Научная статья на тему 'Содержание и формы обучения устной научной речи в современном техническом вузе'

Содержание и формы обучения устной научной речи в современном техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УСТНАЯ НАУЧНАЯ РЕЧЬ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ / ТРЕНИНГ / ИГРА / NATIVE LANGUAGE / COMPETENCE-BASED APPROACH / SCIENTIFIC ORAL SPEECH / STUDYING AT A TECHNICAL UNIVERSITY / THE CONTENT AND FORM OF TEACHING / ADVANCED LECTURE / TRAINING / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Леонидовна, Казакова Ольга Анатольевна

Обосновывается необходимость обучения устной научной речи в техническом вузе; описывается содержа ние обучения устной научной речи, выбранное в результате анализа выступлений молодых исследователей на научных конференциях разных уровней; предлагаются активные формы работы, позволяющие в короткие сроки и при неоднородном контингенте учащихся развивать коммуникативно-речевые компетенции в области родного языка: продвинутая лекция, тренинг, игра. Описывается применение указанных форм на выбранном содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Татьяна Леонидовна, Казакова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND FORM OF TEACHING THE SCIENTIFIC STYLE OF ORAL SPEECH AT A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY

The given article is devoted to the issues of teaching the scientific style of oral speech at a technical university. Based on many years of experience of working with student, graduate students, postgraduate students of Tomsk Polytechnic University, the authors propose the universal (independent of the scientific direction of students) content and form of teaching the scientific style of oral speech at the university. It is recommended to include the following topics to the course content of oral scientific speech: “The report as a genre of oral scientific speech”, “Elocution”, “The structure of the presentation of a scientific report”, “Presentation of a scientific report”, “Rules for scientific debate”. An “advanced lecture”, training and game are offered as the forms of classroom work, which allow to form the necessary knowledge basis of the principles of scientific oral communication; to develop skills; to stimulate students’ activity; to give students the opportunity to gain experience. This article contains examples of the use of the given forms of classroom work with the selected content.

Текст научной работы на тему «Содержание и формы обучения устной научной речи в современном техническом вузе»

УДК 811.161. 1'271:378. 662 .147

Т. Л. Владимирова, О. А. Казакова

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Обосновывается необходимость обучения устной научной речи в техническом вузе; описывается содержание обучения устной научной речи, выбранное в результате анализа выступлений молодых исследователей на научных конференциях разных уровней; предлагаются активные формы работы, позволяющие в короткие сроки и при неоднородном контингенте учащихся развивать коммуникативно-речевые компетенции в области родного языка: продвинутая лекция, тренинг, игра. Описывается применение указанных форм на выбранном содержании.

Ключевые слова: родной язык, компетентностный подход, устная научная речь, обучение в техническом вузе, содержание и формы обучения, продвинутая лекция, тренинг, игра.

Современное российское общество, ориентированное на инновационную экономику, наукоемкие технологии, предъявляет высокие требования к профессиональным компетенциям выпускников вузов: «...все чаще нужна не квалификация работника, которая отождествляется с умением выполнять операции материального характера, а компетентность, рассматриваемая как своего рода „коктейль" навыков» [1, с. 10]. Важное место в компетентности современного специалиста занимают компетенции в области научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности, в связи с чем формирование навыков научно-исследовательской работы студентов, как обязательный компонент системы подготовки специалиста с высшим образованием, становится «одной из важнейших проблем педагогики и психологии высшей школы» [2, с. 48]. Перед вузами стоит задача развития исследовательской компетентности студентов на протяжении всего процесса их обучения [3].

