями и тьюторами посредством и привычного инструмента для общения. Преподаватели многих вузов организовывали аудиторные и внеаудиторные занятия через социальные сети, например, «ВКонтакте» или «Iшtagram», тем самым стимулируя интерес студентов и мотивируя их на выполнение заданий. Кроме того, сегодня во многих образовательных учреждениях потенциал социальных медиа используется для адаптации обучающихся к условиям обучения и взаимодействия с ними: учебные сообщества, чаты помогают обучающимся оставаться на связи друг с другом и с кураторами учебных групп или классов, оперативно решать возникающие вопросы.

Представляется, что при обучении русскому языку как иностранному социальные медиа могут также выступать в качестве площадки для адаптационных мероприятий, способствуя поддержанию оперативной связи с куратором, общению в беседе с одногруппниками и русскими студентами.

В 2017-2018 учебном году в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета был разработан и реализован проект по организации работы с иностранными студентами посредством социальной сети «ВКонтакте». Его участниками стали 20 студентов из Китайской Народной Республики; программа реализовывалась с помощью тьюторов из числа обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика». Автор доклада выступал в качестве соорганизатора данного проекта, осуществляя курирование тьюторов-журналистов.

В процессе обучения в России студенты из Китая традиционно посещают большое количество экскурсий в различных городских организациях с целью изучения культуры и истории России. Программой предусмотрены пешие прогулки по городу, экскурсии в музеи, парки, кинотеатры, посещение театральных спектаклей. Сопровождающие создают фотоотчет и видеоматериалы о данном событии и об участии студентов, беседуют с обучающимися об их впечатлениях и усвоенной информации. Однако уровень владения русским языком не всегда позволяет иностранным студентам достаточно ясно выразить собственные мысли, а куратору сложно определить эффективность мероприятия для улучшения языковых и культурных компетенций конкретного обучающегося. По нашему мнению, создание

личных записей, основанных на впечатлениях и новых знаниях, будет более эффективным: у студента появится время, чтобы осмыслить произошедшее и создать письменный текст, к которому он подойдет серьезнее, чем к устному ответу на вопрос. По опубликованным текстам можно оценить динамику развития языковых и коммуникативных умений обучающегося: со временем записи должны стать более грамотными и информативными благодаря появляющейся детализации в описаниях. Общий доступ к материалам позволяет использовать их в качестве инструмента обучения: участники занятия могут анализировать публикации друг друга, а также выявлять ошибки и осуществлять редактирование (при необходимости - с помощью преподавателей).

Для проверки предположений была разработана программа социального медиа «Это по-русски!» в «ВКонтакте». Сообщество представляет собой открытую группу, в которую добавлялись участники-иностранцы. Поскольку ВКонтакте - социальная сеть, рассчитанная преимущественно на русскоязычную аудиторию, то студенты под руководством тьюторов «с нуля» создавали аккаунты. На общем собрании был проведен инструктаж: обучающиеся могли заполнить профиль на личной странице (при желании), приобрели навык модерации и администрирования (добавление файлов и записей в альбомы и «на стену» и т. д.). После этого они вступали в группу и у каждого студента появлялась возможность оставлять свои записи в общей ленте: их авторские материалы - видео, фото и текстовые записи - могли оценить все пользователи социальной сети.

Создание публикаций происходило по итогам участия в мероприятии. Студенты могли обращаться за помощью к тьютору, но чаще занимались написанием текста и публикацией самостоятельно; была возможность оставлять записи, не имеющие отношения к учебному процессу или досуговой программе. Так, некоторые публиковали фотографии и описывали впечатления о личных прогулках, знакомились «с аудиторией», делились мнениями о процессе обучения и о вузе.

