УДК 37
Павлюковец Марина Алексеевна
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Г уманитарный Институт
Кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации,
Россия, Ставрополь1 Доцент
E-Mail: [email protected] Пантюхова Полина Валерьевна
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Г уманитарный Институт, кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации,
Россия, Ставрополь Доцент
E-Mail: [email protected]
Использование синквейна и ПОПС-формулы как интерактивных методов обучения английскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов-лингвистов
Аннотация: Деятельностный характер образования позволяет говорить о
необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетентности. Все это достижимо, в основном, посредством интерактивных методов обучения, например, синквейна и ПОПС-формулы. В условиях большого количества бесполезной, бессистемной информации они являются технологичным приемами для ее рефлексии, синтеза и обобщения. Применение интерактивных методов обучения особенно актуально в наши дни, когда студенты не обладает достаточной начитанностью и лексическим запасом, не ставят целью выявить причинно-следственные связи, то есть акцент с логического мышления смещен на алгоритмическое.
На сегодняшний день существует не так много приемов, направленных на творческое применение накопленных знаний, которые, при этом, были бы технологичны и эффективны. Это одна из причин того, почему данные приемы являются очень важными в ежедневной практике педагога. Такие приемы представляют собой интерактивные методики, которые позволяют включить в процесс обучения чувства, эмоции, волевые качества человека, а не только задействовать его сознание. В данной статье нами детально будут изучены такие интерактивных методы как «Синквейн» и «ПОПС-формула».
Ключевые слова: Теория и методика преподавания иностранных языков;
интерактивные методы; синквейн; ПОПС-формула.
Идентификационный номер статьи в журнале 41РУЫ114
1 355029, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2 1
Marina Pavljukovets
«North-Caucasus Federal University»;
Russia, Stavropol E-Mail: [email protected]
Polina Pantjuhova
«North-Caucasus Federal University» Russia, Stavropol E-Mail: [email protected]
Cinquain and PRES-formula as Stimuli for Educational-Cognitive Competence Development Teaching English to Students of a Linguistic Qualification
Abstract: The development of cognitive competence is one of the most important aims of modern education and the significant part of professional competence. Cinquain and PRES-formula as the basic methods of the interactive approach play a very important part in it. They are effective techniques for reflection, synthesis and generalization. The usage of interactive methods is very important nowadays because a lot of students have difficulties with enlarging of their vocabulary and they don’t try to find cause-and-effect relations.
There are not so many methods aimed at creative application of accumulated knowledge, which would be technological and effective. That’s why they are very important for teachers in their every day practice. Such methods are interactive ones. They give an opportunity to involve human feelings, emotions and volitional powers besides people's consciousness. In the article such interactive methods as Cinquain and PRES-formula will be described in details.
Keywords: Theory and methodology teaching of foreign language; interactive training methods; cinquain; PRES-formula.
Identification number of article 41PVN114
Новый Образовательный стандарт ориентирует на деятельностный характер образования, предполагающий овладение обобщенными способами учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Такой подход к образованию позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетентности.
Анализируя различные трактовки обозначенной компетенции можно сделать вывод о том, что изучение учебно-познавательной компетенции студентов и способов её формирования должно рассматриваться через учебно-познавательную деятельность, при осуществлении которой и проявляется данная компетенция. В учебно-познавательной деятельности выделяют три компонента: когнитивный, деятельностный и ценностный [7, а19].
На основании этого Забалуевой А.И. сформулировано наиболее удачное, на наш взгляд, определение учебно-познавательной компетенции как «способность личности к познавательной деятельности такого качественного уровня, на котором ею обретаются не только новые знания и соответствующие им умения, но возникает и понимание объекта познания, что обеспечивает качественно новый - интегрированный результат каждого целостного учебно-познавательного акта, соответствующий изначальному триединству познания» [2]. Таким образом, основными задачами преподавателя являются изучение и создание тех педагогических условий, в которых формируется учебно-познавательная компетенция студентов.
Тем не менее, в существующей системе получения знаний, умений и навыков студенты испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, хотя могут хорошо овладеть набором теоретических знаний [7, а17]. Наиболее остро эта проблема стоит в сфере иноязычного образования, так как главной целью обучения языку в высшей школе является овладение коммуникативной компетенцией. Формирования у студентов совокупности знаний, умений и навыков в области самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению языком может помочь в достижении этой цели.
