Научная статья на тему 'Использование систем видеоконференц-связи при рассмотрении гражданских дел как способ реализации осужденными к лишению свободы конституционного права на судебную защиту'

Использование систем видеоконференц-связи при рассмотрении гражданских дел как способ реализации осужденными к лишению свободы конституционного права на судебную защиту Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / СТОРОНЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА / COURT PROCEEDINGS / LITIGANTS OF CIVIL PROCEDURE / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ / ЛИЦО / ОСУЖДЕННОЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / PERSON CONVICTED TO IMPRISONMENT / VIDEOCONFERENCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Елена Сергеевна, Окшин Максим Сергеевич

Статья посвящена вопросам реализации новых положений ГПК, регулирующих рассмотрение гражданских дел с помощью систем видеоконференц-связи. В свете норм Конституции о праве на судебную защиту рассматривается участие осужденных к лишению свободы в гражданском судопроизводстве с помощью данных технических средств. Рассмотрен аспект подготовки сотрудников УИС к использованию видеоконференц-связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеева Елена Сергеевна, Окшин Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VIDEO-CONFERENCING IN CIVIL PROCEDURE AS A METHOD OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION BY PERSONS CONVICTED TO IMPRISONMENT

The article considers the questions of implementation of new rules of the Code of Civil Procedure which govern the order of consideration of civil cases by using of video-conferencing. In view constitutional position about right to judicial protection the article is concerned with the participation of persons convicted to imprisonment in civil procedure by using of these technical facilities. The paper is also considers the questions of training of stuff of penal system in using of video-conferencing.

Текст научной работы на тему «Использование систем видеоконференц-связи при рассмотрении гражданских дел как способ реализации осужденными к лишению свободы конституционного права на судебную защиту»

УДК 347.93

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

© 2014 Е. С. Алексеева, М. С. Окшин

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации новых положений ГПК, регулирующих рассмотрение гражданских дел с помощью систем видеоконференц-связи. В свете норм Конституции о праве на судебную защиту рассматривается участие осужденных к лишению свободы в гражданском судопроизводстве с помощью данных технических средств. Рассмотрен аспект подготовки сотрудников УИС к использованию видеоконференц-связи.

Ключевые слова: судебное разбирательство, стороны гражданского процесса, видеокон-ференц-связь, лицо, осужденное к лишению свободы.

THE USE OF VIDEO-CONFERENCING IN CIVIL PROCEDURE AS A METHOD

OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION BY PERSONS CONVICTED TO IMPRISONMENT

© 2014 E. Alekseeva, M. Okshin

Summary. The article considers the questions of implementation of new rules of the Code of Civil Procedure which govern the order of consideration of civil cases by using of video-conferencing. In view constitutional position about right to judicial protection the article is concerned with the participation of persons convicted to imprisonment in civil procedure by using of these technical facilities. The paper is also considers the questions of training of stuff ofpenal system in using of video-conferencing.

Keywords: court proceedings, litigants of civil procedure, video-conferencing, person convicted to imprisonment.

Согласно нормам, установленным ст. ст. 19 и 46 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Реализация указанных конституционных положений важна для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, поскольку в силу их изоляции от общества они не могут лично участвовать в судебном заседании при рассмотрении гражданских дел. Действующим законодательством не предусмотрена возможность их конвоирования в зал судебных заседаний для данной цели.

Возможный путь решения данной проблемы был обозначен в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года1, где в качестве одного из направлений повышения эффективности управления УИС указывается предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видеоконференц-связи, электронной почты и др.

В свете данных обстоятельств значимым событием стало внесение изменений в ГПК РФ, закрепившее возможность участия лиц, осужденных к лишению свободы, в гражданском процессе посредством видеоконференц-связи: согласно ч. 4 ст. 155.1 ГПК РФ «в случае если для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи этих учреждений, получение подписки у данных лиц о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение осуществляется при техническом содействии администрации этих учреждений».

Использование видеоконференц-связи в деятельности судов Российской Федерации имеет более чем 10-летний опыт: еще в мае 1999 г. в Челябинском областном суде была создана первая в стране пилотная версия системы видеоконференции для удаленного участия осужденных в кассационных судебных заседаниях2.

18 ноября 1999 г. прошло первое заседание кассационной коллегии с использованием средств видеоконференц-связи. Осужденный Муртазин стал первым, чью кассационную жалобу в режиме видеоконференции рассмотрел Челябинский областной суд. С 2000 г. началось формирование видеоконференц-связи в Верховном суде Российской Федерации3.

