Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И МЕРОПРИЯТИЕ ПО НОВОМУ НАБОРУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Н.В.

Психологическое сопровождение является инструментом развития и становления профессионала, т.к. современные требования министерства образования обязывают отслеживать развитие студента. Полученные результаты направлены на образовательный процесс, мониторинг деятельности вуза в целом. В данной статье рассмотрены результаты психологического сопровождения как возможность корректировки имиджа образовательного учреждения через выявления мнения абитуриента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE RESULTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AS AN OPPORTUNITY FOR CHANGE OF IMAGE OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Psychological support is a tool for the development and establishment of a professional, because the modern requirements of the Ministry of education is obliged to monitor the development of the student. The results are aimed at the educational process, monitoring the activities of the University as a whole. This article describes the results of psychological support as the possibility of adjusting the image of the educational institution through identification of the views of the applicant.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 37-378

Коновалова Н.В., к психологических наук доцент кафедры управления Таганрогский институт управления и экономики

Россия, г. Таганрог ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Аннотация: Психологическое сопровождение является инструментом развития и становления профессионала, т.к. современные требования министерства образования обязывают отслеживать развитие студента. Полученные результаты направлены на образовательный процесс, мониторинг деятельности вуза в целом. В данной статье рассмотрены результаты психологического сопровождения как возможность корректировки имиджа образовательного учреждения через выявления мнения абитуриента.

Ключевые слова: абитуриент, первое впечатление, образовательное учреждение, образовательный процесс и мероприятие по новому набору.

Konovalova N. V., department of menegment, associate Professor Taganrog Institute of management and Economics

Russian, Taganrog USING THE RESULTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AS AN OPPORTUNITY FOR CHANGE OF IMAGE OF EDUCATIONAL

INSTITUTION

Abstract: Psychological support is a tool for the development and establishment of a professional, because the modern requirements of the Ministry of education is obliged to monitor the development of the student. The results are aimed at the educational process, monitoring the activities of the University as a whole. This article describes the results of psychological support as the possibility of adjusting the image of the educational institution through identification of the views of the applicant.

Keywords: applicants, first impression, institute, education process and on a new set of event.

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психологическое сопровождение. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно -ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать,

помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги [1].

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности [1].

М.Р. Битяновой определяет сопровождение - определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы [2].

Традиционно в научной психолого-педагогической литературе под сопровождением понимается целостный, непрерывный процесс изучения, анализа, развития и коррекции познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых процессов и личности студента, попадающего в поле деятельности субъектов сопровождения (Л.В. Темнова, Э.М. Александровская, Н.Г. Осухова и др.) [8].

В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития человека в каждом конкретном случае выступает и сам субъект развития, и педагоги, ближайшее окружение.

Перед абитуриентами стоит главная задача - получение высшего образования. Будущим студентам важно определиться не только с выбором профессии, но с высшим учебным заведением. Абитуриенты и их родители обращают внимание не только на престижность вуза, возможность получения бюджетного места, оптимальную оплату обучения и т.д. Можно перечислять факторы, которые влияют на выбор вуза и на его представление в их глазах. Вместе с тем возникает острая проблема, как заинтересовать абитуриентов высшим учебным заведением. В практике образовательного учреждения представлены разнообразные мероприятия для их привлечения от «Дня открытых дверей» до распространения рекламной продукции в городе и регионе. Они отражают политику вуза по привлечению абитуриентов и программу «нового набора». Поэтому важно знать не только конкурентное преимущество вуза, но и представление нем в глазах абитуриента, как формируется имидж вуза в образовательной среде. В связи с этим руководство вуза отслеживает мнение вновь поступивших студентов об учебном заведении в целом, интересуется первыми впечатлениями о получении новых знаний и уровне организации образовательного процесса. В нашем вузе проводится мониторинг первокурсников. Целью мониторинга является выявление первых представлений об учебном заведении, а также

выяснение, оправдались ли их ожидания от образовательного процесса [4,5,6].

Мы провели исследование на Факультете среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения». В исследовании принял участие 51 человек. Методом исследования являлось анкетирование. В анкете были представлены вопросы не только о рекламной деятельности вузов, причинах выбора вуза, но и вопросы о первых впечатлениях, полученных студентом от общения с преподавателями, о его реакции на образовательный процесс в целом.