Педагогу необходимы такие инструменты преподавания, которые помогут проконтролировать качество полученной студентами информации, создать оптимальные условия для рефлексии обучающихся. Содержание рефлексии определено предметночувственной деятельностью, так как рефлексия есть осознание практики, предметного мира культуры [4, а72].
Приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, которые, при этом, были бы технологичны и эффективны, не так много, Именно это делает их ценными в ежедневной деятельности педагога. Такие приемы представляют собой интерактивные методики, которые позволяют включить в процесс обучения чувства, эмоции, волевые качества человека, а не только задействовать его сознание.
В данной статье мы остановимся более подробно на таких интерактивных методах как «Синквейн» и «ПОПС-формула». Синквейн (от фр. С^иа^, англ. С^иат) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии в начале XX века в США. В последующем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Причем, текст стал основываться не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Таким образом «синквейн» стал кратким резюме на основе больших объемов информации [6].
Рассмотрим содержание строк синквейна на примере слова “Teacher” при изучении студентами тема “Choosing a Career”. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово - обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Teacher). Вторая строка - два слова - чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Kind, devoted). Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (Teaches, educates, helps). Четвертая строка -фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (A great teacher is a great artist). Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (Master).
В условиях большого количества бесполезной, бессистемной информации синквейн является быстрым и технологичным приемом для ее рефлексии, синтеза и обобщения. Он требует от студента умения находить в наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. К тому же, синквейн является формой свободного творчества. Таким образом, гармонично сочетаются все три основные образовательные системы: информационная, деятельностная и личностно-ориентированная. Вышеперечисленное, безусловно, является основополагающим при формировании учебно-познавательной компетенции.
Существуют различные вариации для составления синквейна, способствующие разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного, парного и группового, при составления нового синквейна, возможно следующие варианты:
1. Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
Eg. Make up a monologue on the topic “Love” using the following cinquain:
1) Friendship
2) faithful, devoted.
3) To rely, to encourage, to help.
4) One of the oldest human needs is having someone to wonder where you are when you don’t come home at night.
5) Loyalty.
2. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Eg. Correct, improve and develop the following cinquain devoted to the topic “Home”:
1) Home.
2) Warm, cosy.
3) To comfort, to protect, to save.
4. Home is not where you live, but where they understand you.
5) House.
3. Анализ нескольких синквейнов, посвященных одной проблематике, но выражающих разные или даже противоположные мнения, суждения, чувства.
Eg. Analyze the two following cinquains and explain the difference of perceptions and judgments presented in them.
1) Love 1) Love.
2) Impetuous, ardent. 2) Tender, calm.
3) To challenge, to thrill, to come to an end. 3) To feel, to protect, to cure.
4) The meeting of two personalities is like the contact of two chemical substances: if there is any reaction, both are transformed. 4) To love deeply in one direction makes us more loving in all others.
5) Passion 5) Gift
4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить)
Eg. Guess the topic of the following cinquain and and make up a short story basing on it. Reflect all notions and connections. Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив в нем все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.
1) ...
2) Rewarding, stimulating, well-paid.
3) To engage, to strain, to challenge.
4) Everybody loves some fun, back-breaking manual labor!
5) Vocation.
Что касается ПОПС-формулы - это интерактивный приём, направленный на рефлексию обучающихся, созданный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он называется PRES-formula (Position-Reason-Explanation (or Example)-Summary) [1]. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов, предполагающих определенные вводные фразы:
П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - Я считаю, что. - My point of view is...; I consider (think/believe) that...
О - обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - . Потому, что. - On account of; since; as
П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - Например. - For example; I can prove it...; I can demonstrate; I can show
С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к - ... Поэтому.; таким образом - So; thus, to sum up all; basing on; upon; on the basis reasoning from; reasoning from; on the basis of.
В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы четко заявляете свою позицию, приводите только один аргумент, но он корректно сформулирован и проиллюстрирован, а в выводе вы подтверждаете правильность своего суждения. При этом вы не имеете возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений. Выступление с использованием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать не только в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено, но и когда задачей педагога является научить студента отвечать по-существу, не используя размытых фраз и неясных суждений.
