Научная статья на тему 'Особенности преподавания метеорологии и гидрологии в педагогическом университете в современных условиях'

Особенности преподавания метеорологии и гидрологии в педагогическом университете в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОРОЛОГИЯ / КЛИМАТОЛОГИЯ / ГИДРОЛОГИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METEOROLOGY / CLIMATOLOGY / HYDROLOGY / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / SPATIAL THINKING / PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Татьяна Владимировна

Рассматриваются особенности преподавания учебных дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология» у студентов-географов в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены основные затруднения студентов при изучении метеорологии и гидрологии. Приводится пример реализации дисциплины «Современные проблемы гидрометеорологии» в дистанционной технологии MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) для подготовки магистров заочной формы обучения. Выявлено, что развитие пространственного мышления у студентов происходит наилучшим образом при анализе климатических карт. Проанализированы результаты тестирования студентов-географов при оценке текущих и остаточных знаний по метеорологии и гидрологии. Учебно-полевая практика по метеорологии и гидрологии (в том числе экскурсии на метеорологическую станцию) рассматривается как необходимое мероприятие для успешного освоения данных дисциплин. Представлены методические рекомендации для начинающих преподавателей метеорологии и гидрологии в педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING OF METEOROLOGY AND HYDROLOGY AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

The article deals with the features of teaching of meteorology and hydrology to the students of geography at Tomsk state pedagogical university. It demonstrates the results of the study of major difficulties for the students during the study of meteorology and hydrology. The article presents the examples of realization of remote technologies MOODLE (Modular Object Oriented Digital Learning Environment) for training of the subject “Modern problems of hydrometeorology” for masters. The article shows that the best development of spatial thinking of students occurs during the analysis of the climatic maps. If the student chooses a theme, then the project activity is more effective. Describes the test results of students-geographers in the assessment of current and residual knowledge in meteorology and hydrology. Educational field practice, including tours to the meteorological station, is considered as a necessary activity for the successful mastering of meteorology and hydrology. For effective studying of meteorology and hydrology students need to carry out measurements using various meteorological instruments. For investigation of water quality in small rivers of Tomsk region the field laboratories are used. The results of students’ research during the training practices are widely used for writing articles and bachelor’s final work. The article presents didactic recommendations for teachers starting to teach meteorology and hydrology at the pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания метеорологии и гидрологии в педагогическом университете в современных условиях»

УДК 378.02:37.016:551.5:556

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-77-83

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТЕОРОЛОГИИ И ГИДРОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т. В. Ершова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются особенности преподавания учебных дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология» у студентов-географов в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены основные затруднения студентов при изучении метеорологии и гидрологии. Приводится пример реализации дисциплины «Современные проблемы гидрометеорологии» в дистанционной технологии МООБЬЕ (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) для подготовки магистров заочной формы обучения. Выявлено, что развитие пространственного мышления у студентов происходит наилучшим образом при анализе климатических карт. Проанализированы результаты тестирования студентов-географов при оценке текущих и остаточных знаний по метеорологии и гидрологии. Учебно-полевая практика по метеорологии и гидрологии (в том числе экскурсии на метеорологическую станцию) рассматривается как необходимое мероприятие для успешного освоения данных дисциплин. Представлены методические рекомендации для начинающих преподавателей метеорологии и гидрологии в педагогическом университете.

Ключевые слова: метеорология, климатология, гидрология, межпредметные связи, пространственное мышление, профессиональные компетенции, высшее образование.

Актуальность рассмотрения проблемы преподавания учебных дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология» в педагогическом университете связана с тем, что в публикуемых статьях по педагогике и методике преподавания географии преимущественно рассматриваются частные вопросы: системно-деятельный подход [1], междисциплинарные связи [2], методическая компетентность [3], развитие пространственного мышления и проектной деятельности у будущих учителей. В то же время проблемы преподавания более узких географических дисциплин, в том числе метеорологии и гидрологии, для будущих учителей практически не обсуждаются в печати и остаются открытыми. Достаточно редко поднимаются вопросы преподавания метеорологии и гидрологии, особенно для будущих учителей, на конференциях [4-6]. Как показывает многолетняя практика преподавания, метеорология и климатология, а также гидрология являются одними из самых сложных для освоения дисциплин для будущих учителей географии. Эти дисциплины преподаются на втором курсе и являются необходимыми для освоения таких важных и основных предметов для географов, как «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география России». При подготовке бакалавров в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) по метеорологии и гидрологии на контактную работу, включая лекции и лабораторные работы, отводится около 60 % времени, оставшаяся значительная часть отводится на самостоятельную работу. Магистры-заочники осваивают последующий более сложный

курс «Современные проблемы гидрометеорологии», в рамках которого самостоятельная работа занимает уже около 90 % отведенного на освоение дисциплины времени.