В большинстве современных стандартов высшего образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки магистратуры [4] в список профессиональных компетенций выпускника в разных формулировках включена компетенция, которую в обобщенном виде можно обозначить как умение / способность публично представлять / докладывать / презентовать результаты выполненной (научной) работы. Данное требование стандарта акцентирует необходимость совершенствования обучения устной научной речи в вузе, особенно учащихся негуманитарных профилей подготовки. Преподавателями кафедры русского языка и литературы Томского политехнического университета в течение ряда лет проводится работа со студентами, магистрантами и аспирантами, направленная на развитие речевых умений в научной коммуникации. Помимо традиционных лекционных и лекционно-практических курсов апробированы такие формы работы, как короткие тренинги на выездных семинарах, тренинговые курсы (см. об этом [5]). Поло-

жительные результаты дала проектно-ориентиро-ванная работа со студентами технического профиля, организованная таким образом, что все учащиеся выполняли под руководством преподавателя реальное научное исследование по одной лингвистической теме, приняв участие в течение курса во всех этапах научной работы - от посещения библиотеки до выступления с докладом на конференции (см. об этом [6]). Следует отметить, что использование проектной методики в процессе обучения является одним из актуальных направлений педагогики высшей школы, так как «метод проектов позволяет выстраивать обучение в логике ком-петентностного подхода» [7, с. 56].

В настоящее время, в условиях снижения аудиторной нагрузки, а также сокращения гуманитарной составляющей в техническом вузе, перед преподавателями-русистами стоит задача ресурсоэф-фективного обучения студентов (магистрантов, аспирантов) родному языку. Необходимо выбрать такое содержание и такие формы работы, которые позволят в короткие сроки (с меньшим числом аудиторных занятий) и при неоднородном контингенте учащихся (факультативы для студентов разных профилей; дополнительные образовательные услуги для магистрантов, аспирантов и молодых ученых - представителей разных научных направлений; курсы повышения квалификации преподавателей разных учебных дисциплин) развивать коммуникативно-речевые компетенции в области родного языка, в нашем случае - навыки устной научной коммуникации. Отметим, что, не умаляя роли самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая, несомненно, является «основным условием достижения студентами профессиональной компетентности» [8, с. 29], в данной работе сконцентрируем свое внимание на деятельности преподавателя как организатора учебного процесса.

С целью отбора соответствующего содержания занятий нами был проведен анализ выступлений

студентов, аспирантов и молодых преподавателей на научных конференциях разных уровней. Были выявлены следующие основные недочеты в представлении молодыми учеными результатов своих научных исследований:

- слишком быстрый или, наоборот, слишком медленный темп речи;

- нечеткая дикция, проглатывание окончаний в словах;

- отсутствие мелодического рисунка в речи как результат неумелого использования логического ударения и пауз;

- неверное построение структуры доклада;

- неудачное соотношение в содержании доклада теоретических и практических аспектов исследования - чрезмерное теоретизирование (что затрудняет восприятие доклада) или, наоборот, почти полное отсутствие теоретических вопросов (что превращает научный доклад в отчет);

- плохая сочетаемость цвета шрифта и фона слайдов;

- преобладание на слайдах текстового материала вместо иллюстративного;

- непродуктивное использование иллюстративного и графического материала;

- неэффективное речевое поведение (чрезмерная жестикуляция, резкие движения, обращение к аудитории спиной, отсутствие в речи этикетных фраз и т. п.);

- неверное соотношение устной речи и визуального ряда (Здесь можно отметить две «крайности»: 1) полное дублирование слайдами звучащей речи, зачитывание информации со слайдов, описание слайдов в течение всего доклада; 2) невостребованность слайдов во время выступления, отсутствие связи между устной речью и презентацией.);

- нарушение норм научной дискуссии (агрессия или, наоборот, апатия; вопросы и ответы не по теме доклада и т. п.).

В результате анализа выявленных типичных ошибок представляется целесообразным включить в содержание курса обучения устной научной речи следующие темы: «Доклад как жанр устной научной речи», «Техника речи», «Структура презентации научного доклада», «Выступление с научным докладом», «Правила научной дискуссии».

Оптимизации учебного процесса позволит добиться выбор таких форм аудиторной работы, как «продвинутая лекция», тренинг и игра, дающих возможность, соответственно, формировать необходимую базу знаний о принципах устной научной коммуникации, развивать умения, стимулировать деятельность, давать учащимся возможность получения опыта. Все выбранные формы относятся к арсеналу активных методов обучения, которые направлены на «развитие у учащихся самостоя-

тельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу» [9, с. 65].