Для оптимизации обучения английскому языку студентам могут быть предложены дополнительные условия выполнения задания. Например, использование определенных вводных фраз, выражений или грамматических конструкций по изучаемой теме. Также целесообразно предложить студентам составить ПОПС-формулу, опровергающую уже предложенную кем-либо.
Метод ПОПС-формулы хорошо коррелирует с заданиями, требующими от студента попробовать себя в роли учителя. Например:
Try your hand at teaching. Say what you would do in in the teacher's position:
Anna, a 4th form pupil, surprised and shocked the children in class because of the long dangling earrings she was wearing. At first the teacher decided to ignore this, hoping the children would soon ignore it also. However, subdued but excited noise continued. Everyone wanted to see and touch the earrings [5, c.209].
Пример ПОПС-формулы мы выполним исходя из условий представленного задания:
I think it is necessary to allow children to see and even touch Anna's earrings. It is impossible to prevent somebody from doing something which is really interesting and desirable for him or her. For example it is very difficult to refuse eating some strawberries for dinner if you have them on you table while you are supposed to eat fish and chips. So, it is better to bate pupils' curiosity because forbidden fruit is sweet.
Чтобы сделать задание более комплексным можно предложить студентам использовать сослагательное наклонение в начале каждого предложения. Например: «If I were a teacher I would allow children to see and even touch Anna's earrings...».
Подводя итог, следует сказать, что умение выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры, а так же применять полученные знания для решения новой задачи особенно актуально в наши дни, когда студенческая молодежь не обладает достаточной начитанностью и лексическим запасом. Студенты часто не ставят целью выявить причинно-следственные связи, то есть акцент с логического мышления смещен на алгоритмическое.
Как известно, «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» [3]. Но современные молодые люди, в основном, черпают знания из интернете, который дает знание лишь отдельных фактов. То есть они знают много фактов но не знают механизмов, принципов, связей. В этих условиях педагог не имеет права быть только источником информации, а должен быть навигатором, указывающим цели и пункты назначения. Должен задать правильный вектор, расставить приоритеты, сформировать потребности, иерархию мотивов. Все это достижимо, в основном, посредством интерактивных методов обучения, формирующих учебно-познавательную компетенцию, а впоследствии и профессиональную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аствацатуров Г.О. Приёмы обратной связи. Попс-формула //
http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula.
2. Забалуева А.И. Формирование учебно-познавательной компетенции студентов
вуза. Дисс... к.п.н. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Ставрополь 2010.
3. Гельвеций К. А. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Гельвеций,_Клод_Адриан.
4. Гутников А.Б. Профессиональные навыки юриста: опыт практического
обучения, 2001 // Social Education 61(2) 1997, pp. 70-74.
5. Практический курс английского языка. 2 курс : учеб. для студентов вузов / (В.Д.
Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2010. —516 с.
6. Синквейн // http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.
7. Ященко Н.В. Технологии как средство реализации новой образовательной
парадигмы // Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования. - г. Барнаул - 2010.
Рецензент: Соцкая Евгения Викторовна, доцент кафедры романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации, кандидат философских наук.
REFERENCES
1. Astvacaturov G.O. Prijomy obratnoj svjazi. Pops-formula // http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula.
2. Zabalueva A.I. Formirovanie uchebno-poznavatel'noj kompetencii studentov vuza. Diss... k.p.n. 13.00.08 - teorija i metodika professional'nogo obrazovanija. Stavropol' 2010.
3. Gel'vecij K. A. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Gel'vecij,_Klod_Adrian.
4. Gutnikov A.B. Professional'nye navyki jurista: opyt prakticheskogo obuchenija, 2001
// Social Education 61(2) 1997, pp. 70-74.
5. Prakticheskij kurs anglijskogo jazyka. 2 kurs : ucheb. dlja studentov vuzov / (V.D.
Arakin i dr.); pod red. V. A. Arakina. — M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2010.
—516 s.
6. Sinkvejn // http://ru.wikipedia.org/wiki/Sinkvejn.
7. Jashhenko N.V. Tehnologii kak sredstvo realizacii novoj obrazovatel'noj paradigmy // Kompetentnostno-dejatel'nostnyj podhod v sisteme sovremennogo obrazovanija. - g. Barnaul - 2010.