Научная статья на тему 'Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку как составляющая метода активизации познавательной деятельности учащихся'

Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку как составляющая метода активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Наталья Александровна, Полтавец Елена Витальевна, Яковлева Елена Анатольевна

Рассмотрено использование методов активизации познавательной деятельности учащихся на разных уровнях обучения русскому языку. Даны образцы заданий, вопросов и ответов, приведены аргументы в пользу широкого применения данного метода, в частности, в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионова Наталья Александровна, Полтавец Елена Витальевна, Яковлева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the system of questions, answers and assignments in the Russian language classes as a component of the method of student cognitive activity intensification

The article considers using methods of intensifying cognitive activity of students at different levels of teaching the Russian language. It presents samples of assignments, questions and answers, gives arguments in favor of wide use of the method at higher educational institutions in particular.

Текст научной работы на тему «Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку как составляющая метода активизации познавательной деятельности учащихся»

УДК 808.2

DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-448

Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку как составляющая метода активизации познавательной деятельности учащихся

© Н.А. Ионова, Е.В. Полтавец, Е.А. Яковлева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрено использование методов активизации познавательной деятельности учащихся на разных уровнях обучения русскому языку. Даны образцы заданий, вопросов и ответов, приведены аргументы в пользу широкого применения данного метода, в частности, в высшей школе.

Ключевые слова: активизация, методы обучения, познавательная деятельность, речевые компетенции, система вопросов и ответов

В настоящее время в печатных изданиях широко обсуждается проблема активизации познавательной деятельности учащихся средней и высшей школ. При этом сам процесс активизации рассматривается как «способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и развития учащихся» [1, с. 203].

Нужно отметить, что метод активизации в отечественной методике начал формироваться еще в 70-е гг. ХХ в. Его основы с позиции теории деятельности разрабатывали А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и другие известные ученые-методисты. Сам термин был предложен Г.А. Китайгородской и рассматривался как «метод интенсивного обучения, направленный на ускоренное овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и применение речевых навыков и умений» [2, с. 145, 146].

Среди принципов, определяющих содержание данного метода, одним из самых важных был признан принцип поэтапного усвоения материала: от целого к частному и опять к целому (синтез — анализ — синтез), т. е. речь шла об аналитическом восприятии и усвоении языкового материала. Поэтому следует отметить, что главной составляющей метода активизации познавательной деятельности является аналитика — сегмент логики, связанный с такими умственными процессами, как умозаключение, доказательство, определение и разделение понятий. Основной метод аналитики — анализ, он предполагает следующие умственные операции: деление изучаемого предмета на отдельные части, затем соединение этих частей в единое целое, обо-

тащенное новыми знаниями. При этом, осуществляя анализ конкретного предмета или явления, необходимо помнить, что данный процесс не может сводиться к одному лишь расчленению предмета или явления на составные части, от которых сразу же совершается переход к познанию объекта изучения. Часто приходится простейшие составные элементы объединять в группы и подклассы, а затем на основе знаний, полученных в отдельных группах и подклассах, осуществлять переход к познанию предмета в целом.

В теории языка различают несколько видов анализа:

• автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной или явной форме смысл текста;

• грамматический — определение грамматических категорий и функциональной роли слова в предложении;

• независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка-посредника;

• предикативный — синтаксический анализ, основанный на выделении грамматических классов, относящихся к определенному виду синтаксических конструкций [3, с. 34-36].

Все вышеперечисленные, а также другие виды аналитического изучения языкового материала могут с успехом применяться на занятиях по русскому языку.

Вспомним, как о значении аналитического метода познания в любой области науки писал М.В. Ломоносов, утверждавший, что ясное представление о предмете приобретается путем перечисления признаков, т. е. «путем познания частей целого, части которого лучше всего познавать, рассматривая их в отдельности» [3, с. 35].

Ту же мысль выразил известный современный ученый-методист Е.И. Пассов, который считает, что «аналитика — это одно из условий здорового состояния науки» [4, с. 16].

Современная методология предлагает много способов аналитического подхода к изучаемому материалу. В частности, это организация проблемно-поисковой деятельности, важным сегментом которой является «система вопросов, ответов и заданий, позволяющая обеспечить единство и целостность предъявляемого и воспринимаемого учебного материала» [5, с. 67].