Чрезвычайно мало времени отводится метеорологии и гидрологии на курсах профессиональной переподготовки учителей в рамках дисциплины «Землеведение». За непродолжительное отведенное время преподаватель университета может рекомендовать учебную литературу, обсудить сложные для понимания вопросы, выдать и проверить задание в тестовой форме. Таким образом, обучающиеся должны приложить максимум собственных усилий для освоения гидрометеорологических дисциплин.

Таким образом, исходя из выявленных проблем, цель данного исследования - проанализировать и представить авторский взгляд на особенности преподавания метеорологии и гидрологии для будущих учителей географии.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлению «Педагогическое образование» [7, 8] уделяют значительное внимание формированию компетенций, необходимых для ведения педагогической деятельности. Приведенные в стандарте компетенции ориентированы на общеуниверситетские дисциплины, такие как философия, история, иностранный язык, педагогика и психология. Географические дисциплины, включая метеорологию и гидрологию, направлены на развитие профессиональных компетенций, которые, согласно стандарту, должны быть сформированы в период обучения

Вестник ТГПУ (ТБРиБи1Шт). 2017. 4 (181)

в вузе. С целью конкретизации узкопредметных знаний, в том числе географических, в ТГПУ определили профессиональную компетенцию, которая звучит как «готовность использовать теоретические и практические знания в области науки и образования по направленности (профилю) образовательной программы». Для выявления уровня сфор-мированности данной компетенции необходимо выявить критерии и показатели ее оценивания. В табл. 1 представлены критерии оценивания по четырехбалльной системе результатов обученности по дисциплине «Метеорология и климатология».

Формы оценивания включают качество выполнения лабораторных работ, участие в семинарах с разработанными проектами, текущее тестирование и ответ на экзамене.

Одной из главных проблем при проведении занятий по метеорологии и гидрологии для географов является слабая школьная подготовка по географии, физике, математике и химии. Поступая в ТГПУ на направление «Педагогическое образование», как на профили «Экономика и география», так и на профили «Биология и география», абитуриенты не сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по географии. Поэтому выпускники школ к этому предмету относятся поверхностно, делая упор на предметы ЕГЭ, необходимые для поступления: математику, русский язык, обществозна-

ние и биологию. В результате преподавателям университета в начале обучения необходимо выявить уровень знаний первокурсников по необходимым предметам и ликвидировать пробелы по важным разделам географии, физики и химии у студентов на своих занятиях. Например, одной из объединяющих тем в гидрологии и метеорологии является тема «Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов». Перед преподавателем вуза стоит задача - выявить и показать студентам межпредметные связи метеорологии и гидрологии с физикой, математикой и химией. Первоначально обучающимся следует напомнить или заново пояснить зависимость агрегатного состояния воды от давления и температуры, которую учащиеся изучают в школе в разделе «Молекулярная физика». Только на основе этих начальных знаний по физике можно переходить к объяснению процессов испарения и конденсации, таяния и ледообразования в природе, характеристикам влажности атмосферного воздуха. На занятиях по метеорологии и гидрологии недостаточно просто перечислить физические и химические свойства атмосферы и гидросферы, обязательно необходимо привести примеры, как то или иное свойство проявляется в природных атмосферных и гидрологических процессах. Преподаватель выстраивает логическую связь между процессами в атмосфере и гидросфере.

