Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛИЕНТСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛИЕНТСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
банки / клиентские менеджеры / системы бизнес-аналитики / дэшборды. / banks / client managers / business intelligence / dashboards.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субочева В.С.

Коммерческие банки стараются получить конкурентное преимущество на рынке за счёт работы в рамках клиентоориентированной модели бизнеса и использования данных в процессах принятия решений. В данной статье исследуются возможности использования систем бизнес-аналитики для повышения эффективности работы клиентских менеджеров коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BUSINESS INTELLIGENCE SYSTEMS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF CLIENT MANAGERS OF A COMMERCIAL BANK

Commercial banks are trying to gain a competitive advantage in the market by operating within a customeroriented business model and using data in decision-making processes. This article explores the possibilities of using business intelligence systems to improve the efficiency of client managers of a commercial bank.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛИЕНТСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

3. Дюбко В.П. Аналiз схем включения чутли-вих елеменпв багатофункцюнальних пристро1в / В.П. Дюбко, В.В. Полщук, В.М. Пономарьов, С.В. Клименко // Вюник Академiï митно1 служби Укра-ши. Сер. : Техтчт науки. - 2010. - № 2. - С. 145156.

4. Карпов В.А. Чувствительность и погрешность мостовой схемы с одним измерительным элементом / В.А. Карпов, О.М. Ростокина // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого: научно - практический журнал. - 2011. - № 2. - С.72-77.

5. Карпов В.А. Анализ простейших активных мостовых схем для резистивных датчиков / В.А. Карпов, А.В. Ковалев, О.М. Ростокина // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого: научно-практический журнал. - 2012. - № 1. - С.34-40.

6. Лебедев П.Ф. Электрические мосты теоретической электротехники / П.Ф. Лебедев // ВосточноЕвропейский журнал передовым технологий. -2010. - № 1/6(43). - С. 38-43.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛИЕНТСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Субочева В. С.

Студент факультета информационных технологий и анализа больших данных, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

THE USE OF BUSINESS INTELLIGENCE SYSTEMS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF CLIENT MANAGERS OF A COMMERCIAL BANK

Subocheva V.

Student of the Faculty ofInformation Technology and Big Data Analysis, Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

Коммерческие банки стараются получить конкурентное преимущество на рынке за счёт работы в рамках клиентоориентированной модели бизнеса и использования данных в процессах принятия решений. В данной статье исследуются возможности использования систем бизнес-аналитики для повышения эффективности работы клиентских менеджеров коммерческого банка.

Abstract

Commercial banks are trying to gain a competitive advantage in the market by operating within a customer-oriented business model and using data in decision-making processes. This article explores the possibilities of using business intelligence systems to improve the efficiency of client managers of a commercial bank.

Ключевые слова: банки, клиентские менеджеры, системы бизнес-аналитики, дэшборды.

Keywords: banks, client managers, business intelligence, dashboards.

В последние годы всё большая роль на банковском рынке отводится организации работы с клиентами, в том числе эффективному использованию больших объёмов данных, имеющихся в наличии у банков. Так, эксперты PwC в своём исследовании в качестве основных приоритетов для банков выделили развитие клиентоориентированной модели бизнеса, важность получения информационного преимущества и использование его для проактив-ного управления. По мнению авторов исследования ведущие игроки постараются развить возможности аналитики, на сегодняшний же момент только 17% банков считают, что они готовы к использованию данных для принятия решений [7].

Согласно исследованию Международной финансовой корпорации банки, успешно развивающие взаимоотношения с клиентами, как правило имеют большие значения ROE. Для достижения эффективной работы с клиентами очень важно развивать специализированную клиентскую отчётность, производить мониторинг ключевых показателей, анализировать данные [4].

Основным сотрудником, непосредственно взаимодействующим с клиентом, является клиентский менеджер. Для наиболее своевременного и правильного принятия решений ему необходимо иметь инструмент, позволяющий отслеживать основные показатели клиентов в различных разрезах: продукты, даты, валюты, сделки и прочее.

В качестве инструментов построения отчётов для клиентских менеджеров выделяют различные системы бизнес-аналитики, позволяющие создавать, редактировать и просматривать настраиваемые отчёты на основе баз данных. Основными результатами, ожидаемыми от В1-систем, являются повышение качества принимаемых решений, моментальное получений аналитических отчётов, повышение контроля над бизнес-процессами, увеличение скорости реагирования, увеличение прибыли и сокращение издержек, а также, конечно же, повышение качества работы с клиентами [1].

В условиях постоянно возрастающих объёмов данных, их динамического характера и учитывая необходимость принятия наиболее быстрого решения, всё большее значение уделяется визуализации данных, использованию дэшбордов. Так, эксперты

KPMG отмечают, что изображение обрабатывается сознанием человека в 60 тысяч раз быстрее, нежели текст. Основными преимуществами дэшбордов в сферах использования управленческой отчётности являются:

- снижение количества операционных ошибок (на 67%);

- повышение скорости формирования и анализа отчётов (на 68%);

- повышение точности прогнозирования и планирования (на 76%);

- повышение качества принятия решения (на 82%) [6].