Следует отметить, что история участия осужденных к лишению свободы в судебных заседаниях с помощью систем видеоконференц-связи до недавнего времени касалась лишь уголовного судопроизводства. Более того, до введения в ГПК РФ норм о возможности использования систем видеоконференц-связи некоторые суды отказывали в участии в судебном заседании с применением данных технических возможностей.

Так, в Определении Московского городского суда от 26 ноября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам указала, что «ГПК РФ не предоставляет лицам, находящимся в местах лишения свободы, право на личное участие в разбирательстве судами общей юрисдикции гражданских дел, по которым они являются участвующими в деле лицами, а также на участие в судебном заседании при посредстве видеоконференц-связи. Возможность проведения судебного разбирательства посредством видеоконференц-связи, а также этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы предусмотрена Уголовно-исполнительным кодексом и только для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам, на что указывают положения ст. 77.1 УИК РФ, а также ст. 376 УПК РФ»4.

Между тем следует отметить важность и необходимость применения средств видео-конференц-связи осужденными для участия в гражданском процессе. Так, авторами в рамках деятельности юридической клиники Самарского юридического института ФСИН неоднократно посещались исправительные учреждения по Самарской области с целью оказания юридической помощи осужденным. Преобладающее количество осужденных интересовали вопросы порядка судебного рассмотрения гражданских, семейных, жилищных, трудовых, земельных споров.

Согласно ст. 155.1 ГПК участники гражданского процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи при наличии в судах соответствующей технической возможности. При этом закон не разъясняет, что понимается под технической возможностью. Отсутствует данное определение и в материалах обобщения практики судов общей юрисдикции. Лишь Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 17 февраля 2011 г. № 125 указал, что под технической возможностью понимается наличие в арбитражном суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности провести судебное заседание данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела. Полагаем, что данное определение может применяться и в практике судов общей юрисдикции.

Отсутствует в законе и понятие видеоконференц-связи. Для определения значения данного термина необходимо обратиться к толковым словарям. Так, согласно финансовому словарю ФИНАМ «видеоконференц-связь - это услуга, предоставляемая операторами электросвязи и компьютерных сетей и обеспечивающая обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени между участниками территориально распределенной группы»6. Следовательно, при отсутствии в судах подобной технической возможности суд может отказать в использовании систем видеоконференц-связи. При участии же в рассмотрении гражданских дел осужденных остро встает вопрос о техническом оснащении и исправительных учреждений.

Главный конструктор ГАС «Правосудие» Л. А. Юхневич в ходе интернет-интервью отметил: «В 2013 г. к сети ГАС «Правосудие» подключены 162 объекта ФСИН России для проведения сеансов видеоконференц-связи с судами. В 2014 г. планируется подключить

еще не менее 162 объектов ФСИН России. Вместе с тем в последующие годы в сеть ГАС «Правосудие» планируются к подключению и мировые суды .

Таким образом, в настоящее время большое количество исправительных учреждений пока не имеют возможности предоставить осужденным услугу видеоконференц-связи в связи с недостаточной оснащенностью телекоммуникационными средствами. Рассматриваемое техническое новшество преобладает в следственных изоляторах. Прежде всего, это связано с тем, что на сегодняшний момент использование видеоконференц-связи в большей степени направлено на участие лиц, находящихся в указанных учреждениях, в уголовном процессе.

Также к недостаткам правового регулирования применения видеоконференц-связи можно отнести отсутствие возможности обжалования определения суда об отказе в использовании данной системы.

Не вызывает сомнения тот факт, отмечает А. Лейба, что такое определение не исключает дальнейшего движения дела (ч. 1 ст. 331 ГПК РФ), поскольку до вступления в силу Закона № 66-ФЗ такая возможность хотя и допускалась, но в ГПК РФ прямо не была предусмотрена. В целях недопущения судебных ошибок и обеспечения доступа граждан к правосудию право на обжалование определения суда об отказе в использовании видео-конференц-связи следует включить в ГПК8.

