Научная статья на тему 'Электронно-методическое обеспечение языковых дисциплин в разнородной студенческой среде'

Электронно-методическое обеспечение языковых дисциплин в разнородной студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / РАЗНОРОДНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / HETEROGENEOUS STUDENT ENVIRONMENT / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / MODULAR LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СТУДИЯ ПРИКЛАДНОЙ РИТОРИКИ / APPLIED RHETORIC STUDIO / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Щитов Александр Григорьевич

Рассмотрены особенности методического обеспечения гуманитарных дисциплин ресурсами модульной системы обучения и условия укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом предметных особенностей в разнородной студенческой среде. Совместное и одновременное обучение российских и иностранных студентов новая проблема современного образовательного процесса, побуждающая учитывать при разработке дидактических заданий лингвокультурные различия обучающихся (историю, грамматические особенности и культуру представляемых народов). Предлагается создание студии прикладной риторики с целью корректировки и развития коммуникативных компетенций студентов нефилологических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Щитов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF LANGUAGE DISCIPLINES IN THE HETEROGENEOUS STUDENT ENVIRONMENT

The article considers features of methodological support of humanities by resources of modular system of learning and conditions of strengthening of the semantic connections between engineering disciplines and humanities with the account of subject features in the heterogeneous student environment. Joint and simultaneous education of Russian and foreign students is a new challenge for the modern educational process, which drives educators to take into consideration the students' linguocultural diversity (history, grammar particularities and cultures of the concerned nationalities) when developing didactic tasks. The author suggests creating an applied rhetoric studio aimed at correction and development of communicative competences of non-philological speciality students.

Текст научной работы на тему «Электронно-методическое обеспечение языковых дисциплин в разнородной студенческой среде»

УДК 811.161.1:378.168

В. Н. Куровский, А. Г. Щитов

ЭЛЕКТРОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН В РАЗНОРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Рассмотрены особенности методического обеспечения гуманитарных дисциплин ресурсами модульной системы обучения и условия укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом предметных особенностей в разнородной студенческой среде. Совместное и одновременное обучение российских и иностранных студентов - новая проблема современного образовательного процесса, побуждающая учитывать при разработке дидактических заданий лингвокультурные различия обучающихся (историю, грамматические особенности и культуру представляемых народов). Предлагается создание студии прикладной риторики с целью корректировки и развития коммуникативных компетенций студентов нефилологических специальностей.

Ключевые слова: гуманитарное образование в техническом вузе, разнородная студенческая среда, общеобразовательные и профессиональные компетенции, модульная система обучения, электронные образовательные ресурсы, студия прикладной риторики, личностный рост студента.

Интеграция российской образовательной системы в мировую определяет стратегию реформы национального образования. Задача формирования общеобразовательных и профессиональных компетенций в подготовке специалиста предполагает организацию кре-дитно-модульной технологии обучения и программных перемен интеграционного характера, задаваемых, с одной стороны, уровнем развития науки и технологий, а с другой - интересами рынка [1]. Данное обстоятельство определяет статус гуманитарного образования в техническом университете как вспомогательного, прикладного инструмента профессионального образования и границы поля деятельности гуманитариев [2].

Системный кризис коснулся всех сторон образования, в том числе и гуманитарного. Академическая лекция в классическом виде отступает, медиаресурсы становятся обязательным элементом образовательной системы. Сам процесс обучения стал даже терминологически определяться как технология, в корне изменяя не только формы, но и содержание образования [3].

Ориентируя учебные программы на решение практических задач в техническом университете, гуманитарный блок создает условия для укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом профессиональных особенностей каждого направления [4]. Активно используются тематические презентации, ставшие устойчивым признаком обучающей среды, модульные тестовые программы, система дистанционного обучения. Очень важна технологическая составляющая электронного обучения, которое должно эргономично соответствовать педагогическим требованиям ФГОС-3.

