Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / ЗАИКАНИЕ / РЕЧЬ / КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васькина Е.А.

В данной статье представлены результаты исследования речевых и неречевых проявлений заикания у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены физические, психологические и речевые особенности в структуре симптомокомплекса заикания дошкольников, при этом не зафиксировано взаимосвязи между степенью тяжести речевых и неречевых проявлений. Отмечается, что в рамках логопсихокоррекционного подхода коррекции заикания у дошкольников использование сказок на каждом этапе курса помогает опосредовать работу по закреплению правильной техники речи и преодолению неречевых проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васькина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FAIRY TALE THERAPY TECHNOLOGY IN SPEECH THERAPY OF STUTTERING IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

This article presents the results of a study of speech and non-speech manifestations of stuttering in older preschool children. Physical, psychological and speech features were revealed in the structure of the symptom complex of preschool children's stuttering, while there was no relationship between the severity of speech and non-speech manifestations. It is noted that within the framework of the logopsychocorrection approach of correction of stuttering in preschoolers, the use of fairy tales at each stage of the course helps to mediate the work on fixing the correct technique of speech and overcoming non-verbal manifestations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Е.А. Васькина, магистрант

Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-37-39

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования речевых и неречевых проявлений заикания у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены физические, психологические и речевые особенности в структуре симптомокомплекса заикания дошкольников, при этом не зафиксировано взаимосвязи между степенью тяжести речевых и неречевых проявлений. Отмечается, что в рамках логопсихокоррекционного подхода коррекции заикания у дошкольников использование сказок на каждом этапе курса помогает опосредовать работу по закреплению правильной техники речи и преодолению неречевых проявлений.

Ключевые слова: сказкотерапия, заикание, речь, коррекция, физические и психологические проявления.

Заикание - это достаточно сложное нарушение речи, характеризуемое наличием симптомокомплекса неречевых и речевых проявлений, которые имеют как психологическую, так и физическую природу. В большей части случаев заикание появляется уже в период дошкольного детства, в связи с чем, коррекционную работу необходимо проводить именно в этот период, так как в противном случае, заикание будет проявляться и во взрослом возрасте. Представляется вполне естественным, что на фоне того, что лица с заиканием характеризуются нарушением речевого общения, им достаточно свойственны чувство речевой и собственной неполноценности, робость и застенчивость, различные страхи и комплексы, сложности коммуникации. Кроме того, люди с заиканием стремятся замаскировать наличие данного дефекта, в том числе, выбирая наиболее более легкие для произношения слова и звуки (Г.А. Волкова, Ж.М. Глозман, А.И. Захарова, В.И. Селиверстов, Е.Ю. Рау и

др.) [3].

Данные выводы нашли свое подтверждение в рамках исследования 20 детей дошкольного возраста, имеющих заикание, по методике Е.Ю. Рау и В.П. Мерзляко-вой [1]. Стоит отметить, что все дети, принявшие участие в этом исследовании, ра-

нее занимались по психолого-педагогической методике Е.Ю. Рау. При анализе речевого статуса ребенка особое внимание обращено на локализацию и тип судорог, наличие трудных звуков, на выраженность судорожных запинок, в том числе, в прямой зависимости от степени самостоятельности речи, речевые уловки детей, на особенности речевого поведения ребенка в общем. В рамках анализа различного рода неречевых проявлений фиксировались ключевые физические проявления, которые свое выражение нашли в треморе, вегетативных реакциях, наличии логофобии, негативных изменениях характера и фиксированности детей на дефекте.

На основании проведенного эксперимента были сформулированы следующие выводы:

- В зависимости от степени выраженности речевой судорожности было установлено, что заикание тяжелой степени характерно для 20% детей, средняя степень выявлена у 40% детей и 40% детей набрали баллы, позволяющие сделать вывод о легкой степени заикания.

- Анализ результатов изучения физического статуса детей позволил заключить, что 30 % имеют некоторое напряжение и скованность, что находит выражение в напряжении плеч и перетирании ладоней.

У 60% удалось выявить наличие определенных ощущений в мышцах тела и, как следствие, наличие сопутствующих движений. У 10% детей выявлены все физические проявления, в том числе, гипергидроз ладоней.

- При изучении результатов психологического статуса выявлено, что у детей экспериментальной группы нет логофобии. По критерию степени фиксированности детей на имеющимся у них дефекте и уровню тревожности выявлено, что 60 % детей имеют умеренную степень тревожности, для которой характерно наличие ряда неприятных переживаний, непосредственно связанных с заиканием. 40 % детей каких-либо проявлений тревожности не показали, обидчивость или стеснение у них отсутсвуют.