Основное теоретическое содержание модуля «Устная научная речь» для студентов, магистрантов, аспирантов может быть подано посредством «продвинутой лекции», состоящей, как известно, из трех фаз, побуждающих учащихся к мыслительной деятельности, вызывающих интерес к работе с информацией, стимулирующих обмен мнениями: вызов - осмысление - рефлексия (подробную характеристику фаз (стадий) технологии развития критического мышления через чтение и письмо, одним из методических приемов которой является «продвинутая лекция» (см., напр.: [10]). Так, в качестве «вызова» в теме «Доклад как жанр устной научной речи» служат названия неправильных докладов, предложенные И. Л. Викентьевым: «Прилюдная жалоба», «Замахус грандиозус», «Моя новая наука» и тому подобное [11]. В ходе анализа таких антипримеров, а также с опорой на свой опыт активного и пассивного участия в конференциях, учащиеся приходят к выводу о том, что хороший научный доклад должен отвечать следующим требованиям: соответствие тематике научной конференции, направленность на решение одной конкретной актуальной научной проблемы, опора на определенные теоретические положения, наличие конкретных практических результатов. Причем данные требования благодаря выбранной форме подачи материала становятся не просто правилами, прописанными в учебнике, а важными нормами, осознанными и самостоятельно сформулированными самими учащимися в результате обсуждения.

Тренинг как один из методов активного обучения связан с тренировкой каких-либо приемов в «режиме реального времени». Для современной практики обучения характерно активное применение социально-психологических тренингов, представляющих собой форму специально организованного группового общения, оказывающего на участников психологическое воздействие [12]. Такие тренинги направлены на развитие способностей к обучению и общению. Тренинг может рассматриваться как форма организации взаимодействия обучающего (бизнес-тренера) и обучаемых; при этом важной составляющей тренинга называется игра (см., напр.: [13]). В нашем случае, противопоставляя игру и тренинг, мы рассматриваем тренинг как тренировку, направленную на формирование умений и отработку навыков.

Именно такой тренинг позволяет совершенствовать компоненты техники речи. Предлагаемый нами тренинг включает несколько содержательных частей: отработку правильного дыхания; развитие

речевого аппарата; тренировку дикции, темпа речи, громкости; совершенствование навыков использования интонационно-выразительных средств организации речи.

Работа начинается с того, что участникам тренинга предлагается несколько минут спокойно дышать и наблюдать за процессом дыхания. Как правило, учащиеся не имеют знаний о типах дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмаль-но-реберное. Правильным для публичного выступления считается диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох производятся благодаря изменению объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях. Участникам тренинга предлагается выполнить ряд упражнений для проработки правильного дыхания.

Для успешного выступления перед аудиторией необходимо иметь четкую дикцию, т. е. уметь отчетливо произносить все звуки. Проблемы с артикуляцией, как правило, связаны с недостаточной работой речевого аппарата: зажатая нижняя челюсть, неподвижные губы, малоподвижный язык. В ходе тренинга участникам предлагается выполнить ряд тренировочных упражнений, которые развивают подвижность мышц нижней челюсти, а также помогают выработать привычку в достаточной степени широко раскрывать рот во время публичного выступления. Кроме этого, выполняются упражнения, помогающие укрепить мышцы языка, улучшить подвижность языка и губ.

В основе комплекса тренировочных упражнений для развития речевого дыхания и голоса, дикции и правильного произношения лежит методика, предложенная С. Т. Никольской [14].

В качестве материала для артикуляционных упражнений, кроме традиционных скороговорок, используется научная лексика, представляющая трудности для произношения: стечение согласных, удвоенные согласные, шипящие звуки и т. п. Приведем пример таких слов: люминесценция, концептуализация, ассоциативность, инновация, инвестиционный, диффузия, ресурсоэффективность, диссертация, сумма, аппроксимация, дифференциальный, термодинамический, абсорбционный, коэффициент, конгруэнтность, релятивистский, флюксметр, вольтамперометрический, рекуррентный, адсорбированный, инфразвукометрический, трансцендентный, фибриляционный и др.