Таблица 1

Критерии оценивания результатов обученности студентов при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации (экзамен) по дисциплине «Метеорология и климатология»

Планируемый результат обучения Показатель оценивания, балл

Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

Знать: основные свойства, процессы в атмосфере, факторы формирования и классификации климатов Не знает основные свойства, процессы в атмосфере, факторы формирования и классификации климатов Слабо знает основные свойства, процессы в атмосфере, факторы формирования и классификации климатов Хорошо знает основные свойства, процессы в атмосфере, факторы формирования и классификации климатов Уверенно знает основные свойства, процессы в атмосфере, факторы формирования и классификации климатов

Уметь: использовать методы теоретического исследования в метеорологии: доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы метеорологии, применять полученные знания и навыки при выполнении исследовательских работ и в будущей профессиональной деятельности Не умеет обсуждать теоретические и практические проблемы метеорологии, не видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач, не умеет характеризовать материал по тематике раздела Слабо умеет обсуждать теоретические и практические проблемы метеорологии, видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач, но имеет затруднения в характеристике материала по тематике раздела Хорошо умеет доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы метеорологии, видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач, допускает незначительные ошибки в характеристике материала по тематике раздела Уверенно умеет обсуждать теоретические и практические проблемы метеорологии, видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач, умеет характеризовать материал по тематике раздела

Владеть: основными методами метеорологических исследований Обладает низким уровнем владения основными методами исследований Слабо владеет навыками и основными методами исследований Владеет основными методами исследований, но допускает незначительные ошибки Уверенно владеет основными методами исследований

Например, вопрос о водном балансе в гидрологии невозможно уяснить без знаний о режиме атмосферных осадков, а этот раздел изучается по метеорологии. Поэтому оптимальным является преподавание метеорологии и гидрологии одним человеком, который может выстроить последовательность изложения материала этих двух взаимосвязанных дисциплин. В качестве такой объединяющей дисциплины можно предложить курс «Гидрометеорология» вместо читаемых отдельно дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология». Учебно-методические пособия по метеорологии и гидрологии, разработанные практикующим преподавателем [9-11], не только способствуют лучшему освоению дисциплин студентами, но и приводят в систему знания преподавателя, что особенно необходимо в современных условиях, когда преподаватель вуза ведет по несколько различных дисциплин.

При рассмотрении вопроса о химическом составе атмосферы и природных вод у многих студентов возникают затруднения при написании химических элементов. Также студенты не могут вспомнить из школьной программы основополагающие физические формулы, например, уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона или уравнение статики атмосферы, выражающее изменение давления с высотой. Приведенные примеры показывают, насколько важны межпредметные связи в преподавании метеорологии и гидрологии.

Специфика географических дисциплин заключается в оперировании множеством терминов, понятий, знаний природных процессов и явлений. Поэтому у студентов-географов особо необходимо развивать пространственное мышление. Для его развития может служить климатология, которая включает анализ пространственного распределения (климатических карт) среднегодовых значений метеорологических величин по земному шару, таких как радиационный баланс земной поверхности, испарение с подстилающей поверхности, атмосферного давления, характеристик влажности, температуры воздуха. Повествование об общей циркуляции атмосферы и океанических течениях, безусловно, необходимо сопровождать анализом карт среднемноголетнего распределения атмосферного давления по сезонам и карт океанических течений. Эти знания и умения будут востребованы студентами при освоении дальнейших дисциплин в вузе, таких как «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география России», и будущем преподавании в школе.

Особое внимание преподавателю необходимо уделять методической разработке и проведению лабораторных и практических занятий, которые

хорошо мотивируют интерес к самостоятельному изучению метеорологии и гидрологии. Более продуктивным является изучение метеорологических приборов не по справочникам, а при непосредственных измерениях по метеорологическим приборам. Студенты с интересом измеряют температуру, давление, влажность воздуха по приборам, которые используются на гидрометеорологической сети России и в полевых условиях. Последующая первичная обработка и анализ полученных собственных результатов позволяют расширить знания студентов о метеорологических величинах. В качестве метеорологических приборов для обучения в ТГПУ активно используются разнообразные термометры (максимальные, минимальные, срочные, Савинова, почвенно-глубинные), аспирационный психрометр, гигрометр (волосной), актинометр, барометр-анероид, анемометр ручной, термоанемометр [10]. Автоматическая метеостанция, размещенная в учебной лаборатории «Геоэкологического образования и краеведения», позволяет регистрировать основные метеорологические параметры в помещении и на улице. Проведенные измерения и наблюдения за погодой развивают у студентов умения и навыки, необходимые для будущих учителей географии. Многолетний опыт преподавания в вузе показывает, что у студентов возникают затруднения с расчетами, например, по тепловому балансу атмосферы. Но при более подробном объяснении с расчетами справляются даже «слабые» студенты.