Образовательная среда технического вуза неоднородна: русские и иностранные студенты, дневное, дистанционное, заочное и гибридное обучение - такое разнообразие предъявляет жесткие условия к содержанию образования и формам его представления обучающимся [5, 6]. Совместное и одновременное обучение российских и иностранных студентов - новая проблема современного образовательного процесса, побуждающая учитывать

при разработке дидактических заданий лингвокультурные различия обучающихся (историю, грамматические особенности и культуру представляемых народов). Это особая и интересная тема, которая содержит много «открытий чудных» для неофитов. Различаются студенты и по возрасту, и по географии, и по качеству и содержанию довузовской подготовки. Разнородность, или гетерогенность, аудитории является причиной и ежегодной коррекции учебных программ, и обновления значительной доли учебных материалов. И дело не только в том, как развивается филологическая наука (правила орфографии и пунктуации мало изменились с 1956 г., когда президиум Академии наук СССР утвердил свод правил по русскому языку), динамично изменяются социальная атмосфера, технология и культура коммуникационных отношений, развивается сам язык. Разнородность носит системный характер, и ее следует учитывать при выполнении задач обучения, определенных ФГОСами.

Учебный план

Программа учебного курса

Рейтинг-план

Мультимедийные материалы

Учебно-методическое обеспечение

Подготовка презентаций

Тематический контроль

Электронно-методическое обеспечение гуманитарных модулей в техническом вузе

Оптимальным решением обозначенных проблем сегодня признана модульная система обучения [7]. Она реализуется в нескольких регистрах: программном, методическом, дидактическом (см. рисунок). Модульный подход позволяет оперативно и гибко перестраивать обучение с учетом имеющихся педагогических условий. Преимущества такого решения подробно описаны не раз [5]. Сложившаяся модель обучения предполагает широкое использование средств мультимедиа с системой гиперссылок для изложения теоретических знаний и позволяет выбирать студенту траекторию обучения с учетом разных по степени сложности уровней заданий. Степень подробности, глубины и полноты знаний формируется дополнительными отсылками к различным пособиям и учебникам. Система контроля также становится быстрой и эффективной, освобождая преподавателя от рутинной проверки. Новые образовательные ресурсы на основе компетентностного подхода создают педагогические условия для самостоятельного и дистанционного обучения [8].

Научное творчество и искусство - «это как бы два глаза культуры» (Ю. Лотман), создающие стереоскопическую картину мира. В техническом вузе гуманитарное знание оценивается весьма прагматично. Аудиторное время - это время сотворчества студента и преподавателя, на занятиях по культуре речи - это упражнения, граничащие с уроками актерского мастерства. К дидактическим материалам по изучаемой теме каждый может обращаться самостоятельно.

Кафедра русского языка и литературы Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета (ИМОЯК ТПУ) обеспечивает выполнение различных учебных программ - языковые курсы предметно близки, но и одновременно функционально различны. Наличие традиционных учебных пособий в сочетании с электронными создает благоприятные условия для успешного решения учебных задач [9]. На кафедре русского языка и литературы авторский коллектив разработал электронный курс «Русского языка и культуры речи». Курс прошел комплексную экспертизу, был перенесен на сервер эксплуатации: Ь1;1р://81;иё.1т8.1ри.ги/соиг8еМе,^ркр?1ё=9 - и имеет гостевой доступ.

Целью курса является формирование коммуникативно-речевых компетенций, развитие умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в научной и деловой сферах.

Обучение нацелено на решение следующих задач:

1) дать студентам знания: о системе функциональных стилей русского литературного языка, особенностях научной и деловой речи; лингвистических способах обработки научной информации (конспектировании, реферировании, аннотировании, компрессии, декомпрессии); типах научных текстов и их особенностях; структуре и языковых конструкциях научного текста;

2) дать студентам знания об особенностях устного и письменного делового общения, этике делового общения, разновидностях деловой документации, правилах оформления деловых документов;

3) научить: формулировать цели, задачи, выводы; грамотно обосновывать выбор путей решения поставленной задачи, доказательно и логично аргументировать свои выводы; правильно интерпретировать (при чтении), грамотно конспектировать, реферировать, аннотировать научную информацию, правильно составлять библиографическое описание и список литературы; грамотно представлять результаты исследования в устной и письменной форме (статья, доклад, отчет, презентация);

4) привить навыки: речевого взаимодействия в команде, участия в дискуссиях, выступления с докладами и сообщениями; продуцирования письменных научных текстов, основанных на анализе, сопоставлении научных исследований, представлении собственных решений проблемы (реферат, статья); оформления деловой документации.