Завершающим этапом тренинга по технике речи является работа с такими интонационно-выразительными средствами речи, как логическая пауза, логическое ударение, различные типы интонационных конструкций [15]. После выполнения упражнений, в которых необходимо прочитать предложения с различным размещением пауз и с разными типами интонации, учащимся предла-

гается более сложное задание: во фрагменте научного текста отметить логические ударения, расставить паузы, сделать разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра.

Таким образом, упражнения голосо-речевого тренинга направлены на развитие фонационного дыхания, обеспечивающего качественное звучание речи, на укрепление силы голоса и совершенствование природного тембра, на формирование дик-ционной четкости и голосовой гибкости.

В ходе тренинга по составлению текста электронной презентации участникам предлагается выполнить упражнения, направленные на совершенствование навыков работы с научным текстом: выделение главной и второстепенной информации, определение смысловых рядов и ключевых слов, компрессия текста. Для отработки и закрепления этих навыков учащиеся проводят самостоятельную работу по составлению текста электронной презентации.

Владение устной речью (в том числе научной) во многом зависит от опыта. С тем, чтобы учащиеся получили положительный опыт публичного выступления с научным докладом и, кроме того, смогли узнать от специалиста (преподавателя-русиста) свои личные недочеты в речевом поведении, мы используем на занятиях игру, имитирующую научную конференцию (ее части).

Роль игры, как первичной от природы формы обучения и научения, не вызывает сомнений. Дидактическая (педагогическая) игра применима не только с детьми дошкольного возраста и школьниками; она может привлекаться в качестве формы (метода) проблемного / личностно-ориентирован-ного обучения и при работе с взрослым контингентом учащихся. В рамках нашей работы предлагается привлекать такие элементы игры, как ролевое поведение участников и игровое содержание. При наличии достаточного количества времени можно отдельно обыграть такие элементы выступления: 1) начальная фаза доклада (выход к публике, обращение к аудитории, начало речи), 2) основная часть выступления (обозначение проблемы и предлагаемых путей ее решения), 3) научная дискуссия (формулировка тезиса, вопросов к нему и ответов на вопросы). В основе содержания обыгрываемых докладов лежит информация из детских журналов о животных. Такой выбор темы, во-первых, позволяет сохранить на занятиях позитивную атмосферу, поддерживать интерес учащихся, во-вторых, дает возможность объединять представителей различных научных направлений: информация о животных является понятной для всех участников игровой конференции и дает широкое поле для «научных исследований». Так, ознакомившись со статьей о кротах, аспиранты - представители разных научных направлений выбирают близкую их про-

филю проблематику и используют традиционную для них научную методологию.

Завершающим этапом модуля является мини-конференция, где участники отрабатывают приобретенные в игровой и тренинговой форме навыки на своем научном материале; при этом каждый выступает не только в роли учащегося (докладчика), но и в роли преподавателя, модератора, так как каждый доклад обсуждается всеми участниками конференции по основным пунктам: техника речи, речевое поведение, структура и содержание доклада, оформление презентации. Следует отметить, что на данном этапе учащиеся проявляют особую активность, указывая на достоинства и недостатки в выступлениях своих коллег. При этом представители разных научных направлений обмениваются

своим научным опытом, дают друг другу советы со своих методологических позиций.

Итак, при обучении молодых исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей) устной научной речи необходимо обращать внимание и на формальные, и на содержательные стороны доклада (от техники речи до правил научной дискуссии). Целям обучения устной научной речи наилучшим образом служат «продвинутая лекция», тренинг и игра. При этом сформированные с помощью предлагаемой методики работы навыки устной научной речи могут стать прочной основой для дальнейшего (или одновременного) формирования навыков иноязычной устной научной коммуникации, а также навыков профессионального общения.

Список литературы

I. Копытов А. Д . , Востриков А . А. О процессе образования как социальной технологии // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . Вып.2 (117) .С .9-12 .

2 . Мартюшев Н . В ., Синогина Е . С . , Шереметьева У . М . Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научной

работы // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 1 (129) . С . 48-52 .

3 . Лукашенко С . Н . Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов //

Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 2 (104) . С . 100-104.