Лабораторные занятия по гидрологии включают ознакомление с гидрологическими приборами, построение продольного профиля реки, анализ таблиц водного баланса (земного шара, России и отдельной реки), построение гидрографа реки. Для выполнения предложенных заданий студенты опираются на знания из школьной программы по географии, которая включает такие термины и понятия по гидрологии, как исток, устье, длина реки, падение реки, уклон, половодье, паводок, межень. Однако большинство выпускников школ не могут объяснить эти основные понятия, поэтому первую лабораторную работу по гидрологии лучше посвятить основным терминам и понятиям, необходимым для освоения содержания дисциплины «Гидрология».

Проектная деятельность также является одним из важнейших видов учебной работы на практических и семинарских занятиях. Темы для проектов может предложить сам преподаватель. Например, по метеорологии - это «Морфологическая классификация облаков» и «Классификации климатов». По гидрологии можно вынести на обсуждение гидрологическое описание реки или озера. Водный объект для изучения выбирает сам студент. Очень

часто выбор студентов ложится на гидрологическое описание реки или озера своей «малой родины». Как показывает практика, студенты, разрабатывая проекты в виде презентаций, достаточно хорошо осваивают эти темы самостоятельно. Дополнительным положительным моментом является получение навыков выступления с докладом или сообщением перед своими сокурсниками. Отметим, что проектная работа более эффективна, когда студент сам предлагает тему, которая его заинтересовала. Например, про такие зрелищные явления в атмосфере, как серебристые облака, гало, венцы, молнии или огни святого Эльма, преподаватель из-за недостатка времени может только упомянуть на лекциях по метеорологии. Заинтересовавшийся студент может разработать свой проект и представить его однокурсникам на семинаре.

Закрепление знаний и получение практических навыков происходят во время учебных полевых практик летом. Студенты под руководством преподавателей кафедры географии посещают в г. Томске метеорологическую станцию в районе площади Южной, метеорологическую обсерваторию в Институте мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук в Академгородке, кафедру метеорологии и климатологии Национального исследовательского Томского государственного университета. В рамках закрепления знаний по гидрологии проводят исследования качества воды на малых реках Томского района Басандайки и Ушайки с помощью специализированной полевой лаборатории «НКВ» [12]. Несмотря на близость и значимость Басандайки в жизни Томского района, она не стоит на учете в Департаменте природных ресурсов. В ходе полевых заборов проб и камеральных исследований студенты проводят оценку отдельных химических и физических характеристик воды: суммы тяжелых металлов, нитрит анионы (КО2-), нитрат анионы (КО3-), анионы аммония (КН3+), содержание катионов железа (Ре2+, Ре3+), карбонат анионы (СО22-), гидрокарбонат-ион (НСО3), общую и свободную щелочность, карбонатную жесткость, водородный показатель (рН). Также студенты оценивают органолептические параметры воды, такие как мутность, пенистость, запах, наличие плавающих примесей. Основными методами исследований проб воды являются титриме-трический (количественный или массовый анализ) и визуальный колориметрический анализ, основанный на определении концентрации вещества по интенсивности окраски. Обработанные результаты исследований служат материалом для написания курсовых и выпускных квалификационных работ, а также для статей и выступлений на конференциях. Выпускники относятся к написанию ба-

калаврских работ на основе собственных измерений гораздо серьезнее, чем студенты, которые ограничиваются только реферированием литературы.

Современное высшее образование активно предполагает использовать дистанционные образовательные технологии. В ТГПУ реализуется система дистанционного обучения MOODLE - Modular Object Oriented Digital Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) [13]. Наиболее активно данная форма обучения по географии используется для магистров-заочников. Хотя в последнее время преподаватели представляют информацию в электронном виде и для очников с целью расширения излагаемого материала. В качестве основной информации по дисциплине «Современные проблемы гидрометеорологии» для магистров предлагаются лекции, глоссарий, презентации, задания и тесты. Базовым образованием для поступления в магистратуру является бакалавриат по географии или экологии. Поэтому большинство поступающих на направление «Педагогическое образование» направленность «Географическое образование» уже имеют основные представления о метеорологии и гидрологии. Для освещения современных проблем гидрометеорологии важно знакомить студентов с результатами последних всероссийских метеорологических и гидрологических съездов [14, 15]. Например, VII Всероссийский метеорологический съезд проходил в июле 2014 г. и VII Всероссийский гидрологический съезд состоялся в ноябре 2013 г. Направления съездов определяют основные проблемы развития гидрометеорологии в России.