Коммуникативные компетенции, приобретенные студентами в процессе освоения курса «Русский язык и культура речи», являются универсальными и применимы в учебной и научно-исследовательской деятельности по любой специальности. Достоинствами такого образовательного ресурса являются его полифункциональность, способность к обновлению всех разделов учебного пособия, необходимых для работы как с отечественными студентами, так и с иностранными.

В рамках курса рассматриваются следующие ключевые вопросы: культура речи и нормы современного русского литературного языка, функциональные стили современного русского литературного языка, научный стиль речи, официально-деловое общение: письменная речь, устное публичное выступление.

Особое внимание уделяется: систематизации и углублению знаний о культуре русской речи, системе функциональных стилей русского литературного языка, нормах русского литературного языка; формированию представлений о речевом взаимодействии, основных единицах общения, принципах эффективной речевой коммуникации; лингвистических способах обработки научной информации, особенностях письменного делового общения; этике делового общения, разновидностям деловой документации, правилам оформления деловых документов; выступлению с публичной речью, с презентацией; анализу и оценке степени успешности риторической деятельности.

Знания, полученные в курсе, помогут продуцированию первичных и вторичных научных текстов разных жанров, деловых документов разного типа, а также успешному выступлению на учебно-научных мероприятиях и в целом - эффективной речевой коммуникации во всех сферах социального общения.

Занятия по курсу (особенно при начальном выполнении практикумов) осуществляются преимущественно в компьютерном классе под руководством преподавателя. Слушатель также может обучаться самостоятельно (с домашнего ПК или ПК на своем рабочем месте) для повторения и закрепления навыков работы. Работа на курсе осуществляется согласно расписанию курса.

Качество работы студентов с материалами лекции контролируется на практических занятиях в виде устного опроса. Индивидуальные домашние задания в форме эссе проверяются и оцениваются преподавателем. Результаты изучения материалов и выполнения тестов электронного курса оцениваются компьютерной программой.

В начале изучения курса студенту необходимо выбрать одну из предложенных тем реферата для защиты на первой конференц-неделе. Устное публичное выступление состоится во время второй конференц-недели. После изучения последней лекции пятого модуля студенту будет предложено пройти итоговый контроль по всему разделу (контрольный тест, ответ на вопрос итогового контроля и т. п.), который автоматически оценивается обучающей программой.

Сокращение аудиторных часов побуждает преподавателя выстраивать образовательную траекторию на электронных носителях компендиально, в виде гипертекста - это экономит учебное время и пространство. Учитывая гетерогенный характер аудитории, современные образовательные технологии побуждают активно использовать потенциал медиаресурсов. Это уникальное качество образовательных технологий дает возможность обучающемуся выбрать оптимальную траекторию, ибо зона актуального развития у каждого своя [10, 11].

Имея дело с различными переменами, происходящими в общественном сознании, гуманитарные дисциплины призваны оперативно откликаться на них, соучаствовать в их осмыслении [12]. С учетом сказанного создание студии прикладной риторики в техническом вузе представляется весьма своевременной мерой для обеспечения личностного и профессионального роста студента [13]. Публичное выступление студента записывается с целью последующего анализа и самоанализа актуальных фрагментов речи. Умение подготавливать и произносить публичные речи в соответствии с поставленной целью и характером речевой ситуации составляет содержание риторических стратегий, объединяемых в отдельный модуль [14]. Во внеаудиторной практике полученные знания и навыки публичного выступления российских и иностранных студентов получают развитие на научно-практических форумах разного уровня, ежегодно инициируемых кафедрой русского языка и литературы, в студенческих мероприятиях на подмостках Дома культуры ТПУ Компьютерные технологии позволяют быстро обновлять учебно-дидактические материалы, надежно и длительно сохранять нужную информацию без массовых тиражей. Формирующиеся на основе

модульного обучения коммуникативные компетенции соответствуют целям образования будущих инженеров [15].