Говоря о значимости системы вопросов, ответов и заданий в структуре аналитической деятельности, необходимо упомянуть о подразделении вопросов (в связи с их дидактической направленностью) на следующие группы:

1) служебные вопросы;

2) репродуктивные, или воспроизводящие вопросы;

3) продуктивные, или вопросы на размышление.

Следует помнить, что из вышеназванных вопросов служебные почти не участвуют в стимулировании познавательной деятельности

учащихся. К этому разряду относятся организационные (используемые при организации учебной работы), а также вспомогательные (наводящие, уточняющие, побуждающие и т. п.) вопросы [5, с. 68].

Образцы служебных вопросов представлены ниже.

1. Вы прочитали параграф, в котором говорится о языковых нормах?

2. Читая параграф, вы узнали о том, что такое орфоэпия?

3. Вы готовы к выполнению заданий по орфоэпии?

К разряду репродуктивных относятся вопросы, требующие воспроизведения полученных знаний, а также научных положений (правил, законов, формул).

Приведем образцы заданий, включающих репродуктивные вопросы.

1. Знаете ли вы, какое значение имеет ударение для понимания смысла слов? Объясните значение слов с разным ударением: Атлас — атлАс; вИдение — видЕние; клУбы — клубЫ; в срЕду — в средУ; крУгом — кругОм [6, с. 7].

2. Что вам известно о связи ударения с изменением флексий и лексических значений существительных?

Образуйте от данных существительных форму множественного числа и расставьте ударения. Укажите возможные варианты изменения флексий и лексических значений существительных: инспектор, корпус, отпуск, порт, профессор, шофер, слесарь, паспорт, бухгалтер, инженер, договор, тон, тормоз, пропуск [6, с. 7].

3. Знаете ли вы, что такое разноместное ударение? Поставьте ударение в существительных, стоящих в именительном падеже единственного и множественного числа: шарф — шарфы; сирота — сироты; герб — гербы; уголь — угли; кран — краны [7, с. 13].

Репродуктивные вопросы обращены к памяти учащихся. С их помощью в ходе изложения и закрепления материала выявляются знания, которые, в свою очередь, служат базой для работы над новой темой. При применении репродуктивных вопросов устанавливается связь между приобретенными и новыми знаниями, выявляются неточные, ошибочные представления с целью их коррекции, активизируется познавательная деятельность учащихся.

В свою очередь, продуктивные вопросы обращены к мышлению учащихся. К этой группе относятся вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей в изучаемом материале, сравнение, анализ, синтез, понимание, сообразительность, обобщение, самостоятельные выводы и т. п. [5, с. 68].

Образцы продуктивных вопросов представлены ниже.

1. Как в природе проявляется специфика атомно-молекулярного строения кристаллов и некристаллических тел?

2. Объясните, сравнивая свойства минералов, почему кристаллические и некристаллические тела имеют различные физические свойства?

3. Можно ли на примере двух углеродных соединений (алмаза и графита) описать различия физических свойств данных тел?

4. Можно ли, анализируя свойства алмаза и графита, объяснить различие сфер их применения? [8, с. 66].

Продуктивные вопросы, как было отмечено выше, способствуют формированию умений и навыков самостоятельного логического мышления учащихся. Они помогают понять сущность изучаемых правил, аргументировать собственное мнение, способствуют формированию критического осмысления имеющихся фактов.

В качестве примеров приведем несколько проблемных вопросов, связанных с синтаксисом и пунктуацией.

1. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий в самом научном факте.

Из пространства между коаксиальными трубками коллектора откачан воздух в целях снижения теплопроводности (вопрос о постановке или отсутствии знака препинания при пояснении).

2. Вопрос, направленный на раскрытие противоречия между привычными представлениями и научным объяснением этого факта.

Между тем за 140 лет население Земли выросло в 4 раза, а его энергетический потенциал увеличился в 1000 раз (вопрос о том, является ли вводным словосочетанием «между тем», если его можно убрать из предложения).

3. Вопрос, направленный на раскрытие противоречий между старыми знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем.

Рыба лежала на песке, разинув рот.

Присутствующие слушали лектора разинув рот (вопрос о постановке запятой во втором предложении — предложении с фразеологическим оборотом) [5, с. 118, 119].

Далее необходимо отметить, что между репродуктивными и продуктивными вопросами резкого разграничения быть не может, так же как между двумя типами мышления: воспроизводящим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). А для того чтобы умственное развитие учащихся осуществлялось равномерно, переходя от воспроизводящего типа к творческому, содержание вопросов нужно постепенно усложнять.