Для начала представим результаты эффективности «Дня открытых дверей» и «наполненности сайта вуза», а также оценку сайтов других вузов. Вопросы анкеты составлены так, чтобы провести сравнительный анализ посещаемости данного мероприятия не только нашего вуза, но и других, просмотреть динамику и причины посещения и непосещения. На вопрос «Посещали вы дни открытых дверей?» 50,9% респондентов ответили отрицательно, а 49% - положительно. Студентов просили указать причины непосещения данного мероприятия. Доминирующей причиной является ответ «не знал» (11,7%), на втором месте - «не было времени» (7,8%), на третьем месте - «не было возможности» (3,9%). Респонденты указывали другие причины: нежелание приходить, отсутствие в городе, болезнь или семейные обстоятельства. При этом студенты отмети, что 58,8% опрошенных ответили, что они получили полезную информацию, а 13.7% -отозвались отрицательно. Как видно из данных вопросов, эффективность мероприятия «День открытых дверей» зависит не только от работы кураторов-преподавателей, но и рекламной политики вуза. Далее опишем результаты по сайту вуза и сравним посещаемость сайтов других вузов. Анализируя ответы на вопрос «Посещали ли вы сайты других вузов, чтобы сделать свой выбор?», мы получили следующие результаты: 64,7% респондентов ответили положительно, а 35,2% - отрицательно.

Основными причинами непосещения сайтов вуза является «не было необходимости», «не знал», «был однозначный выбор», «не планировал поступать в другие колледжи». Вопрос «Если вы посещали сайты учебных заведений, то какие из них Вам запомнились больше всего? Почему?». 17,6% респондентов отметили сайт института. Респонденты отмечали, что «хорошие отзывы и красиво оформлено здание», «в институте можно получить высшее образование, тут я могу выучиться на профессию, которая мне нравится», «зациклилась на вузе и хотела поступить». Сайт вуза произвел хорошее впечатление своим оформлением, а также большим объемом информации о вузе. 9,8% опрошенных ответили, что они никакие сайты не посещали. При этом респонденты отмечали «ДонГАУ», «ТГПИ» и «ТИИ ЮФУ». Важно отметить, что при ответе на вопросы, связанные с поступлением в наш вуз и посещением сайта перед приходом в приемную комиссию, 84,3% респондента ответили положительно и 74,5% опрошенных получили полную информацию, используя сайт. У студентов спросили,

играет ли сайт важную роль при выборе института. Ответы распределились следующим образом:

Рис 1. Выбор вуза в зависимости от роли сайта

Как видно из представленного рис.1 39,5% респондентов полагают, что сайт играет второстепенную роль, 35,5% опрошенных - определяет в значительной степени, 23,5% - никакой роли в выборе вуза не играет. Ответ на вопрос «Какие Интернет-ресурсы Вы посещаете чаще всего?» Результаты представлены на рис 2.

I социальные сети

I сайты, связанные с моими личными увлечениями

I официальные сайты г. Таганрога

Iобазовательные ресурсы

Рис 2. Распределение Интернет-ресурсов

Доминирующими сайтами, которыми пользуются респонденты, являются социальные сети (84,3%), сайты, связанные с моими личными увлечениями (43,1%), официальные сайты города (27.4%).

Таким образом, на эффективность привлечения абитуриентов в стены вуза влияет не только наполненность сайта и его оформление, но распространение информации о мероприятиях в городе и регионе. Имидж вуза складывает не только из мероприятий по новому набору, а также через системы «преподаватель-студент», «декан - студент» и «студент-студент». Представленные системы позволяют узнать мнение студентов о вузе в целом, т.к. они находят отражение не только в удовлетворении образовательным процессом, коммуникации с преподавателями и руководством, а также ответной реакции их родителей.

Использованные источники:

1.Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002.

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000.

3.Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 - 7 лет) / И.В.Ганичева. - М.: Книголюб, 2008. - 136 с.

4.Коновалова Н. В.Психологическое сопровождение как способ профессионального развития студентов среднего профессионального образования. Личность и социальное развитие: материалы международной научно-практической конференции 28-29 марта 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske centum "Sociosfera-CZ", 2013.

5.Коновалова Н.В. Психологическое сопровождение как средство развития личностно-когнитивной сферы студента. Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development: Papers of the 1st International Scientific Conference (Stuttgart, Germany). April 21. Stuttgart, 2013.

6.Коновалова Н.В. Психологическое сопровождение как фактор формирования профессиональной идентичности«The Second International Congress on Social Sciences and Humanities».Proceedings of the Congress (19 May, 2014). «East West» Association forAdvancedразработанно два междисциплинарных проекта Studies and Higher Education GmbH. Vienna.

7.Мазеина Ю.В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-6.pdf 8.Осухова, Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости / Н.Г. Осухова . - М. : Красная площадь, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.