Негативной стороной медиаобразования является неизбежный разрыв между обучающимся и преподавателем, которого студенты дистанционного обучения часто не видят вовсе, а услугами консультационного форума и электронной почты пользуются единицы [2, 16]. Что из этого следует?

1. Преподавание гуманитарных дисциплин на основе модульных технологий эффективно в гетерогенной образовательной среде, технологический подход позволяет трансформировать и доставлять учебную информацию в заданном объеме в указанное время, что соответствует требованиям компетентностного подхода при реализации ФГОС-3 в вузе.

2. Модульный подход в изложении знаний на основе электронных технологий расширяет дидактические возможности современного образования и создает условия укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом предметных особенностей в разнородной студенческой среде.

3. Соотношение творческого и репродуктивного начал в учебной деятельности определяет границу применения модульного обучения. Модульная технология - это только инструмент, средство, она не может увлечь, как это делает талантливый ученый и педагог.

4. Использование электронного методического обеспечения гуманитарных модулей создает условия для синергетичного личностного роста студента.

5. Создание студии прикладной риторики, в которой можно проводить и групповые факультативные, и индивидуальные занятия-тренинги, поможет преодолеть социофобию и обогатить студента опытом публичного выступления.

Список литературы

1. Хоботова Э. Б. Достоинства и недостатки кредитно-модульной технологии обучения глазами студентов. URL: http:// www.rusnauka.com/6_NiTSB_2009/Pedagogica/41490.doc.htm (дата обращения: 13.03.2014).

2. Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437-442.

3. Новые образовательные технологии в вузе (информационный обзор). URL: http://www.nntu.ru/content/metodotdel/ obr_tex (дата обращения: 13.03.2014).

4. Иванова М. А. Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в технических вузах. URL: http://www. ibl.ru/konf/061212/problemy-i-perspektivy-razvitija-gumanitarnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 13.03.2014).

5. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М. В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 г. и национального проекта 2006 г.). URL: http:// www.pandia.ru/text/77/220/10951.php (дата обращения: 13.03.2014).

6. Михалёва Л. В., Савинова Н. А. Применение модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (9). Ч. 3. C. 164-166.

7. Посохова А. Внедрение модулей в образование. URL: http://un.csu.ru/gazeta/155/2475_1.html (дата обращения: 13.03.2014).

8. Бутырин В. Н., Куровский В. Н. Оценка качества подготовки инженеров в техническом вузе на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 161-167.

9. Модульная технология обучения - плюсы и минусы. URL: http://nfl24.ru/raznoe/6081-2011-11- 21-18-00-54 (дата обращения: 13.03.2014).

10. Выготский Л. С. Зона ближайшего развития. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/zona-blizhayshego-razvi-tiya.html (дата обращения: 13.03.2014).

11. Шхацева К. Л. Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 167 с. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modulno-rejtingovaja-sistema-ocenki-kachestva-obuchenija-studentov-vuza-v-uslovijah.html (дата обращения: 13.03.2014).

12. Рябова М. В. Язык и культура в процессе межкультурной коммуникации (исторический и современный аспекты) // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 7 (38). C. 194-196.

13. Артёмова Т. В., Катышев П. А. К вопросу об определении понятия «риторическая стратегия» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1). Ч. 1. C. 11-13.

14. Мициева Э. Х. Специфика использования риторических стратегий в речи ведущих ток-шоу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 2 (6). C. 115-117.