Также целесообразно при постановке вопросов на разных этапах занятия учитывать последовательность основных звеньев процесса усвоения знаний: актуализация опорных представлений учащегося, восприятие и осознание нового материала, осмысление закономерных связей между процессами реального мира, раскрытие внутрен-

ней сущности изучаемого объекта; обобщение и систематизация знаний [5, с. 45].

Для достижения хороших результатов в процессе обучения речевой деятельности рекомендуется использовать такой эффективный прием, как создание проблемной ситуации, включающей в себя предварительную самостоятельную работу: обсуждение и сравнение тем, логическое обоснование выбора темы, т. е. использование системы вопросов, ответов и заданий.

В качестве примера можно привести ситуацию подготовки к докладу, который будет прочитан на олимпиаде по физике.

Цель деятельности задает преподаватель, который просит учащихся логически обосновать такое физическое явление, как хорошая электрическая и тепловая проводимость металлов. Обсуждение проблемы проходит в форме диалога: преподаватель задает вопросы, а заранее подготовившийся учащийся отвечает на них.

Образец диалога преподавателя и учащегося.

Преподавател ь:

— Скажите, Вас интересует природа электрической и тепловой проводимости металлов?

Учащийся:

— Да, эта тема мне интересна, я читал статьи и книги об этом физическом явлении.

Преподаватель:

— Можете ли Вы кратко сформулировать, от чего зависят свойства металлов?

Учащийся:

— Да, конечно. Свойства металлов зависят от их электронного строения. Условно мы можем представить себе металл в виде остова, состоящего из положительных ионов и погруженного в электронный газ. А так как и в твердых, и в жидких металлах не все электроны связаны со своими атомами, часть свободных электронов может перемещаться.

Преподаватель:

— Вы считаете, что тепловая и электрическая проводимость металлов связаны с перемещением электронов?

Учащийся:

— Да, именно так.

Преподаватель:

— А какие факторы влияют на процесс перемещения электронов?

Учащийся:

— Дело в том, что под влиянием разности потенциалов свободные электроны приобретают направленное движение от отрица-

тельного полюса к положительному. Именно это явление и определяет такие свойства металлов, как тепловая и электрическая проводимость.

Преподавател ь:

— Спасибо за ответ! Чувствуется, что Вы хорошо подготовились к олимпиаде [8, с. 66].

В связи с тем, что та или иная система вопросов и ответов активно используется на всех этапах познавательной деятельности учащихся, преподавателям и студентам предлагается соблюдать определенные требования, предъявляемые к культуре формулирования и употребления вопросов на занятиях по разным предметам, включая, разумеется, занятия по русскому языку.

Требования, предъявляемые к вопросам, состоят в следующем:

• осмысленность (корректность, правильность), которая предполагает истинность, ясность предпосылок вопроса (вопрос, на который можно дать конкретный, адекватный ответ);

• краткость и ясность формулировки (вместо громоздких вопросов целесообразно употреблять более простые);

• нормативное языковое оформление вопросов (вопросы должны быть правильно сформулированы с точки зрения грамматики и стилистики);

• логическая последовательность вопросов, направленных на выявление основной цели;

• ориентация вопросов на развитие мышления, активности и самостоятельности учащихся;

• направленность на раскрытие сущности явления, а также на установление связей между предметами, явлениями, теорией и практикой;

• недопустимость употребления вопросов-подсказок, заключающих в себе готовый ответ;

• учет в формулировке вопроса особенностей учащихся, осведомленность об уровне их знаний и опыта [5, с. 76, 77].

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что система вопросов, ответов и заданий эффективна только в том случае, если ее составляющие тесно связаны и образуют логическую цепь, а также если ведущее место в этой цепи занимают вопросы для размышления, основывающиеся на активной мыслительной деятельности учащихся и на самостоятельном применении имеющихся знаний [5, с. 78].

Нужно отметить, что на данный момент в печати все чаще появляется информация о том, где и как на практике применяются методы активизации познавательной деятельности учащихся, в частности система вопросов, ответов и заданий.

Одну из передовых позиций в продвижении современных методов обучения, по мнению авторов, занимает Юго-Западный государ-

ственный университет (ЮЗГУ) города Курска. Там под руководством профессора Р.К. Боженковой для студентов, изучающих русский язык как иностранный, был разработан учебник «Уроки русского», в котором, в частности, реализуется методическая концепция заданий и вопросов, позволяющая учащимся не только овладеть лек-сико-грамматическим материалом, но и «постичь другую культуру для полноценного их участия в диалоге культур» [9, с. 160].