Исследовательский интерес представляют фразы дошкольников, которые удалось зафиксировать при работе с ними. В частности, дети говорили о том, что «трудно говорить мне не бывает, но перед людьми не люблю», «когда я много и быстро говорю я начинаю заикаться и из-за этого стесняюсь», «когда я начинаю говорить, мне трудно в горле и будто не хватает воздуха», «на сцене перед всеми мне стыдно, стеснительно и страшно».

В результате проведенного исследования удалось сформулировать вывод о том, что прямая взаимосвязь между степенью тяжести проявления речевой судорожно-сти и физическими или психологическими проявлениями отсутствует. Полагаем, что во многом это обусловлено тем, что непонимание детьми дошкольного возраста наличия у них заикания, порождает и отсутствие каких-либо переживаний по этому поводу. Более того, спокойная и доброжелательная обстановка в семье ребенка достаточно активно содействует тому, что ребенок адекватно относится к наличию у него данного дефекта. Определенное влияние на отсутствие взаимосвязи подобного рода оказывают и особенности характера детей.

В качестве технологии, которая может активно применяться в рамках логопси-хокорреционного подхода преодоления заикания у дошкольников, выступает сказ-

котерапия. Эффективность применения этого метода на том или ином этапе курса достигается за счет совокупности факторов. Так, активизируется механизм идентификации, в частности, при восприятии сказки дошкольник примеряет на себя образ героя этой сказки, после чего ему предлагаются различные возможности для выхода из той или иной сложной ситуации. В рамках слушания и последующего обсуждения определенного сказочного сюжета, ребенку более легко выразить все свои чувства и эмоции. Более того, в рамках работы со сказкой ребенок будет усваивать определенные ценности и нормы, а также выражать стремление подражать положительным сказочным героям. В связи с этим, правильная подборка сказок для работы в рамках логопсихокоррекционно-го подхода будет оказывать необходимое воздействие на те или иные проявления рассматриваемого дефекта [2].

В рамках этапа психолого-педагогической диагностики, важностью обладает раскрытие черт личности ребенка, в связи с чем, именно сказка на данном этапе позволит определить изменения личности ребенка и его страха на фоне наличия у него заикания.

Что касается этапа активной мотиваци-онной вовлеченности, то на этом этапе с помощью сказки ребенку можно объяснять все этапы коррекционной работы. В частности, в сказке используются определенные клише и по результатам проведенной диагностики в сказку будут встраивать некоторые предложения, позволяющие ребенку идентифицировать себя с ее героями.

В рамках этапа активного формирования речевой техники, необходимо уделять особое внимание мотивации ребенка в части соблюдения им режима молчания, что также достигается за счет того, что при работе с ним будут применять сказки. На этом этапе герои сказок делятся с детьми навыками, которые у них якобы присутствуют. В связи с этим, при прослушивании различных аудиозаписей, рисовании героев сказки и обсуждении сюжетов, сочинении сказок, театрализации или озвучивании, равно как при работе с наклейка-

ми и декоративно-прикладном творчестве по мотиву сказок, дети постепенно отрабатывают правильную технику своей речи.

И, наконец, на этапе автоматизации и введения в речевую коммуникацию, детям будут направлять видеосообщения от имени тех или иных персонажей из сказки, в которых герои сказки будут напоминать детям о технике и правилах речи, озвучи-

Приходим к выводу, что в рамках лого-психокоррекционного курса, использование сказок весьма эффективно повышает мотивацию детей для развития речевой техники и выступает в качестве средства для эффективной и опосредованной работы над речевыми, а также неречевыми проявлениями заикания у детей старшего дошкольного возраста.

вать пантомиму и вести записи игр.

Библиографический список

1. Мерзлякова В. П., Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции: монография / В. П. Мерзлякова, Е. Ю. Рау. - М.: В. Секачев, 2011. - 139 с.

2. Садовникова, Е. Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста : дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Садовникова Елена Николаевна. - М., 2001. - 228 с.

3. Шевцова, Е.Е. Заикание: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. -242 с.

THE USE OF FAIRY TALE THERAPY TECHNOLOGY IN SPEECH THERAPY OF STUTTERING IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

E.A. Vaskina, Graduate Student Moscow Pedagogical State University (Russia, Moscow)

Abstract. This article presents the results of a study of speech and non-speech manifestations of stuttering in older preschool children. Physical, psychological and speech features were revealed in the structure of the symptom complex of preschool children's stuttering, while there was no relationship between the severity of speech and non-speech manifestations. It is noted that within the framework of the logopsychocorrection approach of correction of stuttering in preschoolers, the use of fairy tales at each stage of the course helps to mediate the work on fixing the correct technique of speech and overcoming non-verbal manifestations.

Keywords: fairy tale therapy, stuttering, speech, correction, physical and psychological manifestations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.