На рынке существуют различные BI-системы. В феврале 2021 года компания Gartner, исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий, опубликовала последний актуальный на текущий момент магический квадрат для систем бизнес-аналитики. В нём представлены компании, представляющие решения в сфере BI, исходя из их положения на рынке.

COMPLETENESS OF VISION _> As of February 2021 © Gartner, Irtd

Рисунок 1 - Магический квадрат Gartner для BI платформ [5]

Так, лидерами рынка, демонстрирующими стабильный прогресс по всем оцениваемым показателям (полнота видения и способность реализации), являются Microsoft, Tableau, Qlik. К числу наиболее известных дальновидных производителей, обеспечивающих наиболее скорое внедрение современных технологий, относятся SAP, SAS, Oracle. Такие компании-производители BI систем, как Google и

MicroStrategy, являются, по оценки Gartner, претендентами на лидерство. Кроме того, в отрасли существует большое число нишевых игроков, ориентированных на небольшие сегменты рынка.

Для определения основных необходимых данных для формирования дэшбордов для клиентских менеджеров произведём построение Матрицы сущностей данных/бизнес-функций:

Таблица 1

Матрица Сущностей данных/бизнес-функций

Бизнес-функции /Данные Клиент Продукт Клиентская группа Доходы Данные активности Клиентский менеджер Сегмент

Мониторинг основных показателей клиентов, определение стратегии развития бизнеса с клиентами Х Х Х Х

Проверка статуса активности клиента Х Х

Реструктуризация кредита Х Х

Оценка работы определённого подразделения/клиентского менеджера Х Х Х Х

Привлечение в банк клиента - часть определённой группы клиентов. Х Х Х

Выступление на кредитном комитете Х Х Х

Источник: составлено автором

Имея представление об основных необходимых данных, построим логическую модель данных. Модель данных представляет собой формирование основных необходимых таблиц данных, включаю-

щих информацию, связанную с клиентами. За границами представленной модели также существуют различные стандартные справочники, например справочники дат, валют, стран.

Рисунок 2 - Логическая модель данных Источник: составлено автором

По результатам проведённого анализа пред- менеджеров, выполненный в информационно-ана-ставнм прототип форм отчётности для клиентских литическом инструменте Qlik Sense:

□ashboard_01

Рисунок 2 - Пример дэшборда для клиентского менеджера Источник: составлено автором в Qlik Sense

Таким образом, типовая структура такого отчёта, определяющая в том числе необходимый пул данных, включает наличие:

• динамических величин (выбор и сравнение данных отчётных дат);

• балансовых данных, а также данных о прибылях и убытках (в разделении на типы дохода: процентный, комиссионный и т.д.);

• данных о ставках (внешняя ставка, ставка трансфертного ценообразования);

• фильтрации по клиенту, клиентскому менеджеру, а также, при необходимости, по группе клиентов;

• фильтрации по валюте сделки;

• возможности просмотра риск-класса и статуса активности клиента.

Отметим, что при составлении форм управленческой отчётности, в том числе дэшбордов, необходимо придерживаться следующих принципов составления отчётности:

• своевременность - оперативное предоставление необходимой информации;

• релевантность - полезность представленных данных для принятия решений;

• достаточность - информации должна полностью отвечать поставленным целям, но при этом не должна быть избыточной;

• аналитичность - возможность проведения дальнейшего более глубокого анализа данных без потребности в больших затратах труда и времени [2].

Использование систем бизнес-аналитики позволяет полностью охватить эти принципы, а также получить конкурентное преимущество на рынке за счёт работы в рамках клиентоориентированной модели бизнеса и уделению особого внимания эффективному применению данных.

Список литературы

1. Алиев О.М., Шамхалова Э.А., Аразова Э.С. Применение Business Intelligence-систем в банковской деятельности [Текст] / О.М. Алиев // Фундаментальные исследования. - 2017. - Вып. 4-1. - С. 104-108

2. Камилова Э.Р. Принципы формирования системы внутренней управленческой отчетности [Текст] / Э.Р. Камилова // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: Мции Омега Сайнс, 2017. - 98-99.

3. Таран В. Н., Савченко О.Ю., Максимова -Федорцова И. А. Анализ требований при проектировании информационной системы [Текст] / В.Н. Таран // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сборник трудов конференции. - 2018. - C. 398-403.

4. Customer Management in SME Banking [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://clck.ru/UHiUB

5. Gartner. Magic Quadrant for Analytics and Business Intelligence Platforms. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gart-ner.com/doc/reprints?id=1-1YOXON7Q&ct=200330&st=sb

6. KPMG. Дэшборды для CFO: КХД, варианты автоматизации, визуализация. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://assets.kpmg/con-tent/dam/kpmg/ru/pdf/2020/07/ru-cfo-dashboards-presentation.pdf

7. PwC. Retail banking 2020: Evolution or Revolution? [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.pwc.com/banking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.