Также в ЮЗГУ для студентов-иностранцев разработан курс деловой коммуникации, при изучении которого главенствующую роль играет интерактивная форма проведения занятий, реализующаяся в проигрывании речевых ситуаций (с использованием вопросов, ответов, заданий) [10, с. 177].

Студентам-иностранцам, имеющим высокий уровень языковых компетенций, предлагаются такие виды речевой деятельности, как редактирование текстов, подготовка тезисов для докладов, публичные выступления, включающие ответы на вопросы оппонентов, и т. п. [11, с. 11].

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что методика активизации познавательной деятельности в целом (а также ее отдельные аспекты) интенсивно развивается, широко применяется на разных уровнях обучения в средней и высшей школах и дает хорошие результаты.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Романова Н.Н., Амелина И.О., Кудрявцева Е.Б. Методы активизации познавательной деятельности студентов при обучении деловой коммуникации на занятиях по РКИ. Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве. Материалы VI Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов 26-27 февраля 2015 г. Курск, КГТУ, 2015, с. 203.

[2] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Санкт-Петербург, Златоуст, 1999, с. 145, 146.

[3] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва, Наука, 1975, с. 34-36.

[4] Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Санкт-Петербург, Златоуст, 2015, с. 16.

[5] Яковлева Е.А. Интерактивные методы обучения студентов на занятиях по русскому языку. Москва, Кругъ, 2014, с. 45, 67, 68, 76-78, 118, 119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Скорикова Т.П. Практикум по русскому языку и культуре речи. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014, с. 7.

[7] Романова Н.Н., Скорикова Т.П. Рабочая тетрадь к «Практикуму по русскому языку и культуре речи». Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014, с. 13.

[8] Полтавец Е.В. Русский язык и культура речи. Москва, Кругъ, 2014, с. 66.

[9] Попова Г.В., Толстых Д.И. Характеризация лингвистических особенностей официально-делового стиля речи в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Новый взгляд на проблемы современного языкознания.

Материалы IV Международной научной конференции школьников, студентов и аспирантов. Курск, КГТУ, 2013, с. 160.

[10] Степанова Н.С., Глебова М.А. Формирование речевой компетенции студентов в процессе обучения. Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве. Материалы V Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов 22-23 января 2014 г. Курск, КГТУ, 2014, с. 177.

[11] Шульгина Н.П. Современная концепция обучения РКИ — цель и результат деятельности научной школы, руководимой профессором Боженковой Р.К. Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик. Материалы IV Международной конференции школьников, студентов и аспирантов 21-23 мая 2014 г. Курск, КГТУ, 2014, с. 11.

Статья поступила в редакцию 28.03.2017

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Ионова Н.А., Полтавец Е.В., Яковлева Е.А. Использование системы вопросов, ответов и заданий на занятиях по русскому языку как составляющая метода активизации познавательной деятельности учащихся. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 6. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-6-448

Ионова Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор публикаций в области методики преподавания русского языка как иностранного для студентов технических университетов. e-mail: chirisha1@yandex.ru

Полтавец Елена Витальевна — доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор пособия «Русский язык и культура речи», а также ряда статей в области методики преподавания русского языка иностранным и слабослышащим студентам технических вузов. e-mail: pev003@mail.ru

Яковлева Елена Анатольевна — канд. пед. наук, доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 30 публикаций в области методики преподавания русского языка и культуры речи и русского языка как иностранного для студентов технических университетов. e-mail: elyakovleva@ro.ru

Using the system of questions, answers and assignments

in the Russian language classes as a component of the method of student cognitive activity intensification

© N.A. Ionova, E.V. Poltavetz, E.A. Yakovleva

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article considers using methods of intensifying cognitive activity of students at different levels of teaching the Russian language. It presents samples of assignments, questions and answers, gives arguments in favor of wide use of the method at higher educational institutions in particular.

Keywords: intensification, teaching methods, cognitive activity, speech competence, a system of questions and answers

REFERENCES

[1] Romanova N.N., Amelina I.O., Kudryavtseva E.B. Metody aktivizatsii poznavatelnoy deyatelnosti studentov pri obuchenii delovoy kommunikatsii na zanyatiyakh po RKI [Methods of intensifying students' cognitive activity in teaching business communication at the lessons of Russian as foreign language]. Materialy VI Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii shkolnikov, studentov i aspirantov "Yazyk i mezhkulturnaya kommunikatsiya v sovremennom informatsionnom prostranstve". 26-27fevralya 2015 g. [Proceedings of the VI All-Russian Scientific Conference of Schoolchildren, Students and PhD Students "Language and intercultural communication in the modern information space". February 26-27, 2015]. Kursk, Kurskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet Publ., 2015, 203 p.