4 . Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования . URL: http://fgosvo .ru/ (дата обращения:

05 09 2014)

5 . Владимирова Т . Л ., Казакова О . А . Обучение устной научной речи студентов и аспирантов технического вуза // Коммуникативные аспек-

ты языка и культуры: сб . материалов XIV Междунар . науч . -практ . конф . студентов и молодых ученых . Ч . 1. Томск: Изд-во Томского по-литехн . ун-та, 2014 . С . 101-106 .

6 . Казакова О . А. , Фрик Т . Б . Проектно-ориентированное обучение научной речи студентов технического вуза (из опыта работы) // При-

кладная филология: идеи, концепции, проекты: сб . тр . VIII Междунар . науч . -практ . конф . : в 2 ч . Ч . 1. Томск: Изд-во Томского политехн . ун-та, 2010 .С .83-89 .

7 . Цыгулева М . В . Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста // Вестн .

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2010 . Вып . 10 (100) . С . 56-62 .

8 . Солостина Т . А. Содержание и роль самостоятельной работы в учебно-профессиональной адаптации студентов (теоретический аспект)

// Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 8 (149) . С . 29-32 .

9 . Поздеева С . И . , Кузнецова Т . В . Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU

Bulletin) . 2006 . Вып . 10 (61) . С . 65-68.

10 . Федоров А. В . Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: моногр . М .: Изд-во МОО ВПП

ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007 . 616 с .

II. Викентьев И . Л . Как сделать плохой доклад? 1996 [сайт консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС»] . URL: http://www. triz-chance . ru/mistakes_ conference . html (дата обращения: 10 .09 .2014) .

12 . Суник Т . А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов

техникума // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар науч конф Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. С .51-58 .

13 . Косачев М . Тренинг как метод обучения . 05. 12 .2011 [бизнес-портал «Навигатор Киров»] . URL: http://navigator-kirov. ru/newspaper_

articles/2336 . html (дата обращения: 26 . 10 .2014) .

14 . Никольская С . Т . Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов) . М .: Знание, 1978. 80 с .

15 . Иванова-Лукьянова Г . Н . Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие . 2-е изд . М .:

Флинта: Наука, 2000 200 с

Владимирова Т. Л., кандидат филологических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Казакова О. А., кандидат филологических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.10.2014.

T. L. Vladimirova, O. A. Kazakova

THE CONTENT AND FORM OF TEACHING THE SCIENTIFIC STYLE OF ORAL SPEECH AT A MODERN TECHNICAL

UNIVERSITY

The given article is devoted to the issues of teaching the scientific style of oral speech at a technical university. Based on many years of experience of working with student, graduate students, postgraduate students of Tomsk Polytechnic University, the authors propose the universal (independent of the scientific direction of students) content and form of teaching the scientific style of oral speech at the university. It is recommended to include the following topics to the course content of oral scientific speech: "The report as a genre of oral scientific speech", "Elocution", "The structure of the presentation of a scientific report", "Presentation of a scientific report", "Rules for scientific debate". An "advanced lecture", training and game are offered as the forms of classroom work, which allow to form the necessary knowledge basis of the principles of scientific oral communication; to develop skills; to stimulate students' activity; to give students the opportunity to gain experience. This article contains examples of the use of the given forms of classroom work with the selected content.

Key words: native language, competence-based approach, scientific oral speech, studying at a technical university, the content and form of teaching, advanced lecture, training, game.

References

1. Kopytov A. D . , Vostrikov A. A. O protsesse obrazovaniya kak sotsial'noy tekhnologii [Education as a Social Technology] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 2 (117), pp . 9-12 (in Russian) .

2 . Martyushev N . V., Sinogina E . S ., Sheremet'eva U . M . Sistema motivatsii studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy k vypolneniyu nauchnoy

raboty [The motivation system of university students to performance of scientific work] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no . 1 (129), pp . 48-52 (in Russian) .

3 . Lukashenko S . N . Razvitiye issledovatel'skoy kompetentnosti studentov vuza v usloviyakh mnogourovnevoy podgotovki spetsialistov [The

development of research competence of university students in condition of multilevel education] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 2 (104), pp . 100-104 (in Russian) .

4 . Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [The Portal of Federal State Educational Standards

of Higher Education] . URL: http://fgosvo . ru/ (accessed 5 September 2014) (in Russian) .