Следующим аспектом, на который хотелось бы обратить внимание, является вопрос подготовки сотрудников исправительных учреждений для работы с системами видеоконфе-ренц-связи. Ч. 4 ст. 155.1 ГПК обязывает администрацию исправительных учреждений оказывать техническое содействие в получении подписки у осужденных о разъяснении им судом прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Для обеспечения работы корпоративной системы видеоконференц-связи ее пользователи и обслуживающий персонал информационной инфраструктуры должны иметь определенный уровень подготовки в области применения информационных и коммуникационных технологий, причем именно таких технологий, которые приняты и используются в судебном производстве9.

Однако здесь следует отметить, что потенциальные обучаемые имеют различные уровни образования: от общего среднего до высшего, а также различный уровень подготовки в области информатики и информационных технологий: от профессионального владения указанными технологиями до полного их незнания.

В силу специфики применения видеотехнологии силами отдела правовой информатизации Верховного суда были разработаны учебные программы, методические рекомендации и инструкции. Однако на сегодняшний день не во всех исправительных учреждениях сотрудники прошли необходимую для работы с системами видеоконференц-связи подготовку.

В заключение хотелось бы отметить, что данная новелла гражданско-процессуального законодательства хотя и имеет определенные проблемы в применении, но является достаточно эффективной и имеет большой потенциал для дальнейшего применения.

Использование информационных и коммуникационных технологий для обеспечения участия в судебном заседании осужденных и подследственных является средством соблюдения конституционных прав данной категории граждан. Для того чтобы гарантированное конституционное право на судебную защиту не было декларативным, судопроизводство должно стать доступным для всех заинтересованных лиц. В противном случае не может быть и речи об эффективной защите прав посредством правосудия.

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распор. Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

2 См.: Вяткин Ф., Зильберман С., Зайцев С. Видеоконференц-связь при рассмотрении кассационных жалоб // Российская юстиция. - 2000. - № 6. - С. 11.

3 Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации: URL: http://www.vsrf.rn/vscourt_detale.php?id=49 (дата обращения: 20.06.2014).

4 Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2012 по делу №11-28133 // Официальный сайт Московского городского суда: URL: http://www.mos-gorsud.ru/inf/infa/ga/?pn=0&id=15946400 (дата обращения: 01.07.2014).

5 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - 2011. - № 4.

6 Финансовый словарь ФИНАМ [Электронный ресурс] // http // fmam.ru/dictionary/wordfD0CF4 (дата обращения: 09.04.2014).

7 О ходе реализации мероприятий по поддержке и эксплуатации ГАС «Правосудие» [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/action/interview/512988 (дата обращения: 10.04.2014).

8 Лейба А. Видеоконференц-связь: недостатки и неполадки // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 27. - С. 7.

9 Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации: URL: http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=49 (дата обращения: 12.04.2014).

УДК 343.8

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2014 Е. А. Вайсман

Аннотация. 21 марта 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении Крыма и Севастополя к России на правах субъектов Федерации после проведения там референдума за вхождение в состав Российской Федерации. Данный факт сразу ставит вопрос о создании в новых субъектах органов государственной власти, аналогичных существующим в настоящий момент на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: интеграция, Республика Крым и город Севастополь, пенитенциарная система, проблемы.

THE INTEGRATION OF PENITENTIARY SYSTEM OF THE CRIMEA AND SEVASTOPOL: PROBLEMS AND PERSPECTIVE

© 2014 E. Vaisman

Summary. After referendum completion at the Crimea and city of Sevastopol president of the Russian Federation, Vladimir Putin, endorsed Law concerning accession of the above mentioned territories as subjects of the Federation to the territory of Russia on the 21st of March, 2014. This fact presupposes creation of state authorities at the new Federation subjects in the im-age and likeness of those that exist on the territory of the Russian Federation at the present moment.

Keywords: integration, Crimea and Sevastopol, penitentiary system, problems.

На официальном сайте ФСИН России появилась информация, что Федеральная служба исполнения наказаний начала мероприятия по интеграции учреждений уголовно-исполнительной системы Крыма и Севастополя в структуру российского ведомства и намерена привести их в соответствие с современными нормами1.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 147 «О признании Республики Крым» и на основании Федерального закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № З6-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» Федеральной службой исполнения наказаний подготовлен и направлен на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации проект приказа ФСИН России «О создании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и по городу федерального значения Севастополю». Местом дислокации Управления определен город Симферополь. На данный момент проводятся организационные мероприятия, направленные на урегулирование вопросов интеграции учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Республики Крым и г. Севастополя в уголовно-исполнительную систему Российской Фе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.