[2] Azimov E.G., Shchukin A.N. Slovar metodicheskikh terminov [Dictionary of methodological terminology]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 1999, pp. 145-146.

[3] Kondakov N.I. Logicheskiy slovar-spravochnik [A logical dictionary-handbook]. Moscow, Nauka Publ., 1975, pp. 34-36.

[4] Passov E.I. Metodika kak nauka budushchego [Technique as a science of the future]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2015, pp. 16.

[5] Yakovleva E.A. Interaktivnye metody obucheniya studentov na zanyatiyakh po russkomu yazyku [Interactive methods of teaching students in the Russian language classes]. Moscow, Krug Publ., 2014, pp. 45, 67, 68, 76-78, 118, 119.

[6] Skorikova T.P. Praktikum po russkomu yazyku i kulture rechi [Workshop on the Russian language and culture of speech]. Moscow, BMSTU Publ., 2014, pp. 7.

[7] Romanova N.N., Skorikova T.P. Rabochaya tetrad k "Praktikumu po russkomu yazyku i kulture rechi" [Workbook to the "Workshop on the Russian language and the culture of speech"]. Moscow, BMSTU Publ., 2014, pp. 13.

[8] Poltavets E.V. Russkiy yazyk i kultura rechi [Russian language and culture of speech]. Moscow, Krug Publ., 2014, pp. 66.

[9] Popova G.V., Tolstykh D.I. Kharakterizatsiya lingvisticheskikh osobennostey ofitsialno-delovogo stilya rechi v aspekte prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Characterization of linguistic features of the official-business style of speech in the context of teaching Russian as a foreign language]. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii shkolnikov, studentov i aspirantov "Novyy vzglyad na problemy sovremennogo yazykoznaniya" 2013 g.

[Proceedings of the IV International Scientific Conference of Schoolchildren, Students and PhD Students. 2013]. Kursk, Kurskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet Publ., 2013, pp. 160.

[10] Stepanova N.S., Glebova M.A. Formirovanie rechevoy kompetentsii studentov v protsesse obucheniya [Formation of the student speech competence in the teaching process]. Materialy V Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii Shkolnikov, studentov i aspirantov "Yazyk i mezhkulturnaya kommunikatsiya v sovremennom informatsionnom prostranstve". 22-23 yanvarya 2014 g. [Proceedings of the V All-Russian Scientific Conference of Schoolchildren, Students and PhD Students "Language and intercultural communication in the modern information space". January 22-23, 2014]. Kursk, Kurskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet Publ., 2014, pp. 177.

[11] Shulgina N.P. Sovremennaya kontseptsiya obucheniya RKI — tsel i rezultat deyatelnosti nauchnoy shkoly, rukovodimoy professorom Bozhenkovoy R.K. [The modern concept of teaching Russian as a foreign language - the goal and result of the activity of a scientific school led by Professor Bozhenkova R.K.]. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii shkolnikov, studentov i aspirantov "Yazyk, literatura, mentalnost: raznoobrazie kulturnykh praktik". 21-23 maya 2014 g. [Proceedings of the IV International Scientific Conference of Schoolchildren, Students and PhD Students "Language, literature, mentality: the diversity of cultural practices". May 21-23, 2014]. Kursk, Kurskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet Publ., 2014, pp. 11.

Ionova N.A., Senior Lecturer, Department of the Russian language, Bauman Moscow State Technical University. Author of research publications in the field of methods of teaching Russian as a foreign language at technical universities. e-mail: chirisha1@yandex.ru

Poltavetz E.V., Associate Professor, Department of the Russian language, Bauman Moscow State Technical University. Author of the textbook "Russian language and speech culture" and of a number of publications on methods of teaching the Russian language to foreign students and to hearing-impaired students at technical universities. e-mail: pev003@mail.ru

Yakovleva E.A., Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of the Russian language, Bauman Moscow State Technical University. Author of over 30 research publications in the field of methodology of teaching Russian language and speech culture, as well as teaching Russian language to foreign students at technical universities. e-mail: elyakovleva@ro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.