5 . Vladimirova T. L ., Kazakova O . A . Obucheniye ustnoy nauchnoy rechi studentov i aspirantov tekhnicheskogo vuza [Teaching students and

graduate students of a technical university scientific style of oral speech] . Kommunikativnye aspekty yazyka i kul'tury: sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh [Communicative aspects of language and culture: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference of students and young scientists] . Part 1. Tomsk, Izd-vo Tomskogo politekhn. un-ta Publ ., 2014 . Pp . 101-106 (in Russian) .

6 . Kazakova O . A ., Frik T. B . Proektno-orientirovannoye obucheniye nauchnoy rechi studentov tekhnicheskogo vuza (iz opyta raboty) [Project-

oriented approach for teaching students of a technical university the scientific style of speech (from experience)] . Prikladnaya filologiya: idei, kontseptsii, proekty: sbornik trudov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2-kh chastyakh [Applied Philology: ideas, projects: Proceedings of VIII International Scientific and Practical Conference: in 2 parts] . Part 1. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhn . un-ta Publ . , 2010 . Pp . 83-89 (in Russian) .

7 . Tsyguleva M . V. Opyt realizatsii proektnoy metodiki dlya formirovaniya professional'noy kompetentnosti spetsialista [An experience of project

methodic for developing professional competency of a specialist] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no . 10 (100), pp . 56-62 (in Russian) .

8 . Solostina T. A. Soderzhaniye i rol' samostoyatel'noy raboty v uchebno-professional'noy adaptatsii studentov (teoreticheskiy aspekt) [The Content

and the role of the individual work in training and vocational adaptation of students (theoretical aspect)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 8 (149), pp . 29-32 (in Russian) .

9 . Pozdeeva S . I ., Kuznetsova T. V. Proektnaya deyatel'nost' v praktike uchitelya nachal'noy shkoly [Project activity in the practice of the teacher of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

elementary school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no . 10 (61), pp . 65-68 (in Russian)

10 . Fedorov A. V. Razvitiye mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza: monografiya [Development of the

media competence and critical thinking of pedagogical university students: monograph] . Moscow, IPOS UNESCO IFAP Publ . (Russia), 2007 . 616 p (in Russian)

11. Vikent'yev I . L. Kak sdelat' plokhoy doklad? 1996 [How to Make a Bad Report? 1996] . Sayt konsaltingovoy firmy "TRIZ-ShANS" [Web sait of consulting company «TRIZ-ShANS»] . URL: http://www. triz-chance . ru/mistakes_conference . html (accessed 10 September 2014) (in Russian) .

12 . Sunik T. A . Trening kak metod aktivnogo sotsial'no-psikhologicheskogo formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti u studentov tekhnikuma

[Training as a method of active social and psychological formation of communicative competence of technical school students] . Psikhologiya: problemy prakticheskogo primeneniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Psychology: The Problems of Practical Application: Proceedings of the International Conference] . Chita, Molodoy uchenyy Publ ., 2011. Pp . 51-58 (in Russian) .

13 . Kosachev M . Trening kak metod obucheniya [Training as a teaching method] . Biznes-portal "Navigator Kirov" [Business portal "Navigator Kirov"] .

URL: http://navigator-kirov. ru/newspaper_articles/2336 . html (accessed 26 October 2014) (in Russian) .

14 . Nikol'skaya S . T. Tekhnikarechi (Metodicheskiye rekomendatsiiiuprazhneniya dlyalektorov) [Elocution (Guidelines and exercises for lecturers)] .

Moscow, Znaniye Publ ., 1978. 80 p . (in Russian) .

15 . Ivanova-Lukyanova G . N . Kul'tura ustnoy rechi: intonatsiya, pauzirovaniye, logicheskoye udareniye, temp, ritm: uchebnoye posobiye [Culture of

spoken language: Intonation, Pausing, Logical Stress, Tempo, Rhythm . Study guide] . 2nd ed . Moscow, Flinta, Nauka Publ ., 2000 . 200 p . (in Russian)

Vladimirova T. L.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

Kazakova O. A.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.