Так, на VII Всероссийском метеорологическом съезде, который проходил в Санкт-Петербурге, обсуждали наиболее актуальные проблемы развития метеорологии и климатологии [14]: комплексное исследование атмосферы и проблемы прогноза погоды; исследования изменений климата; исследования состава и антропогенного загрязнения атмосферы; модернизация и развитие метеорологических наблюдений, в первую очередь метеорологических радиолокационных наблюдений, информационных и космических технологий.

В российской гидрологии основными направлениями исследований, озвученных на VII Всероссийском гидрологическом съезде, являются [15]: оценка и прогноз опасных гидрологических явлений, таких как наводнение, маловодья и селевые потоки; оценка водных ресурсов в условиях современной антропогенной деятельности и климатических изменений; решение проблем охраны водных объектов и качества вод, а также их восстановления; регулирование использования и управления

водными ресурсами, в том числе трансграничных водных бассейнов; преобразование системы гидрологических наблюдений.

У студентов-географов необходимо формировать собственное мнение об одной из самых обсуждаемых проблем человечества - проблемы изменения климата. Безусловно, преподаватель должен ознакомить студентов с результатами исследований ведущих специалистов по проблемам изменения климата земного шара. Одной из таких комплексных опубликованных работ является «Изменение климата 2013. Физическая научная основа» [16]. В названной работе авторитетные мировые ученые приводят результаты исследований по четырем разделам: наблюдаемые изменения климатической системы; факторы, влияющие на изменение климата; понимание климатической системы и ее недавних изменений; будущее глобальное и региональное изменение климата.

На протяжении нескольких лет с 2009 г. на кафедре географии проводится тестирование на остаточные знания по дисциплинам «Метеорология и климатология» и «Гидрология». Всего тесты по данным дисциплинам включают до 50 вопросов, которые объединяются в четыре дидактических единицы или раздела. В тестировании принимали участие 40 студентов разных курсов, которые уже изучили данные дисциплины. В качестве критерия освоения дисциплины принималось условие, что правильно выполнено 50 % заданий в каждой дидактической единице. В результате проведенного тестирования один студент не прошел тестирование по дисциплине «Метеорология и климатология» и один - по дисциплине «Гидрология», что составляет 2,5 % от всех тестируемых студентов по каждой их названных дисциплин. Отрадно заметить, что даже на выпускных курсах студенты смогли вспомнить название метеорологических приборов, основные формы облачности, более половины от всех тестируемых смогли написать основные физические уравнения, которые применяются в метеорологии.

В результате проведенного анализа результатов тестирования и опыта преподавания можно сформулировать следующие методические рекомендации для молодых преподавателей метеорологии и гидрологии в педагогических университетах при подготовке учителей географии:

1. Учитывать и разъяснять межпредметные связи между метеорологией, гидрологией, физикой, математикой и химией. Например, при изложении физических формул давать подробное описание и проявление физических процессов в атмосфере и гидросфере.

2. Развивать у студентов пространственное мышление на основе анализа климатических карт метеорологических величин (температуры воздуха, атмосферного давления и др.) и карт распределения климатов Земли.

3. Осуществлять проектную деятельность студентов при освоении отдельных тем по метеорологии и гидрологии.

4. Не требовать от студентов запоминания различных коэффициентов и численных значений по гидрологии, метеорологии и климатологии, которые можно найти в справочной литературе.

5. Полученные на лекциях теоретические знания требуют закрепления во время лабораторных работ и особенно во время учебных полевых практик и экскурсий на гидрометеорологические станции, что является наиболее эффективной формой получения навыков по измерению метеорологических и гидрологических величин и анализу полученных результатов.

6. Магистров при освоении дисциплины «Современные проблемы гидрометеорологии» необходимо знакомить с результатами последних всероссийских метеорологических и гидрологических съездов, а также с информацией Всемирной метеорологической организации.

7. Ориентировать студентов на критическое отношение к широко обсуждаемой проблеме изменения климата для формирования собственного мнения на основе полученных знаний и мнения ведущих мировых климатологов.