Проект был экспериментальным, анализ результатов позволил определить причины его недостаточной эффективности. Во-первых, в качестве тьюторов выступали студенты-журналисты, которые обеспечивали разнообразие досуга, но не принимали непосредственного участия в образовательном процессе. Во-вторых, работа иностранных студентов над текстовыми материалами реализовывалась «по желанию», не была связана с какой-либо учебной дисциплиной, что вызывало снижение мотивации: стремление ограничиться выполнением только обязательных заданий у небольшой части студентов в начале эксперимента и у подавляющего большинства к моменту его окончания. В-третьих, взаимодействие с иностранными студентами в рамках сообщества было нерегулярным, поэтому у участников не выработалась привычка создавать тексты на русском языке. Таком образом, записи, представленные в группе, невозможно проанализировать с точки зрения развития сформированности компетенций студентов.

Несмотря на перечисленные проблемы, проекты по использованию социальных медиа в учебном процессе обладают потенциалом. Деятельность иностранных студентов в рамках сообщества в социальной сети «ВКонтакте» необходимо включать в программу обучения, поскольку данная площадка позволяет не только адаптировать участников к жизни в другой стране, но и создает условия для практического применения приобретаемых умений и навыков. Использование сообщества в качестве тренировочной образовательной площадки может быть реализовано преподавателем следующим образом: перед экскурсией или мероприятием участники получают задание, которое заключается в создании развернутого отзыва. В качестве ориентира могут быть использованы следующие вопросы:

Чему была посвящена экскурсия/мероприятие?

Какую новую информацию я узнал?

Какие впечатления остались?

На написание и публикацию отзыва отводится достаточно времени, чтобы студенты осмыслили полученную информацию, оценили собственные впечатления (не ориентируясь на эмоциональный «порыв», который, как правило, возникает в процессе мероприятия и по его окончании), сформировали черновик текста и отредактировали его. В рамках аудиторного занятия преподаватель выбирает несколько отзывов и инициирует обсуждение в группе, предлагая студентам проанализировать тексты друг друга: вычленение информационной составляющей (осмысление описанных в тексте фактов и сравнение с теми, которые выделили другие участники), оценка эмоционального компонента (выражение авторских эмоций и выбор языковых средств), соблюдение грамматических и лексических норм. В процессе анализа обучающиеся фиксируют ошибки и в конце занятия составляют топ из пяти самых часто встречавшихся языковых нарушений. По мере совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся в перечень вопросов добавляются новые, требующие более объемных и детализированных ответов, употребления новой лексики и грамматики.

В конце курса можно предложить студентам провести работу по сравнению своих публикаций в начале и в конце года, чтобы они самостоятельно определили личный прогресс и проблемные зоны. Публикации будут отражать изменения уровня языковой подготовки и понимания конкретным студентом культурных особенностей страны, специфики русского языка.

Обращение к социальным медиа во внеаудиторной работе, соединенной с практическими занятиями по языку и изучением лингвострановедения, позволяет расширить границы учебного процесса за счет актуального для иностранцев надпредметного материала (экскурсия), обогащает языковую среду (речь гида, аудиозапись, коммуникация непосредственная и отсроченная - комментарии к посту); помогает преподавателю организовать взаимодействие студентов, разнообразить дидактический материал, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход на основе текстовой деятельности - обучения, погруженного в общение [2, с. 182-188].

Таким образом, социальные медиа могут служить площадкой для развития языковых компетенций иностранных студентов и представляют интерес для профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного.

Библиографический список.

1. Бондаренко Е.А. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 20.04.2021).

2. Зайдман И.Н. Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. -352 с.

3. Ильчинская Е.П. Особенности использования социальных сетей на занятиях по английскому языку в вузе // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2015. - Том 7. - С. 261-263.

4. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. - [Электронный ресурс]. -URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Moj aeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_s ocial_nyh_setei.pdf (дата обращения 20.04.2021).

5. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2019. - № 2. - С. 267-272.

6. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. - [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikibooks.org (дата обращения 20.04.2021).

7. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов. - [Электронный ресурс]. -URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.