15. Щитов А. Г. Методические особенности формирования общекультурных и профессиональных компетенций в преподавании русского языка и культуры речи в техническом вузе // Молодая филология Сибири - 2012: сб. науч. статей / отв. ред. С. П. Петрунина. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2013. С. 85-94. URL: http://www.kuzspa.ru/images/kafedry/ filologiya-sibiri-2012.pdf (дата обращения: 13.05.2014).

16. Щитов А. Г. Формирование коммуникативной компетенции в процессе подготовки студентов к публичному выступлению на занятиях по русскому языку // Лингвогуманитарное образование в пространстве технического вуза: сб. тр. междунар. заочной науч.-метод. конференции / под ред. Ю. Ю. Ковалевой. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. С. 146-152.

Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор.

Институт развития образовательных систем Российской академии образования.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041. E-mail: V. [email protected]

Щитов А. Г., кандидат педагогических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.03.2015.

V. N. Kurovskiy, A. G. Shchitov

ELECTRONIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF LANGUAGE DISCIPLINES IN THE HETEROGENEOUS STUDENT ENVIRONMENT

The article considers features of methodological support of humanities by resources of modular system of learning and conditions of strengthening of the semantic connections between engineering disciplines and humanities with the account of subject features in the heterogeneous student environment. Joint and simultaneous education of Russian and foreign students is a new challenge for the modern educational process, which drives educators to take into consideration the students' linguocultural diversity (history, grammar particularities and cultures of the concerned nationalities) when developing didactic tasks. The author suggests creating an applied rhetoric studio aimed at correction and development of communicative competences of non-philological speciality students.

Key words: heterogeneous student environment, educational and professional competences, modular learning, applied rhetoric studio.

References

1. Khobotova E. B. Dostoinstva i nedostatki kreditno-modul'noy tekhnologii obucheniya glazami studentov [Advantages and disadvantages of credit-modular technology of training as viewed by the students]. URL: http://www.rusnauka.com/6_NiTSB_ 2009/Pedagogica/41490.doc.htm (accessed 13 March 2014) (in Russian).

2. Golovanova Yu. V. Modul'nost' v obrazovanii: metodiki, sushchnost', tekhnologii [Moldularity in education: techniques, essence, technology]. Molodoy uchenyy- Young Scientist, 2013, no. 12, pp. 437-442 (in Russian).

3. Novyye obrazovatel'nyye tekhnologii v vuze [New educational technologies in high school]. URL: http://www.nntu.ru/content/ metodotdel/obr_tex (accessed 13 March 2014) (in Russian).

4. Ivanova M. A. Problemy i perspektivy razvitiya gumanitarnogo obrazovaniya v tekhnicheskikh vuzakh [Problems and prospects of liberal education in technical universities]. URL: http://www.ibl.ru/konf/061212/problemy-i-perspektivy-razvitija-gu-manitarnogo-obrazovanija.html (accessed 13 March 2014) (in Russian).

5. Metodichekiye osnovy sistemy modul'nogo formirovaniya soderzhaniya obrazovatel'nykh program i sovmestimoy s mezhdu-narodnoy sistemoy klassifikatsii uchebnykh moduley (po materialam nauchnykh issledovaniy, vypolnenykh MGU im. M. V. Lo-monosova v ramkakh proekta FPRO 2005 g. i natsional'nogo proekta 2006 g.) [Methodological bases of modular formation of the educational programs' content compatible with the international classification system of training modules (based on research carried out by Moscow State University named after M. V. Lomonosov within the FPRO 2005 project and the National Project 2006)]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/220/10951.php (accessed 13 March 2014) (in Russian).

6. Mikhaleva L. V., Savinova N. A. Primeneniye modul'nogo obucheniya v protsesse professional'noy podgotovki spetsialistov v vuze [Application of modular training in vocational training in high school]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya -Almanac of Modern Science and Education. Tambov, Gramota Publ., 2012. No. 2 (9), part 3, pp. 164-166 (in Russian).

7. Posokhova A. Vnedreniye moduley v obrazovaniye [Implementation of modules in education]. URL: http://un.csu.ru/gaze-ta/155/2475_1.html (accessed 13 March 2014) (in Russian).