В целом при подготовке учителей географии необходимо ориентироваться на современные требования общеобразовательных школ и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Основная цель преподавания метеорологии и гидрологии в педагогическом университете - это стимулировать дальнейшее желание будущих учителей интересоваться вопросами погоды, климата, состояния атмосферы и гидросферы, а также прививать стремление к познанию неизведанного в природе своим будущим ученикам.

Список литературы

1. Репринцева Ю. С. Системно-деятельностный подход к изучению ценностного самоопределения личности обучающихся в аксиосфере школьной географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagógica! Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 110-115.

2. Жилина Т. Н. «Ритмы в природе: причины и географические следствия» как тема интеграции знаний в школьном курсе географии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 29-32.

3. Петрова Е. Ю., Ершова Т. В. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagógica! Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52-58.

4. Ершова Т. В. Особенности обучения метеорологии и гидрологии в педагогическом университете // Сб. науч. ст. науч. конф. «Природа и экономика Кемеровской области и сопредельных территорий». Новокузнецк: Центр издательской деятельности, 2015. С. 317-323.

5. Ершова Т. В. Особенности преподавания метеорологии и гидрологии у студентов-географов // Материалы Междунар. науч. конф. «Климатология и гляциология Сибири». Томск, 2015. С. 201-205.

6. Маргарян В. Г. Проблемы и вопросы метеорологического и климатологического образования в Республике Армения // Материалы Междунар. науч. конф. «Климатология и гляциология Сибири». Томск, 2015. С. 207-212.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 01.12.2016).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 01.12.2016).

9. Ершова Т. В. Гидрология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 136 с.

10. Ершова Т. В. Метеорология и климатология: учебно-метод. комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов. Томск: Изд-во ТГПУ. 2005. 76 с.

11. Учебная полевая практика по метеорологии, микроклиматологии и гидрологии: учебно-метод. пособие для студентов географических специальностей педагогических университетов / сост. Т. В. Ершова. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. 36 с.

12. Муравьев А. Г. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки. Санкт-Петербург: Крисмас+, 2012. 264 с.

13. Система дистанционного обучения ТГПУ. Открытая образовательная среда. URL: http://opensystem.tspu.ru/ (дата обращения: 01.12.2016).

14. Решение VII Всероссийского метеорологического съезда [Электронный ресурс] // VII Всероссийский метеорологический съезд. URL: http://vms7.ru/images/decision.pdf (дата обращения: 01.12.2016).

15. Решение VII Всероссийского гидрологического съезда // Росгидромет. URL: http://www.meteorf.ru/press/news/6572/ (дата обращения: 01.12.2016).

16. Climate Change 2013: The Physical Science Basis. URL: http://www.climatechange2013.org/ (дата обращения: 01.12.2016).

Ершова Татьяна Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: Ershova10@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.12.2016.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-77-83

FEATURES OF TEACHING OF METEOROLOGY AND HYDROLOGY AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

T. V Ershova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article deals with the features of teaching of meteorology and hydrology to the students of geography at Tomsk state pedagogical university. It demonstrates the results of the study of major difficulties for the students during the study of meteorology and hydrology. The article presents the examples of realization of remote technologies MOODLE (Modular Object Oriented Digital Learning Environment) for training of the subject "Modern problems of hydrometeorology" for masters. The article shows that the best development of spatial thinking of students occurs during the analysis of the climatic maps. If the student chooses a theme, then the project activity is more effective. Describes the test results of students-geographers in the assessment of current and residual knowledge in meteorology and hydrology.

Educational field practice, including tours to the meteorological station, is considered as a necessary activity for the successful mastering of meteorology and hydrology. For effective studying of meteorology and hydrology students need to carry out measurements using various meteorological instruments. For investigation of water quality in small rivers of Tomsk region the field laboratories are used. The results of students' research during the training practices are widely used for writing articles and bachelor's final work. The article presents didactic recommendations for teachers starting to teach meteorology and hydrology at the pedagogical universities.

Key words: meteorology, climatology, hydrology, interdisciplinary communication, spatial thinking, professional competence, higher education.

References

1. Reprintseva Yu. S. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod k izucheniyu tsennostnogo samoopredeleniya lichnosti obuchayushchikhsya v aksiosfere shkol'noy geografii [Systematic-activity approach to the study of valuable self-identity of the student in axiosphere of school geography]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 3 (13), pp. 110-115 (in Russian).

2. Zhilina T. N. "Ritmy v prirode: prichiny i geograficheskiye sledstviya" kak tema integratsii znaniy v shkol'nom kurse geografii ["Cycles in nature: causes of occurrence and geographical consequences" as issue of knowledge integration in school course of geography]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2016, no. 4 (169), pp. 29-32 (in Russian).

3. Petrova E. Yu., Ershova T. V. Formirovaniye metodicheskoy kompetentnosti u budushchikh uchiteley geografii [Formation of methodical competence of future teachers of geography]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no. 2 (12), pp. 52-58 (in Russian).

4. Ershova T. V. Osobennosti obucheniya meteorologii i gidrologii v pedagogicheskom universitete [Features of teaching meteorology and hydrology at pedagogical university]. Sbornik nauchnykh statey nauchnoy konferentsii "Priroda i ekonomika Kemerovskoy oblastiisopredel'nykh territoriy" [Collected articles of scientific conference "Nature and the economy of the Kemerovo region and adjacent territories"]. Novokuznetsk, Tsentr izdatel'skoy deyatel'nosti Publ., 2015. Pp. 317-323 (in Russian).

5. Ershova T. V. Osobennosti prepodavaniya meteorologii i gidrologii u studentov-geografov [Features of teaching meteorology and hydrology for students-geographers]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Klimatologiya i glyatsiologiya Sibiri" [Proceedings of the international scientific conference "Climatology and glaciology of Siberia"]. Tomsk, 2015. Pp. 201-205 (in Russian).

6. Margaryan V. G. Problemy i voprosy meteorologicheskogo i klimatologicheskogo obrazovaniya v Respublike Armeniya [Problems and questions of meteorological and climatological education in the Republic of Armenia]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii"Klimatologiya i glyatsiologiya Sibiri" [Proceedings of the international scientific conference "Climatology and glaciology of Siberia"]. Tomsk, 2015. Pp. 207-212 (in Russian).

7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" (uroven'magistratury) [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.04.01 Teacher education (Master's level)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (accessed 1 December 2016).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata) [The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.05 Teacher education (with two training profiles) (a bachelor degree level)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (accessed 1 December 2016).

9. Ershova T. V. Gidrologiya: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Hydrology: textbook for university students]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. 136 p. (in Russian).

10. Ershova T. V. Meteorologiya i klimatologiya: uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov geograficheskikh spetsial'nostey pedagogicheskikh universitetov [Meteorology and climatology: educational-methodical complex for students of geographical specialties of pedagogical universities]. Tomsk, TSPU Publ., 2005. 76 p. (in Russian).

11. Ershova T. V. Uchebnaya polevaya praktika po meteorologii, mikroklimatologii i gidrologii: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov geograficheskikh spetsial'nostey pedagogicheskikh universitetov [The training field practice in meteorology, hydrology and microclimatology: study guide for students of geographical specialties of pedagogical universities]. Tomsk, TSPU Publ., 2006. 36 p. (in Russian).

12. Murav'ev A. G. Rukovodstvo po analizu vody. Pit'evaya i prirodnaya voda, pochvennye vytyazhki [Guidelines for water analysis. Drinking and natural water, soil extracts]. St. Petersburg, "Krismas+" Publ., 2012. 264 p. (in Russian).

13. Sistema distantsionnogo obucheniya TGPU. Otkrytaya obrazovatel'naya sreda [Distance learning system of TSPU. Modular Object Oriented Digital Learning Environment] (in Russian). URL: http://opensystem.tspu.ru/ (accessed 1 December 2016).

14. Resheniye VII Vserossiyskogo meteorologicheskogo s"ezda [Decision of VII All-Russian Meteorological Congress] (in Russian). URL: http:// vms7.ru/images/decision.pdf (accessed 1 December 2016).

15. Resheniye VII Vserossiyskogo gidrologicheskogo s"ezda [Decision of VII All-Russian Hydrological Congress] (in Russian). URL: http://www. meteorf.ru/press/news/6572/ (accessed 1 December 2016).

16. Climate Change 2013: The Physical Science Basis. URL: http://www.climatechange2013.org/ (accessed 1 December 2016).

Ershova T. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: Ershova10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.