8. Butyrin V. N., Kurovskiy V. N. Otsenka kachestva podgotovki inzhenerov v tekhnicheskom vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Assessment of the quality of engineers' training in a technical college on the basis of competence-based approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 12 (140), pp. 161167 (in Russian).

9. Modul'naya tekhnologiya obucheniya - plyusy i minusy [Modular technology learning - pros and cons]. URL: http://nfl24.ru/ raznoe/6081-2011-11-21-18-00-54 (accessed 13 March 2014) (in Russian).

10. Vygotskiy L. S. Zona blizhayshego razvitiya [Zone of proximal development]. URL: http://www.grandars.ru/college/psiholo-giya/zona-blizhayshego-razvitiya.html (accessed 13 March 2014) (in Russian).

11. Shkhatseva K. L. Modul'no-reytingovaya sistema otsenki kachestva obucheniya studentov vuza v usloviyakh produktivnogo obrazovatel'nogoprotsessa: dis. ... kand ped. nauk [Module-rating system for assessing the quality of training of university students in the terms of productive educational process. Dis. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2005. 167 p. URL: http://www.dslib. net/obw-pedagogika/modulno-rejtingovaja-sistema-ocenki-kachestva-obuchenija-studentov-vuza-v-uslovijah.html (accessed 13 March 2014) (in Russian).

12. Ryabova M. V. Yazyk i kul'tura v protsesse mezhkul'turnoy kommunikatsii (istoricheskiy i sovremennyy aspekty) [Language and culture in the process of intercultural communication (historical and contemporary aspects)]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya - Almanac of Modern Science and Education. Tambov, Gramota Publ., 2010. No. 7 (38), pp. 194-196 (in Russian).

13. Artemova T. V., Katyshev P. A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya "ritoricheskaya strategiya" [On the question of the definition of "rhetorical strategy"]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Theory and Practice. Tambov, Gramota Publ., 2008. No. 1 (1), part 1, pp. 11-13 (in Russian).

14. Mitsiyeva E. Kh. Spetsifika ispol'zovaniya ritoricheskikh strategiy v rechi vedushchikh tok-shou [The specific use of rhetorical strategies in the speech of talk show hosts]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Theory and Practice. Tambov, Gramota Publ., 2010. No. 2 (6), pp. 115-117 (in Russian).

15. Shchitov A. G. Metodicheskiye osobennosti formirovaniya obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsiy v prepodava-nii russkogo yazyka i kul'tury rechi v tekhnicheskom vuze [Methodical features of formation of common cultural and professional competencies in teaching of the Russian language and culture of speech at technical college]. Molodaya filologiya Si-biri - 2012: sb. nauchnykh statey [Young philology of Siberia - 2012: Sat. of scientific articles]. Ed. by. S. P. Petrunin. Novokuznetsk, KuzGPA Publ., 2013. Pp. 85-94. URL: http://www.kuzspa.ru/images/kafedry/filologiya-sibiri-2012.pdf (accessed 13 May 2014) (in Russian).

16. Shchitov A. G. Formirovaniye kommunikativnykh kompetentsiy v protsesse podgotovki studentov k publichnomu vystupleniyu na zanyatiyakh po russkomu yazyku [Formation of communicative competence in the process of preparing students for public speaking in the classroom in the Russian language]. Lingvogumanitarnoye obrazovaniye vprostranstve tekhnicheskogo vuza: sb. trudov Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Linguistic and humanities education in the space of a technical college: sat. of proceedings of the international extramural scientific-methodical conference]. Ed. by Yu. Yu. Ko-valeva. Tomsk, TPU Publ., 2012. Pp. 146-152 (in Russian).

Kurovskiy V. N.

Institute for the Development of Educational Systems of the Russian Academy of Education.

Pr. Komsomol'skiy, 75, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: [email protected]

Shchitov A. G.

National Research Tomsk Polytechnic University. Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.